Рабочая программа. Русский язык. 5 класс.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме

 

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; формы и средства контроля;  перечень учебно-методического обеспечения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

города Москвы средняя общеобразовательная школа № 2031

г. Москва ул. Дмитриевского д. 13                                                              тел. (499)-721-72-81, (499)-721-72-82

«Утверждаю»                                                                      «Рассмотрено»

Директор ГБОУ СОШ №2031                                           на заседании методического

______________/ В.Н. Долматов/                                       объединения учителей русского          

«____»_________2013 года                                                языка и литературы.

                                                                                              Протокол № 1.

                                                                                              Председатель  МО    

                                                                                             _____________/ /                            

                                                                                              «    » августа  2013 года                                                                                                            

                                                                                                                                                                           

                                                                                               

                                                                           

                                                                                                     

Рабочая программа

по русскому языку

в 5 «В » классе

 на 2013-2014 учебный год

 

Учитель Кочеткова Наталия Витальевна

Программы разработаны в соответствии с действующим Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г.)

Москва. 2013 г.

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; формы и средства контроля;  перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для V класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию деятельностного, личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного  подходов к обучению родному языку:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  2. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане ГБУ СОШ №2031. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 204 (из расчёта 6 часов в неделю) часов.

            Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся V класса, которые содержат следующие компоненты:

- знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

- уметь перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности;

- выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс

русского языка V класса.

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:

аудирование:

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:

находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

В результате изучения русского языка ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

          Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

          При планировании уроков учитывалась новая структура средней школы (начальные классы 1-4) и вариативность методики преподавания предмета на I ступени.

         Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на доступном уровне трудности.

На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.

В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе "Повторение пройденного в 1-4 классах" определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника "Русский язык. 5 класс" содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В программе учтены элементы содержания и требований к уровню подготовки выпускников ОУ для единого государственного экзамена в соответствии с кодификатором.

 На преподавание курса русского языка в 5 классе выделено 204 часа (из расчета 6 часов в неделю), из них на развитие связной речи – 36 часов. Все часы выделены из Федерального компонента.

Распределение часов по разделам соответствует Программе по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М., Тростенцова Л.А. М: Просвещение, 2008

Основными формами и методами контроля за знаниями, умениями и навыками являются: входной, текущий и итоговый контроль – в форме устного, фронтального опроса,  контрольных и словарных диктантов, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; контрольных сочинений и изложений.

Раздел III. Учебно-тематический план.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

Кол-во

часов

Кол-во

контр.

диктан-

тов

Разви-

тие

речи

Кол-во

контр.

сочине-

ний

Кол-во

контр.

изложе-

ний

Язык – важнейшее средство общения.

2

1

Повторение изученного в начальных классах.

17

1

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

29

1

7

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

15

3

1

Лексика. Культура речи.

8

1

2

Морфемика. Орфография. Культура речи.

22

1

4

Морфология. Орфография. Культура речи.

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Имя существительное.

20

1

4

1

Имя прилагательное.

12

1

4

1

Глагол.

36

1

6

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

6

1

2

1

ИТОГО:                        204 ч.

168

8

36

2

2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

Кол-во

часов

Характеристика учебной деятельности учащихся

Язык – важнейшее средство общения.

2

Повторение изученного в начальных классах.

       17

Различать самостоятельные и служебные части речи. Указывать место орфограммы в словах, вид орфограммы. Указывать склонение, род, падеж, число существительных; род, падеж, число прилагательных; лицо, время, число, род глаголов.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

29

Различать предложение и словосочетание, простое и сложное предложение.

Указывать грамматическую основу предложения, однородные члены предложения, обращение, вводные слова. Ставить знаки завершения, выделения, разделения. Интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

15

Различать гласные и согласные звуки (ударные и безударные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, сонорные, шипящие), слабую и сильную позицию звуков. Выполнять фонетический и орфографический разбор слова. Соблюдать основные правила литературного произношения.

Лексика. Культура речи.

