Внеклассное мероприятие по русскому языку "От аза до ижицы" для учащихся 5-8 классов
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Черненкова Нина Владимировна

Внеклассное мероприятие по русскому языку "От аза до ижицы" знакомит учащихся 5-8 классов с историей письма, просветительской деятельностью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_aza_do_izhicy.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

От аза до ижицы

(сценарий внеклассного мероприятия, посвященного равноапостольным Кириллу и Мефодию).

Вступительное слово учителя.

        С детства мы знаем буквы нашего русского алфавита, пишем на русском языке и редко задумываемся о том, когда и как возник наш язык, какова его история. Тайны языка уже много столетий пытаются разгадать и учёные, и писатели, и поэты, и каждый из вас обязательно сможет их разгадать, если мы с вами сможем заглянуть в его историю. История русского языка – это история русского народа, история его величия и славы, невзгод и несчастий – и снова подъёма…

        Предки славян издавна жили в Европе. Учёные считают, что славяне жили там уже в начале 1 тысячелетия до нашей эры.

        Восточные славяне – древляне, поляне, дреговичи, как и другие славянские племена, - конечно, имели свой язык – разговорный. Но у них не было азбуки, алфавита, письменности, литературного языка…

        Чтобы понять, для чего людям нужен алфавит, вспомним историю возникновения языка.

        Что выступало средством общения в дописьменный период?

- канадские индейцы разводили костры, дым которых передавал на большие расстояния важную информацию соплеменникам;

- в Африке известия передавались дробью большого барабана – тамтама;

- язык свиста помогал жителям островов вдоль побережья Африки передать новости и даже позвать в гости.

        Но был изобретён и «язык», более понятный нам. Давайте посмотрим на этот язык древних людей.

На экране появляется слайд с изображением пиктографического письма.

В чём же своеобразие такого «языка», изобретённого индейцами?

Ученик читает отрывок из поэмы Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате».

Учитель: Такое письмо называют рисуночным, или пиктографическим. К пиктографии иногда прибегаем и мы, изображая и используя знаки-символы.

        Знаете ли вы их?

На экране появляются слайды с изображением красного креста, олимпийских колец, чаши, обвитой змеёй?

        Что означают эти изображения для современного человека?

                            (Ответы учащихся).

Учитель: А знаете ли вы, кто создал славянскую азбуку?

        У славянской письменности совершено удивительное происхождение. Книжный язык славян создавался на основе славянского разговорного и греческого литературного языков. А дали славянам письменность на родном языке братья Кирилл и Мефодий, впоследствии канонизированные Русской православной церковью как святые, первоучители, день памяти которых стал теперь в России традиционным днём славянской письменности. Он отмечается 24 мая. Кирилл и Мефодий открыли для славянского мира эпоху литературного языка.

На экране появляется слайд с кириллицей.

1-й. Славянская азбука очень «молодая». Ей немногим больше тысячи лет. Она была создана в середине девятого века выдающимися людьми своего времени – братьями Кириллом и Мефодием.

        Кириллическая письменность основана на греческом алфавите и 19 новых знаках.

        По простоте начертания кириллица выгодно отличалась от многих романских алфавитов. Примечательно, что в европейских языках такие звуки, как Ш, Щ, Ч обозначаются большим количеством букв. Успех нового алфавита был несомненным.

2-й. Если письмо древних есть вместилище земного, то славянская азбука объемлет большее восприятие (где мир – покой небесный). Усваивая эту азбуку, человек не только легко запоминает буквы, названия которых имеют самостоятельный смысл, - он сразу же пробуждается к размышлению, к действию.

        Ученик показывает буквы на слайде.

Г – глаголь, М – мыслите, Р – рцы, Д – добро и т.д.

        Благодаря азбуке славянские страны принимали христианское просвещение с радостью и благоговением.

На экране появляются слайды с изображением рукописных книг.

3-й. Красота букв и безграничность смыслов, в них заложенных, плодотворно сказались на развитии книжного делания. Киноварные (заставные, инициальные) буквы на Руси являют удивительный мир художественного и философского творчества. Миниатюры, заставки, орнаменты, символики букв  - подлинные жемчужины древнерусского искусства. Имя каждой буквы одушевленно святой любовью и мудростью.

На экране изображение буквы Ж.

4-й. Рассмотрите изображение буквы Ж. Её древнее название «живете» ассоциируется с символом жизни (по-славянски «жизнь» - это «живот»). Смотрите, из центра фигуры, напоминающей человека, переплетённой с древом жизни, расходятся вверх, вправо и влево, две вылетающие птицы. Человеческая фигура будто произрастает из пасти зверя, который корнями уходит в землю. Древо словно врастает в сердце человека. Всё живое переплетено в этой чудной букве в единый бесконечный узор.

