Литературные аргументы к ЕГЭ
консультация по русскому языку (11 класс) по теме

Шмакова Ольга Леонидовна

МАТЕРИАЛЫ

для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (часть «С»)

(частично использованы материалы пособия Г. Т. Егораевой «Русский язык. Подготовка к выполнению части 3(С)» и статьи Н. Пащук «Сдаем ЕГЭ по русскому языку…». Журнал «Литература», № 6, 2010).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛЫ

для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (часть «С»)

(частично использованы материалы пособия Г. Т. Егораевой «Русский язык. Подготовка к выполнению части 3(С)» и статьи Н. Пащук «Сдаем ЕГЭ по русскому языку…». Журнал «Литература», № 6, 2010).

I. Философско-нравственные проблемы

Проблема

Вариант вступления. Автор, произведение, герой. Краткий анализ (в соответствии с данной проблемой).

Проблема поиска смысла жизни

Вариант вступления.

Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины.


Литературные аргументы:

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

— Проблема поиска смысла жизни является центральной во многих произведениях русской литературы. Одно из них — «Война и мир» Л. Н. Толстого. Герой романа-эпопеи Пьер Безухов в начале своего пути далек от истины: он восхищается Наполеоном, участвует в пустых развлечениях, легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. И как итог — утрата смысла жизни.

Лишь пройдя испытание войной и пленом, узнав простых людей (таких, как Платон Каратаев), Пьер смог по-настоящему понять жизнь и свое место в ней. Он приходит к мысли, что только любовью движется мир и живет человек.


А. П. Чехов. Рассказ «Студент».

— Одним из произведений, в котором поднимается проблема обретения истинного смысла жизни, является рассказ А. П. Чехова «Студент». Молодой человек, будущий священник, Иван Великопольский в душе не верит ни во что хорошее, доброе, светлое. Ему кажется, что жизнь — это бесконечная череда несчастий, тоска, невежество. Все изменила случайная встреча с двумя простыми женщинами. Они, несмотря на тяжелую судьбу, не утратили веры, способности глубоко сочувствовать чужому горю. Иван Великопольский понял, что в жизни, как и в природе, все гармонично: если есть зло (невежество, тоска, голод), то есть и добро: любовь, правда, красота. Именно они направляли и будут всегда направлять течение человеческой жизни.

Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути

Вариант вступления.

Всем известна картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где написано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь…», «Налево пойдёшь — себя потеряешь…», «Прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь…» Повесил голову витязь: тяжело ему путь выбирать. Так и в настоящей, реальной жизни. Каждый из нас выбирает свой путь, принимает одно-единственное решение из многих возможных.


Литературные аргументы:

— Проблема выбора жизненного пути стоит перед главным героем романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» — Григорием Мелеховым…

М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

В. Быков. Повесть «Сотников».

Проблема отношения к прошлому (утраты памяти, корней / обретения памяти, корней)

Вариант вступления.

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства».


Литературные аргументы:

А. Твардовский. Поэма «По праву памяти».

Ч. Айтматов. Роман «Буранный полустанок».

Ф. Абрамов. Повесть «Поездка в прошлое».

И. С. Шмелев. Роман «Лето Господне».

В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».

Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни

Вариант вступления


Литературные аргументы:

А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» (Евгений Онегин).

М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин).

И. А. Гончаров. Роман «Обломов» (Илья Ильич).

И. А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (Пьер Безухов).

А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч» (Дмитрий Ионыч Старцев).

М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль», «Данко».

М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (Григорий Мелехов).

Проблема нравственной стойкости (нравственного падения: трусости, предательства, лицемерия, зависти, гордыни, накопительства, эгоизма и т.д.)

Вариант вступления


Литературные аргументы:

1) Проблема нравственной стойкости:

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов).

А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».

Б. Васильев. Повесть «Завтра была война» (Искра Полякова, Вика Люберецкая).

В. Быков. «Сотников».

2) Проблема нравственного падения:

А. Куприн. Рассказ «Негласная ревизия».

