Подготовка к итоговой аттестации в 11 классе по русскому языку. Пишем часть С
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Усач Елена Калиевна

Несколько рекомендаций к написанию экзаменационного эссе

                                                                                                                                                                 

Определение позиции и четкая формулировка идеи (тезиса) эссе. Эссе оценивается не за позицию, а за убедительность представленных аргументов. Однако и позиция должна быть четко обозначена. Чтобы сформулировать значимую идею, необходимо проанализировать материал, относящийся к проблеме, выявить аргументы в пользу различных точек зрения. Исключительно важно четко определить идею эссе до начала его написания. Все, что вы напишете, должно быть направлено на обоснование вашей идеи: в начале эссе должна быть дана ее четкая и сжатая формулировка, в главной части осуществлено ее исследование, в заключении мы вновь обращаемся к идее. 

Характер изложения эссе. Не пишите для преподавателя, и не воспроизводите только то, что, как вы считаете, ожидает от вас преподаватель. Вы можете подумать, что преподаватель знает все детали проблемы, а потому о них не нужно писать, а эссе следует сделать предельно сложным. Но в этом случае чаще всего и создается неприемлемое эссе, получающее низкую оценку. Эссе в отличие от экзамена не направлено на представление "правильного” ответа, но скорее свидетельствует о вашей способности ставить вопросы и критически анализировать ответы, включая идеи преподавателя, а также показать, что вы можете выдвигать контраргументы и предлагать дополнительные данные. Используемые в эссе теоретические положения должны представляться таким образом, чтобы было очевидно ваше понимание их необходимости для данной работы. Важен критический анализ теоретических положений и личные аргументированные комментарии и идеи в связи с ними.

Пишите для воображаемой аудитории, прежде всего для такой, которая предмет вашего эссе не знает хорошо и хотела бы получить разъяснения; при работе над эссе постоянно задавайте себе вопросы, и прежде всего такие, которые могла бы поставить перед вами упомянутая воображаемая аудитория; всегда говорите по делу, обосновывайте то, что вы хотите сказать. С самого начала четко обозначайте, за что или против чего аргументируете. К примеру, если вы критически анализируете определенную позицию, то сначала должны привести аргументы, выдвигаемые в ее пользу, а затем высказать свои замечания; стремитесь быть краткими, насколько возможно.

Эссе должно иметь четкую логическую структуру: планируйте написание эссе так, чтобы читатель ясно видел последовательность ваших рассуждений и не думал над тем, как данный раздел связан с предыдущими и текстом в целом; используйте соответствующие словесные и знаковые указатели; добивайтесь ясности и точности изложения текста: никогда не используйте недостаточно ясные вам понятия; в случае различных трактовок какого либо понятия необходимо обозначить свою позицию;

Следуйте нормам лексики и грамматики литературного языка; старайтесь избегать сложных слов и предложений; стремитесь к четким выводам, следующим из ваших аргументов. Не забывайте о следовании правилам академического письма  (цитирование, оформление ссылок и т. д.). Если эти правила не учитываются, оценка за эссе снижается. Еще одним предельно важным требованием, которое с самого начала надо четко разъяснить студентам, является недопустимость в эссе какого либо плагиата.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды эссе

Среди эссе выделяют несколько разновидностей, причем классифицируют их по-разному. Например, так:

- Литературно-критический эссе - не претендует на анализ произведения или творческого пути писателя, ограничиваясь общими рассуждениями о них с подчеркнутой субъективностью авторского отношения к предмету рассмотрения.

- Философский эссе - представляет собой размышления о смысле бытия, о развитии общества, о жизни и смерти, о познании истины, о добре и зле. Все эти проблемы могут обсуждать и обсуждают люди разных профессий, обладающие различным опытом и культурой. Но на протяжении многих столетий подобные вопросы обсуждались в рамках особой духовной деятельности, которую со времен античности принято называть философией. Таким образом, философский эссе - выражение глубоко личного индивидуального знания о бытии, отличающееся критическо-творческим отношением к миру и прежней системе взглядов на мир.

- Организационно-управленческий эссе - один из популярных в науке управления персоналом метод современной системы формальной оценки совершенной деятельности. Он предполагает, что оценивающему необходимо описать по предварительно разработанным оценочным стандартам, как тот или иной сотрудник выполняет свою работу. Он используется в тех случаях, когда необходимо оценить деятельность сотрудников, выполняющих весьма специфические задачи, которые трудно подвести под какие-то нормативы, и служит программе усовершенствования управления. Его целью становится улучшение исполнительской деятельности, определение вознаграждения за проделанную работу и формулировка соображений, связанных с трудовой карьерой сотрудника.

