Методические приемы подготовки обучающихся к успешному выполнению задания 26 ЕГЭ по биологии на применение знаний по общей биологии в новой ситуации
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс)

Злобина Светлана Николаевна

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Методические приемы подготовки обучающихся к успешному выполнению задания 26 ЕГЭ по биологии на применение знаний по общей биологии

в новой ситуации

Добры день, коллеги.

Слайд 2.

 Задание 26 проверяет умение применять знания эволюции органического мира и закономерностей экологии в нестандартных ситуациях. Чтобы выполнить такое задание, надо уметь анализировать ситуации с точки зрения эволюции или экологии, прогнозировать последствия человеческой деятельности, формулировать грамотный, развёрнутый и обоснованный ответ на вопрос, владеть научным языком и биологической терминологией.

Уровень сложности задания высокий. Максимальный балл: 3.

Примерное время выполнения: 15 мин. Средний % выполнения: 14,8 (!). Как видим % выполнения низкий.

Алгоритм выполнения задания № 26

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Проанализируйте, о каком биологическом объекте (структуре, процессе, явлении) идёт речь.
  3. Сформулируйте и запишите от 3 до 6 развёрнутых аргументированных ответов. Лучше использовать в ответе научный язык и биологическую терминологию, чем отвечать своими словами.

Примечание: иногда, чтобы получить максимум 3 балла, нужно осветить до 4 критериев, а иногда — не менее 5! Смотрите примеры 13 и 14 (ниже).

Слайд 3.

Поделюсь несколькими приемами подготовки обучающихся по выполнению задания 26 из своего опыта работы.

Расскажу, как решать шаблонные задания линии 26 касательно экологии и эволюции. Кто готовится к экзамену по биологии, наверняка сталкивался с такими заданиями как…..

- Объясните, как сформировались в процессе эволюции рудиментарные органы зрения у почвенных слепышей  или какая либо покровительственная окраска у гусениц?

- Или как сформировалась устойчивость бактерий к антибиотикам, т.е. как  формировалось появление какого-либо признака с точки зрения эволюционной теории.

На самом деле эти вопросы   имеют одинаковый шаблонный ответ.

Чтобы правильно ответить на это задание есть специальный алгоритм, который сейчас рассмотрим

  1. В популяции особей появляется мутация, обеспечивающая…  (что она будет обеспечивать?)
  2. Особи с такой мутацией выживают, а особи неустойчивые (без мутации)  погибают (проигрывают борьбу за существование)
  3. Выжившие особи начинают размножаться и передавать свои гены устойчивости (цвета…) потомкам так как именно эти особи получают преимущество в результате естественного отбора)
  4. В результате естественного отбора формируется популяция, устойчивая … .

Слайд 4.

Рассмотрим задание.

  1. Объясните, как сформировались в процессе эволюции рудиментарные органы зрения у почвенных животных слепышей.

Элементы ответа

Первое, говорим про мутацию

  1. За счет мутации глаза у слепышей уменьшились (не                                                                                                                                                                             доразвились)
  2. Слепыши с недоразвитыми глазами получили преимущество в борьбе за существование (поскольку не стали тратить ресурсы на ненужные под землей органы).
  3. В процессе естественного отбора они дали больше потомства, количество слепышей с уменьшенными (недоразвитыми) глазами возросло.

Вот,  по шаблону мы дали ответили.

     Далее.

Слайд 5.

  1. Объясните с точки зрения микроэволюции этапы появления расчленяющей окраски у полосатой рыбы-бабочки.

Элементы ответа

  1. Появление в исходной популяции различных мутаций, которые обусловили расчленяющую окраску тела.
  2. Увеличение числа особей с расчленяющей окраской тела за счет большей выживаемости таких особей в процессе борьбы за существование (меньшей заметности для хищников).
  3. Закрепление естественным отбором полезной мутации, формирование адаптации и образование новой популяции.

Слайд 6.

Рассмотрим 3 пример.

3.Как ( с позиции Ч. Дарвина) возникла зеленая покровительственная окраска тела у коричневых гусениц, перешедших на питание зелеными листьями? Ответ поясните.

Элементы ответа

  1. Коричневые гусеницы перешли на питание зелеными листьями. В популяции постоянно возникали мутации. Среди множества мутантов по окраске появлялись особи с зеленой окраской.
  2. В борьбе за существование зеленые гусеницы обладали преимуществом, они в меньшей степени склевывались птицами.
  3. Под действием естественного отбора выживали те гусеницы, которые обладали полезными признаками – зеленой окраской, они давали потомство, их число постепенно росло.
  4. В последующих поколениях этот процесс продолжался, и окраска тела гусениц все более соответствовала основному фону окружающей среды.

