Урок русского языка в 6 классе "Правописание суффиксов имен существительных -чик и -щик"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Володина Наталья Владимировна

Урок русского языка в 6 классе для учителей, реализующих ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Учитель: Володина Н. В.

Класс: 6

УМК: Русский язык. 6 класс. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др.

Учебный предмет: русский язык

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Тема урока: «Правописание суффиксов имён существительных –чик, -щик».

Цели урока:

деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

содержательные: формировать навык нахождения в тексте существительных с суффиксами –чик и –щик и правильного написания этих суффиксов, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

развивающие: способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, анализировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, презентация, учебник русского языка под редакцией Баранова М. Т., Ладыженской Т. А. и др. М.: «Просвещение», 2012, электронное приложение к учебнику Баранова М. Т. и др. (авторы-составители: Н. В. Ладыженская, Т. М. Ладыженская, С. Ю. Михайлова и др.)

Этап урока

Создание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к деятельности

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию

Учащиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей, готовятся к работе

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на уроке

Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем

Актуализация и пробное учебное действие

Организует повторение знаний.

Орфоэпическая разминка (изображение на слайде): жалюзи, депо, шимпанзе, добыча, кафе, плато,

тире, реле.

Найти «лишнее слово».

Читают «по цепочке» слова, находят «лишнее» слово, анализируя остальные слова

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли

Постановка учебной задачи

Создаёт проблемную ситуацию (стадия вызова)

-О какой части речи будем сегодня говорить на уроке?

-На доске записаны слова. Помогите написать их правильно: груз..ик, свар..ик.

-В какой части слова находится орфограмма?

-Что вызывает трудности?

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока, записывают тему в тетради

Коммуникативные УУД: постановка вопросов.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: самостоятельное формулирование темы  и проблемы.

Изучение нового материала

Демонстрирует теоретическую часть в электронном приложении,  вместе с учениками делает вывод.

Демонстрирует (на слайде) «волшебное» предложение, которое поможет запомнить правило: Я тоже здесь.

-Как это предложение может помочь запомнить правило?

В тетради записывают слова и выделяют суффиксы; буквы, стоящие перед суффиксом, подчёркивают двумя чертами; делают вывод.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний

Изучение нового материала

Стадия вызова.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

-Ребята, теперь вы знаете правило, помогите мне отгадать и записать слова.

На слайдах даны определения слов: а) человек, играющий на барабане;

б) маленький барабан.

- Чем различаются эти слова?

Рассказывает лингвистическую сказку (приложение 1).

-Объясните смысл этой сказки

Учащиеся участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, совместно с учителем делают вывод.

Личностные УУД: умение слушать и вступать в диалог

Стадия осмысления

Комментирует, направляет работу учащихся

Работают в группах: читают правило в учебнике стр. 153, обсуждают, составляют алгоритм применения данного правила

Предметные УУД: умение пользоваться орфографическим правилом при написании существительных с суффиксами –чик, -щик;

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, коллективное обсуждение проблем

Физкультминутка (приложение 2)

Применение общего способа действия (первичное закрепление)

Отработка способа действия по выбору орфограммы.

Предлагает выполнить упражнение 295 из учебника;

выступает в роли тьютора для слабых учащихся

Самостоятельно выполняют задание и проверяют свои ответы по слайдам на экране, выставляют в лист оценивания количество верных ответов

Познавательные УУД: применение выработанного алгоритма на практике;

Регулятивные УУД: навыки самопроверки

Контроль на этапе окончания темы

Практическая работа 1. Учитель в процессе работы учащихся оказывает помощь учащимся по их запросу;

Практическая работа 2. Учитель в процессе работы учащихся оказывает помощь учащимся по их запросу

(приложение 3)

Самостоятельно решают задачи из ЭОР;

Самостоятельно выбирают уровень сложности контрольного теста и выполняют задания. Результаты работы фиксируют в листе контроля

Регулятивные УУД: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Коммуникативные УУД: самоопределение с целью получения наивысшего результата

Подведение итогов урока

Рефлексия.

Предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке.

Просит учеников оценить свою работу на уроке.

Выставляет ученикам оценки за урок.

Подводят итоги работы, подсчитывают количество набранных баллов в листе контроля, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.

Познавательные УУД: построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия

Регулятивные УУД: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Личностные УУД: личностное самоопределение

Домашнее задание

Задаёт дифференцированное домашнее задание: правило стр. 153,  упр. 296 или сочинить лингвистическую сказку на изученное правило

Приложение 1. Лингвистическая сказка.

Жил-был на свете добрый и ласковый суффикс –ЧИК. И такой он был добрый, что все вокруг него тоже становились очень добрыми и ласковыми. Вместо мощного колокола получался маленький колокольчик, зрелый большой лимон превращался в лимончик, а обыкновенный стул становился маленьким детски стульчиком.