М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (трусость Понтия Пилата, предательство Иуды).

А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая Дама» (Германн).

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Лужин, Свидригайлов, Раскольников до духовного воскрешения).

А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка» (Швабрин).

М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин).

А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».

Проблема милосердия, сострадания

Вариант вступления


Литературные аргументы:

А. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» (Самсон Вырин)

И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий».

Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин).

Ф. М. Достоевский. Роман  «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова).

М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Иешуа — Понтий Пилат; Маргарита — Фрида).

В. Тендряков. «Хлеб для собаки».

Проблема чести, благородства, справедливости

Вариант вступления


Литературные аргументы:

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (Петр Гринёв).

М. Ю. Лермонтов. «Песня… про купца Калашникова» (Степан Парамонович Калашников).

Проблема судьбы

Вариант вступления


Литературные аргументы:

Л. Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (Жилин, Костылин).

М. Ю. Лермонтов. Повесть «Фаталист» / роман «Герой нашего времени» (Печорин).

Проблема истинной дружбы

Вариант вступления


Литературные аргументы:

А. С. Пушкин. Стихотворения «Пущину», «19 октября».

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (Соня — Наташа).

И. А. Гончаров. Роман «Обломов» (Штольц — Обломов).

Проблема воспитания

Вариант вступления


Литературные аргументы:

В. Распутин. Рассказ «Уроки французского» (учительница французского языка Анна Михайловна — главный герой).

М. Горький. Повесть «Детство» (Алеша Пешков — бабушка Акулина Ивановна, дед Каширин).

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (наказ отца Петру Гринёву).

Д. И. Фонвизин. «Недоросль».

Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (воспитание Павлуши Чичикова).

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (воспитание в семье Ростовых, Болконских).

Проблема внутренней свободы (несвободы)

Вариант вступления


Литературные аргументы:

А. П. Чехов. Рассказ «Крыжовник» (Николай Иванович Чимша-Гималайский и его мечта об усадьбе с крыжовником).

А. П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре» (учитель греческого языка Беликов).

М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат).

Проблема отцов и детей

Вариант вступления


Литературные аргументы:

К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма».

И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» (Базаров — родители; Аркадий Кирсанов — отец, дядя; Базаров — Павел Петрович Кирсанов).

Проблема равнодушия, душевной черствости

Вариант вступления


Литературные аргументы:

А. Платонов. Рассказ «Юшка».

А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч».

А. П. Чехов. Рассказ «Баран и барышня».

Проблема преданности, верности в любви

Вариант вступления


Литературные аргументы:

А. И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет» (Желтков – княгиня Вера).

И. А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи» (Надежда).

М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Мастер и Маргарита).

Проблема веры (безверия)

Вариант вступления


Литературные аргументы:

М. Горький. «На дне» (Лука — Сатин).

Проблема счастья

Вариант вступления


Литературные аргументы:

И. А. Бунин. Стихотворение «Вечер».

А. П. Чехов. Рассказ «Студент».

Проблема совести

Вариант вступления


Литературные аргументы:

М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат).

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Свидригайлов).

Проблема античеловечной сущности войны

Вариант вступления


Литературные аргументы:

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир», «Севастопольские рассказы».

М. Шолохов. Рассказ «Родинка».

Ю. Бондарев. Рассказ «Война».

М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (ч. 3, гл. 5. «Григорий Мелехов убивает австрийского солдата»; ч. 6, гл. 31. «Казнь командира отряда Лихачева»)

II. Человек и государство

Проблема отношений художника и власти (свободы творчества). Проблема внутренней, духовной свободы писателя

Вариант вступления.

Настоящий творец (поэт, музыкант, художник) создает свои произведения по зову сердца, а не по заказу. Только тогда искусство будет правдивым, только тогда оно станет залогом бессмертия автора. «Рукописи не горят», — пророчески произнес Воланд — герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Но на самом деле в истории русской литературы XX века множество трагических моментов, когда рукописи уничтожались, а их авторы по воле властей оказывались в тюрьме, в ссылке, в эмиграции.


