Главные вкладки

    Конспект урока и презентация на тему "Фразеологизм как единица языка" 5 класс
    презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

    Волосухина Ирина Яковлевна

    Конспект урока и презентация для проведения урока по теме "Фразеологизм как единица языка" в 5 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_frazeologizm_kak_edinica_yazyka20.68 КБ
    Файл frazeologizm_kak_edinica_yazyka.pptx607.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Холмовская средняя общеобразовательная школа»

    Холм-Жирковского района Смоленской области

    «Фразеологизм как единица языка»


    Урок русского языка в 5 классе


    Выполнила:

    Волосухина Ирина Яковлевна,

    учитель русского языка и литературы

    высшей категории

    2012-2013 учебный год

    Тема урока: «Фразеологизм как единица языка» (Слайд 1)

    Цели урока: ознакомление с понятием «фразеологизм», с лексическим и грамматическим строением фразеологизмов, со способом обозначения фразеологизмов в толковых словарях.

    Задачи: содействовать формированию УУД (универсальных учебных действий)

    Личностных – воспитание интереса к изучению русского языка, развитие языковой интуиции.

    Познавательных – формирование умений отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, находить фразеологизмы в тексте.

    Коммуникативных – формирование умений формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

    ХОД УРОКА

    1.Организационный момент.

    Настрой обучающихся на продуктивную работу, создание комфортной атмосферы урока.

    2. Постановка учебной задачи.

    Предложить учащимся самостоятельно сформулировать цель урока.

    3. Орфоэпическая разминка. Слайд 2.

    Задание: расставить ударение в словах:

    Занят, занята, занято;

    Начал, начала, начали.

    Задание: произвести орфоэпический разбор слов:

    Скворечник, скучно, конечно, помощник.

    4. Беседа.

    • Что такое лексика?
    • Для чего служат слова в языке?
    • Что называют лексическим значением слова?
    • Что такое синонимы?
    • Антонимы?
    • Какие слова называются многозначными?
    • Однозначными?
    • Назовите тропы, с которыми мы познакомились на прошлом уроке и приведите примеры.

    5. Изучение нового материала.

    Изучение лингвистического текста (с.94)

    Исследование языкового материала: (Слайд 3,

    Слайд 4)

    Ваня на уроке работал плохо.

    Ваня на уроке работал спустя рукава.

    • В каком из предложений употреблен фразеологизм?
    • Что же такое «фразеологизм»? (устойчивое словосочетание).
    • Как вы понимаете слово «словосочетание»? (сочетание двух и более слов)
    • Что значит устойчивое? (несвободное)

    6. Выполнение тренировочных упражнений.

    1. Упр.263 (устно)
    2. Слайд 5 

    Задание: объясни значение фразеологизма

    • Какие из фразеологизмов являются синонимами?
    • Антонимами?
    1. Упр.264 (письменно)
    2. Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А  (Слайд 6)
    3. Слайд 7
    4. Знакомство с «Фразеологическим словарем». Слайд 8.
    5. Из истории слов (индивидуальное задание: рассказ о происхождении фразеологизмов «прописать ижицу», «притча во языцах»). Слайд 9.
    6. Творческое задание. Слайд 10. (Заменить выделенные слова фразеологизмами).
    7. Возьмите на заметку. Слайд 11.

    7. Закрепление изученного материала.

    8.  Рефлексия. Слайд 14

    • Какова была тема урока?
    • На что были нацелены задания сегодняшнего урока?
    • Смогли ли мы реализовать поставленные цели?
    • Как умения и навыки, отрабатываемые на сегодняшнем уроке, пригодятся вам в повседневной жизни, на других уроках?
    • О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять?
    • Почему вы считаете это важным?
    1. Выставление оценок.
    2. Домашнее задание на выбор: Слайд 15
    • Подготовить сообщение «История одного фразеологизма»: «С гулькин нос», «нести околесицу», «зарыть талант в землю», «к черту на кулички», «на кудыкины горы».
    • Упр.270, 272.
    • Подготовить иллюстрацию к фразеологизму.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Фразеологизм как единица языка Неотъемлемый признак фразеологизмов заключается в том, что они используются нами как нечто целостное, монолитное… К.И.Чуковский

    Слайд 2

    Орфоэпическая разминка з а нят занят а з а нято нач а ть н а чал начал а коне чн о ску чн о скворе чн ик помо щн ик

    Слайд 3

    Ваня на уроке труда работал плохо . Ваня на уроке труда работал спустя рукава. Плохо = спустя рукава

    Слайд 4

    Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову Слово близки по значению одному слову; являются одним членом предложения Словосочетание состоят из двух и более слов; являются устойчивыми, несвободными сочетаниями.

