Урок-презентация «Не с существительными»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Среди    трудностей, которые переживает современная школа, особое место занимают проблемы, обусловленные ростом числа школьников с отклонениями в психофизическом  развитии. Это школьники с ЗПР, астеническими состояниями, тяжёлыми психическими переживаниями, психопатическими формами поведения. У таких детей интеллектуальное и эмоциональное развитие не соответствует их календарному возрасту. Это выражается в следующих  особенностях:            

  • недостаточность общего кругозора, знаний об окружающем мире;                                                                                                                                              
  • отсутствие навыков умственной деятельности: умения сосредотачиваться, слушать и воспринимать услышанное, контролировать и планировать свои действия;
  • слабость учебной мотивации.

           Все эти характеристики присущи ученикам моих классов. Усугубляет эти состояния ещё и тот фактор, что они находятся в условиях учреждения интернатного  типа. Ребёнок, находящийся в этих условиях имеет особенности в развитии и познавательной сферы и в развитии личности.                  

Особенности               развития  познавательной   сферы.

Особенности                   развития           личности.

1.Память

-уменьшение скорости, полноты, точности, прочности запоминания;

-быстрота забывания;

-преобладание наглядной памяти   над словесной.

2. Внимание

-недостаточный объём, устойчивость;

-повышенная отвлекаемость;

-преобладание непроизвольного внимания;

-трудности переключения внимания с одного вида деятельности на другой.

3.Мышление

-недостаточная   сформированность словесно-логического мышления;

-преобладание наглядно-образного мышления;

-недостаточная сформированность ряда мыслительных операций:

а) классификации;

б) обобщения, умозаключения;

в) анализа.

4.Речь

-дефекты произношения;

-малый объём словарного запаса;

-аграмматизмы;

-низкий уровень развития всех сторон речи.

 

-ребёнок, живущий в условиях интерната, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения;

 

-отчуждённость, эмоциональная холодность;

 

-неумение эмоционально общаться;

 

-нарушение половой идентификации;

 

-феномен  «мы»;

 

-жестокое отношение со сверстниками из-за нереализованной

потребности в любви, признании;

 

-вынужденная адаптация к большому числу сверстников;

 

-сексуальные отношения;

 

-неумение сдерживаться, управлять своими желаниями и настроениями;

 

-неумение ставить перед собой цель, требующую длительных усилий.

 

Исходя из выше сказанного, работа по обучению таких детей  должна носить коррекционную направленность, т.е. отличаться от тех методов и приемов, которые используются в обычной школе, а именно применением специальных коррекционных упражнений, способствующих развитию зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятии, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления и т.д., уровнем сложности языкового материала, способом объяснения нового материала, многократным повторением изученного. Содержание педагогической коррекции – это возврат к неусвоенным разделам программы, без которых ученик не может успешно двигаться дальше, т.е. повторное изучение плохо понятого учебного материала.  В качестве примера привожу конспект урока русского языка по вышеуказанной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_s_sushchestvitelnym.doc123 КБ
Office presentation icon prezentaciya_ne_s_sushchestvitelnym.ppt83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  образовательное учреждение Тульской области

«Северо-Агеевская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Урок-презентация «Не с существительными»

                                                             Разработку урока подготовила:

                                                             учитель русского языка и литературы

                                                             Данилова Татьяна Александровна

Тема: Правописание НЕ с существительными

Класс: 6

Тип урока: урок усвоения новых знаний с разноуровневой дифференциацией обучения.

Продолжительность: 1 урок (45 мин.)

Форма урока: мультимедиа - урок.

Оборудование: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/         М.Т. Баранов и др.; -М.: Просвещение, 2011;  мультимедийный проектор, экран,  видеопрезентация,  карточки, толковый словарь.              

    Цель урока: организация работы по усвоению учащимися условий слитного и раздельного написания не  с именами существительными.

Задачи:

  1. образовательные: познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания не с именами существительными; учить различать не как часть корня, приставку, частицу;  учить выделять изучаемую орфограмму; познакомить учащихся с алгоритмом рассуждения  при выборе слитного  и раздельного написания не с  именами существительными; совершенствовать умение выполнять синтаксический разбор,
  2. развивающие: способствовать развитию умений учащихся наблюдать, сравнивать, делать выводы; расширять словарный запас;
  3. коррекционные: посредством дифференцированного подхода создать условия для развития вербальных способностей, для мотивации учащихся  к усвоению нового материала;  
  4. воспитательные: создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением карточек, способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной деятельности.