Следующий пример.

Слайд 7.

Как  с позиции современного эволюционного учения объясняется появление собачьих блох, устойчивых к противоблошному шампуню?

Элементы ответа

  1. В популяциях блох присутствуют особи с различной степенью устойчивости к разным ядовитым веществам (т.е. с разными мутациями).
  2. При обработке шампунем, неустойчивые к яду шампуня блохи погибают, а устойчивые выживают. Это борьба за существование.
  3.   Выжившие блохи передают ген устойчивости к яду (мутацию) из поколения в поколение и, эти особи имеют преимущество в размножении.
  4. В результате естественного отбора формируется новая популяция блох, устойчивых к яду шампуня.

Вот четыре вопроса казалось бы такие разные, но такие одинаковые. Т.е. алгоритм решения абсолютно идентичный.

Теперь рассмотрим шаблонные задания по экологии, они встречаются довольно часто. Например,

- что будет с биоценозом, если оттуда убрать хищных рыб;

-  или что будет, если сократиться число насекомоядных птиц;

- или что случиться если исчезнут насекомые.

То есть детям нужно определить,  что станет с другими звеньями пищевой цепи, если какое-то из звеньев убрать. Я   много раз   сталкивалась, когда ребята неправильно выполняли это задание. Исправить ситуацию мне помог такой прием. Что же обязательно нужно? Нужно проявить свои художественные способности и рисовать. Потому, что в этом задании без рисования будет сложно обойтись, ну если, не рисовать, то хотя бы вообразить себе эту схему и убрать из этой схемы, то пищевое звено, о котором вам говориться в условии и посмотреть, что же станет с другими пищевыми звеньями.

Слайд 8.

Рассмотрим   пример.

 1.Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции слизня, обитающего в лесу?

Биотические факторы – это влияние  живых организмов на живые организмы.

Что  же будет служить фактором увеличения численности слизня? Давайте с вами выстроим ту самую цепочку, т.е. первое в цепи будет растение, эти листочки будут съедены слизнем. Дальше будут животные хищники, которые этого слизня съедят.

Так что же будет способствовать увеличению численности слизней?

Первое о чем мы будем говорить, что если будет увеличение количества еды – то слизней  станет больше. Поэтому 1.Увеличение продуцентов. Так  вот, чтобы слизни увеличили свою численность надо чтобы увеличилось количество продуцентов.

Что же с хищниками?

Соответственно, если  хищников будет меньше, то и слизней будет больше. Вот на такой схеме сразу все четко видно. Поэтому давайте посмотрим как в пояснении.

  1. Увеличение численности растений.
  2. Сокращение численности хищников – жаб, ежей.

Еще один момент который мы не сможем посмотреть по схеме, но должны знать.

  1. Сокращение численности болезнетворных микроорганизмов, паразитов.

Слайд 9.

Посмотрим дальше.

2.Что произойдет в биоценозе смешанного леса, если из него исчезнут все виды насекомых?

Здесь на самом деле представляем в голове эту картинку, или рисуем. Есть цветочки, есть насекомые, которые опылители.

Элементы ответа

  1. Насекомоядные птицы останутся без корма.
  2. Резко снизится численность насекомоядных, а затем и хищных птиц.
  3. Резко упадет плодовитость насекомоопыляемых растений.
  4. Нарушиться пищевая цепь в ряду продуценты – консументы 2 и3 порядка.

    Слайд 10.

3.К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений.

Не важно где происходят изменения, смысл решения остается один и тот же.

Рисуем.

Что произойдет, если хищные рыбы будут сокращаться?

Увеличится количество растительноядных рыб, а вот растения, которыми они питаются будут уменьшаться в количестве.

И еще момент, рыбки растительноядные очень часто являются переносчиками паразитарных заболеваний.

Элементы ответа.

  1. К увеличению численности растительноядных организмов.
  2. К уменьшению численности растений.
  3. К последующему снижению численности растительноядных организмов в следствии нехватки корма и распространению заболеваний.

        

Слайд 11.

Советы для учащихся, на которые я обращаю внимание ребят.

Писать максимально подробно, даже если не все факторы или приспособления указаны в ключе.

Необходимо подробно описывать все аспекты заданий, включая глобальные ароморфозы и эволюционные процессы.

Описывать свои мысли и обосновывать их, чтобы получить максимальный балл.

Важно записывать очевидные вещи, которые могут быть в условии задания.

