Не с именами существительными.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Николаева Елена Васильевна

Урок проведен в 5 классе по УМК Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой и др. На уроке использовалась интерактивная доска, тест в системе голосования для проверки первоначальных знаний по изучаемой теме. Материалы подобраны так, что большое внимание уделяется СЛОВУ, его значимости в речи. Для поддержания внимания, интереса к уроку использованы занимательные задания по теме. Считаю, что урок несёт большую воспитательную функцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_sushchestvitelnymi.pptx99.04 КБ
Файл ne_s_sushchestvitelnymi.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕ с существительными 5 класс

Слайд 2

В каких случаях НЕ пишется раздельно? (Не) видимка – луна (Не)друг, а враг (Не) доумение

Слайд 3

В каких случаях НЕ пишется слитно? (Не)правда, а ложь (Не)правду не терплю Царевна (Не) смеяна

Слайд 4

В каких случаях НЕ пишется раздельно? Удивила (не)зависимость (Не)решительность, а застенчивость (Не)ряха

Слайд 5

В каких случаях НЕ пишется слитно? Сказал (не)правду (Не) нависть – плохой советчик (Не)стрекоза летала

Слайд 6

В каких случаях НЕ пишется раздельно? (Не)удача, а случайность (Не)вежа (Не)волк и (не)лиса



Предварительный просмотр:

Правописание НЕ с существительными.

(Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)

Цели урока.

  1. Развитие ключевых компетентностей учащихся.
  2. Формирование навыка правописания НЕ с именами существительными.

Задачи урока.        

  1. Образовательные:

- уметь ставить цели урока и планировать время выполнения заданий (регулятивные УУД);

- уметь выбрать уровень исследовательской работы (познавательные УУД);

-  познакомить с правилом правописания НЕ с существительными;

- формировать умения и  навыки применять его на практике;

- формировать  умения различать  НЕ -  приставку, часть корня, частицу.

  2. Развивающие:

- развивать  языковую,  коммуникативную компетентность учащихся(коммуникативные УУД);

- развивать логическое мышление, творческие способности.

  3.  Воспитывающие:

   - воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа (личностные УУД);

   - воспитывать интерес и любовь к родному языку;

   - воспитывать настойчивость в достижении цели, корректного отношения к мнению одноклассников.

  4. Здоровьесберегающие:

   - проводить физкультминутки по  профилактике сколиозов, близорукости, снятия напряжения с пальцев рук.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, пульты для системы голосования.

Тип урока: проблемно – поисковый, изучение нового материала по орфографии.

Проблемный вопрос: - В каких случаях НЕ с сущ. пишется слитно, в каких – раздельно?

Структура урока.

1.Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

3. Объяснение новой темы.

4. Исследовательская работа.

5. Работа в парах.

6. Физкультминутка.

7. Тест с использованием системы голосования.

8. Итоги урока.

9. Домашнее задание.

10. Рефлексия.

   Планируемые результаты урока.

1. Личностные:

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

2. Метапредметные:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания;

- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач.

3. Предметные:

- представление о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых основ лингвистики;

- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.

Ход урока.

   …слово - дело великое…Словом можно служить любви,

                                            словом же можно служить вражде и ненависти.

                                        Л.Н.Толстой

  1. Оргмомент. Прежде чем начнем урок, давайте вспомним правила поведения на уроке. Эти правила помогут нам провести время урока организованно и эффективно, с их помощью мы достигнем поставленной цели.
  2. Актуализация знаний.

Уважаемые коллеги! Да-да, именно коллеги. Я, ребята, назвала вас так не случайно. Сегодня мы будем заниматься общим делом: решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово - дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». (Эпиграф урока).                

Прежде чем приобретать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем о существительном? Поиграем в игру «Микрофон». Тот, кто получил микрофон, поделится с нами своими знаниями о части речи, которая называется существительным. Начну я. Существительное - это самостоятельная часть речи. А теперь - покажите вы мне свои знания.

Учитель передает микрофон ученикам. Учитель комментирует ответы учеников, обобщает сказанное.

- Инд. зад.на интерактивной доске.

- Проверка д/з – упр. 308.

3. Объяснение новой темы.

- Синтаксическая пятиминутка.

              В поле цвели красивые незабудки.

- Найдите имена существительные и определите их склонение и падеж.

- В каком слове у вас возникли затруднения?

- Выделите морфемы в слове незабудки.(1 – без НЕ не употребляется)

- Тема нашего урока… «Правописание НЕ с именами существительными». Сегодня мы должны с вами научиться… распознавать, когда НЕ пишется слитно, а когда – раздельно с сущ. Чтобы найти ответ на вопрос, надо понаблюдать за словами в предложении и сделать вывод.

Эталон на "4"

I Знать: правило слитного и раздельного написания не с существительными.

II Уметь: правильно писать существительные, которые без НЕ не употребляются;

правильно писать существительные, которые могут быть заменены синонимами без НЕ или близкими по значению выражениями;

правильно писать существительные в предложениях с противопоставлением, выраженным при помощи союза а;

графически обозначать орфограмму.

III Применять знания: правило слитного и раздельного написания НЕ с существительными в тексте;

находить и исправлять ошибки в написании не с существительными.

Эталон на "5".