8

Различать многозначные и однозначные слова, прямое и переносное значение, омонимы, синонимы, антонимы. Работа с толковым словарем, словарем антонимов и др. Создавать текст на основе исходного, описывать изображенное на картинке, употреблять в своей речи синонимы.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

22

Изменять и образовывать слова, подбирать однокоренные слова, выполнять морфемный разбор слова. Указывать место орфограммы в словах, вид орфограммы (з-с на конце приставок, чередующиеся гласные в корнях, о-е после шипящих в корне, ы-и после ц). Употреблять слова с разными приставками и суффиксами, пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Имя существительное.

20

Различать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные существительные. Употреблять большую букву в написании имен собственных. Указывать место орфограммы в словах, вид орфограммы (о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных, правописание гласных в падежных окончаниях). Согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа.

Имя прилагательное.

12

Различать краткие и полные прилагательные, изменять прилагательные по родам, числам и падежам. Указывать место орфограммы в словах, вид орфограммы (гласные в падежных окончаниях, ь на конце кратких прилагательных). Создавать текст данного жанра.

Глагол.

36

Различать совершенный и несовершенный вид, I и II спряжение. Указывать место орфограммы в словах, вид орфограммы (-тся и –ться в глаголах, е-и в корнях с чередованием, не с глаголами). Согласовывать глагол в прошедшем времени с собирательными существительными. Создавать рассказы по сюжетным картинкам, рассказы о себе.

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

6

Знать определения языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать ответы и приводить нужные примеры. Выполнять морфологический, морфемный, фонетический, синтаксический разборы. Объяснять значения слов, уметь их употреблять. Указывать место орфограммы в словах, вид орфограммы. Указывать пунктограммы.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Дата

1(1)

Ваш учебник. Язык – важнейшее средство общения. Язык и речь.

2(2)

Язык и его единицы. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык.

3(3)

Р.р. №1. Стили речи.

4(1)

Части слова. Однокоренные слова.

5(2)

Орфограмма. Место орфограмм в словах.

6(3)

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

7(4)

Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

8(5)

И, У, А после шипящих и Ц.

9(6)

Разделительные Ь и  Ъ знаки.

10(7)

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

11(8)

Р.р.№2. Текст.

12(9)

Самостоятельные и служебные части речи.

13(10)

Р.р.№3. Написание изложения по тексту «Хитрый заяц».

14(11)

Систематизация и обобщение  материала на основе изложения.

15(12)

Глагол: лицо, время, число и род (в прошедшем времени). Правописание -тся и -ться в глаголах. Раздельное написание не с глаголами.        

16(13)

Правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице ед. числа.

17(14)

Р.р.№4. Тема текста. Основная мысль текста.

18(15)

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число.

19 (16)

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

20 (17)

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

21(18)

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

22(19)

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 1-4 классах».

23(20)

Анализ контрольного диктанта.  Основная мысль текста.

24(1)

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке.

25(2)

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Способы выражения грамматической связи в словосочетаниях. Виды словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний.

26(3)

Предложение. Простое предложение. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения.

27(4)

Р.р. №5. Подготовка к сжатому изложению.

28(5)

Р.р. №6. Написание сжатого изложения (по упр. 137).

29(6)

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

30(7)

Восклицательные и невосклицательные предложения.

31(8)

Грамматическая основа предложения.

32(9)

Р.р. №7.  Написание сочинения «Памятный день».

33(10)

Систематизация и обобщение материала на основе сочинения.

34(11)

Главные члены предложения. Подлежащее.

35(12)

Главные члены предложения. Сказуемое.

36(13)

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

37(14)

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.

38(15)

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

39(16)

Второстепенные члены предложения. Определение.

40(17)

Второстепенные члены предложения. Определение.

41(18)

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

42(19)

Предложения с однородными членами. Предложения с однородными членами, не связанными союзами.

43(20)

Предложения с однородными членами, связанными союзами а, но и одиночным союзом И. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами А, НО, И.

44(21)

Обобщающие слова перед однородными членами предложения. Двоеточие после обобщающего слова.

