« Глагол как часть речи» 5класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Ситова Алена Шайдуловна

Цель: Формирование представлений о глаголе как о части речи.

Задачи:

-  повторить сведения о грамматических признаках глагола;

 - развивать речь учащихся, обогащать их словарный состав;

-  прививать любовь к русскому языку и желание его познания.

Оборудование: доска,  демонстрационный материал, проектор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pedagog_goda2013.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Глагол как часть речи» 5класс.

Цель: Формирование представлений о глаголе как о части речи.

Задачи:

-  повторить сведения о грамматических признаках глагола;

 - развивать речь учащихся, обогащать их словарный состав;

-  прививать любовь к русскому языку и желание его познания.

Оборудование: доска,  демонстрационный материал, проектор.

                          Ход урок

l  Организационный момент

Здравствуйте! Сегодня у нас  необычный урок, так как присутствует много гостей. Я вас прошу повернуться и поприветствовать их.

ll  Введение в раздел.

 Учитель:- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы корреспондента. Послушайте вопросы – ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдёт разговор (выходят 2 ученика, в руках у корреспондента микрофон).

1) Что вы больше всего любите?

- Люблю действовать: учить, работать, помогать.

2) Что вы больше всего не любите?

- Не люблю предлоги и известную всем частицу не

3)  Что бы вы пожелали ребятам?

- Чтобы русский наш язык все ребята  знали.

  На письме и в разговоре нас употребляли.

Учитель: О какой же части речи пойдёт сегодня разговор?

                Давайте проверим, правильно ли мы ответили.

(Открывает конверт и достаёт листок,  на котором написана тема урока).

- Правильно, эта часть речи - глагол.   Как вы думаете, почему её назвали таким интересным словом ?

Слово глагол в  Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В. Даля можно прочитать, что « Глагол - это речь человека, разумный говор, язык». Т. е. «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить»- говорить.

- А сейчас   запишите число и  тему нашего урока

« Глагол как часть речи».

lll   Повторение изученного о глаголе.

1. Разминка «Кто что делает».

Известный русский лингвист А. М. Пешковский утверждал, что глаголы- это слова, оживляющие всё, к чему они приложены».

 Удивительно, но это  так! И сейчас мы с вами это докажем.

Попробуйте оживить существительные, которые я буду произносить, подставляя к ним подходящий по смыслу глагол.

Повар-…, врач-…, учитель-…,  художник-…,  ветер-…, гром-…,

ручей -…  , медведь-…..  .

2. Беседа по вопросам.

 а)     - Расскажите мне всё, что вы знаете о глаголе(при правильном ответе учитель выносит на доску опорное слово).

          - На какие вопросы отвечает глагол?

       -Что обозначает глагол как часть речи? (действие)

А вы знаете, что глаголы называют разные действия:

1) действия, связанные с трудовой деятельностью: рубить, копать, лечить;

2) действия, называющие различные состояния человека: грустить, любить, спать;

3) действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает, смеркается.

       - Как  изменяется глагол? (по временам, родам, числам и лицам)

       - Каким членом предложения обычно бывает? (  сказуемым)

       - Что такое спряжение глагола? ( изменение по лицам и числам)

  б)      По опорным словам на доске ещё раз рассказать всё, что вы      знаете о глаголе.

3 Выполнение практических заданий.

Первоначальное чтение текста учителем(чтение сопровождается музыкой и слайдами на экране).

                                                Моя Адыгея.

Когда вы прикоснётесь к хрустальным струям многочисленных водопадов, попробуйте на вкус воду из рек и родников. Чистейший воздух, который  настоялся на цветущих альпийских лугах, наполнит вашу грудь.  Спуститесь в Хаджохский  каньон, который образовала  река Белая. Вас ждут крупнейшие в России пещеры, плато Лаго-Наки с заснеженными вершинами, древние дольмены. Когда у  дольменов загадывают желание,  оно непременно сбудется.

-Значения каких слов вам не понятны?

Каньон- глубокая узкая речная долина с очень крутыми склонами и узким дном, размытая  текущей по ней рекой.

Плато- возвышенная равнина с крутыми склонами.

Дольмены- древние сооружения, сложенные из больших камней или каменных плит (гробницы).

Задание1.  Прочитайте текст, найдите глаголы и определите их время.

-У каких глаголов вы не смогли определить время? Как вы думаете почему?

Физкультминутка.

 Потренируемся в определении лексич. значения глаголов.

Если я произношу действие, называющее то, что происходит в природе- вы поднимаете руки вверх и хлопаете.

Если же действие связано с состоянием человека- прыжок вверх.

Действие, связанное с трудовой деятельностью- маршируем.

Копать, любить, смеркается, вязать, подморозило, стирать, ненавидеть, холодает, болеть.

Задание 2.  Попробуйте прочитать данный выше текст, опуская глаголы. Что произошло с содержанием текста?  Для чего служат глаголы?

Задание3. Выпишите  из текста все глаголы и поставьте их в начальную форму.

Задание 4. Выписать из текста последнее предложение и  выполнить синтаксический разбор данного предложения.

Задание 5 Выполнить морфологический разбор слов:

(Загадывают) желание, образовала (река).

 lV  Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Глагол – необыкновенная часть речи»

Урок- экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме  «Глагол»  в 6 классе. ...

Презентация "Глагол как часть речи"

Презентация к вводному уроку по теме...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Урок-закрепление "Имя прилагательное как часть речи" 5класс

Данный урок представляет собой проверку знаний учащихся 5 класса об имени прилагательном, которые они получили в начальной школе.Обобщающий урок-повторение пройденного материала за курс начальн...

Конспект урока на тему "Имя прилагательное как часть речи", 5класс

Конспект урока на тему "Имя прилагательное как часть речи", 5класс...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".

Данный урок русского языка предназначен для учащихся  9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...

Глагол как часть речи. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи

Технологическая карта урока по русскому языку в 5классе...