Урок-презентация в 5 классе по теме "Повторение имени существительного"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Аннотация

к уроку русского языка по теме:

« Повторение имени существительного»

   Данный урок русского языка «Повторение имени существительного» разработан для 5-ых классов при изучении темы «Имя существительное» Тип урока - повторение.

На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, способствовать основательному закреплению знаний учащихся и овладению навыками правописания, поддержать их здоровье и эмоциональное благополучие

  На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность учащихся для самостоятельного поиска новых способов формирования правописания. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sushch.docx123.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Повторение имени существительного»

 «Категория существительного имеет огромное значение

для нашей мысли. Без неё невозможны были бы никакое знание, никакая наука. Нельзя было бы, например, говорить

ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни,

ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего этого

отдельно не существует»

А.М.Пешковский

                                                     

Цель:  1) обобщить и систематизировать сведения об имени существительном и

            основных правилах с ним связанных;

                2) привитие умения и навыков применять полученные знания на практике;

                3)уметь самостоятельно отбирать материал и готовить выступления в классе;

                4) совершенствовать умения логически правильно, аргументировано говорить;

                5) привить любовь к художественной литературе;

                6) воспитание чувства ответственности, активизации познавательной деятельности в коллективе.

Оборудование:   кластер на доске, иллюстрации с Дедом Морозом, бабой Ягой и т.д., корзина с золотыми яйцами, в которых находятся загадки, запись на доске, чудо – дерево с фруктами и ягодами, листы для детей «Контроль знаний», запись «Времена года» П.И.Чайковского.

Ход урока.

  1. Учитель:

Долгожданный дан звонок –                                                      

Начинается урок.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный.

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.

   Сегодня, действительно, важный урок. Урок контроля знаний. У нас будет презентация имени существительного как часть речи. Мы повторим всё уже известное нам по этой теме.

  Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям учёных, существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов.

  Замечательный лингвист А.М.Пешковский писал: «Категория существительного имеет огромное значение для нашей мысли. Без неё невозможны были бы никакое знание, никакая наука. Нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует»

  Действительно, почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

  Давайте же послушаем вас, дорогие ребята.

(Примерные ответы учащихся)

    1.  Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?

  По значению существительные делятся на три группы:

   Конкретные – называют конкретные предметы живой или неживой природы, например: журнал, рыба, брат.

   Вещественные – называют различные вещества, например: воздух, сахар, бензин.

   Собирательные – называют множество одинаковых предметов как одно целое, например: детвора, листва, учительство.

   Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов - мужскому, женскому или среднему. Изменяются по числам и падежам.

  Начальной формой существительного является именительный падеж единственного числа. В этом падеже существительные в предложении могут быть подлежащим, именной частью сказуемого, обращением. В косвенных падежах имена существительные выступают в роли второстепенных членов: дополнений, обстоятельств, несогласованных определений.    

                                           

2.    Существительные делятся на нарицательные и собственные.

  Существительные, называющие однородные предметы, являются нарицательными: ученик, учебник, страна.

   Существительные называющие единичные предметы, являются именами собственными: Казань, Андрей, Волга.

  Имена собственные могут состоять из одного слова или из нескольких слов (Александр Сергеевич Пушкин, Нижний Новгород). В предложении такие сочетания выступают как один член предложения.

  Собственными именами существительными являются имена, фамилии, клички животных, названия городов, рек, гор, названия книг, картин, кинофильмов, спектаклей, названия организаций, исторических событий.

  Имена собственные пишутся с большой буквы. Названия книг, газет, журналов, кинофильмов, кораблей, поездов кроме того выделяются кавычками.

3.  Существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые.

   Одушевлённые существительные называют предметы живой природы, к ним задаётся вопрос кто?: кошка, дедушка, муравей.

   Неодушевлённые существительные называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что?: город, вода, камень.

  Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные различаются не только по значению, но и по форме винительного падежа: у одушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа одинакова с формой родительного падежа множественного числа, а у неодушевлённых существительных – с формой именительного падежа множественного числа. Поэтому существительное кукла является одушевленным, так как в винительном и родительном падежах будет кукол, а существительное народ -неодушевлённым, так как в винительном и именительном падежах будет народы.

  В произведениях художественной литературы предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых. Например: «Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой. В этом предложении к существительному умывальник задаём вопрос кто?»

 4. Существительные имеют три рода: мужской, женский и средний. Имя существительное по родам не изменяются.

  Род существительных можно определить, поставив к существительному мой, моя, моё: мой товарищ, моя фамилия, моё яблоко. У некоторых существительных род можно определить по значению слова: одни слова называют людей и животных мужского пола, а другие – женского, например: отец, лев, брат – мужского рода, курица, бабушка львица,– женского рода.

