"Дефис между частями слова в наречиях"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Семовская Елена Сергеевна

Правописание наречий - одна из самых сложных тем в русском языке. Не у всех получается с первого урока усвоить правописание наречий через дефис. Урок построен так, чтобы все учащиеся, как сильные так и слабые, чувствовали себя комфортно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока20.49 КБ
Файл презентация к уроку205.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Дефис между частями слова в наречиях»

Цели:

  1. познакомить с условиями употребления и написания дефиса в наречиях;
  2. отработать умения написания наречий с дефисом между частями слова;
  3. закрепить навыки самостоятельной работы;
  4. повторить написание существительных, прилагательных, местоимений с дефисом.

Ход урока:

  1. ПОВТОРЕНИЕ.

  1. Слайд № 1 со словами по группам (восстановить написание, сформулировать правило). Проверка по щелчку мышки.

- Как вы думаете, с каким правилом мы с вами познакомимся сегодня на уроке?

  1. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.

  1. Слайд №2 с темой (цели по щелчку)

- Какой цели мы постараемся достичь?

(познакомиться с правилом, отработать его и закрепить.)

- Составим план нашей работы

1. познакомиться с правилом

2.  закрепить и отработать умения написания наречий через дефис, выполняя упражнения

3.  выполнить творческое задание

  1. Слайд № 3 с планом
  2. - Работая по плану, мы постараемся достичь поставленной цели.

  1. Слайд № 4 со схемой — таблицей.

- Я предлагаю вам по данной схеме самостоятельно сформулировать правило написания наречий через дефис, подобрав примеры. Вы можете использовать слова-подсказки.

Работа выполняется поэтапно, на каждом этапе обобщение. (проверка по щелчку)

- Глядя на примеры, сформулируйте правило правописания наречий через дефис. Кто затрудняется- может открыть учебник на стр. 117 — 119.

- С первым пунктом плана мы справились, можем переходить ко второму.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

  1. Выполнить упр.250,252 (выписать по 1-2 примера на случай,остальные устно).                          

- На основе выполненной работы давайте ещё раз проговорим правило написания наречий через дефис.

  1. Выборочный диктант  (выписать словосочетания с наречиями через дефис).

  1. Верю в людях во все хорошее, в жизнь по-юношески влюблен.
  2. Чуть-чуть облака розовеют над тишиной вечерних берез.
  3. На юго-западе медленно выдвигалась темно-фиолетовая тучка.
  4. Река встретила Пелагею ласково, по-матерински.
  5. Протянула струну на всю страну, далеко-далеко плывет мое словечко.

            Проверка на слайде № 5.

-Проверьте свою работу, напротив правильного ответа поставьте +, оцените себя.

- Кто справился с этим заданием без ошибок, выполните задание на  карточке  (два ученика у доски делают морфемный разбор выделенных слов, указывают часть речи, составляют с/соч.), кто допустил ошибки, исправьте их и изучите материал под * на стр. 118

- Проверим работу у тех, кто выполнял задание на доске. С чем согласны? С чем нет?

  1. Слайд № 6 со словами по-весеннему, по весеннему.

Проверка по щелчку.

- Какой можно сделать вывод? (прежде чем написать,нужно определить часть речи по вопросу: прил.-какой?; нар.-как?; выявить синтаксическую роль в предложении.)

  1. Из упр. 251 (1-3 пр.)выписать с/соч. с выделенными словами, раскрывая скобки, указать часть речи, подчеркнуть как член пр-я.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте по слайду, поставьте оценку.

Проверка на слайде № 7.

- Еще раз повторим алгоритм работы.

- Обратимся к плану, что уже выполнили, а с чем еще будем работать?

  1. Выполнить творческое задание (текст на слайде № 8,проверка по щелчку)

-Сначала попробуйте самостоятельно, если не будет получаться, можете воспользоваться подсказкой, но при этом оценка за задание будет ниже на балл.

- У меня получился такой вариант (проверка по щелчку),а у вас? (зачитать 1-3 работы).

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Итак,давайте подведем итог: С каким правилом познакомились? Достигли поставленной цели? Как поработали на уроке? Оцените себя...

