Сочинение.
консультация по русскому языку по теме

Шустова Наталья Владимировна

Типы сочинений. Темы сочинений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение

Типы сочинений.

  1. Сочинения – характеристики.

а) Характеристика одного литературного героя.

б) Сравнительная характеристика двух литературных героев (по одному или двум произведениям). Могут быть сложные варианты: автор и герой.

в) характеристика группы литературных героев.

     г) обобщающая характеристика литературного типа.

2. Сочинения литературно-критические.

3. Сочинения на свободную тему.

Подготовка к сочинению.

  1. Нужно знать содержание программных произведений. Полезно выписать цитаты, выучить их. Перечитать литературу по научным и специальным изданиям.
  2. Повторить материал учебников.
  3. Знать содержание критической литературы.
  4. Прочитать все записи в тетради по литературе.

Требования к сочинению.

  1. Тема глубоко раскрыта. Сочинение должно соответствовать теме.
  2. Достоинство сочинения – его самостоятельность.
  3. Все положения автора должны быть аргументированы, подтверждены правильными фактами, цитатами.
  4. Сочинение должно быть самостоятельным.
  5. Пропорциональное деление сочинения на три части: вступление, содержание (основная часть) и заключение. Все части сочинения должны быть связаны между собой.
  6. Итак, содержание, правильное изложение фактов, язык: а) исключить орфографические, пунктуационные, логические и стилистические ошибки; б) чистота языка, точность, ясность изложения.
  7. Внешний вид сочинения.

Структура и план сочинения.

  1. План должен соответствовать теме сочинения.
  2. План должен максимально полно охватывать все вопросы, отражая тему.
  3. План должен быть целенаправленным, то есть отражать основное содержание сочинения, логически стройным.

А.С.Пушкин. О назначении поэта и поэзии.

  1. Роль поэта – одна из главных тем в лирике Пушкина.
  2. Пушкин – лицеист о назначении поэта.
  3. «Истина жизни» - важнейший эстетический критерий поэта.
  4. Независимость поэта от мнений «сильных мира сего».
  5. Прославление свободы – священная обязанность поэта.
  6. Творчество поэта - гражданина – это вдохновенный подвиг, труд на благо общества.
  7. Цель поэзии – служение Родине, защита передовых идей своего времени.
  8. «Глаголом жечь сердца людей».
  9. Общечеловеческая значимость поэзии для современников и потомков (поэтическое завещание Пушкина).
  10. Поэт принадлежит «к вечно живущим и движущимся явлениям» (В.Г.Белинский).

Пейзажная лирика А.С.Пушкина.

  1. Пушкин – поэт истинно русский, глубоко национальный.
  2. Пейзаж в описании контрастов крепостнической действительности.
  3. Воплощение в романтических пейзажах человеческой души, идеи свободы и независимости.
  4. Любимая пора года поэта («И с каждой осенью я расцветаю вновь…»).
  5. Совершенство художественного мастерства Пушкина в зимних мотивах природы.
  6. Картины Кавказа, поразившие воображение поэта.
  7. Философское осмысление природы.
  8. Гармоническое сочетание действительности и пейзажа в лирике Пушкина.

Роль композиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в раскрытии личности Печорина.

  1. Основная задача Лермонтова: показать в реальной обстановке героя своего времени.
  2. Своеобразие композиции романа как основного средства раскрытия характера и внутреннего мира Печорина:

а) отсутствие единого сюжета (полифоническая структура произведения);

б) наличие трех рассказчиков;

в) нарушение хронологии событий.

3. «Журнал Печорина» - трагическая исповедь человека эпохи «безвременья».

4. «Герой нашего времени» - оригинальный по своему построению пример реалистического романа.

«Смех сквозь слезы» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

  1. Действенная любовь Гоголя к России.
  2. Российская действительность через призму особого авторского восприятия  и воплощение ее в образах:

а) Чичикова;

б) помещиков;

в) городских чиновников;

г) представителей административной власти;

д) народа.

3. Комизм Гоголя – основной метод раскрытия явлений действительности, событий, характеров.

Средства комического в создании образов в произведениях Н.В.Гоголя.

  1. Разоблачение темных сторон русской действительности в сатире Гоголя.
  2. Художественные приемы, используемые писателем для раскрытия характеров:

а) двуплановость;

б) гиперболизация;

в) портрет;

г) речевая характеристика;

д) предметно-бытовая деталь;

е) прием неожиданности;

ж) соседство серьезного с незначительным;

з) подбор изобразительных средств.

3. Секрет мастерства Гоголя – в правде жизни.

Гражданственность и народность поэзии Н.А.Некрасова.

  1. Народ и родина – центральные темы в творчестве Некрасова.
  2. Обличение античеловеческой природы крепостничества.
  3. Народ – страдалец и народ – бунтарь в произведениях поэта.
  4. Любовь и уважение Некрасова к народу-труженику, народу-созидателю.
  5. Вера поэта в разум и силу трудовых масс, в их светлое будущее.
  6. Образ «народного заступника».
  7. Некрасов – поэт и гражданин.

«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина как образец социально-политической сатиры.

  1. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина.
  2. Обличение и беспощадная критика дворян, чиновников, самодержавия, либералов, обывателей, бесплодных мечтателей.
  3. Народ в сказках Салтыкова-Щедрина.
  4. Художественное своеобразие сказок:

а) «эзопов язык»;

б) традиционные образы-символы животных и новые образы-аллегории;

в) переплетение реального и фантастического;

г) гипербола и гротеск;

д) речевая характеристика;

е) связь с народным творчеством.

5. Сказки Щедрина – действенное средство борьбы с современной бюрократией и антинародной идеологией.

Униженные и оскорбленные в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

  1. «Преступление и наказание» - социально-философский роман.
  2. Картины нищеты и бесправия народных масс в романе.
  3. Мотивы безысходности, социального и нравственного «тупика» униженных и оскорбленных, толкающие их на преступление.
  4. Теория «разумного грабительства» Лужиных.
  5. Идея «необыкновенного» человека Раскольникова и развенчание ее Достоевским.
  6. Поиски выхода из мира наживы и насилия.
  7. Художественные приемы раскрытия внутреннего мира героев.
  8. Достоевский – защитник униженных и оскорбленных.

Отечественная война 1812 года как война народная (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»).

1. Характер войны 1812 года.

2. Отношение к войне различных слоев русского общества.

3. Народ в войне 1812 года.

4. Бородинская битва и ее значение.

5. Партизанское движение в России.

6. «Мысль народная» в романе.

Нравственные проблемы в литературных произведениях.

  1. «Вечные вопросы» в русской литературе.
  2. «Общество будущего» в романе – антиутопии «Мы» Е. Замятина.
  3. Прошлое и настоящее глазами А. Платонова.
  4. Истинное и ложное в понимании В. Гроссмана, В.Быкова, А.Бушкова.
  5. А.Твардовский и А.Ахматова о трагедии своего поколения.
  6. Ч.Айтматов об ответственности современников за разрушение моральных устоев.
  7. Утверждение добра и справедливости в произведениях современных писателей. (Вампилов, Распутин, Донцова, Толстая, Улицкая, Лимонов, Сорокин, Семенова)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение на Всероссийский конкурс школьных сочинений "Моя семья" в номинации "Моя семья в истории страны" на тему: "Династия хлеборобов"

Сочинение победило на муниципальном и региональном этапах Всероссийского конкурса школьных сочинений....

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ

подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.

Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу  спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...

Сочинение об абзацном отступе, сочинение о задаче автора рассуждения, сочинение о существительном - дирижере.

Данные сочинения  предназначены для подготовки к работе над лингвистической темой....