программа элективного курса "Русский язык ЕГЭ: успешное выполнение задания С"
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме

Винокурова Розалия Хамитовна

 

Программа элективного курса создана на основе критериев оценивания задания с развернутым ответом Демонстрационного варианта ЕГЭ 2013 г. Русский язык, 11 класс, составленного на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

Утверждено на

методическом совете

учителей русского языка

и литературы

от «_9_»_сентября 2011 г.

Протокол № 1

                

РУССКИЙ ЯЗЫК ЕГЭ: УСПЕШНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ «С»

(элективный курс по русскому языку в 10 классе)

       

             

Количество часов: 34

Автор программы: Винокурова Р.Х.,

учитель русского языка и литературы

г. Нижневартовск

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Написание сочинения-рассуждения (часть «С») в структуре Государственной итоговой аттестации – одно из сложных заданий для современных школьников. Именно оно позволяет в полном объёме проверить и объективно оценить речевую подготовку экзаменуемых, их практическую грамотность, уровень сформированности речевых умений и навыков: понимание содержания предложенного текста и его проблемы; формулирование собственной точки зрения; выстраивание композиции письменного высказывания, соблюдая нормы русского языка.

Многолетний опыт подготовки выпускников к Единому государственному экзамену показывает, что основные трудности в выполнении третьей части работы связаны с ограничением времени на экзамене, за которое им нужно проанализировать исходный текст и создать собственное развернутое высказывание, опираясь на авторскую позицию, выраженную, как правило, не прямо, а опосредованно, при помощи средств языка. Также не все выпускники хорошо знакомы с критериями оценивания части «С», которыми будут руководствоваться проверяющие при разборе экзаменационной работы, анализируя не работу в целом, а отдельно каждую составляющую.

Именно поэтому возникла необходимость введения данного курса при  подготовке к сочинению-рассуждению, благодаря которому обучающиеся могли бы добиться максимально предельных результатов на итоговой аттестации.

Актуальность данного элективного курса заключается, прежде всего, в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (часть С) по русскому языку в 11 классе, а также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.

Новизна программы элективного курса «Русский язык ЕГЭ: успешное выполнение задания «С» заключается в том, что она создана на основе критериев оценивания задания с развернутым ответом Демонстрационного варианта ЕГЭ 2013 г. Русский язык, 11 класс, составленного на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней.

Ценность данной программы заключается в соединении доступности, глубины и широты подачи учебного материала по русскому языку, что поможет старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ и вступительным экзаменам. Курс нацелен на достижение обучающимися коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей, поможет обеспечить эффективную подготовку обучающихся к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

Программа предназначена для обучения обучающихся 10 класса как базового, так и гуманитарного профилей, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах: «Сочинение - рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» (автор-составитель Захарьина Е.А.), «Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии» (автор Нарушевич А.Г.) и анализе результатов части «С» ЕГЭ предыдущих лет.

Цели элективного курса: подготовить обучающихся к успешному выполнению задания «С» ЕГЭ по русскому языку, сформировать речевые умения и навыки.

Задачи элективного курса:

  1. Познакомить обучающихся с критериями оценивания части «С» ЕГЭ.
  2. Совершенствовать умение понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
  3. Совершенствовать умение конструировать письменное высказывание.
  4. Развивать навыки грамотного владения письменной речью.
  5. Совершенствовать умение передавать в письменной форме индивидуальное восприятие поставленных в тексте проблем, свою оценку фактов и явлений.
  6. Формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
  7. Совершенствовать умение стройно и логично излагать свои мысли.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

        

Наименование темы

Всего

Лекции

Практические занятия

Формы работы

1.

Введение. Знакомство с критериями оценивания ответа на задание «С» ЕГЭ.


1



1


1

лекция,

исследовательская и практическая деятельность

2.

Формулировка проблем исходного текста

3

1

2

лекция,

исследовательская и практическая деятельность

3.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

3


1

2

лекция,

исследовательская и практическая деятельностьлекция,

4.

Отражение позиции автора исходного текста

3

1

2

лекция,

исследовательская и практическая деятельность

5.

Аргументация собственного мнения по проблеме

3

1

2

лекция,

исследовательская и практическая деятельность

6.

Речевое оформление сочинения

2

1

1

лекция,

исследовательская и практическая деятельность

7.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

2

1

1

лекция,

исследовательская и практическая деятельность

8.

Точность и выразительность речи

2

1

1

лекция,

исследовательская и практическая деятельность

9.

Орфографические нормы

2

1

1

лекция,

исследовательская и практическая деятельность

10.

Пунктуационные нормы

2

1

1

исследовательская и практическая деятельность

11.