 Из опыта работы:     Среди         трудностей, которые переживает современная школа, особое место занимают проблемы, обусловленные ростом числа школьников с отклонениями в психофизическом  развитии. Это школьники с ЗПР, астеническими состояниями, тяжёлыми психическими переживаниями, психопатическими формами поведения. У таких детей интеллектуальное и эмоциональное развитие не соответствует их календарному возрасту. Это выражается в следующих  особенностях:                

  1. недостаточность общего кругозора, знаний об окружающем мире;                                                                                                                                              
  2. отсутствие навыков умственной деятельности: умения           сосредотачиваться,    слушать и воспринимать услышанное, контролировать и планировать свои действия;
  3. слабость учебной мотивации.

           Все эти характеристики присущи ученикам моих классов.    Усугубляет эти состояния ещё и тот фактор, что они находятся в условиях учреждения интернатного  типа.  Ребёнок, находящийся в этих условиях имеет особенности в развитии и познавательной сферы и в развитии личности.  

                 

Особенности               развития  познавательной   сферы.

Особенности                   развития           личности.

1.Память

-уменьшение скорости, полноты, точности, прочности запоминания;

-быстрота забывания;

-преобладание наглядной памяти   над словесной.

2. Внимание

-недостаточный объём, устойчивость;

-повышенная отвлекаемость;

-преобладание непроизвольного внимания;

-трудности переключения внимания с одного вида деятельности на другой.

3.Мышление

-недостаточная   сформированность словесно-логического мышления;

-преобладание наглядно-образного мышления;

-недостаточная сформированность ряда мыслительных операций:

а) классификации;

б) обобщения, умозаключения;

в) анализа.

4.Речь

-дефекты произношения;

-малый объём словарного запаса;

-аграмматизмы;

-низкий уровень развития всех сторон речи.

-ребёнок, живущий в условиях интерната, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения;


-отчуждённость, эмоциональная холодность;


-неумение эмоционально общаться;


-нарушение половой идентификации;


-феномен  «мы»;


-жестокое отношение со сверстниками из-за нереализованной

потребности в любви, признании;


-вынужденная адаптация к большому числу сверстников;


-сексуальные отношения;

 

-неумение сдерживаться, управлять своими желаниями и настроениями;


-неумение ставить перед собой цель, требующую длительных усилий.

                                                                                                                                                                                                      Исходя из выше сказанного, работа по обучению таких детей  должна носить

коррекционную направленность,  т.е. отличаться от тех методов и приемов, которые используются в обычной школе, а именно:

  1. применением специальных коррекционных упражнений, способствующих развитию зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятии, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления и т.д.,
  2. применением индивидуального и дифференцированного подхода,
  3. способом объяснения нового материала,
  4.  уровнем сложности языкового материала,
  5.   многократным повторением изученного.

Содержание педагогической коррекции – это возврат к неусвоенным разделам программы, без которых ученик не может успешно двигаться дальше, т.е. повторное изучение плохо понятого учебного материала.

В качестве примера привожу конспект урока русского языка по вышеуказанной теме, имеющего коррекционную направленность.

Ход урока.

I. Организационный этап.

  1. Актуализация опорных знаний.

1.Синтаксический разбор предложения.

Перед ним молва бежала, быль и небыль разглашала. (А.С. Пушкин)

(Предварительно выясняем с помощью словаря, что небыль – выдуманное сообщение, неправда)


  1.  Коррекция вербальных возможностей.

- Вспомним, что такое синонимы.

Задание №1: подберите синонимы к словам.

учитель, фотография, одежда, азбука, враг, актёр, быстрота

-Как вы думаете, слова  друг- товарищ одинаковы по смыслу или противопоставлены?

-Существительные друг-враг одинаковы по смыслу или противопоставлены? Как мы называем в русском языке такие пары слов? (антонимы)

- Попробуйте объяснить значение слова противопоставление.

 Задание № 2: подберите к данным существительным слова противоположенные, т.е. противопоставленные по смыслу.

 правда, богач, трус, жара, внимательность, спуск, война, нападение

3. Проверка заданий, выполненных  учениками у доски самостоятельно.


III. Объяснение нового материала и поэтапное закрепление усвоенного материала.

- Есть ли  в записанном предложении слово с не-?  Какая это часть речи?

- Сделайте вывод, как будет называться тема урока, если мы говорим о не- и о существительном?


  1. Запись темы урока (слайд №1) Уточняется, что мы  в ней должны решить.


- Сегодня мы должны научиться понимать, когда не-  с именами существительными пишется раздельно, а когда - слитно. Этот материал необходим нам  для того, чтобы грамотно писать.

  1. Объяснение 1 пункта правила.

