Главные вкладки

    Литературные аргументы по рассказу В.Астафьева "Людочка" - подготовка к ЕГЭ
    материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

    Вот так мы с 10 классом поработали с текстом В.Астафьева «Людочка», такие аргументы к сочинению ЕГЭ по русскому языку на перечисленные проблемы увидели. К сочинению же по литературе аргументы необходимо расширить и соотнести с доминирующими темами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл problemy_v_lyudochke_astafeva.docx41.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    1.ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА

            Людочка в одноименном  рассказе В.Астафьева  пытается вырваться из одиночества. Но уже первые строки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что она, как и эта трава, не способна к жизни. Девушка  уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди, которые тоже одиноки. Мать давно привыкла к устройству своей жизни и не хочет вникать в проблемы дочери, а отчим Людочки никак не относился к ней. Девушка чужая  и в родном доме, и среди людей. От нее все отвернулись, даже собственная мать  ей  как чужая.

    2.ПРОБЛЕМА РАВНОДУШИЯ,  УТРАТЫ ВЕРЫ В ЧЕЛОВЕКА

            Людочка в одноименном  рассказе В.Астафьева  всюду  сталкивалась с равнодушием, а самое страшное для нее – предательство  близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент девушка  осознала, что  сама причастна к этой трагедии, потому что тоже проявляла равнодушие, покуда беда ни коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась; не ей  зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.

    3. ПРОБЛЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

    Проблема преступления и наказания в рассказе «Людочка» В. Астафьева - воплощение переживаний автора, который указывает людям на их грехи, за которые они, так или иначе, несут ответственность.

    Социальные преступления  здесь воспринимаются буднично. Однако и по сей день самым страшным преступлением является насилие  против человека. Его совершил Стрекач, надругавшись над Людочкой. Девушка понесла наказание за вялость и равнодушие, искупая своей смертью не только свои грехи, но  и грехи своей матери, школы, Гавриловны, милиции, молодёжи городка. Но ее смерть  разрушила царившее вокруг равнодушие: она вдруг стала нужна матери, ГавриловнеЗа нее отомстил отчим.

    4.ПРОБЛЕМА МИЛОСЕРДИЯ

            Наверное, никто  из нас не мог остаться равнодушным к судьбе  Людочки  в одноименном  рассказе В.Астафьева. Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который показывает писатель, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания.  Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видевшая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек,  тоже не чувствует  боли дочери…Писатель призывает нас к состраданию, милосердию, ведь даже имя у девушки означает «людям милая», но как же жесток по отношению к ней окружающий мир!  Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановить зло, вовремя не растерять себя.

    5.ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ, непонимания близких людей в сложной ситуации

            Чувствуется какая-то дисгармония в отношениях между матерью и дочкой в рассказе В.Астафьева «Людочка», нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить.  А героиня  не ощущает  материнской любви, поэтому даже в самой страшной для девушки беде не признается близкому человеку: ее не понимают в семье,  чужим для нее является родной дом. Мать и дочь разделяет нравственная пропасть отчуждения.

    6.ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

            Мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может расслабиться,  подышать свежим воздухом, отдохнуть. Но вот  в рассказе В.Астафьева «Людочка» все иначе. Ужасное зрелище предстает перед нами: вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стоят скамейки, из грязной канавы и пены торчат бутылки разных форм,  и всегда тут, в парке,  вонь, потому что в канаву бросают  щенят, котят, дохлых поросят. И люди ведут себя  здесь по-звериному. Этот «пейзаж» напоминает кладбище, где от рук человека принимает смерть природа. Человеку же, по утверждению В.Астафьева, без нее  существовать невозможно. Вот и  разрушаются  нравственные основы – таков итог наказания за совершённое преступление против природы.

    7. Детские впечатления и их влияние  на  дальнейшую жизнь человека

    Неуютно и одиноко жилось Людочке  дома  в одноименном рассказе В.Астафьева, потому что нет в отношениях матери и дочери теплоты, понимания и доверия. И Людочка даже во взрослой жизни осталась стеснительной, боязливой и замкнутой. Нерадостное детство как бы отпечаталось и на ее дальнейшей короткой жизни.

    8.Проблема исчезновения деревень

            Вымирает духовно  и постепенно исчезает  в рассказе В.Астафьева «Людочка» деревня  Вычуган, а вместе с ней уходят в прошлое традиции и культура.  Писатель бьет тревогу: деревня,  как догорающая свеча, доживает свои последние месяцы. Люди разрывают связи между человеком и природой, забывают свои истоки, откуда произрастают их корни. Даже хоронить в родной деревне Вычуган Людочку не решились, потому что скоро объединенный колхоз перепашет все под одно поле и кладбище запашет.

    9.Проблема алкоголизма  

            Горько, больно читать, как ведут себя пьяные молодые люди на дискотеке в рассказе В.Астафьева «Людочка». Автор пишет, что беснуются, как «стадо». Отец  девушки тоже  был закоренелым  пьяницей, суетлив и туповат. Мать даже  боялась, что ребенок может родиться больным,  а потому  зачала его в редкий от мужних пьянок перерыв. И все же девочка была ушиблена нездоровой плотью отца и родилась слабенькой. Мы видим, как под воздействием алкоголя люди деградируют.