45(22)

Обращение. Знаки препинания при обращении.

46(23)

Вводные слова и словосочетания.

47(24)

Р.р. №9.  Письмо.

48(25)

Пунктуационный разбор простого предложения.

49(26)

Р.р.№10. Устное сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»

50(27)

Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами.

51(28)

Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами.

52(29)

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

53(30)

Синтаксический разбор сложного предложения.

54(31)

Прямая речь. Прямая речь после слов автора или перед ними. Знаки препинания при прямой речи. Знакомство с косвенной речью.

55(32)

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

56(33)

Систематизация и обобщение знаний по теме «Синтаксис. Пунктуация».

57(34)

Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием  по теме «Синтаксис. Пунктуации».

58(35)

Анализ контрольного диктанта. Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.

59(36)

Р.р. №11. Культура диалогической речи. Этикетные диалоги.

60 (1)

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи. Гласные и согласные звуки.

61(2)

Ударение в словах. Гласные ударные и безударные.

62(3)

Сильные и слабые позиции звуков.

63(4)

Сильные и слабые позиции звуков

64(5)

Сильные и слабые позиции звуков.

65(6)

Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц.

66(7)

Фонетический разбор слова.

67(8)

Орфоэпия. Орфоэпические словари.

68(9)

 Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит.

69(10)

 Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

70(11)

Р.р. №13. Описание предмета.

71(12)

Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

72(13)

Звуковое обозначение букв Е, Ё, Ю, Я.

73(14)

Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографический словарь.

74(15)

Контрольное сочинение № 1.

75(16)

Систематизация и обобщение знаний по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография».

76(17)

Контрольная работа №1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

77(18)

Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.

78(1)

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.

79(2)

Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

80(3)

Омонимы.

81(4)

Синонимы.

82(5)

Р.р. №14. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

83(6)

Антонимы.

84(7)

Р.р.  №15. Роль деталей в описании предмета. Подробное изложение (по упр. 367).

85(8)

Толковые словари. Систематизация и обобщение знаний по разделу «Лексика. Культура речи».

86(9)

Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Лексика».

87(10)

Анализ контрольного диктанта. Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.

88(1)

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слова.

89(2)

Изменение и образование слов. Однокоренные слова.

90(3)

Основа и окончание в самостоятельных словах.

91(4)

Нулевое окончание. Роль окончаний в словах.

92(5)

Р.р. №16. Сочинение на тему «Один из удачно проведенных вечеров…» (по упр. 378).

93(6)

Корень слова. Его назначение в слове.

94(7)

Р.р.  №17. Рассуждение в повествовании.

95(8)

Суффикс, его назначение в слове.

96(9)

Приставка, её назначение в слове.

97(10)

Приставка, её назначение в слове.

98(11)

Р.р. №18.  Изложение с изменением лица (по упр. 406,407).

99(12)

Чередование гласных и согласных в слове.

100(13)

Чередование гласных и согласных в слове.

101(14)

Варианты морфем.

102(15)

Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

103(16)

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

104(17)

Правописание гласных и согласных в приставках.

105(18)

Буквы З и С на конце приставок.

106(19)

Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -лож- - -лаг-.

107(20)

Правописание чередующихся гласных О и А в корнях - рос- - -раст-.

108(21)

Буквы О-Е после шипящих в корне.

109(22)

Буквы Ы-И после Ц.

110(23)

Р.р. №19. Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 444).

111(24)

Систематизация и обобщение знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».

112(25)

Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

113(26)

Анализ контрольного диктанта. Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.

114(1)

Самостоятельные и служебные части речи. Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

115(1)

Имя существительное. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

116(2)

Р.р. №20.  Доказательства и объяснения в рассуждении.

117(3)

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

118(4)

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква  в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий.

119(5)

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква  в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.

120(6)

Р.р. №21.  Сжатое изложение (упр . 496).

121(7)

Морфологический разбор имени существительного.

122(8)

Род имен существительных.

123(9)

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

124(10)

Имена существительные,  имеющие форму только единственного числа.

125(11)

Три склонения имен существительных.