Не бояться проявлять творческий подход и использовать все свои знания для получения баллов.

Важно помнить о том, что задания могут быть связаны с картинками, и использовать их для построения ответа.

Использовать подсказки из таблицы или других частей кима для построения ответа.

Не оставлять пустые листы и пытаться написать хоть что-то.

Изучать задания прошлых лет и использовать их для подготовки.

Обращать внимание на изменения в формулировках заданий.

Слайд 12.

Также учащимся напоминаем, что лучше использовать в ответах научный язык и биологическую терминологию, чем отвечать своими словами.

Биологическая терминология (на слайде - ОБЛАКО)

На своих уроках биологии я использую большое количество приемов отработки терминов:

Синквейн

  • биологический диктант (диктую определение – дети записывают термин или наоборот);
  • работа на соответствие терминов и определений, терминов и примеров;
  • работа на приведение своего примера к термину;
  • интерактивный прием «Облако слов».

Залог успеха в заучивании терминов, их постоянное использование в речи, повторение. Для того, чтобы у детей проходило и зрительное запоминание терминов, вывешиваю основные из них на дополнительную доску, или просто на стенах класса. Периодически меняю местами. Делаю в терминах ошибки и прошу найти их. Для этого ребятам приходится вновь и вновь читать термины.

Слайд 13.

Для повышения качества подготовки обучающихся по биологии рекомендую существенное внимание уделить и работе с изображениями биологических объектов, с раздаточными материалами, микропрепаратами, моделями, коллекциями. Не следует пренебрегать использованием на уроках печатных пособий.

При организации процесса обучения в 10-11 классах необходимо предусмотреть для учащихся, желающих сдавать ЕГЭ по биологии, помимо традиционных форм и методов обучения, использование видеофильмов и видеофрагментов, демонстрирующих особенности протекания процессов жизнедеятельности различных организмов – анимационная визуализация схем биологических процессов эффективно формирует верные представления о процессах жизнедеятельности.

На уроках биологии необходимо чаще предлагать обучающимся проблемные вопросы, задания поискового характера, в дискуссиях «провоцировать» учеников на поиск нелинейных решений.

Необходимо прививать навык ясно, логично и точно излагать биологический материал, обращая внимание на внутреннюю суть вопросов задания, использовать адекватные языковые средства биологической терминологии и понятийного аппарата.

При работе с учащимися с низким уровнем готовности к экзамену основное внимание следует уделять повторению биологического материала за весь курс, которое сопровождается обязательным выполнением контрольных заданий нового типа базового и повышенного уровней.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Злобина С.Н., учитель биологии МБОУ « Верхнесеребрянская средняя общеобразовательная школа » Методические приемы подготовки обучающихся к успешному выполнению задания 26 ЕГЭ по биологии на применение знаний по общей биологии в новой ситуации

Слайд 2

Линия 26 ЕГЭ по биологии Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях . Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 6.1–6.5, 7.1–7.5. Уровень сложности: В (высокий). Максимальный балл: 3. Примерное время выполнения: 15 мин. Средний % выполнения: 14,8 (!).

Слайд 3

Алгоритм решения В популяции особей появляется мутация, обеспечивающая … (что она будет обеспечивать ?) 2. Особи с такой мутацией выживают, а особи неустойчивые (без мутации) погибают (проигрывают борьбу за существование ). 3. Выжившие особи начинают размножаться и передавать свои гены устойчивости ( цвета …) потомкам, так как именно эти особи получают преимущество в результате естественного отбора. 4. В результате естественного отбора формируется популяция, устойчивая … .

Слайд 4

Задание 26. Объясните, как сформировались в процессе эволюции рудиментарные органы зрения у почвенных животных слепышей . Элементы ответа: За счет мутации глаза у слепышей уменьшились ( не доразвились ). 2. Слепыши с недоразвитыми глазами получили преимущество в борьбе за существование (поскольку не стали тратить ресурсы на ненужные под землей органы). 3. В процессе естественного отбора они дали больше потомства, количество слепышей с уменьшенными (недоразвитыми) глазами возросло.

Слайд 5

Задание 26. Объясните с точки зрения микроэволюции этапы появления расчленяющей окраски у полосатой рыбы-бабочки. Элементы ответа: 1. Появление в исходной популяции различных мутаций, которые обусловили расчленяющую окраску тела. 2. Увеличение числа особей с расчленяющей окраской тела за счет большей выживаемости таких особей в процессе борьбы за существование (меньшей заметности для хищников). 3. Закрепление естественным отбором полезной мутации, формирование адаптации и образование новой популяции.

