Методические приемы подготовки обучающихся к успешному выполнению задания 26 ЕГЭ по биологии на применение знаний по общей биологии в новой ситуации
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс)
Выступление на методическом объединении учителей биологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Методические приемы подготовки обучающихся к успешному выполнению задания 26 ЕГЭ по биологии на применение знаний по общей биологии
в новой ситуации
Добры день, коллеги.
Слайд 2.
Задание 26 проверяет умение применять знания эволюции органического мира и закономерностей экологии в нестандартных ситуациях. Чтобы выполнить такое задание, надо уметь анализировать ситуации с точки зрения эволюции или экологии, прогнозировать последствия человеческой деятельности, формулировать грамотный, развёрнутый и обоснованный ответ на вопрос, владеть научным языком и биологической терминологией.
Уровень сложности задания высокий. Максимальный балл: 3.
Примерное время выполнения: 15 мин. Средний % выполнения: 14,8 (!). Как видим % выполнения низкий.
Алгоритм выполнения задания № 26
- Внимательно прочитайте задание.
- Проанализируйте, о каком биологическом объекте (структуре, процессе, явлении) идёт речь.
- Сформулируйте и запишите от 3 до 6 развёрнутых аргументированных ответов. Лучше использовать в ответе научный язык и биологическую терминологию, чем отвечать своими словами.
Примечание: иногда, чтобы получить максимум 3 балла, нужно осветить до 4 критериев, а иногда — не менее 5! Смотрите примеры 13 и 14 (ниже).
Слайд 3.
Поделюсь несколькими приемами подготовки обучающихся по выполнению задания 26 из своего опыта работы.
Расскажу, как решать шаблонные задания линии 26 касательно экологии и эволюции. Кто готовится к экзамену по биологии, наверняка сталкивался с такими заданиями как…..
- Объясните, как сформировались в процессе эволюции рудиментарные органы зрения у почвенных слепышей или какая либо покровительственная окраска у гусениц?
- Или как сформировалась устойчивость бактерий к антибиотикам, т.е. как формировалось появление какого-либо признака с точки зрения эволюционной теории.
На самом деле эти вопросы имеют одинаковый шаблонный ответ.
Чтобы правильно ответить на это задание есть специальный алгоритм, который сейчас рассмотрим
- В популяции особей появляется мутация, обеспечивающая… (что она будет обеспечивать?)
- Особи с такой мутацией выживают, а особи неустойчивые (без мутации) погибают (проигрывают борьбу за существование)
- Выжившие особи начинают размножаться и передавать свои гены устойчивости (цвета…) потомкам так как именно эти особи получают преимущество в результате естественного отбора)
- В результате естественного отбора формируется популяция, устойчивая … .
Слайд 4.
Рассмотрим задание.
- Объясните, как сформировались в процессе эволюции рудиментарные органы зрения у почвенных животных слепышей.
Элементы ответа
Первое, говорим про мутацию
- За счет мутации глаза у слепышей уменьшились (не доразвились)
- Слепыши с недоразвитыми глазами получили преимущество в борьбе за существование (поскольку не стали тратить ресурсы на ненужные под землей органы).
- В процессе естественного отбора они дали больше потомства, количество слепышей с уменьшенными (недоразвитыми) глазами возросло.
Вот, по шаблону мы дали ответили.
Далее.
Слайд 5.
- Объясните с точки зрения микроэволюции этапы появления расчленяющей окраски у полосатой рыбы-бабочки.
Элементы ответа
- Появление в исходной популяции различных мутаций, которые обусловили расчленяющую окраску тела.
- Увеличение числа особей с расчленяющей окраской тела за счет большей выживаемости таких особей в процессе борьбы за существование (меньшей заметности для хищников).
- Закрепление естественным отбором полезной мутации, формирование адаптации и образование новой популяции.
Слайд 6.
Рассмотрим 3 пример.
3.Как ( с позиции Ч. Дарвина) возникла зеленая покровительственная окраска тела у коричневых гусениц, перешедших на питание зелеными листьями? Ответ поясните.
Элементы ответа
- Коричневые гусеницы перешли на питание зелеными листьями. В популяции постоянно возникали мутации. Среди множества мутантов по окраске появлялись особи с зеленой окраской.
- В борьбе за существование зеленые гусеницы обладали преимуществом, они в меньшей степени склевывались птицами.
