Мастерская "Учимся писать письма".
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Материалы школ Удмуртии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_pisat_pisma.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся писать письма.

7 класс.

Творческая мастерская.

Внимание ребят направлено на задания, групповые, индивидуальные, выполняя которые, они строят свои знания сами (ФГОС), а не получают их в готовом виде от учителя. Самостоятельно постигнутое доставляет радость и уже не забывается. Появляется уверенность в своих силах, вера педагога в своего ученика. Поэтому занятия ученики ожидают как праздник. Мастер осуществляет руководство познавательной деятельностью ребят через задания, логическую структуру мастерской.

Отличительная особенность данной технологии – диалог: внутренний диалог с самим собой (при выполнении индивидуального задания), работа с текстом как культурным аналогом – диалог автора и читателя, внешний диалог – каждый член малой группы делится результатами своей индивидуальной работы, слушает других, сопоставляет свои и чужие доводы.

В основе мастерской – взаимодействие разных культур, «диалог культур», который способствует взаимообогащению, объединению национальных литератур, гармонизации межнациональных отношений, формированию общероссийского гражданского сознания.

Время 2 урока.

Цель: развитие интереса учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры письма, воспитание бережного отношения к своему языку и языкам других народов, вдумчивого и размышляющего читателя, способного любить и сострадать. Занятие в мастерской можно проводить и как учебной занятие, и как внеклассное занятие.

Учитель. Ребята, любите ли вы писать и получать письма? Как часто вы их пишите и получаете? Опишите свое состояние при получении или ожидании письма в 2-3 предложениях. Приведите примеры из литературы, где письма играют немаловажную роль.

Варианты ответов:

  1. Каждый, наверное, горит желанием получить письмо. Но пока оно не в руках, в душе творится непередаваемое словами.
  2. Сердце мое замирает, когда вижу почтовый конверт. Хочется быстрее притронуться к нему, открыть и …  поговорить.
  3. Я еще ни разу не получал ни одного письма. Если бы получил, моему удивлению не было бы предела.
  4. Я мечтаю, что кто-то когда-нибудь мне напишет письмо. Ответила бы сразу и с большим удовольствием.

Словарная работа.

Напишите слово «письмо» и подберите к нему однокоренные слова – существительные. (Письмо – писать, роспись, надпись, письмоносец, выписка, подпись, приписка, писулька, записка, переписчик, писарь, опись, запись, расписка, роспись, писец, писатель, летописец, пропись, описание…).

Определите, сколько значений имеет это слово. В случае затруднения можно обратиться к словарю С. И. Ожегова (групповая работа).

Ответ:

Письмо – это

  1. написанный текст, посылаемый для какого-либо сообщения кому-нибудь;
  2. умение писать (учиться письму, искусству письма);
  3. та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи (иероглифическое письмо, славянское письмо);
  4. манера художественного изображения (реалистическое письмо, икона старинного письма).

Найдите в толковом словаре значения данных слов и выпишите их.

Письмовник (в старину: сборник образцов для составления писем).

Письмоводитель (устар.) (переписчик, писарь).

Письмоносец (то же, что почтальон).

Писулька (небольшое письмо, записка).

Постскриптум (приписка в письме после подписи, обозначаемая буквами P.S., по латыни «после написанного»).

Реквизиты (обязательные составные части делового письма или документа).

Эпистолярный (о жанре литературного произведения: в форме письма, переписки).

Учитель. Прочитайте в группах текст (раздает экземпляры текста).

Сколько понятий включает в себя поистине богатое, волшебное слово! Что может быть более интригующим, загадочным, чем письмо, еще не раскрытое, которое держишь в руках, независимо, от кого оно: от близких, друзей или знакомых. Оно может и обрадовать, и огорчить, и перевернуть всю жизнь – «бросить в бездну без стыда» (К. Рылеев). Не зря художники слова нередко избирают письма как форму романного повествования, например, «опасные связи» Шодерло де Лакло, «Страдания юного Вертера» Гете, «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо. Эпистолярный жанр использовался и в русской (Тургенев, Толстой, Чехов, Достоевский), и в советской классике: В. Каверин («Два капитана»), Д. Гранин («Зубр»). Своеобразными письмами являются записки, дневники в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр «письма» был популярным и в творчестве поэтов военного времени. Это письма-обращения, письма-исповеди, письма-клятвы: «В землянке» А. Суркова, «Жди меня» К. Симонова, «Темная ночь» В. Агатова. Шестнадцать «домашних» строк из письма А. Сурикова жене стали песней благодаря композитору К. Листову.