    10.Падение общественной нравственности

    Что погубило Людочку? Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И  Астафьев говорит о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя, что волчьи законы царят вокруг. Кругом пьянство, насилие, падение нравов. Но  в наших силах сделать этот мир лучше, чтобы мы могли радоваться жизни!

    11. «Чтиво» и истинная, живая книга.

            В рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни. Автор  написал его в конце восьмидесятых годов двадцатого века, но  произведение  актуально  и сейчас, потому что в нем поднимаются  проблемы, волнующие моих современников, -  это загрязнение окружающей среды, падение  нравственности и деградация личности,  гибель русской деревни, душевное одиночество.  Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о  безразличии и  равнодушии. По-моему, «Людочка» — одно из лучших произведений   русской литературы. Рассказ побуждает, нас, юных читателей,  задуматься о жизни, о выборе пути, о нравственных проблемах общества.

    12. Проблема чистоты родного языка, речевой культуры. Проблема связи языка и общества.

            Герои В.Астафьева наследуют стиль и дух своего времени, и их речь не просто говор, а «выразитель»  умственных и нравственных качеств человека. Слова  разухабистых молодых людей - показатель бездуховности: «рвём когти», «кореши», «отвали», «пахан». Засорение  языка уголовным жаргоном  отражает  неблагополучие  общества, а у читателя такие  персонажи и их  речевое бескультурье вызывают отторжение.

    13. Проблема позднего раскаяния, осознания того, что пропустил в жизни что-то важное.

            Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием  и  не смогла выдержать  предательства близких людей, которые не выслушали ее, не помогли. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, но, увы, уже ничего нельзя было  изменить. Позднее раскаяние пришло к матери Людочки  и теперь  будет  сопровождать     ее  по жизни. Она дает себе слово, что будущее дитя  скрепит их с мужем, на плаву жизни удержит, будет им в радость. 

    14. Проблема воспитания.

            Росла Людочка, как придорожная трава. Девушка по характеру робкая, стеснительная, она мало общалась с одноклассниками. Мать свою любовь к дочери открыто не проявляла, в душу дочери, как говорится, не стучалась, советы не давала, не предостерегала от жизненных невзгод и, вообще, воспитанием практически не занималась, поэтому теплоты и родственной духовной близости между ними не было.

    15. О Боге.

            Мы не видим в рассказе верующих людей: у героев отсутствует эта нравственная опора, которая могла бы их поддержать в трудную минуту, могла бы спасти от пагубного шага… Жутко было слушать Вычуганиху. Бабы трусливо, неумело, забыв, с какого плеча начинать, крестились. Вычуганиха срамила их, заново учила класть крестный знак. И в одиночестве состарившиеся, охотно и покорно, бабы возвращались к вере в Бога. О нем вспоминает мать Людочки, которая понимает свою вину перед  уже  мертвой дочерью. Сама девушка перед смертью обращается к Богу с просьбой простить ее. Она не верила в него, но на уровне подсознания понимала, что обратиться за помощью ей больше не к кому, но  сходить в церковь так и не решилась…

    16.Об отсутствии любви

            Рассказ В.Астафьева «Людочка» шокирует читателя жесткостью, равнодушием его героев и отсутствием тепла, добра, доверия  в отношениях между людьми. Но, пожалуй, больше всего потрясает читателей отсутствие любви, без которой невозможны ни гармония, ни  будущее. Дети, рожденные не по любви, - обреченное поколение или циников, или слабых, безвольных людей.

    17. Об отношении к своим профессиональным обязанностям, о добросовестности; о равнодушном  отношении к своей профессии

            Молодая фельдшер в рассказе  брезгливыми пальчиками помяла взбухший на виске молодого человека нарыв. А через день она же  вынуждена была лично сопровождать молодого лесоруба, впавшего в беспамятство, в районную больницу. А там в неприспособленном для сложных операций месте вынуждены сделать больному    трепанацию черепа и увидели, что ничем помочь уже  невозможно. Смерть человека на совести недобросовестной брезгливой девушки, которая даже не опечалилась по этому поводу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по русскому языку в 10 классе «Обучение использованию литературных аргументов при написании части С в ЕГЭ».

    Материал рассчитан на два урока, где учащиеся повторяют все композиционные элементы сочинения-рассуждения, которое является одним из основных видов творческого задания части С при написании ЕГЭ...

    Материал для учащихся. Банк литературных аргументов для написания сочинения ЕГЭ.

    Самой важной и сложной частью сочинения ЕГЭ по русскому языку  является аргументация собственного мнения по выделенной проблеме. Аргументы должны работать на тезис, а не противоречить ему....

    Литературные аргументы к ЕГЭ

    МАТЕРИАЛЫдля подготовки к ЕГЭ по русскому языку (часть «С»)(частично использованы материалы пособия Г. Т. Егораевой «Русский язык. Подготовка к выполнению части 3(С)» и статьи Н. Пащук «Сдаем ЕГЭ по р...

    литературные аргументы к блоку С

    даны аргументы ,которые может привести в пример ученик на ЕГЭ...

    Литературный аргумент

    В процессе подготовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоятельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими-либо примерами.    Этот матер...

    Литературный аргумент

    В процессе подготовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоятельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими-либо примерами.    Этот матер...

    Аргументы по рассказу М.Шолохова "Судьба человека".

    В помощь выпускникам при подготовке к ЕГЭ по русскому языку....