  1. Запишите домашнее задание (слайд № 9)

  1. Слайд № 10

Приложение

Карточки-подсказки:

     Через дефис пишутся существительные, если они начинаются на пол-, при условии что последующая часть является существительным в род.п. И начинается на гласную, согласную Л или с заглавной буквы.

      Через дефис пишутся сложные прилагательные, образованные от существительных, пишущихся через дефис; образованные от равноправных по смыслу слов, между которых можно поставить союз и; обозначающие оттенки цветов.

      Через дефис пишутся неопределенные местоимения (кое-,-то, -либо, -нибудь)

Слова-подсказки:

утиный, заячий, осенний, весенний, дружеский, новый, свой; первый, пятый, третий; как, когда, сколько, где; еле, тихо...

по-утиному, по-заячьи, по-осеннему, по-весеннему, по-дружески, по-новому, по-своему;

во-первых, в-пятых, в-третьих;

кое-как, кое-где;

когда-то, сколько-нибудь, где-либо;

еле-еле, тихо-тихо

  1. Верю в людях во все хорошее, в жизнь по-юношески влюблен.
  1. Чуть-чуть облака розовеют над тишиной вечерних берез.
  2. На юго-западе медленно выдвигалась темно-фиолетовая тучка.
  3. Река встретила Пелагею ласково, по-матерински.
  4.  Протянула струну на всю страну, далеко-далеко плывет мое словечко.

Слова-подсказки:

тихо-тихо, по-кошачьи, чьи-то, откуда-то.

Карточка

Выпишите словосочетания с выделенными словами, раскрывая скобки, объясните их правописание, сделайте морфемный разбор выделенных слов, укажите часть речи, определите синтаксическую роль в предложении.

Солнце светит (по) весеннему.      (По) весеннему небу плывут облака.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. пол (?) арбуза пол (?) лимона пол (?) Москвы 2. горько(?)соленый желто (?) синий юго (?) западный 3. кое (?) кто кто (?) либо кто (?) нибудь кто (?) то пол-арбуза пол-лимона пол-Москвы горько-соленый желто-синий юго-западный кто-либо кое-кто кто-нибудь кто-то

Слайд 2

Дефис между частями слова в наречиях

Слайд 3

План Познакомиться с правилом. Закрепить и отработать умения написания наречий с дефисом, выполняя разные упражнения . Выполнить творческое задание.

Слайд 4

по - ...ому (-ему) по - ...и 2. во – (в -) ... –ых (-их) 3. кое - ... 4. ... - то, - либо, - нибудь 5. - по-осеннему по-утиному по-заячьи во-первых в-третьих кое-как где-то когда-нибудь еле-еле

Слайд 5

По-юношески влюблен, чуть-чуть розовеют, мало-помалу куда-то исчезали, встретила по-матерински, далеко-далеко плывет

Слайд 6

по-весеннему по весеннему как? светит по-весеннему (нар.) ПО КАКОМУ? по весеннему (прил.) небу

Слайд 7

Светило по-зимнему (нар.), по зимнему (прил.) небу, было по-старому (нар.), по старому (прил.) следу, по-прежнему (нар.) шли, по прежнему (прил.) пути.

Слайд 8

Вставьте подходящие по смыслу слова на изученную орфограмму и те, которые повторили в начале урока …… в лесу. Вот неслышно, ….. ступают по рыхлому снегу …. лапы. …… справа вместе с ветром доносится голодный вой волков. Невольно вспоминаешь самые страшные сказки. Тихо-тихо по-кошачьи чьи-то Откуда-то

Слайд 9

Домашнее задание: параграф 42 ( орф . 62); составить 5-6 предложений на тему «Весна в лесу» или словарный диктант (10-15 словосочетаний) с наречиями через дефис; упр. 253.

Слайд 10

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"

Цели и задачи   урока:знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис;формирование умения от...

Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)

Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....

Презентация "Дефис между частями слова в наречиях"

Эта презентация будет полезна при изучении темы "Дефис между частями слова в наречиях" в 7 классе по учебнику М.Т.Баранова...

Урок русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях" .

Данный материал используется на уроках русского языка в 7 классе  при изучении темы "Наречие"....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях".

Данная презентация может быть использована на уроке русского языка в 7 классе при изучение темы  "Дефис между частями слова в наречиях"....

Проект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: "Дефис между частями слова в наречиях".

Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению правила дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предм...