- Научно-публицистический эссе - иногда его называют просто публицистическим - часто относят к разновидностям очерка. Действительно, имея общие истоки, эти два жанра во многом схожи. Однако более свободная, раскованная манера повествования, продиктованная необходимостью публициста выговориться, вспомнить прошлое и заглянуть в будущее, стала специфической особенностью этого подвида эссе. Отход от традиционных форм общения, философичность взгляда, наполненность размышлениями, полными сомнений и колебаний, склонность к анализу собственных переживаний, - такова сущность научно-публицистического эссе. (Источник)

Есть и такая классификация типов эссе: 

1) письмо (другу, потенциальному работодателю, политику или издателю); 

2) нарративное эссе – описание студентом личного отношения (оценки) к тому или иному событию; нарративы могут быть реальными или воображаемыми;

3) дескриптивное эссе – автор должен описать объект, место или лицо с целью сформировать у читателя их живой образ;

4) аргументативное эссе – обоснование позиции на основе информации, полученной из личного опыта и/или чтения;

5) ролевое эссе – от студента требуется избрать для себя ту или иную роль в определенной ситуации и описать реакцию на данную ситуацию;

6) конспект или резюме – обобщение или синтез большого объема информации;

7) экспрессивное эссе – описание личного мнения о том или ином вопросе или событии;

8) дневник или заметки – личное обращение в неформальном стиле;

9) литературный анализ – интерпретация какого-либо фрагмента или целого литературного произведения. (Источник)

Еще одна классификация:

«Описательное» эссе – указывает направление или инструктирует в том, как закончить задачу, или как должно быть выполнено некое действие.

«Причинно-следственное» эссе – фокусируется на условиях или ситуации и пытается ответить на следующие вопросы: Почему? (причина), или Каков результат? (эффект).

«Определяющее» эссе – определяет тему как конкретно (например, дает определение словаря), так и абстрактно (предлагает расширенное толкование). Словарь часто определяет слово тремя способами: 1) термин; 2) класс, к которому он принадлежит; 3) характеристики, которые его отличают. Например, грузовик (термин) – четырехколесное транспортное средство (класс), используется для транспортировки (характеристика).

«Сравнивающее» эссе – фиксирует различия и/или сходства между людьми, местами, вещами, идеями, и т.д.

Аргументирующее (контр-аргументирующее) эссе – фиксируется обоснованное мнение относительно предмета: а) Вы представляете возражения и опровергаете их. b) Вы представляете аргументы, поддерживающие ваши предположения.

Литературный анализ – размышления сосредотачиваются вокруг ваших впечатлений от книги, истории, поэмы или пьесы.

         Анализ характера – фокус – ваши размышления о персонаже литературного произведения. Ваша оценка героя основывается на том, что он говорит, делает, и/или на том, что другие персонажи говорят о нем/ней. (Источник)

Динамизм сегодняшней жизни, высокие темпы всех происходящих в обществе процессов затронули и сферу образования. Важнейшими требованиями к уровню образованности современного человека являются не только глубокие знания профессиональной направленности, но и умение грамотно, связно, доступно и красиво формулировать свои мысли. Поэтому одним из самых часто используемых способов контроля знаний учащихся становится написание эссе. Эссе как письменная форма контроля применяется преподавателями различных дисциплин (начиная от классического "русский язык и литература", заканчивая политологией, правоведением и иностранным языком). Данный вид письменного сочинения используется как на вступительных, так и на выпускных экзаменах, а также в качестве промежуточной формы контроля.

Что обычно оценивают в эссе 

I. Содержание сочинения. Верно ли вы поняли и сформулировали проблему, описанную в исходном тексте. Прокомментировали ли вы проблему, не допустив фактических ошибок, связанных с пониманием текста (важно не подменить свой комментарий пересказом текста). Верно ли вы отразили позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Выразили ли вы свое мнение по сформулированной вами проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора текста, аргументировали ли свое мнение, приведя не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы (за аргумент «я согласен» вам поставят 0 баллов).

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.  4 балла

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.  3 балла

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.  2 балла

Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. 1 балл

Проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.    0 баллов

         II. Речевое оформление сочинения. Смысловую целостность, речевую связность и последовательность изложения: отсутствие логических ошибок и нарушений абзацного членения текста. Точность и выразительность речи, разнообразие грамматического строя речи.

III. Грамотность. Соблюдение орфографических, пунктуационных и грамматических норм, отсутствие ошибок. Если в тексте больше двух ошибок, вам поставят 0 баллов. Соблюдение речевых норм. Одна речевая ошибка не помешает получить высший балл (2), а более трех ошибок — это уже 0 баллов. Соблюдение этических норм. За одну и более этическую ошибку сразу ставят 0 баллов. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале. Максимальное количество баллов за всю письменную работу — 21. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа оценивается в 0 баллов, задание считается невыполненным. При оценке грамотности учитывают объем сочинения: за работу объемом от 70 до 150 слов высший балл по критериям грамотности не присваивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается в 0 баллов.