Литературные аргументы:

А. С. Пушкин. Стихотворение «Из Пиндемонти».

А. С. Пушкин. Стихотворение «Пророк».

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» (Мастер).


Проблема отношений художника и власти с предельной четкостью раскрыта в стихотворении А. С. Пушкина «Из Пиндемонти». «Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи» — эти слова являются определяющими для настоящего художника. Они дают ответ на вопрос, почему, например, многие произведения соцреализма оказались в забвении, а творения А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака и многих других талантливых художников слова стали гордостью русской литературы XX века.

Проблема трагедии эмиграции

Вариант вступления.

Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одни уезжают из-за сложившихся обстоятельств, другие ищут лучшей жизни, третьих - вынуждали уехать или высылали из страны власти. Но ни один человек никогда не забудет свое отечество, дом, где он родился, родную землю.


Литературные аргументы:

И. А. Бунин. Рассказ «Косцы».

В. Набоков. «Роман «Машенька», эссе «Русская река».

С. Довлатов. Рассказ «Чемодан».

Проблема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве

Вариант вступления


Литературные аргументы:

А. Ахматова. Поэма «Реквием».

А. И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ», повесть «Один день Ивана Денисовича».

Б. Васильев. Повесть «Завтра была война».

III. Социально-философские проблемы

Проблема русского характера

Вариант вступления.

Довольно часто мы слышим пословицы, крылатые выражения о русском национальном характере. Например: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», «И какой же русский не любит быстрой езды!» (Н. В. Гоголь) и т.д. Есть фильм — «Любить по-русски»… Когда иностранцы говорят о загадочной русской душе, то, в первую очередь, имеют в виду, что в русском характере уживаются самые разные черты. Да, много непонятного для других народов таит в себе русский характер, однако всему миру известны такие наши замечательные качества, как щедрость, гостеприимство, смекалка.


Литературные аргументы:

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня… про купца Калашникова» (Степан Парамонович Калашников).

Н. С. Лесков. Повесть «Очарованный странник» (Иван Флягин).

Н. С. Лесков. Сказ «Левша».

М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов)

А. И. Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича», рассказ «Матрёнин двор» (Матрёна).

- В. О. Ключевский Научная статья «Природа и ее влияние на русский характер»

Проблема назначения искусства, проблема отношений художника и «толпы»

Вариант вступления


Литературные аргументы:

А. С. Пушкин: «Я памятник себе воздвиг…», «Пророк».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Поэт».

Г. Успенский. «Выпрямила».

Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (отступление о писателе-реалисте и писателе-романтике, начало 7-й главы поэмы).

Проблема духовного здоровья общества

Вариант вступления


Литературные аргументы:

Проблема влияния искусства (литературы) на человека

Вариант вступления


Литературные аргументы:

Г. Успенский. «Выпрямила».

IV. Экологические проблемы

Проблема пагубного влияния человека на природу

Варианты вступления.

а) Кто хоть раз держал в руках Красную книгу, обратил внимание на то, какая она большая и тяжелая. И это не случайно: только за последние полвека сотни представителей флоры и фауны стали ее постоянными, вечными жителями. И причина этого не во всемирном потопе, новом ледниковом периоде или смертоносных вирусах. Причина исчезновения многих видов растений и животных мира — человек.


б) Когда мы разглядываем ночное небо, то пытаемся предположить, что в этой удивительно красивой бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверняка есть. Но едва ли найдется еще одна такая планета, которую бы так варварски уничтожали ее самые разумные обитатели.


Литературные аргументы:

В. Астафьев. Роман «Царь-рыба».

В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».

Проблема благотворного влияния природы на человека

Вариант вступления


Литературные аргументы:

И. А. Бунин. Стихотворение «Вечер».

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (при виде зазеленевшего старого дуба князь Андрей обретает веру в возможность счастья).

А. Фет. Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы…».