Академик Д.С. Лихачев был уверен, что письма являются хорошими помощниками в овладении искусством слова: «…чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневники, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше – не худо еще в юные годы – о своем детстве, например). …В момент  их написания вы не только учитесь писать – вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было, и как вы поступили. Хорошо, свободно  и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, свое расположение к симпатичному вам человеку».

Учитель. Сегодня, следуя мудрому совету Д. Лихачева, мы с вами будем учиться писать. Для начала напишем небольшое личное письмо другу (подруге) на тему «Письмо» (7 минут). В зависимости от содержания письма тему можно конкретизировать.

Не забудьте обратить внимание на основные компоненты письма:

  1. начало (дата, место, форма обращения к адресату);
  2. основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым);
  3. конец (пожелания адресату, подпись; дата и местонахождение отправителя письма, если они не были указаны в начале).
  4. Учитель (раздает группам карточки с общими требованиями, предъявляемыми к официальному, деловому, личному письму). Чтобы ваши послания были содержательными, интересными, предлагаю вам использовать в своих письмах следующие афоризмы (раздает карточки с афоризмами).
  5. «Кто-нибудь всегда смотрит из-за твоего плеча, как ты пишешь. Мать. Учитель. Шекспир. Бог». (Мартин Эмис)
  6. «Чем больше человек пишет, тем больше он может написать». (Уильям Гэзлитт)
  7. «Писать – значит читать себя самого». (Макс Фриш)
  8. «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». (Дэниэл Бурстин)
  9. «Писать трудно, но еще труднее было бы не писать». (Тадеуш Бреза)
  10. «Думать легко. Писать трудно». (Рамон Гомес де ла Серна)
  11. «Дневник – это Я, письмо – это Ты». (Казимеж Выка)
  12. «В письмах умного человека отражается характер тех, кому они адресованы». (Георг Лихтенберг)
  13. «Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из прошлого века». (Торнтон Уайдлер)
  14. «Немедленно после того, как письмо запечатано, в голову приходят свежие мысли». («Закон письма»)
  15. «Это письмо получилось таким длинным потому, что у меня не было времени написать его короче». (Блез Паскаль)
  16. «Пока нет рядом почтового ящика, прекрасно помнишь, что нужно бросить письмо». («Закон Хаудена»)
  17. «Я бы ответил на ваше письмо быстрее, но вы мне его не послали». (Гудман Эйс)

Письма учащихся.

«Привет, Оля. Вот мы уже в дороге. Извини, что письмо пришло поздно: рядом не было почтового ящика. Но я не забыла про него. Голова была полна интересными мыслями, но как только начала писать, все выветрилось. Думать легко. Писать трудно.

Люблю буквы, аккуратно выведенные твоей рукой на простом тетрадном листке обыкновенной шариковой ручкой, потому что от них исходит тепло. В строгих, отпечатанных на компьютере буквах я перестаю видеть и слышать тебя, ты мне кажешься далекой и чужой. Согласись, письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из прошлого века. А потому они представляют для меня еще большую ценность…  Это письмо получилось таким длинным потому, что у меня не было времени написать короче.

До следующей письменной встречи.

7 июня 2013 г.                                          Марина Попова»

Учитель. Прочитайте в группах информацию (карточки).

О каких бы письмах ни шла речь, официальных, деловых, личных, наряду с радостными и печальными известиями в них отражается время автора и его адресата, его современников. Письма великих людей вековой, полувековой давности – всегда открытие, ибо на них лежит печать истории, отблеск давних событий. Они помимо книг, научных источников освещают какую-то, может быть, забытую, но важную сторону жизни, нравов, умонастроения людей, прибавляют существенное к нашему знанию о прошедших поколениях.

А. П. Чехов был общителен в переписке, но в общении молчалив – будто не доверял произнесенному слову, мимолетному, суетному и поспешному. А письма он любил, любил посылать их и получать и раскладывать в конце года по алфавиту. Нет материала, в котором жизнь отпечатывалась бы так навечно и глубоко, как в рукописном слове, которое создается без всяких технических сложностей; нет ничего проще чеховской ручки с пером № 86 и ценнее советов, которые он давал своим литературным собратьям.

Содержательность и душевное тепло чеховских писем напоминают о высокой ценности человеческой жизни. Не поддаваться судьбе, не растворять себя в будничном течении дел и забот, когда день прошел – и с плеч долой; чем бы ни занимался человек и что бы он ни создавал, он создает свою судьбу и самого себя.

«…Я люблю получать от Вас письма… столько в них всегда меткого остроумия, так хороши все Ваши характеристики людей и вещей, что их читаешь как талантливое художественное произведение», - писал А.Н.Плещеев Чехову 15 июля 1888 г.