126(12)

Изменение имен существительных по падежам и числам.

127(13)

Склонение имен существительных на -ия, -ий, -ие.

128(14)

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.

129(15)

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных .

130(16)

Контрольное изложение №1. Подробное изложение с изменением лица. (по упр. 546).

131(17)

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Множественное число имен существительных.

132(18)

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Множественное число имен существительных.

133(19)

Р.р. №22. Элементы рассуждения в описании.  Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». (упр. 544)

134(20)

Правописание  -О---Е- после шипящих и  Ц в окончаниях существительных.

135(21)

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».

136(22)

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».

137(23)

Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием  по теме «Имя существительное».

138(24)

Анализ контрольного диктанта. Систематизация и обобщение материала на основе  контрольного диктанта.

139(1)

Имя прилагательное как часть речи.

140(2)

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

141(3)

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

142(4)

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую.

143(5)

Р.р.  № 23. Описание животного. Структура текста и  стилистические разновидности данного жанра.

144(6)

Полные и краткие прилагательные.

145(7)

Р.р. №24. Выборочное изложение (по упр. 587).

146(8)

Полные и краткие прилагательные. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

147(9)

Морфологический разбор имени прилагательного.

148(10)

Р.р. №25.  Сочинение-описание животного по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве» (по упр. 599).

149(11)

Изменение полных имен прилагательных по родам, числам и падежам.

150(12)

Изменение кратких прилагательных по родам и числам.

151(13)

Контрольное сочинение №2. Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений (по упр.  606).

 152(14)

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное».

153(15)

Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием  по  теме «Имя прилагательное».

154(16)

Анализ контрольного диктанта. Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.

155(1)

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

156(2)

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

157(3)

Правописание НЕ с глаголами.

158(4)

Правописание НЕ с глаголами.

159(5)

Р.р.  №26. Рассказ. Понятие о рассказе, особенности его структуры и стиля.

160(6)

Неопределенная форма глагола (инфинитив на        -ть(-ться), -ти

(-тись),  -чь (-чься).

161(7)

Неопределенная форма глагола (инфинитив на        -ть(-ться), -ти

 (-тись),  -чь (-чься).

162(8)

Правописание -ться и -чь (-чься)  в неопределенной форме.

163(9)

Правописание -ться и -чь (-чься)  в неопределенной форме.

164(10)

Совершенный и несовершенный вид глагола.

165(11)

Совершенный и несовершенный вид глагола.

166(12)

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –бер- - -бир-, -дер- - -дир-,  -мер-  - -мир-,  -пер- - -пир-,  -тер- - -тир-, -стел- - -стил-.

167(13)

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –бер- - -бир-, -дер- - -дир-,  -мер-  - -мир-,  -пер- - -пир-,  -тер- - -тир-, -стел- - -стил-.

168(14)

Р.р. №27. Невыдуманный рассказ (о себе).

169(15)

Времена глагола. Прошедшее время глагола.

170(16)

Времена глагола. Прошедшее время глагола.

171(17)

Времена глагола. Настоящее время глагола.

172(18)

Времена глагола. Настоящее время глагола.

173(19)

Времена глагола. Будущее время глагола.

174(20)

Времена глагола. Будущее время глагола.

175(21)

Контрольная работа №2 по теме «Глагол».

176(22)

Систематизация и обобщение материала на основе контрольной работы.

177(23)

I и II спряжение глагола.

I и II спряжение глагола.

179(25)

I и II спряжение глагола.

180(26)

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

181(27)

Р.р. №28. Рассказы по сюжетным картинкам.

182(28)

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

183(29)

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

184(30)

Р.р. №29. Рассказ по сюжетным картинкам «Витин скворечник».

185(31)

Морфологический разбор глагола.

186(32)

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице ед.числа.

187(33)

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице ед.числа.

188(34)

Р.р. №30. Сжатое изложение (по упр.701).

189(35)

Употребление времен глагола.

190(36)

Употребление времен глагола.

191(37)

Р.р. №31. Сочинение-рассказ по рисунку О.В. Попович  «Не взяли на рыбалку».