    Слайд 5

    Объясните значение фразеологизмов Рукой подать Бить баклуши В рот воды набрать Валять дурака В мгновение ока Ни свет ни заря Черепашьими шагами Близко Бездельничать Замолчать Бездельничать Быстро Рано Медленно

    Слайд 6

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Слайд 7

    Найдите лишнее Хоть пруд пруди Кот наплакал Тьма-тьмущая Яблоку негде упасть Во все лопатки Сломя голову Черепашьим шагом В мгновение ока

    Слайд 8

    Знакомство со словарем МГНОВЕНИЕ , -я. ср. Очень короткий промежуток времени, момент, миг. В то же мгновение. В одно мгновение . В мгновение ока (книжн.) — в один миг, мгновение, сразу.

    Слайд 9

    Из истории слов: «Прописать ижицу» - выразительный эквивалент слову высечь, наказать. При старательной порке на теле возникало что-то вроде прописной буквы старого алфавита – ижицы . «Притча во языцах » - предмет всеобщих разговоров, объект постоянных пересудов. Во языцах – от старославянского – в народе , притча – рассказ, пословица, поговорка.

    Слайд 10

    Замените выделенные слова фразеологизмами Змей Горыныч унёс царевну далеко. Народу на площади было много. После работы на участке мы сильно устали. Завтра надо вставать очень рано .

    Слайд 11

    Возьмите на заметку! Отставку Мишке дали И приказали, Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут… А Мишка и ухом не ведет . И.А.Крылов Вот за ларец принялся он: Вертит его со всех сторон И голову свою ломает . И.А.Крылов Испугался старик, взмолился: «Что ты, баба, белены объелась ». А.С.Пушкин

    Слайд 12

    Тест 1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом? 1) сварить кашу; 2) заварить кашу; 3) посолить кашу. 2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку» : 1) попасть впросак; 2) хоть пруд пруди; 3) слово в слово. 3. Укажите антоним к фразеологизму «тьма-тьмущая»: 1) сесть в калошу; 2) кот наплакал; 3) вешать нос. 4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным? 1) зазнаваться; 2) задаваться; 3) бездельничать. 5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание « встал рано»? 1) во весь дух; 2) изо дня в день; 3) ни свет ни заря.

    Слайд 13

    Проверь себя 1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом? 1) сварить кашу; 2) заварить кашу; 3) посолить кашу. 2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку» : 1) попасть впросак; 2) хоть пруд пруди; 3) слово в слово. 3. Укажите антоним к фразеологизму «тьма-тьмущая»: 1) сесть в калошу; 2) кот наплакал; 3) вешать нос. 4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным? 1) зазнаваться; 2) задаваться; 3) бездельничать. 5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание « встал рано»? 1) во весь дух; 2) изо дня в день; 3) ни свет ни заря.

    Слайд 14

    Подведем итоги Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову Фразеологизмы придают выразительность речи, близки по значению одному слову, состоят из двух и более слов; могут иметь синонимы и антонимы; являются одним членом предложения,

    Слайд 15

    Домашнее задание 1 . Подготовьте сообщение «История одного фразеологизма»: С гулькин нос; Нести околесицу; Зарыть талант в землю; К черту на кулички; На кудыкины горы. 2 . Упр. 270, 272. 3 . Подготовить иллюстрацию фразеологизма.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе"Простые и сложные предложения"

    Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро...

    Конспект урока и презентация по английскому языку в 6 классе на тему: "My day"

    Конспект урока и презентация по английскому языку в 6 классе на тему: "My day" по учебнику Spotlight-6 V.Eva...

    Конспект урока, интерактивная презентация, задания для учащихся 6-го класса по теме "Алгоритм ветвление"

    В данной разработке представлен материал к уроку в 6-ом классе по теме "Алгоритм ветвление": это подробный конспект урока по данной теме, интерактивная презентация к уроку с примерами и задания для вы...

    Конспект урока, интерактивная презентация, задания для учащихся 6-го класса по теме "Циклический алгоритм".

    В данной разработке представлен материал по теме "Циклический алгоритм": это полный конспект урока, интерактивная презентация и задания для выполнения на ПК учащимися 6-го класса....

    Конспект урока и презентация для интерактивной доски SmartBoard 9 класс "Пунктуационный разбор СПП"

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА«Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения»1. ФИО Максимяк Ольга Юрьевна2. Место работыМКОУ «Озимовская СОШ»3. ДолжностьУчитель4. ПредметРусский язык5. Класс9 класс...

    Конспект урока и презентация по теме "Рентгеновские лучи" 11 класс

    В данном материале конспект урока с дополнительным материалом и презентация, которая используется в течение всего урока. Можно брать материал и идти на урок....

    Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"

    Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...