Планируемые достижения на "4" +

IV Уметь: правильно писать НЕ с существительными в частных случаях, когда таких слов с НЕ в языке нет, так как нет таких предметов;

придумывать примеры, составлять текст с использованием орфограммы  (эталоны находятся на каждом столе в файле документов к уроку).

Грамматическая сказка

    В те сказочные времена, когда все слова свободно употреблялись без  «не», жили в одной стране просвещённые люди – вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева - Ряха, аккуратистка в высшей степени…

   Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть короля, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, поладки и урядицы, - когда всё хорошее может употребляться без «не» и поэтому остаётся хорошим?..

- Какие слова вы услышали? ( Неряха, негодяй и др.).

- Как они пишутся с НЕ?

- Ребята, посмотрите на эпиграф к уроку. Как мы должны написать слово (не)нависть? Почему?

Исследовательская работа.                        

А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос: «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?»

  Исследовательское задание (уровень А)

1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком – раздельно?»

2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй - раздельно?

Впереди был неприятель (враг).

Друг познаётся в несчастье (беде).        Он тебе не приятель, а враг.

Не счастье, а беда подстерегала путников.

3. В случае затруднения воспользуйся учебником и прочитай правило.

            Исследовательское задание (уровень Б)

1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»

2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй – раздельно?

Впереди был неприятель (враг).

Друг познаётся в несчастье (беде).        Он  тебе не приятель, а враг.

Не счастье, а беда подстерегала путников.

3. В помощь тебе опора-напоминание:

неприятель-враг, несчастье-беда (это синонимы, то есть слова, близкие по значению);

приятель-враг, счастье-беда (это антонимы, то есть слова с противоположным значением).

Исследовательское задание (уровень В)

   1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»

   2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй – раздельно?»

Впереди был неприятель (враг).

Друг познаётся в несчастье (беде).        Он  тебе не приятель, а враг.

Не счастье, а беда подстерегала путников.

3.Попробуй привести свои примеры.      (2 – можно заменить синонимом.

3 – Есть противопоставление)

- А представьте себе такой разговор между двумя приятелями из 5 класса после каникул, которые вы ждёте с нетерпением:

- Ты был в зоопарке?

- Был.

- Обезьян видел?

- Видел.

- Крокодила видел?

- Видел.

- Неслона видел?

- ?! Не понял!

Оказывается, такого слова нет, так как нет такого животного; нет слов "нешкола", "нестол", "неответ", потому что такими словами не обозначают реально существующие вещи, предметы, качества, действия.

НЕ вносит отрицание – пишем раздельно.            (НЕ – отрицание)      

Физкультминутка.

Части речи изучаем, (ходьба на месте)

Много знаний получаем, (повороты туловища в стороны)

Морфологии наука - занимательная штука! (приседания)

Должен каждый в мире знать, (взмахи руками)

Как части речи различать, (наклоны в стороны)

И за это на уроках лишь “пятёрки” получать!

Стихотворение.

Познакомьтесь, это НЕ! Хитра, умна, ловка вполне.

Тут может быть она частицей,                         (держат фразу НЕ ДРУГ, А ВРАГ)

А там - в приставку превратиться (НЕДРУГ),

А может к слову прицепиться и навсегда с ним породниться! (НЕРЯХА, НЕУЧ, НЕВЕЖА)

- Ребята, так как может писаться НЕ с существительными? (стр. 26, правило)

                    Слитно                                                        Раздельно

  1. Без НЕне употребляется                             1. Есть противопоставление с союзом А

(ненависть).                                                     (не равнодушие, а участие).

  1. Есть синоним (непогода).                            2. НЕ является отрицанием (не луна)

Упр. 310

Работа в парах, взаимопрверка.

«Рабочая тетрадь», 1 ч., стр. 74 – 75, задание № 4.

(1 в. – 1 – 9  предложение; 2 в. – 10 – 17 предложение)

 Пальчиковая гимнастика.

Будут пальцы изучать,

Как НЕ с существительными надо писать.

ТЕСТ. Система голосования.

Итоги урока.

Д/З.1. П. 42, упр. 315.

        2. п. 42, выписать 5 пословиц по теме.

        3. п. 42.Творческая работа. Стихотворения «Устная речь» В. Шефнера.

        Гаснет устная словесность,

        Разговорная краса.

        Отступают в неизвестность

        Речи русской чудеса.

        Сотни слов, родных и метких,

        Сникнув, голос потеряв,

        Взаперти, как птицы в клетках,

        Дремлют в толстых словарях.

        Ты их выпусти оттуда,

        В быт обыденный верни,

        Чтобы речь - людское чудо-

        Не скудела в наши дни.

Ребята, посмотрите: и эпиграф к уроку, и это стихотворение  учат нас правильно пользоваться тем бесценным даром, которым мы владеем – словом.

- Напишите сочинение-миниатюру «Берегите русскую речь!».

 Рефлексия, итог урока, оценки.

- Было ли вам сегодня :

 трудно – легко, интересно – неинтересно…?

- О чём сегодня мы говорили на уроке?

- Как НЕ пишется с существительными, когда она приставка, частица, часть корня?

- Сегодня на уроке вы очень хорошо работали, все получают оценки…

Спасибо за урок! Всего вам наилучшего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе.Учебник Э.М. Береговская "Синяя птица"

В данной работе содержатся задания на отработку грамматического материала по теме "Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе"....

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...