192(38)

Систематизация и обобщение материала на основе сочинения.

193(39)

Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол».

194(40)

Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол».

195(41)

Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием  по теме «Глагол».

196(42)

Анализ контрольного диктанта. Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.

197(1)

Разделы науки о языке.

198(2)

Орфограммы в приставках, корнях и окончаниях слов.

199(3)

Р.р. №32.  Подготовка к контрольному изложению.

200(4)

Р.р. Контрольное изложение №2.

201(5)

Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания.

202(6)

Итоговый контрольный диктант №8 с грамматическим заданием.

203(7)

Анализ контрольного диктанта. Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.

204(8)

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Раздел IV. Содержание тем учебного курса.

    Язык и общение (3 ч.)

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества.

    Повторение изученного в начальных классах (20 ч.)

Состав слова. Орфограмма. Правописание согласных. Звуки и буквы. Текст. Части речи.

    Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.  (36 ч.)

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Предложение. Члены предложения. Виды предложений. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Простые и сложные предложения. Прямая речь. Диалог.

    Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (18 ч.)

Фонетика. Звуки и буквы. Графика. Алфавит. Орфоэпические нормы.

    Лексика. Культура речи. (10 ч.)

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Омоним, синонимы, антонимы.

    Морфемика. Орфография. Культура речи. (26 ч.)

Морфемы в русском языке. Изменение и образование слов. Классификация морфем. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных.

    Морфология. Орфография. Культура речи. (1 ч.)

    Имя существительное (24 ч.)

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род, число, склонение, падеж имен существительных.

    Имя прилагательное (16 ч.)

Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.

    Глагол (42 ч.)

Глагол как часть речи. Не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Виды глагола. Правописание –тся и –ться в глаголах. Время глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Употребление времен.

    Повторение и систематизация пройденного (8 ч.)

Разделы науки о языке. Орфограммы. Пунктуация.

Раздел V. Формы и средства контроля.

    В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:

    1) устный контроль: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, устные рассказы по плану на лингвистические темы, наблюдение, беседа, опрос в парах;

    2)письменный контроль:  

    - диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями, словарный),

    - тесты,  

    - комплексный анализ текста,

    - сочинения,

    - изложения,

    - самостоятельная работа,

    - осложнённое списывание,

    - практикум,

    - самопроверки и взаимопроверки.

Формы и средства контроля

№ п.п.

Тема

Кодификатор

Форма контроля

1

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 1-4 классах».

Правила выделения орфограмм и пунктограмм в тексте. Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях.

Диктант

2

Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием  по теме «Синтаксис. Пунктуация.»

Алгоритмы пунктуационных правил. Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения.

Диктант

3

Контрольное сочинение № 1. Описание по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».

Понимать замысел художника и уметь создавать текст описания. Алгоритм работы над сочинением-описанием  по картине. Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки.

Сочинение

4

Контрольная работа  по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи».

Особенности образования гласных и согласных  звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми  и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными. Алгоритм выполнения фонетического разбора.

Тест

5

Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Лексика».

Знать особенности лексической системы русского языка. Уметь пользоваться толковым словарём. Уметь уместно употреблять синонимы, антонимы, омонимы.

Диктант

6

Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности. Выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах.

Диктант

7

Контрольное изложение №1. Подробное изложение с изменением лица. (по упр. 546).

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом. Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.

Изложение

8

Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием  по теме «Имя существительное».

Морфологические признаки имен существительных, опознавать существительные в тексте. Безошибочно писать имена существительные, правильно употреблять их в речи.

Диктант

9

Контрольное сочинение №2. Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений (по упр.  606).

Алгоритм работы над сочинением-описанием. Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки.

Сочинение

10

Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием  по  теме «Имя прилагательное».

Морфологические признаки имен прилагательных, опознавать прилагательные в тексте. Безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять их в речи.

Диктант

11

Контрольная работа  по теме «Глагол».

Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. Пользоваться изученными правилами на практике.

Тест

12

Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием  по теме «Глагол».