- Выясним, когда не- с существительным пишется  слитно.

- Запишем  в тетрадь под цифрой 1. слово небрежность. Мы запишем его с не- слитно (слайд №2). Почему?

- Ответ вам подскажет стихотворение С. Бондаренко (слайд №3). В нём вы встретите слова, которые мы в своей речи не употребляем, назовите их.


Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи,

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый причёсанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шёл суразный дотёпа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.

А навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.

(С. Бондаренко)


-Почему же названные вами слова мы не употребляем в своей речи?

-Правильно, без  не- эти слова потеряли свой смысл, т.е. эти слова  не употребляются без не-, следовательно, писать с не- мы их должны слитно.

-Вернёмся к слову небрежность и скажем, почему оно пишется  с не- слитно? Чем, по-вашему, будет являться не- : приставкой или частью корня? Выделим корень в слове небрежность, подчеркнём слитное написание. Это орфограмма.

-Сверим наш вывод с пунктом 1 нашего правила в учебнике (с.100)


Не с существительными пишется слитно:

  1. если слово не употребляется без не-




3. Закрепление 1 положения правила.

II группа (успешная)

Задание: замените сочетания слов существительными с не-

Плохо воспитанный человек; малообразованный человек, болезненное состояние, беспорядок

Слова для справок: невежа, невежда, недомогание, неразбериха


Дополнительное задание: подберите синонимы к слову невежда  (неуч, недоучка, недоросль)


I группа (малоуспешная)

Задание: из данных слов выпишите только те слова, которые без не- не употребляются, объясните их лексическое значение, выделите корень.

Невнимание,  неженка, неграмотность, незнакомка, невидимка, непоседа, несчастье.

4. Проверка выполнения задания учащихся II группы.

5. Работа по расширению словаря учащихся.

- В чём разница  в лексическом значении слов: невежа, невежда?

Невежа – грубый, невоспитанный человек.
Невежда – необразованный,  малообразованный человек.

- Составьте устно с данными словами предложения.

6. Объяснение 2 пункта правила.

- Под цифрой 2  запишем слово правда. С помощью не- образуйте новое слово и подберите к нему синоним. Сверим получившуюся запись с первой строчкой нашего слайда (№ 4).

Правда – неправда (ложь)

Внимание - невнимание (рассеянность)

Урожай-неурожай (низкий урожай)

- Внимательно изучите запись и попробуйте ответить, почему слова неправда, невнимание, неурожай  пишутся слитно?

- Правильно, эти слова пишутся слитно, так как к ним можно подобрать синоним или близкое по значению выражение. Чем, по-вашему, будет являться  не- : приставкой или частью корня? Выделим приставку в слове неправда, подчеркнём слитное написание. Это орфограмма.

 Сверим наш вывод  с соответствующим пунктом правила в учебнике.

Не с существительными пишется слитно:

2) если существительное с  не-  может быть заменено синонимом без не-  или близким по значению выражением

7. Закрепление 2 пункта правила.

Задание: подберите синонимы с не- к словам.

Горе, враг, ложь, грубость, рассеянность, плен, робость  

8. Объяснение 3 пункта правила.

- Сравним два предложения (слайд № 5).

                 Несчастье надвинулось тёмной тучей.

Не счастье, а горе надвинулось тёмной тучей.

- Почему в первом предложении слово несчастье пишется слитно? Как стали писать не- с существительным во 2 предложении? Что изменилось? Чем является не-  в данном предложении: приставкой, частью корня или отрицательной частицей?

- Правильно. Не - с существительным пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом а. Является частицей.

- Запишем  второе предложение под цифрой 3. Подчеркнём пробел между частицей и словом, синоним подчеркнём двумя чертами. Это орфограмма.

- Отгадаем загадку Д. Родари (слайд №6)

Он не акула и не кит.

Он не барсук и он не крот,

Но под землёй не пропадёт.

Он не орёл, не гусь, не дрозд,

Но может долететь до звёзд.

Не догадаешься вовек,

Всё может только …

                                 (Д. Родари.)

- Какую функцию выполняет частица не? Как пишется  с именами существительными? Можно ли заменить слова с частицей не синонимом?

- Правильно, не  выполняет отрицательную функцию и является словом-отрицанием, пишется раздельно, синонимом его заменить нельзя. Сверим наш вывод с правилом учебника.

Не с существительными пишется раздельно, если является словом отрицанием. В предложении с отрицательной частицей часто есть противопоставление с союзом а.

9. Закрепление  3 пункта правила.

Задание: из упражнения 242 с.101 выпишите только те предложения, которые относятся  к последнему положению правила, выделите орфограмму.