- Под действием естественного отбора выживали те гусеницы, которые обладали полезными признаками – зеленой окраской, они давали потомство, их число постепенно росло.
- В последующих поколениях этот процесс продолжался, и окраска тела гусениц все более соответствовала основному фону окружающей среды.
Следующий пример.
Слайд 7.
Как с позиции современного эволюционного учения объясняется появление собачьих блох, устойчивых к противоблошному шампуню?
Элементы ответа
- В популяциях блох присутствуют особи с различной степенью устойчивости к разным ядовитым веществам (т.е. с разными мутациями).
- При обработке шампунем, неустойчивые к яду шампуня блохи погибают, а устойчивые выживают. Это борьба за существование.
- Выжившие блохи передают ген устойчивости к яду (мутацию) из поколения в поколение и, эти особи имеют преимущество в размножении.
- В результате естественного отбора формируется новая популяция блох, устойчивых к яду шампуня.
Вот четыре вопроса казалось бы такие разные, но такие одинаковые. Т.е. алгоритм решения абсолютно идентичный.
Теперь рассмотрим шаблонные задания по экологии, они встречаются довольно часто. Например,
- что будет с биоценозом, если оттуда убрать хищных рыб;
- или что будет, если сократиться число насекомоядных птиц;
- или что случиться если исчезнут насекомые.
То есть детям нужно определить, что станет с другими звеньями пищевой цепи, если какое-то из звеньев убрать. Я много раз сталкивалась, когда ребята неправильно выполняли это задание. Исправить ситуацию мне помог такой прием. Что же обязательно нужно? Нужно проявить свои художественные способности и рисовать. Потому, что в этом задании без рисования будет сложно обойтись, ну если, не рисовать, то хотя бы вообразить себе эту схему и убрать из этой схемы, то пищевое звено, о котором вам говориться в условии и посмотреть, что же станет с другими пищевыми звеньями.
Слайд 8.
Рассмотрим пример.
1.Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции слизня, обитающего в лесу?
Биотические факторы – это влияние живых организмов на живые организмы.
Что же будет служить фактором увеличения численности слизня? Давайте с вами выстроим ту самую цепочку, т.е. первое в цепи будет растение, эти листочки будут съедены слизнем. Дальше будут животные хищники, которые этого слизня съедят.
Так что же будет способствовать увеличению численности слизней?
Первое о чем мы будем говорить, что если будет увеличение количества еды – то слизней станет больше. Поэтому 1.Увеличение продуцентов. Так вот, чтобы слизни увеличили свою численность надо чтобы увеличилось количество продуцентов.
Что же с хищниками?
Соответственно, если хищников будет меньше, то и слизней будет больше. Вот на такой схеме сразу все четко видно. Поэтому давайте посмотрим как в пояснении.
- Увеличение численности растений.
- Сокращение численности хищников – жаб, ежей.
Еще один момент который мы не сможем посмотреть по схеме, но должны знать.
- Сокращение численности болезнетворных микроорганизмов, паразитов.
Слайд 9.
Посмотрим дальше.
2.Что произойдет в биоценозе смешанного леса, если из него исчезнут все виды насекомых?
Здесь на самом деле представляем в голове эту картинку, или рисуем. Есть цветочки, есть насекомые, которые опылители.
Элементы ответа
- Насекомоядные птицы останутся без корма.
- Резко снизится численность насекомоядных, а затем и хищных птиц.
- Резко упадет плодовитость насекомоопыляемых растений.
- Нарушиться пищевая цепь в ряду продуценты – консументы 2 и3 порядка.
Слайд 10.
3.К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений.
Не важно где происходят изменения, смысл решения остается один и тот же.
Рисуем.
Что произойдет, если хищные рыбы будут сокращаться?
Увеличится количество растительноядных рыб, а вот растения, которыми они питаются будут уменьшаться в количестве.
И еще момент, рыбки растительноядные очень часто являются переносчиками паразитарных заболеваний.
Элементы ответа.
- К увеличению численности растительноядных организмов.
- К уменьшению численности растений.
- К последующему снижению численности растительноядных организмов в следствии нехватки корма и распространению заболеваний.
Слайд 11.
Советы для учащихся, на которые я обращаю внимание ребят.
Писать максимально подробно, даже если не все факторы или приспособления указаны в ключе.
Необходимо подробно описывать все аспекты заданий, включая глобальные ароморфозы и эволюционные процессы.