Учитель. Послушайте стихотворение Максимилиана Волошина, поэта, философа, путешественника (1877-1932), о старых письмах (читает наизусть ученик). Напишите небольшой текст-анализ данного стихотворения (раздать тексты стихотворения М.Волошина).

Я люблю усталый шелест

Старых писем, дальних слов…

В них есть запах, в них есть прелесть

Умирающих цветов.

Я люблю узорный почерк –

В нем есть шорох трав сухих,

Быстрых букв знакомый очерк

Тихо шепчет грустный стих.

Мне так близко обаяние

Их усталой красоты…

Вариант ответа.

«Автор сравнивает старые письма с сухими травами, которые причудливо украшают землю. Узорный почерк так же искусно вытканным ковром ложится на чистый лист бумаги. В отличие от сухих трав, ни одна буковка не шелохнется при дуновении ветерка. Буквы как старички, но быстрые. Они тихо шепчут потому, что уже устали от многократного чтения. Письмо не гремит громом, а устало, тихо, мягко шепчет».

Учитель. Старые, дорогие сердцу письма… Письма 1941-1945 годов… Фронтовые  треугольники, письма наших дедов и прадедов, которым уже более полвека…  Они давно стали семейной реликвией, святыней, памятью, документом, историей – деревами Познания.

Одно из таких писем сегодня принесла на урок Маня петрова. Это письмо ее прадедушки с фронта, которое в их семье бережно хранят среди документов с 1941 г. (учащиеся впервые берут письмо с фронта, рассматривают его. Оказывается, они впервые видят так близко фронтовое письмо. Наши дети умеют чувствовать, а значит, любить и уважать.)

О чем может поведать нам этот скромный  солдатский треугольник? (Рассказывает маня со слов своих  родителей.)

Прочитайте в группах еще одно письмо с фронта (раздаточный материал). его написал татарский поэт Мусса Джалиль жене.

«12 января 1942 года

Дорогой Амине!

…Цель жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать. Вот и думаю я: если я погибну в Отечественной войне, проявляя отвагу, то эта кончина совсем не плохая. Ведь когда-нибудь должно кончиться мое земное существование, оборвется же нить моей жизни когда-нибудь по законам природы… Мы очень любим жизнь, хотим жить и поэтому презираем смерть! А если эта смерть так необходима (в войне, за Родину) и эта славная смерть за Родину компенсирует 30-40-летнюю спокойную трудовую жизнь до старости (т.е. равносильна ей своим значением), то незачем бояться, что рано погиб. «Жил и творил для Родины, а когда нужно было, погиб для Родины» (и эта гибель – уже есть бессмертие!).

Но… бывают минуты (мгновения), когда я думаю о Чулпаночке, представляя ее без отца… Она уже больше никогда не увидит папу (допустим). Ей родной, близкий, самый дорогой человек уже больше к ней не вернется, не придет, не поласкает ее, не будет качать ее на ножках, не поиграет с ней, не расскажет ей интересные сказки. Она никогда, никогда не увидит больше знакомое, родное ей лицо, знакомые, родные глаза…  Когда я думаю об этом, мне становится жутко… Вся душа протестует против этого – ибо так сильна моя любовь в Чулпаночке. Эта любовь сильнее всех смертей.

До свидания, милая!.. До победы!..

Мусса»

Учитель. Обменяйтесь в группах впечатлениями. Какие мысли появились после прочитанного? (слушаем всех желающих высказаться).

Учитель. Связь поколений… Извечная проблема общественного развития – передача жизненного и исторического опыта от одного поколения  к другому. Передача эта может идти и идет разными, иной раз сложными путями и в разных формах. Одной из этих форм являются родительские письма и поучения детям.

Прочитайте письмо В.А.Сухомлинского к сыну. Избрав жанр родительского поучения, автор обращается не только к своему сыну, но и ко всей молодежи, выбирающей свой жизненный путь. (Работа в парах).

«Добрый день, дорогой сын!

… Первое письмо сыну, улетевшему из родительского гнезда. Хочется, чтобы это письмо осталось у тебя на всю жизнь, чтобы ты хранил его, перечитывал, думал над ним. Мы с матерью знаем, что каждое молодое поколение немного снисходительно относится к поучениям родителей: вы, мол, не можете видеть и понимать то, что видим и понимаем мы. Может быть, это и так… Может быть, прочитав это письмо, ты захочешь положить его куда-нибудь подальше, чтобы оно меньше напоминало о бесконечных поучениях отца и матери. Ну  что ж, положи, но только хорошенько запомни, куда, в какую книжку ты его положил, потому что придет день, когда ты вспомнишь эти поучения, скажешь сам себе: а все-таки прав был отец. И тебе надо будет перечитать это полузабытое письмо. Ты найдешь и прочитаешь его. Сохрани же его на всю жизнь.