III. Обобщение изученного.

1. Работа с опорным конспектом.

- Посмотрим на запись, которая у нас получилась в ходе урока.

1) Небрежность

2) Правда – неправда (ложь)

3) Несчастье надвинулось тёмной тучей.

Не счастье, а горе надвинулось тёмной тучей.

- С помощью этих примеров расскажите о правописании не- с именами существительными.

2. Работа с алгоритмом рассуждения (слайд № 7)

Чтобы правильно написать Не- с  именами существительными,

  1. определи, употребляется ли существительное без не-:

           а) если не употребляется, то пиши слитно,

           б) если употребляется, то

2) проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:

            а) если есть, пиши раздельно,

            б) если нет, то

3) замени существительное синонимом или близким по смыслу словом:

            а) если можно заменить, то пиши слитно,

            б) если нельзя заменить пиши раздельно.

3. Поэтапная отработка рассуждения на примерах (слайд № 7).

Каждая (не)удача прибавляет ума.

(Не)вежество исцеляют знания.

Ученье без уменья – (не) польза, а беда.

(Не) туман белеет в тёмной роще.


IV. Подведение итогов урока.

  1.  Выставление оценок.
  2. Домашнее задание: выучить правило с.100, упр.238 (подробный разбор) I группа – 5 строчек, II группа – упражнение  в полном объёме.



1 человек у доски самостоятельно






1 человек у доски самостоятельно; слова заранее записаны на доске





Задание выполняется устно по «цепочке»














Дети - в тетрадях, учитель - на  отдельном отвороте доски.




























Карточка у каждого ученика данной группы, работают самостоятельно.







После повторного объяснения (при необходимости) учащиеся выполняют задание под контролем учителя, комментируя каждое слово.








Дети - в тетрадях, учитель - на  отдельном отвороте доски.














Работа по «цепочке» без деления на группы












Дети - в тетрадях, учитель - на  отдельном отвороте доски.













Один ученик у доски, остальные в тетрадях под контролем учителя.
























Сначала проговариваем устно, затем записываем в тетрадь.

Образец рассуждения: Слово неудача может употребляться без не-,  в предложении нет противопоставления с союзом а, это слово можно заменить синонимом, следовательно, оно пишется слитно.

2 мин

10 мин


















20 мин

























































































10 мин


























3

мин





Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕ с существительными Подготовила: учитель русского языка и литературы ГОУ ТО «Северо-Агеевская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Данилова Татьяна Александровна

Слайд 2

Правописание не с именами существительными

Слайд 3

Слитное написание не- с именами существительными Небрежность

Слайд 4

Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во всём была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная, И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый причёсанный ряха . А за ряхой по травке свежей Шёл суразный дотёпа и вежа . А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. А навстречу всем утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не.

Слайд 5

Правда – неправда (ложь) Внимание-невнимание (рассеянность) Урожай – неурожай (низкий урожай)

Слайд 6

Раздельное написание не- с именами существительными Несчастье надвинулось на нас тёмной тучей. Не счастье, а горе надвинулось на нас тёмной тучей.

Слайд 7

Он не акула и не кит. Он не барсук и он не крот, Но под землёй не пропадёт. Он не орёл, не гусь, не дрозд, Но может долететь до звёзд. Не догадаешься вовек, Всё может только … (Д. Родари.)

Слайд 8

Чтобы правильно написать Не- с именами существительными, 1)определи, употребляется ли существительное без не -: а) если не употребляется, то пиши слитно, б) если употребляется, то 2) проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет: а) если есть, пиши раздельно, б) если нет, то 3) замени существительное синонимом или близким по смыслу словом: а) если можно заменить, то пиши слитно, б) если нельзя заменить пиши раздельно .

Слайд 9

Каждая (не)удача прибавляет ума. (Не)вежество исцеляют знания. Ученье без уменья – (не) польза, а беда. (Не) туман белеет в тёмной роще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока + презентация по русскому языку по теме "Имя существительное".6 класс.

Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к всрече с жителями неизщвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течени...

Урок-презентация в 5 классе по теме "Повторение имени существительного"

Аннотацияк уроку русского языка по теме:« Повторение имени существительного»   Данный урок русского языка «Повторение имени существительного» разработан для 5-ых классов при изучении темы «И...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Урок -презентация "Согласование имён прилагательных с именами существительными" (7 класс)

Урок - презентация  по теме "Согласование имён прилагательных и именами сушествительными" (7класс)...

Урок-презентация по теме:"Номдар"("Существительное").

Знакомство учащихся с именем существительным на материале произведений Коста Хетагурова....