         Теперь о доказательстве в экзаменационном эссе  (перейдите по гиперссылке) 

Несколько рекомендаций к написанию 

экзаменационного эссе

Определение позиции и четкая формулировка идеи (тезиса) эссе. Эссе оценивается не за позицию, а за убедительность представленных аргументов. Однако и позиция должна быть четко обозначена. Чтобы сформулировать значимую идею, необходимо проанализировать материал, относящийся к проблеме, выявить аргументы в пользу различных точек зрения. Исключительно важно четко определить идею эссе до начала его написания. Все, что вы напишете, должно быть направлено на обоснование вашей идеи: в начале эссе должна быть дана ее четкая и сжатая формулировка, в главной части осуществлено ее исследование, в заключении мы вновь обращаемся к идее. 

Характер изложения эссе. Не пишите для преподавателя, и не воспроизводите только то, что, как вы считаете, ожидает от вас преподаватель. Вы можете подумать, что преподаватель знает все детали проблемы, а потому о них не нужно писать, а эссе следует сделать предельно сложным. Но в этом случае чаще всего и создается неприемлемое эссе, получающее низкую оценку. Эссе в отличие от экзамена не направлено на представление "правильного” ответа, но скорее свидетельствует о вашей способности ставить вопросы и критически анализировать ответы, включая идеи преподавателя, а также показать, что вы можете выдвигать контраргументы и предлагать дополнительные данные. Используемые в эссе теоретические положения должны представляться таким образом, чтобы было очевидно ваше понимание их необходимости для данной работы. Важен критический анализ теоретических положений и личные аргументированные комментарии и идеи в связи с ними.

Пишите для воображаемой аудитории, прежде всего для такой, которая предмет вашего эссе не знает хорошо и хотела бы получить разъяснения; при работе над эссе постоянно задавайте себе вопросы, и прежде всего такие, которые могла бы поставить перед вами упомянутая воображаемая аудитория; всегда говорите по делу, обосновывайте то, что вы хотите сказать. С самого начала четко обозначайте, за что или против чего аргументируете. К примеру, если вы критически анализируете определенную позицию, то сначала должны привести аргументы, выдвигаемые в ее пользу, а затем высказать свои замечания; стремитесь быть краткими, насколько возможно.

Эссе должно иметь четкую логическую структуру: планируйте написание эссе так, чтобы читатель ясно видел последовательность ваших рассуждений и не думал над тем, как данный раздел связан с предыдущими и текстом в целом; используйте соответствующие словесные и знаковые указатели; добивайтесь ясности и точности изложения текста: никогда не используйте недостаточно ясные вам понятия; в случае различных трактовок какого либо понятия необходимо обозначить свою позицию;

Следуйте нормам лексики и грамматики литературного языка; старайтесь избегать сложных слов и предложений; стремитесь к четким выводам, следующим из ваших аргументов. Не забывайте о следовании правилам академического письма  (цитирование, оформление ссылок и т. д.). Если эти правила не учитываются, оценка за эссе снижается. Еще одним предельно важным требованием, которое с самого начала надо четко разъяснить студентам, является недопустимость в эссе какого либо плагиата. (Источник)

Тема задает вашей работе особый курс и цель, которую вы должны достигнуть. Часто в задании к эссе содержится глагол. Надо точно понимать его значение, поэтому заранее обратитесь к различным источникам (словари, Интернет), которые помогут интерпретировать такие глаголы, как «проанализируйте, прокомментируйте, сравните, определите, опишите, рассмотрите, объясните, выделите, перечислите, докажите, обоснуйте», и т.д. 

 Существует часто используемая структура эссе из пяти абзацев, которую называют «воронкой» ("funnel" style). Такой стиль построения текста подходит для стандартизированных эссе, когда время ограничено, и важно показать, что вы можете написать три осмысленных абзаца на заданную тему. Сравнение с воронкой произошло от идеи, что во вступлении вы приводите некоторые общие наблюдения и постепенно сужаете круг до основных трех аспектов, каждый из которых обсуждается в отдельном абзаце. В заключении предположительно делаются выводы, и приводится еще одна дополнительная мысль, которая закольцовывает ваше повествование, перекликаясь со вступлением, или расширяет основную тему.