Морфологические признаки глагола, опознавать глаголы в тексте. Безошибочно писать глаголы, правильно употреблять их в речи.

Диктант

13

Р.р. Контрольное изложение №2.

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом. Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.

Изложение

14

Итоговый контрольный диктант №8 по теме «Систематизация и повторение пройденного в 5 классе».

Орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского  языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Диктант

    Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.

    Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.

I. Оценка устных ответов учащихся

    Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

     Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II. Оценка диктантов

    Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

    При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

    Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

    К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

    Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Диктант оценивается одной отметкой.

    Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

    Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

    Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

    Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.

Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

    Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

    В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

    Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

    Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

    Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

    Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

    Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

    Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

    Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».

Ш. Оценка сочинений и изложений

    Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 70-110слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

    Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

    При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

    Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

    Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

    Отметка «4» ставится, если:

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

    Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

    Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Тетради учащихся V класса, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются каждый урок у всех учеников.

Раздел VI.Учебно-методические средства обучения.

Основная литература

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А..   Русский язык.  Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений.  Русский язык  5-9  классы. – М., 2008.
  3. Богданова Г.А Уроки русского языка в 5 классе/ Г.А. Богданова. СПБ., 2004
  4. Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов:  «Лицей», 2000.
  5. Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- М.: «Вако», 2006 Костяевой Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс.- М.:      Айрис пресс, 2000.
  6. Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5- 7 классы.- М.: -Дрофа, 2002.
  7. Русский язык V класс. Учебник для общеоьразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2009.
  8. Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. – М.: «Образование», 2007.

Дополнительная литература

  1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998
  2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:  Просвещение, 2001.
  3. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993.
  4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.:  Айрис пресс, 2000.
  5. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007.
  6. Иоффе И.В. Тесты  по русскому языку для 5 класса. – М.: Свет, 2009.
  7. Иссерс О.И. Тесты. Русский язык 5 класс. – М.: Разум, 2008.
  8. Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.:  « Сфера», 2006.
  9. Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
  10. Обучение русскому языку в V классе. Методические рекомендации к учебнику для V класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.:Просвещение, 2000.
  11. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. - М.:  Просвещение, 1986.
  12. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004.
  13. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное!  – М.: Самовар, 2001.
  14. Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 2001.
  15. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 2001.
  16. Русский язык V класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель И.В. Карасева. – Волгоград.:Учитель, 2007.
  17. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.:Интеллект-центр, 2007.
  18. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.
  19. Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 5 класс. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2002.
  20. Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.Составитель А.Б. Малюшкин. – М.:Творческий центр Сфера, 2010.
  21. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.:  Просвещение. 2006.
  22. Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2003.
  23. Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
  24. Шапиро Н.А. учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.

Справочные пособия

  1. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
  3. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998.
  4. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997.
  5. Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
  6.  Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык.– М.:  Международные отношения, 1994.
  7. Солганик Г.Я.  Стилистика  русского  языка: Учебное  пособие  для общеобразовательных  учебных  заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996.  
  8. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006.
  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
  10.  Энциклопедия  для  детей,   том 10: Языкознание. Русский  язык. – М.:  Аванта+, 1998.

Мультимедийные пособия

  1. Диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 класс.
  2. Диск « Репетитор «Русский язык.» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов». Диск «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия»
  3. Диск « Русские словари: Толковый,  Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы.  240 000 терминов».
  4. Диск « Тесты по орфографии. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
  5. Диск « Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
  6. Диск «Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы».
  7. Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения и изложения. 5 класс».
  8. Диск «Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий».
  9. Диск «Русский язык. Средняя школа. 5 класс. Обучающая программа (1С)».
  10. Диск «Страна Лингвиния. Мультимедийная книжка»
  11. Диск «Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 1. Гласные и безгласные».
  12. Диск «Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 3. Части и запчасти».
  13. Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий».
  14. Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс».  
  15. Диск «Учим правило по алгоритму 5 класс».
  16. Современная школа. Уроки русского языка V-VI классы. (Захарова Т.А., Левина О.В. и др. Изд. ПЛАНЕТА, М.: 2010)

Образовательные электронные ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.

Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...