Описывать свои мысли и обосновывать их, чтобы получить максимальный балл.
Важно записывать очевидные вещи, которые могут быть в условии задания.
Не бояться проявлять творческий подход и использовать все свои знания для получения баллов.
Важно помнить о том, что задания могут быть связаны с картинками, и использовать их для построения ответа.
Использовать подсказки из таблицы или других частей кима для построения ответа.
Не оставлять пустые листы и пытаться написать хоть что-то.
Изучать задания прошлых лет и использовать их для подготовки.
Обращать внимание на изменения в формулировках заданий.
Слайд 12.
Также учащимся напоминаем, что лучше использовать в ответах научный язык и биологическую терминологию, чем отвечать своими словами.
Биологическая терминология (на слайде - ОБЛАКО)
На своих уроках биологии я использую большое количество приемов отработки терминов:
Синквейн
- биологический диктант (диктую определение – дети записывают термин или наоборот);
- работа на соответствие терминов и определений, терминов и примеров;
- работа на приведение своего примера к термину;
- интерактивный прием «Облако слов».
Залог успеха в заучивании терминов, их постоянное использование в речи, повторение. Для того, чтобы у детей проходило и зрительное запоминание терминов, вывешиваю основные из них на дополнительную доску, или просто на стенах класса. Периодически меняю местами. Делаю в терминах ошибки и прошу найти их. Для этого ребятам приходится вновь и вновь читать термины.
Слайд 13.
Для повышения качества подготовки обучающихся по биологии рекомендую существенное внимание уделить и работе с изображениями биологических объектов, с раздаточными материалами, микропрепаратами, моделями, коллекциями. Не следует пренебрегать использованием на уроках печатных пособий.
При организации процесса обучения в 10-11 классах необходимо предусмотреть для учащихся, желающих сдавать ЕГЭ по биологии, помимо традиционных форм и методов обучения, использование видеофильмов и видеофрагментов, демонстрирующих особенности протекания процессов жизнедеятельности различных организмов – анимационная визуализация схем биологических процессов эффективно формирует верные представления о процессах жизнедеятельности.
На уроках биологии необходимо чаще предлагать обучающимся проблемные вопросы, задания поискового характера, в дискуссиях «провоцировать» учеников на поиск нелинейных решений.
Необходимо прививать навык ясно, логично и точно излагать биологический материал, обращая внимание на внутреннюю суть вопросов задания, использовать адекватные языковые средства биологической терминологии и понятийного аппарата.
При работе с учащимися с низким уровнем готовности к экзамену основное внимание следует уделять повторению биологического материала за весь курс, которое сопровождается обязательным выполнением контрольных заданий нового типа базового и повышенного уровней.
Слайд 14
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Линия 26 ЕГЭ по биологии Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях . Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 6.1–6.5, 7.1–7.5. Уровень сложности: В (высокий). Максимальный балл: 3. Примерное время выполнения: 15 мин. Средний % выполнения: 14,8 (!).
Алгоритм решения В популяции особей появляется мутация, обеспечивающая … (что она будет обеспечивать ?) 2. Особи с такой мутацией выживают, а особи неустойчивые (без мутации) погибают (проигрывают борьбу за существование ). 3. Выжившие особи начинают размножаться и передавать свои гены устойчивости ( цвета …) потомкам, так как именно эти особи получают преимущество в результате естественного отбора. 4. В результате естественного отбора формируется популяция, устойчивая … .
Задание 26. Объясните, как сформировались в процессе эволюции рудиментарные органы зрения у почвенных животных слепышей . Элементы ответа: За счет мутации глаза у слепышей уменьшились ( не доразвились ). 2. Слепыши с недоразвитыми глазами получили преимущество в борьбе за существование (поскольку не стали тратить ресурсы на ненужные под землей органы). 3. В процессе естественного отбора они дали больше потомства, количество слепышей с уменьшенными (недоразвитыми) глазами возросло.
Задание 26. Объясните с точки зрения микроэволюции этапы появления расчленяющей окраски у полосатой рыбы-бабочки. Элементы ответа: 1. Появление в исходной популяции различных мутаций, которые обусловили расчленяющую окраску тела. 2. Увеличение числа особей с расчленяющей окраской тела за счет большей выживаемости таких особей в процессе борьбы за существование (меньшей заметности для хищников). 3. Закрепление естественным отбором полезной мутации, формирование адаптации и образование новой популяции.