Я тоже сохранил первое письмо от отца. Мне было 15 лет, как я улетел из родительского гнезда, - поступил учиться в институт. Был трудный голодный 1933 год. Помню, как провожала меня мать на вступительные экзамены… Лепешки, испеченные из картофельной кожуры и отрубей, два стакана жареной сои – вот и все, что могла мне дать мама в тот день…

Но вот появился хлеб нового урожая. Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне первую хлебину, испеченную из новой ржи… Хлебина была в чистой полотняной торбе – мягкая, душистая, с хрустящей корочкой. И рядом с хлебиной – отцовское письмо, то первое письмо, о котором я говорю: оно хранится у меня как первая заповедь… «Не забывай, сыну, о хлебе насущном… Пусть и для тебя он на всю жизнь останется святым. Помни, кто ты и откуда ты вышел…Никогда не забывай о народном корне…  Хлеб – это труд человеческий, это надежда, на будущее, и мерка, которой всегда будет измеряться совесть твоя и твоих детей».

…Не забывай, что корень наш – трудовой народ, земля, хлеб святой…

Желаю тебе здоровья, добра, счастья.

Целую тебя.

                                                                     Твой отец»

Для своих бесед с читателем академик Д.С.Лихачев тоже избрал форму писем. «В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто… В письмах я не только «учил», но и учился… Мои письма наставительные, но, наставляя, наставлялся и сам… Писать письма мне помогали сами читатели – они со мной беседовали неслышно», - писал он.

Будем счастливыми (ответ на письмо школьника).

«Дорогой Сережа! Ты совершенно прав, любя старые здания, старые вещи – все то, что сопутствовало человеку в прошлом и сопутствует ему в его теперешней жизни. Все это не только вошло в сознание человека, но само как бы что-то восприняло от людей. Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной  культуры, слились с нашим внутренним миром, который условно можно было бы назвать нашей «душой». Ведь мы говорим «от всей души», или «мне это нужно для души», или «сделано с душой». Вот так! Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, - это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность…

Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, - несчастные».

Учитель. Выпишите из данных писем ключевые слова, словосочетания, несущие большую смысловую нагрузку, и сформулируйте основную мысль писем. (работа индивидуально, затем в группах читают свои работы, дальше, обобщая ответы представителей своей группы, выступает в классе перед малыми группами один из учеников).

Учитель. А сейчас напишите еще раз слово «письмо» и подберите к нему слова -  ассоциации, обозначающие внутреннее состояние, цвет, запах, звук и т.д. (работа индивидуально, можно в парах, затем обмен мнениями в своих группах и желающий знакомит класс с работой групп).

Слова – ассоциации, подобранные учениками.

Письмо – беспредельная радость. Внезапная неожиданность. Тревога на душе. Мучительное сомнение. Наша история. Вечная память. Семейная реликвия. Национальная святыня. Духовная культура. Прекрасная традиция. Родительское поучение. Мудрое наставление. Умение писать. Развивающая грамотность. Исторический документ. Неиссякаемое творчество. Радужное счастье. Голубая мечта. Душа народа. Тепло рук. Характер человека. Богатое наследие. Живая буква. Согревающие строчки. Любимое лицо. Стук сердца. Свежий запах страниц. Голубой конверт. Слезы радости. Учащенное сердцебиение. Усталый шелест старых писем. Узорный почерк. Красота дерева Познания.

Учитель. Используя материалы нашей мастерской, напишите итоговую работу – письмо другу (подруге).

Литература

  1. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Детская литература, 1989
  2. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М.: Просвещение, 1979. – с. 6-8.
  3. Джалиль М. Красная ромашка. Избранное. – Казань: Татарское книжное изд-во, 1988. – с. 435-436.
  4. Переписка А.П.Чехова: в 2т. Т.1- Вступ. Статья М.Громова; Комм. М.Громова и др. – М.: Художественная литература, 2012. – с. 34-35.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Умеем ли мы писать письма

Конспект урока-подготовки к написанию письма развивает интерес учащихся к эпистолярному жанру...

Урок русского языка в 5 классе "Учимся писать письма"

Цель: Обучение правильному написанию письма. Дать начальные сведения об эпистолярном жанре....

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

Урок письма «Учимся писать письма с героями мультфильма».

Урок в игровой форме знакомит учащихся с эпистолярным жанром....

Письмо. Как писать письма?

Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, формировать навыки написания  письма....