Языковые нормы

2

1

1

лекция,

исследовательская и практическая деятельность

12.

Речевые нормы

2

1

1

лекция,

исследовательская и практическая деятельность

13.

Этические нормы

2

1

1

лекция,

исследовательская и практическая деятельность

14.

Фактологические точности в фоновом материале

2

1

1

лекция,

исследовательская и практическая деятельность

15.

Итоговый практикум

2

-

2

сочинение-рассуждение

Всего:

34

14

20

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение. Знакомство с критериями оценивания ответа на задание «С» ЕГЭ

Теоретическая часть

Критерии оценивания ответа на задание «С» ЕГЭ.

Практическая часть

Вводное сочинение-рассуждение (часть «С» ЕГЭ)

Тема 2. Формулировка проблем исходного текста

Теоретическая часть

Что такое проблема текста? Виды проблем.

Практическая часть

Как сформулировать проблему? Приемы формулировки проблемы.

Тема 3. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Теоретическая часть

Что такое комментарий? Отличие комментария от пересказа. Комментарии – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо. Объяснение текста с опорой на вопросы: 1. Как, на каком материале автор раскрывает проблему? 2. На чём заостряет внимание? 3. Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? 4. Как выражено авторское отношение к изображаемому? 5. Какие эмоции автора выражены в тексте?

Практическая часть

Как оформить комментарий? Два способа изложения материала. От формулировки проблемы к комментарию. От комментария к формулировке проблемы.

Тема  4. Отражение позиции автора исходного текста

Теоретическая часть

Что такое позиция автора? Языковые средства, выражающие авторскую позицию.

Практическая часть

Как выявить позицию автора? Как сформулировать позицию автора?

Тема 5. Аргументация собственного мнения по проблеме

Теоретическая часть 

Что такое аргументация? Типы аргументов.

Практическая часть

Способы ввода аргументов. «Банк аргументов».

Тема 6. Речевое оформление текста

Теоретическая часть

Речевые ошибки.

Практическая часть

Речевое оформление текста.

Тема 7. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Теоретическая часть

Композиция. Абзацное членение. Логические ошибки.

Практическая часть

Оформление развернутого ответа в соответствии с композиционной стройностью, связностью, логичностью.

Тема 8. Точность и выразительность речи

Теоретическая часть

Выразительные средства языка. Стилистические фигуры.

Практическая часть

Речевое оформление текста.

Тема 9. Орфографические нормы

Теоретическая часть

Орфографические нормы. Типичные орфографические ошибки в экзаменационных сочинениях.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание «С» ЕГЭ с учетом орфографических норм.

Тема 10. Пунктуационные нормы.

Теоретическая часть

Пунктуационные нормы. Типичные пунктуационные ошибки в экзаменационных сочинениях.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание «С» ЕГЭ с учетом пунктуационных норм.

Тема 11. Языковые нормы

Теоретическая часть

Языковые нормы. Их классификация.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание «С» ЕГЭ с учетом языковых норм.

Тема 12. Речевые нормы

Теоретическая часть

Речевые  нормы. Классификация речевых ошибок.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание «С» ЕГЭ с учетом речевых норм.

Тема 13. Этические нормы.

Теоретическая часть

Этические нормы.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание «С» ЕГЭ с учетом этических норм.

Тема 14. Фактологические точности в фоновом материале

Теоретическая часть

Фактологические точности. Фоновый материал. Классификация фактических ошибок.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание «С» ЕГЭ с учетом фактологических точностей.

Тема 15. Итоговый практикум.

Практическая часть

Сочинение-рассуждение (часть «С» ЕГЭ)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

К концу изучения курса учащиеся должны

ЗНАТЬ:

  1. критерии оценивания части «С» ЕГЭ по русскому языку;
  2. особенности понятий: проблема, комментарий, авторская позиция, агрументы, абзацное членение, композиционная стройность;
  3. классификацию логических, грамматических, речевых, стилистических, фактических и этических ошибок.

УМЕТЬ:

  1. читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
  2. передавать в письменной форме индивидуальное восприятие

поставленных в тексте проблем, свою оценку фактов и явлений;

3.        подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

4.        стройно и последовательно излагать свои мысли.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке)
  2. промежуточный (проводится в форме творческих работ)
  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме развернутого ответа на задание «С» ЕГЭ

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

При оценке сочинений-рассуждений и творческих работ обучающихся следует руководствоваться критериями оценивания задания ответа на задание «С» ЕГЭ по русскому языку 2013 года, подготовленного Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ». Максимальное количество баллов – 23.