Учитель: А какую историю может рассказать о себе буква А?

5-й. Первоначально она использовалась египтянами для изображения головы быка. Впоследствии была изменена греками и стала буквой «альфа». В дальнейшем её заимствовали этруски, потом она пришла к римлянам.

        «Альфа» и «бета» - первая и вторая буквы греческого алфавита – составляют слово АЛФАВИТ.

Учитель: Что скажете про букву М?

6-й. Сначала это была волнистая линия, обозначающая воду, потом вошла в греческий алфавит как буква.

Учитель: А что можно рассказать про букву Т?

7-й. Эта буква фактически обозначает крест, знак окончания, и сохранилась полностью в прежнем виде.

Учитель: А буква Б?

8-й. Пришла в славянский язык из семитских языков, означает дом, использована греками для своей буквы «бета».

Учитель: Учёные обнаружили, что буквы первой славянской азбуки несу в себе три основных

христианских символа. Присмотритесь, в состав скольких букв включён крест как символ христианского единства вселенной, Единого Бога и бесконечности. Или треугольник – Знак Святой Троицы: Бога Отца, Сына и Святого Духа.

         Ученик читает стихотворение Н.Николаева «Так вот они, наши истоки…».

Учитель: Ребята, София – по-гречески значит «мудрость». Так в ХV веке была названа столица Болгарии. А «я есмь» означает «я есть, я существую!»

Старые названия букв до сих пор широко используются во многих фразеологических оборотах.

9-й. Ижицу прописать. В наши дни уже не грозят «прописать ижицу». Нет смысла грозить ею нерадивым ученикам по двум причинам: во-первых, мало кто помнит, какой вид имела эта буква, последняя в старом русском алфавите, во-вторых, ребят в школе давно пере стали пороть плётками. Дело в том, что ижица чем-то напоминала перевёрнутый кнут. «Прописать ижицу» означало «выпороть», а в более широком смысле – «устроить кому-нибудь головомойку, крепкий нагоняй».

10-й. На ять. Буква «ять» существовала в нашем алфавите до 1918 года. Это была «коварная» буква, так как употреблялась в особых словах, которые надо было знать наизусть. А знали их только лучшие ученики. Отсюда в гимназической среде и родилось выражение на «ять», то есть «очень хорошо, отлично, великолепно».

11-й. Дать добро. Этот фразеологизм употребляется в значении «разрешить, одобрить». Пришло выражение из флотской сигнализации: вывесить флаг, символизирующий букву «добро», именно с этой буквы начиналось слово ДА.

12-й. Смотреть глаголем. Буква «глагол» представляет собой круто изогнутую линию. Владимир Иванович Даль так объясняет смысл выражения: «смотреть крючком, ябедником, сутягой».

        Ученик читает стихотворение С.Маршака «Словарь».

На экране появляются слайды, иллюстрирующие жизнь Кирилла и Мефодия.

Учитель: А теперь давайте поближе познакомимся с теми, кто подарил нам такую замечательную азбуку.

13-й. Кирилл и Мефодий родились и выросли в византийском городе Фессалоники, или как его называли славяне, Солунь. С детства у них – солунских братьев – было два родных языка – греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться. Когда Кириллу было семь лет, он увидел вещий сон: отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал выбрать одну из них  в жёны. Осмотрев всех, Кирилл выбрал прекраснейшую. Её звали София (по-гречески значит «мудрость»).

        Так ещё в детстве Кирилл обручился с мудростью: для него книги, знания стали смыслом жизни.

14-й. Отец братьев был богат и знатен. Он занимал значительную должность под начальством солунского стратига – военачальника. Поэтому Кирилл смог получить блестящее образование при императорском дворе в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал двадцать два языка, овладел верховой ездой и воинскими приёмами. Но любимым его занятием было чтение книг.

        Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие – всё это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно Кирилла за великую мудрость прозвали Философом.

15-й. После смерти отца Кирилл окончательно переселился в Константинополь, где, окончив курс наук, был принят на государственную службу патриаршим библиотекарем.

        Но государственная служба при дворе была Кириллу не по душе. Наблюдая жизнь

придворных, он понимал, как много эти люди теряют сил и времени на многочисленных церемониях рядом с семьёй императора. Поэтому Кирилл являлся во дворец с неохотой, а позже и вовсе оставил государственную службу и стал преподавать в университете философию.

16-й. По поручению византийского императора Михаила III Кирилл начал составлять славянскую азбуку. Первым помощником и учеником стал его старший брат Мефодий. Идея создать письменность для славян увлекла его.