  Существительные мужского рода чаще всего имеют нулевое окончание, например: мир, стол. Существительные женского рода обычно оканчиваются на –а, -я, например: дружба, книга. Существительные среднего рода оканчиваются на –о, -е: окно, гнездо. К среднему роду относятся существительные, оканчивающиеся на –МЯ, например: имя, время. 

   Особую группу образуют существительные общего рода, которые могут обозначать людей и мужского и женского пола, например: плакса, соня, неряха. В предложении они выступают то как существительные мужского рода, то женского рода, например: Какой ты неряха( о мальчике) – Какая ты неряха (о девочке).                

   Имена существительные с Ь на конце могут относится к мужскому или женскому роду.

  Род существительных с Ь на конце в словосочетании и предложении можно определить по словам, с которыми они связаны. Например: добрый конь, конь бежит, этот конь.

  Род существительных с Ь на конце также можно определить по окончанию родительного падежа. Существительные мужского рода в родительном падеже единственном числе имеют окончание –Я, например: конь – коня; существительные женского рода – окончание –И, например: мышь – мыши.

   Имена существительные с основой на шипящий и нулевым окончанием относятся к мужскому или женскому роду.

  В именах существительных женского рода после шипящих пишется Ь, например: ночь, мышь.

  Имена существительные мужского рода пишутся без Ь, например: мяч, врач.

5. Существительные имеют два числа – единственное и множественное.  По числам изменяются конкретные существительные. Если речь идёт об одном предмете, употребляется единственное число, если предметов два или больше, то используется множественное число.

    Существительные вещественные, собирательные, отвлечённые,  собственные, не изменяются по числам. Объясняется это тем, что эти группы, особенно вещественные и собирательные, уже в форме единственного числа обозначают множество. Поэтому есть существительные, имеющие форму только единственного числа: молоко, дружба, Кавказ, и имеющие форму только множественного числа: каникулы, сани, Альпы.

   У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется род и тип склонения.

6. В русском языке 6 падежей. Каждый имеет своё название и отвечает на определённый вопрос.

Именительный падеж – кто? что?

Родительный падеж –    кого? чего?

Дательный падеж –        кому? чему?

Винительный падеж –   кого? что?

Творительный падеж –  кем? чем?

Предложный падеж –    о ком? о чём?

    Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.

    Чтобы определить падеж существительного в предложении, нужно найти слово, от которого зависит существительное и задать от этого слова к существительному падежный вопрос.

  Изменение существительных по падежам называется склонением.

7. Существительные в единственном числе распределяются по трём типам склонения.

    К первому склонению относятся существительные женского рода с окончанием –а (-я) (стена, земля, армия), а также небольшое количество существительных мужского рода с окончанием –а (-я) (дедушка, дядя, Петя)                                      

   Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием (дом, волк, конь), а также существительные среднего рода с окончанием –о, -е (облако, море, окно).    

При склонении некоторых имён существительных мужского рода происходит выпадение гласных, например: кусок – куска.

  К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием. Они имеют мягкий знак в конце слова (степь, ночь, мышь).

  Имена существительные третьего склонения в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание –И, в творительном – окончание –ЬЮ.

8. Во множественном числе у имён существительных мужского, среднего и женского рода в дательном, творительном и предложном  падежах одинаковые окончания. У  существительных с твёрдой основой окончания –ам, -ами, -ах, с мягкой - -ям, -ями, -ях.

   В родительном падеже во множественном числе имена существительные женского рода и некоторые существительные среднего рода имеют нулевое окончание: реки – рек, озёра – озёр.

     У существительных в родительном падеже во множественном числе после шипящих Ь не пишется. Например: туч, рощ.

                                                                                                   

    Учитель: Молодцы!  Вы убедились, какая это важная часть речи.   Посмотрите на доску. Здесь у нас кластер, при составлении которого были сделаны ошибки, найдите их.

   Молодцы! Вместе повторим то, что усвоили, успели изучить по данной теме. И проверим, умеете ли применять на практике свои знания, соблюдаете ли нормы произношения и правописания существительных.  

  1.  Взгляните на рисунки и объясните разницу в написании одинаково звучащих слов.

Баба Яга (имя персонажа сказки) – баба яга – злая старуха.

Дед Мороз (герой сказки) – дед мороз (ёлочная игрушка).

Геркулес (древнегреческий мифологический герой) – геркулес (название овсяной каши)

«Скорая помощь» (название учреждения) – «скорая помощь»

Как мы называем такие слова?

   Учитель: Правильно. Это собственные и нарицательные существительные. Ещё существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые. Взгляните на свои листы.