V. Национальные проблемы

Проблема единства, братства всех народов и их культур

Вариант вступления


Литературные аргументы:

С. Довлатов. Рассказ из сборника «Речь без повода» (философия Кеннета Бауэрса).

Проблема обострения межнациональных отношений (проблема национальной нетерпимости, проблема преступлений на национальной почве)

Вариант вступления.

Не так давно в средствах массовой информации появилось новое сочетание — «лицо кавказской национальности». Произносится оно с оттенком осуждения и настороженности, как будто человек изначально виноват в том, что он не «лицо» славянской или, допустим, европейской национальности. Стыдно, грустно, тревожно…


Литературные аргументы:

VI. Патриотическая проблема

Проблема стойкости духа, мужества и героизма в трагические моменты истории страны

Вариант вступления


Литературные аргументы:

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

Ю. Бондарев. «Горячий снег» (батарея лейтенанта Кузнецова).

М. Ю. Лермонтов. «Бородино».

А. Ахматова. Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мне голос был…»

Проблема ответственности писателя за судьбу страны, мира

Вариант вступления


Литературные аргументы:

Проблема любви к Родине. Проблема ответственности гражданина за судьбу страны

Вариант вступления


Литературные аргументы:

А. Ахматова. Стихотворение «Родная земля».

М. Лермонтов. Стихотворение «Родина».

А. Блок. Стихотворение «Россия».

С. Есенин. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…»

VII. Социальные проблемы

Проблема наркомании

Вариант вступления


Литературные аргументы:

Проблема здорового образа жизни

Вариант вступления


Литературные аргументы:

Проблема влияния современного телевидения на молодое поколение

Вариант вступления


Литературные аргументы:

Проблема «компьютерной болезни»

Вариант вступления


Литературные аргументы:

Проблема падения интереса к чтению

Вариант вступления


Литературные аргументы:

VIII. Культурологические проблемы

Проблема сохранения памятников культурного наследия прошлого

Вариант вступления


Литературные аргументы:

Проблема русского языка

(сохранения, засорения русского языка). Проблема утраты языковой культуры

Вариант вступления

Когда мы говорим о богатстве России, то прежде всего имеем в виду ее леса, реки, полезные ископаемые. При этом часто забываем о такой ценности страны, как язык, на котором говорит ее народ. Русский язык — один из самых богатых языков, давший в XIX веке лучшую в мире литературу. К сожалению, в наше время русский язык подвергается многим негативным изменениям и сегодня можно говорить о серьезной болезни языка.

Литературные аргументы:

М. Зощенко. Рассказ «Обезьяний язык».

И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык».

Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (отступление в конце главы V).

А. Ахматова. Стихотворение «Мужество».

В. И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 10 классе «Обучение использованию литературных аргументов при написании части С в ЕГЭ».

Материал рассчитан на два урока, где учащиеся повторяют все композиционные элементы сочинения-рассуждения, которое является одним из основных видов творческого задания части С при написании ЕГЭ...

Материал для учащихся. Банк литературных аргументов для написания сочинения ЕГЭ.

Самой важной и сложной частью сочинения ЕГЭ по русскому языку  является аргументация собственного мнения по выделенной проблеме. Аргументы должны работать на тезис, а не противоречить ему....

литературные аргументы к блоку С

даны аргументы ,которые может привести в пример ученик на ЕГЭ...

Литературный аргумент

В процессе подготовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоятельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими-либо примерами.    Этот матер...

Литературный аргумент

В процессе подготовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоятельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими-либо примерами.    Этот матер...

Литературные аргументы по рассказу В.Астафьева "Людочка" - подготовка к ЕГЭ

Вот так мы с 10 классом поработали с текстом В.Астафьева «Людочка», такие аргументы к сочинению ЕГЭ по русскому языку на перечисленные проблемы увидели. К сочинению же по литературе аргументы необходи...

Литературные аргументы к егэ по русскому языку

Проблемы и литературные аргументы для подготовки к егэ по русскому языку....