Слайд 6

Задание 26. Как ( с позиции Ч. Дарвина) возникла зеленая покровительственная окраска тела у коричневых гусениц, перешедших на питание зелеными листьями? Ответ поясните. Элементы ответа: 1. Коричневые гусеницы перешли на питание зелеными листьями. В популяции постоянно возникали мутации. Среди множества мутантов по окраске появлялись особи с зеленой окраской. 2. В борьбе за существование зеленые гусеницы обладали преимуществом, они в меньшей степени склевывались птицами. 3. Под действием естественного отбора выживали те гусеницы, которые обладали полезными признаками – зеленой окраской, они давали потомство, их число постепенно росло. 4. В последующих поколениях этот процесс продолжался, и окраска тела гусениц все более соответствовала основному фону окружающей среды.

Слайд 7

Задание 26. Как с позиции современного эволюционного учения объясняется появление собачьих блох, устойчивых к противоблошному шампуню? Элементы ответа: 1. В популяциях блох присутствуют особи с различной степенью устойчивости к разным ядовитым веществам (т.е. с разными мутациями). 2. При обработке шампунем, неустойчивые к яду шампуня блохи погибают, а устойчивые выживают. Это борьба за существование. 3. Выжившие блохи передают ген устойчивости к яду (мутацию) из поколения в поколение и, эти особи имеют преимущество в размножении. 4. В результате естественного отбора формируется новая популяция блох, устойчивых к яду шампуня.

Слайд 8

Задание 26. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции слизня, обитающего в лесу? Элементы ответа: 1. Увеличение численности растений. 2. Сокращение численности хищников – жаб, ежей. 3. Сокращение численности болезнетворных микроорганизмов , паразитов. Продуценты К I К II

Слайд 9

Задание 26. Что произойдет в биоценозе смешанного леса, если из него исчезнут все виды насекомых? Элементы ответа: 1. Насекомоядные птицы останутся без корма. 2. Резко снизится численность насекомоядных, а затем и хищных птиц. 3. Резко упадет плодовитость насекомоопыляемых растений. 4. Нарушиться пищевая цепь в ряду продуценты – консументы 2 и 3 порядка.

Слайд 10

Задание 26. К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений. Элементы ответа: 1. К увеличению численности растительноядных организмов. 2. К уменьшению численности растений. 3.К последующему снижению численности растительноядных организмов в следствии нехватки корма и распространению заболеваний.

Слайд 11

Писать максимально подробно, даже если не все факторы или приспособления указаны в ключе . Необходимо подробно описывать все аспекты заданий, включая глобальные ароморфозы и эволюционные процессы . Описывать свои мысли и обосновывать их, чтобы получить максимальный балл. Важно записывать очевидные вещи, которые могут быть в условии задания. Не бояться проявлять творческий подход и использовать все свои знания для получения баллов. Важно помнить о том, что задания могут быть связаны с картинками, и использовать их для построения ответа. Использовать подсказки из таблицы или других частей кима для построения ответа. Не оставлять пустые листы и пытаться написать хоть что-то. Изучать задания прошлых лет и использовать их для подготовки. Обращать внимание на изменения в формулировках заданий. Рекомендации учащимся

Слайд 12

Приёмы изучения терминов по биологии Терминологический диктант Семантизация терминов Изучение приставок и частей сложных слов Установление соответствия терминов и определений, терминов и примеров Выявление этимологии слова Приёмы «Мысль по кругу», «Пирамида понятий», «Змейка» Решение головоломок, з анимательных заданий , загадок, кроссвордов

Слайд 13

Рекомендации педагогам Использовать нетрадиционные, занимательные методы и приемы обучения. Обучать школьников научному биологическому языку. Систематически повторять биологический материал за предыдущие годы обучения.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии

Из опыта работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ...

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии...

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии

С 2009 года для всех выпускников образовательных учреждений ЕГЭ стал обязательным по всем  учебным дисциплинам школьного курса. Высокий балл, полученный на ЕГЭ, многократно повышает вероятн...

мотивация и подготовка обучающихся к успешной сдаче ГИА по биологии

Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к итоговой аттестации...

Эффективные приемы успешного выполнения задания 3 раздела «Говорение»

Стратегии выполнения задания 3 раздел "Говорение"...

Приемы подготовки обучающихся к выполнению заданий №5 и №12 открытой части ОГЭ по обществознанию

Презентация к выступлению по теме "Приемы подготовки обучающихся к выполнению заданий №5 и №12 открытой части ОГЭ по обществознанию" (из опыта работы)...