Тогда люди попросили, чтобы суффикс – ЧИК помог и им стать добрее и ласковее, и суффикс согласился. Но только обозначать он стал людей не по их качествам, а по профессиям: лётчик, разведчик, пулемётчик.

Вот какой добрый суффикс –ЧИК!

Приложение 2. Физкультминута.

На барабане играет барабанщик,

На шарманке играет шарманщик,

В небеса взмывает лётчик,

Приседает водопроводчик.

С вами в ногу шагает попутчик,

Разгружает вагоны грузчик,

Отдохнули мы с вами немного

И присядем сейчас на стульчик.

Приложение 3. Дифференцированные задания.

Базовый уровень.

Выпишите из предложений слова с суффиксами –чик, -щик, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы.

  1. Некоторые насекомые являются разносчиками инфекционных заболеваний. 2. Бригада каменщиков выполнит эту работу за неделю. 3. Многие мальчишки мечтают стать летчиками. 4. Буфетчица тетя Лида, продававшая мороженое, представлялась Вовке настоящей волшебницей. 5.Во время рытья котлована экскаваторщик наткнулся на следы древнего поселения. 6. Мой дедушка был обходчиком железнодорожных путей. 7. Князь легко спрыгнул с возка и, велев извозчику ждать, направился к парадному. 8. Резчика по дереву можно смело назвать художником. 9. Рассказчик из него оказался никудышним.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повышенный уровень.

Вставьте пропущенные суффиксы (-чик или –щик). Графически обозначьте изучаемую орфограмму.

Камен________, водопровод________, полиров______, сбор_______, газет_______, рассказ_______, стеколь______, бетон_______, перевод______, буриль_____, разнос_____, уголь______, набор_____, компьютер_______, забастов_____, зачин_____, уклад______, сортиров_______, извоз______, бакен______, забой______.

Высокий уровень.

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы и распределяя слова по столбикам. Выделите в словах суффиксы –чик и –щик.

Суффикс -щик

Суффикс –чик(значение лица)

Суффикс –чик (уменьшительное значение)

Лёт..ик, диван..ик, стуль..ик, обман..ик, газет..ик, подпис..ик, стакан..ик, зачин..ик, шарман..ик, доклад..ик, совет..ик, сортиров..ик, кафтан..ик, рез..ик, обид..ик, вагон..ик, развед..ик, магазин..ик, портфель.ик, шифроваль..ик

Ключ. Базовый уровень.

  1. Разносчиками; 2. Каменщиков; 3. Летчиками; 4. Буфетчица;

5. Экскаваторщик; 6. Обходчиком; 7. Извозчику; 8. Резчика;

 9. Рассказчик.

Ключ. Повышенный уровень.

Каменщик, водопроводчик, полировщик, сборщик, газетчик, рассказчик, стекольщик, бетонщик, переводчик, бурильщик, разносчик, угольщик, наборщик, компьютерщик, забастовщик, зачинщик, укладчик, сортировщик, извозчик, бакенщик, забойщик.

Ключ. Высокий уровень.

Суффикс -щик

Суффикс –чик (значение лица)

Суффикс –чик (уменьшительное значение)

обманщик

летчик

диванчик

зачинщик

газетчик

стульчик

шарманщик

подписчик

стаканчик

сортировщик

докладчик

кафтанчик

шифровальщик

советчик

вагончик

резчик

магазинчик

обидчик

портфельчик

разведчик

Шкала оценки:

Задание № 1. За каждый верный ответ – 1 балл.

Задание № 2.

5 баллов – нет ошибок

4 балла – 1-2 ошибки

3 балла – 3-4 ошибки

2 балла – более 5 ошибок

Задание № 3.

Базовый уровень.

2 балла – нет ошибок

1 балл – есть ошибки

Повышенный уровень.

4 балла – нет ошибок

3 балла - 1-2 ошибки

2 балла – 3-4 ошибки

1 балл – более 4 ошибок

Высокий уровень.

6 баллов – нет ошибок

5 баллов – 1 ошибка

4 балла – 2-3 ошибки

3 балла – 4 ошибки

2 балла – более 4 ошибок

Итоговый балл:

Оценка

5

4

3

Количество баллов

17-19

12-16

9-11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 5 класс

Урок обобщения по теме "Склонение имен существительных".  Работа по теме идет с опорой на понятия "положительные " и "отрицательные" качества характера человека...

Урок русского языка по теме"Род имен существительных"

Цели урока:Знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов;Уметь определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами с...

Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...

Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...

Конспект урока русского языка "Путешествие в княжество Имени Существительного

Данный конспект предназначен для обобщения материала по теме "Имя существительное". Урок разработан в игровой форме....