Возможная структура эссе

Вступление — один абзац. Используйте ловушки для привлечения внимания, такие как: цитата, стихотворение, вопрос, размышления, необычные факты, идей или смешные истории. Нет необходимости высказывать в первом предложении основную мысль. Но оно должно подводить к ней или как-то относиться к главной идее или тезису, а также содержать основные положения эссе. Избегайте таких фраз, как «Это эссе про ...» или «Я собираюсь поговорить про...». 

Основная часть — 2-3 абзаца. Выражайтесь понятно. Подкрепляйте основные идеи фактами, размышлениями, идеями, яркими описаниями, цитатами или другой информацией или материалами, которые интригуют и захватывают внимание читателя. Не допускайте тавтологии.

Заключение — один абзац. Продемонстрируйте ваш потенциал в данной области. Покажите ваши взгляды на проблему. Какие действия вы планируете в вашем будущем предпринимать в отношении данного вопроса. Укажите вашу главную мысль.

Этапы работы над эссе

Сразу уточните для себя тему,  уясните особенности заявленной темы. Продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы. Выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему. Определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции.

Ваша позиция может быть разной. С другой стороны, позицию занять все-таки нужно – худшее, что может случиться, это нейтральная позиция. Если Вы будете нейтральными, потеряете баллы. Эссе вам задают для того, что бы проверить, на сколько хорошо Вы умеете отстаивать и аргументировать позицию. Нередко для аргументации своей позиции Вам потребуется привести примеры из личного опыта. Другими словами, Ваше мнение должно быть подкреплено определенными фактами. В хорошем эссе бывает обычно три или больше аргумента, подкрепленных фактами.

Следующий шаг — эскиз. Определите желаемый объем и цель каждой составной части. Составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи. создайте из наиболее удачных мыслей каркас будущей работы. 

Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры. Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя. Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно, как правило, отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос. Старайтесь отвечать четко на этот поставленный вопрос и не отклоняйтесь от темы: текст эссе должен "привораживать", быть динамичным и содержать что-то новое или любопытное для читателя. За текстом эссе читатель должен постоянно ощущать, "видеть" его автора - живого человека. Развейте следование этой главной мысли в каждой составной части, начните усложнять конструкции, используя придаточные и развернутые описания. Используйте «сильные» глаголы и переделайте пассивный залог в активный. В завершение проверьте грамматику и синтаксис. Если у Вас нет на уме фактов, просто придумайте их. Читатели Вашего эссе вряд ли будут проверять на достоверность Ваш опыт или Ваши факты. Более того, им все равно. Они хотят увидеть, что Вы умеете отстоять свою позицию.

 Следующим этапом при написании эссе является грамотная расстановка акцентов: концентрируете внимание читателя вашего эссе на наиболее важных, на ваш взгляд, моментах. Проанализируйте содержание написанного. В качестве средств художественной выразительности при написании эссе приветствуется использование различных метафор, ассоциаций, сравнений, приведение афоризмов, цитат (однако не стоит забывать о том, что эссе - это всё-таки личное мнение и увлекаться цитированием не стоит), проведение параллелей и аналогий и.п. Живость и динамичность тексту эссе обычно придают вопросы, неожиданные переходы, непредсказуемые выводы. 

Далее проверьте стиль и грамотность своего творения; проверьте текст на соответствие основным признакам: композиционное, стилистическое единство; связность; логичность; законченность.

         Затем внесите необходимые изменения, напишите окончательный вариант.

Эссе задают не только на ЕГЭ. Бывает, что для написания этой проверочной работы даётся большее количество времени, и объём эссе при этом ожидается больший. Как писать такое эссе, каким языком? - Ничего нового. Обо всём уже говорилось во всех трёх представленных тут уроках. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ГИА для 9 классов по русскому языку

Матерал для учащихся 9-х классов при подготовка К ГИА позволяем обучающимся самостоятельно заниматься подготовкой к экзамену...

Подготовка к диагностике в 5 классе по русскому языку.

В данной презентации даны тестовые задания, которые можно использовать во время урока, для закрепления материала....

Подготовка к итоговой аттестации 9 класс(на материале, посвященном 45-летию Красносельского района СПБ)

Задания, подгототовлены таким образом, чтобы ответы на вопросы являлялись памятными датами из истории Красносельского района....

подготовка к итоговой аттестации 9 класс

подобраны материалы для подготовки к итоговой аттестации ( биологиия  9 класс) по теме "Кровь и кровообращение"...

ПОДГОТОВКА К ГИА ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Данный материал предназначен для обучающихся 9 класса для подготовки к ГИА по русскому языку...

Ответы к заданиям по промежуточной аттестации 8 класс, родной русский язык

Ответы к заданиям по промежуточной аттестации  8 класс, родной русский язык...