Задание 26. Как ( с позиции Ч. Дарвина) возникла зеленая покровительственная окраска тела у коричневых гусениц, перешедших на питание зелеными листьями? Ответ поясните. Элементы ответа: 1. Коричневые гусеницы перешли на питание зелеными листьями. В популяции постоянно возникали мутации. Среди множества мутантов по окраске появлялись особи с зеленой окраской. 2. В борьбе за существование зеленые гусеницы обладали преимуществом, они в меньшей степени склевывались птицами. 3. Под действием естественного отбора выживали те гусеницы, которые обладали полезными признаками – зеленой окраской, они давали потомство, их число постепенно росло. 4. В последующих поколениях этот процесс продолжался, и окраска тела гусениц все более соответствовала основному фону окружающей среды.
Задание 26. Как с позиции современного эволюционного учения объясняется появление собачьих блох, устойчивых к противоблошному шампуню? Элементы ответа: 1. В популяциях блох присутствуют особи с различной степенью устойчивости к разным ядовитым веществам (т.е. с разными мутациями). 2. При обработке шампунем, неустойчивые к яду шампуня блохи погибают, а устойчивые выживают. Это борьба за существование. 3. Выжившие блохи передают ген устойчивости к яду (мутацию) из поколения в поколение и, эти особи имеют преимущество в размножении. 4. В результате естественного отбора формируется новая популяция блох, устойчивых к яду шампуня.
Задание 26. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции слизня, обитающего в лесу? Элементы ответа: 1. Увеличение численности растений. 2. Сокращение численности хищников – жаб, ежей. 3. Сокращение численности болезнетворных микроорганизмов , паразитов. Продуценты К I К II
Задание 26. Что произойдет в биоценозе смешанного леса, если из него исчезнут все виды насекомых? Элементы ответа: 1. Насекомоядные птицы останутся без корма. 2. Резко снизится численность насекомоядных, а затем и хищных птиц. 3. Резко упадет плодовитость насекомоопыляемых растений. 4. Нарушиться пищевая цепь в ряду продуценты – консументы 2 и 3 порядка.
Задание 26. К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений. Элементы ответа: 1. К увеличению численности растительноядных организмов. 2. К уменьшению численности растений. 3.К последующему снижению численности растительноядных организмов в следствии нехватки корма и распространению заболеваний.
Писать максимально подробно, даже если не все факторы или приспособления указаны в ключе . Необходимо подробно описывать все аспекты заданий, включая глобальные ароморфозы и эволюционные процессы . Описывать свои мысли и обосновывать их, чтобы получить максимальный балл. Важно записывать очевидные вещи, которые могут быть в условии задания. Не бояться проявлять творческий подход и использовать все свои знания для получения баллов. Важно помнить о том, что задания могут быть связаны с картинками, и использовать их для построения ответа. Использовать подсказки из таблицы или других частей кима для построения ответа. Не оставлять пустые листы и пытаться написать хоть что-то. Изучать задания прошлых лет и использовать их для подготовки. Обращать внимание на изменения в формулировках заданий. Рекомендации учащимся
Приёмы изучения терминов по биологии Терминологический диктант Семантизация терминов Изучение приставок и частей сложных слов Установление соответствия терминов и определений, терминов и примеров Выявление этимологии слова Приёмы «Мысль по кругу», «Пирамида понятий», «Змейка» Решение головоломок, з анимательных заданий , загадок, кроссвордов
Рекомендации педагогам Использовать нетрадиционные, занимательные методы и приемы обучения. Обучать школьников научному биологическому языку. Систематически повторять биологический материал за предыдущие годы обучения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии
Из опыта работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ...

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии
Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии...

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии
С 2009 года для всех выпускников образовательных учреждений ЕГЭ стал обязательным по всем учебным дисциплинам школьного курса. Высокий балл, полученный на ЕГЭ, многократно повышает вероятн...

мотивация и подготовка обучающихся к успешной сдаче ГИА по биологии
Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к итоговой аттестации...
Эффективные приемы успешного выполнения задания 3 раздела «Говорение»
Стратегии выполнения задания 3 раздел "Говорение"...

Приемы подготовки обучающихся к выполнению заданий №5 и №12 открытой части ОГЭ по обществознанию
Презентация к выступлению по теме "Приемы подготовки обучающихся к выполнению заданий №5 и №12 открытой части ОГЭ по обществознанию" (из опыта работы)...