        Когда азбука была готова, братья начали переводить на славянский язык церковные книги. Они работали с утра до ночи, порой в глазах рябило от усталости. Как только первые книги были переведены с греческого языка на славянский, братья с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви.

17-й. 24 мая 863 года в городе Плиске, который в то время был столицей Болгарии, Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.

        В конце 867 – начале 868 года Папа Римский пригласил Кирилла и Мефодия в Рим. От него солунские братья получили право просвещать народ. Но в Риме Кирилл тяжело заболел  и умер 14 февраля 869 года.

        Мефодий продолжил дело брата. В Риме он получил высокий сан архиепископа, вернулся в Моравию и посвятил последние годы жизни просветительству. Скончался Мефодий 4 апреля 885 года.

18-й. Вскоре Папа Римский запретил изучать славянский язык. Около двухсот учеников славянских просветителей в 886 году были изгнаны из Велеграда. Вместо кириллицы насильственно вводилась чуждая славянам латынь.

        Последователи Кирилла и Мефодия переселились в Болгарию, обучая славянской грамоте тысячи людей.

        Учеников солунских братьев радушно приняли и на Руси. В 988 году, во время правления князя Владимира, в Киеве открылась школа «учения книжного». Так появилась на Руси славянская школа, основоположниками которой были братья Кирилл и Мефодий.

На экране появляется слайд с петровской азбукой.

19-й. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек, впервые их увидевший, сразу захотел овладеть письмом.

        Алфавит Кирилла и Мефодия и сегодня поражает нас простотой и удобством.

        Лишь при Петре 1 в наш алфавит понадобилось внести изменения. Из него были исключены буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «пси», «омега».

        Во второй половине ХVIII века русский алфавит пополнился  новыми буквами, которых не было прежде. Юто буквы «э», «я», «и-краткое», «е».

        В начале ХХ века снова понадобилось упростить русский алфавит и правописание. Такую реформу провели в 1918 году. Были упразднены буквы «и-десятеричное», «ять», «фита», «ижица» и буква «ер» на конце слова.

Учитель: Вот и вся история братьев Кирилла и Мефодия и их азбуки. Но история эта не кончается, на протяжении многих столетий пример создателей нашего алфавита вдохновляет художников на создание произведений искусства. Послушайте, какие произведения посвятили поэты разных времён нашим героям.

На экране появляются слайды, звучит музыка, ученики читают произведения русских писателей и поэтов. (Л.Н. Толстой «Русский язык и кириллица», К. Бальмонт «Русский язык», Я.Смеляков «Русский язык»).

Литература.

  1. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. 5-8 классы. Пособие для учащихся. Москва: «Владос», 2001.
  2. Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка в школе. Методическое пособие для учителя. Москва: «Вербум-М», 2005.
  3. Львова С.И. Русский язык. 6 класс: Пособие для учащихся. Москва: «Дрофа», 2002.
  4. Материалы сети Интернет.
  5. Стивенсон В. Вначале было слово. Иллюстрированная история европейских языков. Москва: «Мир книги», 2002.
  6. Янченко В.Д. Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической науки. Москва: «Вербум-М», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории " Россия есть Россия" для учащихся 9-10 классов.

Разработка мероприятия может быть использована для внеклассного мероприятия по истории, для классного часа , для клубного занятия....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...

Внеклассное мероприятие по физической культуре "Веселые старты" для учащихся 3-х классов

Внеклассное мероприятие по физической культуре «Большие гонки» проводятся с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся приобретают навыки и умения в беге, в прыжках, в метании, в игра...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра – конкурс «Поэзия без границ» для учащихся 2 – 9 классов.

       Быстро меняющиеся реалии нашей жизни, новые вызовы времени требуют от учителя изменения вектора образовательной, воспитательной  работы и технологических решений...

внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учащихся 5-6 классов

Не секрет, что у учащихся 5-6 классов снижается интерес к учению. Одним из способов воспитывать интерес к обучению является, на мой взгляд, внеклассная работа по предмету. А так как 5-6-классники еще ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе (для учащихся 8 – 9 классов) «Последний герой»

Данная разработка ставит своей задачей развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла, а также расширить кругозор учащихся....

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учащихся 5-6 классов

Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5-7 классов.КВН - одна из наиболее популярных и полезных форм работы. Во время игры любой учащийся может раскрыться, он не боится неудач. У учащихся ...


 

Комментарии

Черненкова Нина Владимировна

Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической науки способствует формированию у школьников лингвистической компетенции, повышению интереса к русскому языку как учебному предмету.

Черненкова Нина Владимировна

Рекомендую учителям-словесникам