При оценке презентаций поисково-исследовательских работ следует использовать систему «зачёт» / «незачёт» (более 50 % баллов – «зачет», менее 50% баллов – «незачет»).

 СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ – 2011 – 2012

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Ведущие методы, приемы, технологии, организационные формы обучения

Перечень технологий

Занятие №

1.

Личностно-ориентированное обучение

1

Проблемное обучение

2,5,8

Разноуровневое обучение

7

Развивающее обучение

3,6

Проектно-исследовательские методы обучения

11, 12, 13

Технология «Дебаты»

7

Лекционно-семинарско-зачетная система обучения

4

Технология развития критического мышления

10,11

Обучение в сотрудничестве

3,4

Информационно-коммуникационные технологии

1-14

Технология дистанционного обучения

5-7

Интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

2-4

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с обучающимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

  1. уроки-лекции;
  2. уроки применения знаний на практике;
  3. уроки навыков (тренировочные);
  4. уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

  1. работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
  2. самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
  3. работа в группах;
  4. индивидуальная работа.

Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического, дидактического и материально-технического оснащения программы:

  1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку
  2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по русскому языку. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, 2013.
  3. Концепция модернизации Российского образования министерства образования РФ на период до 2010 года - Конвенция «О правах  ребёнка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.1989г.)
  4. Комплексная программа развития образования ХМАО – ЮГРЫ на 2004 -2007.
  5. «Об образовании в Российской Федерации». - Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92. №3266 - 1(Редакция Федеральных законов от 13.01.96 №12-ФЗ от 16.11.97 №144 – ФЗ).
  6. Типовое положение об образовательном учреждении, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001г. №196.
  7. Федеральный закон от 29.12.12 №273 - Ф3.

ЛИТЕРАТУРА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Литература для ученика

Обязательная

  1. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004.
  2. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.
  3. Ефремова Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. — М., 1999.
  4. 2. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева [и др.]. — М., 2003.
  5. Русский язык: Единый государственный экзамен, часть С, 2006 г. / О. В. Загоровская, О. В. Григоренко, Т. И. Канина, Е. В. Васильева. — Воронеж, 2006.

Дополнительная

  1. Александров В. Н. Единый государственный экзамен: русский язык: сочинение-рассуждение: учеб. пособие для 10—11 кл. / В. Н. Александров, О. И. Александрова. — Челябинск, 2005.
  2. Власенков А. И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М., 2004.
  3. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя / Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук, О. С. Рябикова; под ред. Г. С. Меркина, Т. М. Зыбиной. — М., 2002.

Литература для учителя

Обязательная

  1. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004.
  2. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.
  3. Ефремова Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. — М., 1999.
  4. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
  5. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева [и др.]. — М., 2003.
  6. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977. Русский язык: Единый государственный экзамен, часть С, 2006 г. / О. В. Загоровская, О. В. Григоренко, Т. И. Канина, Е. В. Васильева. — Воронеж, 2006.

Дополнительная

  1. Александров В. Н. Единый государственный экзамен: русский язык: сочинение-рассуждение: учеб. пособие для 10—11 кл. / В. Н. Александров, О. И. Александрова. — Челябинск, 2005.
  2. Власенков А. И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М., 2004.
  3. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
  4. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя / Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук, О. С. Рябикова; под ред. Г. С. Меркина, Т. М. Зыбиной. — М., 2002.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.ege.edu.ru
  2. http://rustest.ru
  3. http://www.prosa.ru
  4. http://www.pritchi.nm.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации для успешного выполнения задания С2 (ЕГЭ)

Краткие советы для написания сочинения-мнения, соответствующего требованиям экспертов . Стратегия плана сочинения, структура сочинения, средства логической связи....

Презентация к уроку в 11 классе на тему "Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к выполнению задания В8 ЕГЭ".

Урок может быть использован на уроках литературы в старших классах, а также в 11 классе на уроках русского языка для подготовки к ЕГЭ....

Программа элективного курса "Как стать успешным предпринимателем"

Предлагаемый элективный курс: «Как стать успешным предпринимателем» поможет учащимся овладеть современными экономическими знаниями, опираясь на знания основ общей психологии, психологи управления ...

Эффективные приемы успешного выполнения задания 3 раздела «Говорение»

Стратегии выполнения задания 3 раздел "Говорение"...

Программа элективного курса «Как стать успешным»

Программа элективного курса «Как стать успешным» (10-11 класс)...

ЕГЭ по английскому языку 2023: стратегии выполнения заданий + лайфхаки.

Статья-инструкция с примерами и лайфхаками. Рекомендации и советы для успешной сдачи ЕГЭ....