  1. Прочитай текст. Выпишите  в два столбика одушевлённые и неодушевлённые существительные. (Контроль знаний)

   Прошла буря. Под камышом подобрали двух птенцов, которые были потеряны пеликаном и колпицей. Лечить их взялась рыбачка Мария Ивановна. Ей быстро удалось приучить питомцев. Каждое утро они выходили из сарая, встречались со своей кормилицей и просили завтрак. Но товарищем друг другу каждый из них не стал. Пеликан не терпел, когда колпица приближалась к хозяйке. Осенью колпица улетела, а пеликан остался. С малышом забавлялся весь народ посёлка.

                                                                                                 (И.Прокопенко)

    Неодушевлённые                                             Одушевлённые                        

          Буря                                                                                птенцов

          Камышом                                                                       пеликаном

          Из сарая                                                                         колпицей

          Завтрак                                                                           рыбачка  

          Посёлка                                                                          Мария Ивановна  

          Народ                                                                              питомцев          

                                                                                                  кормилицей

                                                                                                  товарищем

                                                                                                  друг

                                                                                                  к хозяйке

                                                                                                  с малышом

   

  1. Вы все заметили эту корзину на моём столе. Как вы думаете, кто прислал нам корзину с золотыми яйцами? Конечно, Курочка Ряба прислала нам корзину с золотыми яйцами. Яйца не простые, а с загадками. Прочитайте задания, которые находятся внутри яиц, ответьте на них,  определите род и скажите, пишется ли Ь после шипящих в существительных единственного числа.

1. Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят.

Молока они хотят.                         (Ёж)

2. Стоит над водой, трясёт головой.          (Камыш)

3. Чёрная корова, весь мир поборола.           (Ночь)

4.Маленький рост, длинный хвост.

  Серая шубка, острые зубки.                        (Мышь)

5. Шевельнул бородкой гном,

    И вошёл хозяин в дом.                        (Ключ)

6. Стоит изба из кирпича,

    То холодна, то горяча.      (Печь)

7. Чёрный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом поведёт,

Там заметку кладёт.                   (Карандаш)

8. Что две недели зеленится.

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает.

Две недели подсыхает?             (Рожь)

4.  Учитель: Помните, у А.С.Пушкина есть такие строчки из вступления к поэме «Руслан и Людмила»

    У лукоморья дуб зелёный;

    Златая цепь на дубе том:

    И днём и ночью … (кот учёный)

    Всё ходит по цепи кругом;

    Идёт направо – песнь заводит,

    Налево – сказку говорит.

Следующее задание у нас тоже про кота, только не учёного, а  который ловит мышей. Вам нужно будет вставить слово кот, но в разных падежах.

Допиши словечко, задай вопрос и определи падеж этих существительных.

( Листок «Контроль знаний»)

У норы добычи ждёт,

Притаившись, старый …(кот. И.п)                                                                                                                    

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от …(кота. Р.п) 

А теперь и за версту

Не приблизиться к …(коту. Д.п)

Крыса старая – и та,

Видя грозного …(кота. В.п)

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с …(котом. Т.п)

Там дрожит и в темноте,

Вспоминая о …(коте. П.п)

-Что помогло вам определить падеж? (вопросы, предлоги)

5) Ребята, посмотрите, за время нашей работы успело вырасти чудо-дерево.         Назовите фрукты, которые есть на нём. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа, обозначьте окончания.

Яблоки - яблок,    сливы - слив ,   груши -груш,  апельсины -апельсинов,  мандарины -мандаринов,  бананы – бананов, валенки – валенок       .    

6. Ну, как, проголодались? А теперь я предлагаю сходить в магазин и купить продукты, названия которых – имена существительные, имеющие форму, только единственного числа.

1 вариант – молочный отдел: молоко, кефир, сметана, брынза, творог, масло, маргарин …

2 вариант – кондитерский отдел: пастила, шоколад, зефир, мармелад, халва …

Подкрепились, а теперь пойдём дальше. Посмотрите на доску.

6. У нас перед уроком произошла печальная история. Попросила я одного ученика написать на доску существительные разных склонений. А кто-то стёр и остались только последние буквы. Он не знал, какие слова были написаны, но запомнил, сколько букв было в них. Восстановите слова, определите склонение. Обоснуйте ответ.

_ _ _ _ _ а          _ _ _ я

_ _ _ т                 _ _ _ ь

_ _ _ _ т              _ _ _ _ ь

_ _ _ о                 _ _ _ ь

(машина(1), торт(2), спорт(2), окно(2), дядя(1), мать(3), глушь(3), дочь(3))

   Выполните одно задание.

Задание под знаком      - на оценку «4», под знаком   - на «5».

   Составьте словосочетания из имён существительных. Определите род.

       Образец: Путь – долгий путь ( м.р)

             Тюль(белый), повидло(яблочное), картофель(вкусный), рояль(старый), кофе(чёрный), мозоль(больная), полотенце(махровое), лебедь(белый).

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

    Ос…нью лес молчит. Такая тиш…! За сто шагов слышно, как уб…гает мыш… по сухим лист…ям. В предчувствии х…лодов ум…лкают птицы. Ни звука. В такую пору особую радость приносит рабоч… музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит м…лоток.    

                                                                                                    (В.Песков)

    Найдите в тексте слова по их грамматическим признакам и подчеркните их:

А) существительное, одушевлённое, нарицательное, женского рода, 3-го склонения, стоит в единственном числе именительного падежа,           (мышь)

Б) существительное, неодушевлённое, нарицательное, среднего рода, 2-го склонения, стоит в единственном числе дательного падежа.               (по дереву)

Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились

    Надо ли знать имя существительное? Что надо знать, чтобы уметь правильно говорить и писать?  Правильно. Необходимо знать правила, учиться, потому что «учиться всегда пригодится». Но нужно ещё время от времени и повторять выученное. Недаром говориться, что «повторение – мать учения». Это мы с вами сегодня и делали.

      Выставление оценок.

Контроль знаний.

(Контрольная работа по теме существительные)

  1. Прочитай текст. Выпишите  в два столбика одушевлённые и неодушевлённые существительные.

   Прошла буря. Под камышом подобрали двух птенцов, которые были потеряны пеликаном и колпицей. Лечить их взялась рыбачка Мария Ивановна. Ей быстро удалось приучить питомцев. Каждое утро они выходили из сарая, встречались со своей кормилицей и просили завтрак. Но товарищем друг другу каждый из них не стал. Пеликан не терпел, когда колпица приближалась к хозяйке. Осенью колпица улетела, а пеликан остался. С малышом забавлялся весь народ посёлка.

           Неодушевлённые                                  Одушевлённые

                  Буря                                                        птенцов

                  …                                                               …

2. Допиши словечко, задай вопрос и определи падеж этих существительных.

У норы добычи ждёт,

Притаившись, старый …                                                                                                                  

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от …

А теперь и за версту

Не приблизиться к …

Крыса старая – и та,

Видя грозного …

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с …

Там дрожит и в темноте

Вспоминая о …

-Что помогло вам определить падеж?

   Выполните одно задание.

Задание под знаком      - на оценку «4», под знаком   - на «5».

   Составьте словосочетания из имён существительных. Определите род.

       Образец: Путь – долгий путь ( м.р)

Тюль, повидло, картофель, рояль, кофе, мозоль, полотенце, лебедь.

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

    Ос…нью лес молчит. Такая Тиш…! За сто шагов слышно, как уб…гает  мыш… по сухим лист…ям. В предчувствии х…лодов ум…лкают птицы. Ни звука. В такую пору особую радость приносит рабоч… музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит м…лоток.    

                                                                                                    (В.Песков)

    Найдите в тексте слова по их грамматическим признакам и подчеркните их:

А) существительное, одушевлённое, нарицательное, женского рода, 3-го склонения, стоит в единственном числе именительного падежа,          

Б) существительное, неодушевлённое, нарицательное, среднего рода, 2-го склонения, стоит в единственном числе дательного падежа.              

Кластер

«Существительное»

Множественное

Единственное

Родительный

Дательный

Именитель-

ный

Средний

Женский

Винительный

Число

Творительный

Падеж

Мужской

Род

Собственные

Нарицательные

Предложный

Морфол.

признаки

Неодушевлённые

Склонение

1 скл

Одушевлённые

2 скл

3 скл

Существительное

Предмет

Вопросы

Что?

Кто?

Часть речи 

Синтаксические признаки

Подлежащее

Сказуемое

Несогласованное

определение

Обстоятельство

Дополнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Морфологический разбор имени существительного"

Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме "Имя  существительное"....

Конспект урока 5 класс "морфологический разбот имени существительного"

Конспект и презентация к уроку русского языка 5 классс по теме "Морфологический разбор имени существительного"...

Разработка урока во 2 классе - множественное число имен существительных

Конспект урока английского языка во 2 классе Lesson 39 Тема: «Plural forms of nouns»Цели:Образовательные:Ø учить описывать людей и животных, используя фразы: He(She) is… . He(She) is not….;Ø учить вес...

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".

Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....

Урок русского языка в 6 классе "Правописание суффиксов имен существительных -чик и -щик"

Урок русского языка в 6 классе для учителей, реализующих ФГОС...

Урок-презентация в 6 классе на тему: "Разносклоняемые существительные"

Материал можно также использовать при повторении темы: "Склонение существительных" и других ранее изученных орфограмм....