Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе"Простые и сложные предложения"
презентация урока для интерактивной доски (русский язык, 5 класс) по теме

Мендеев Ринат Рахатович

Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».

Мы должны знать русский язык, потому что он является языком межнационального общения.

     Проведенный мною урок осуществляет в первую очередь задачу системного использования ИКТ в образовательном процессе в среднем звене. Применение ИКТ- технологий на уроке необходимо, это требование времени, которое разнообразит урок, позволит увеличить его плотность, активизировать работу учащихся. На уроке был использован мультимедийный проектор, компьютер, презентация с материалами, необходимыми для объяснения темы, толковый словарь.

      Урок по теме «Простые и сложные предложения» входит в раздел «Синтаксис». На уроке решаются следующие задачи: образовательная: знакомство учащихся с подчинительной связью (без определения понятий) и подчинительными союзами; конструирование сложноподчинённых предложении; развивающая: развить устную и письменную связную речь; воспитательная: прививать любовь к русскому языку.

      Урок  предусматривает теоретическое  повторение по разделам: 1)синтаксис простого и сложного предложения,2) проверяемые глухие согласные в корне слова. В качестве итога урока проводится творческая работа, которая должна быть выполнена с соблюдением всех правил создания текста. На уроке были использованы такие формы обучения, как беседа, создание собственных творческих произведений. Уделялось внимание современным технологиям, ведь учебник - наиболее привычный инструмент и помощник ребенку и педагогу, который можно листать, ощущать, общаться с ним, как с человеком, но ИКТ-технологии - дополнительные возможности учения. Поэтому ИКТ и учебник – единое целое, и с помощью ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом которой является формирование более эффективной модели обучения, что приведет учащихся  успешной сдачи ГИА, а в будущем и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока59 КБ
Office presentation icon prezentaciya_uroka.ppt675.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Простые и сложные предложения.

Цели урока:

образовательные:

-закрепить знания о структурных различиях между простыми и сложными предложениями,  видах сложных предложений  по способу связи простых в составе сложных;

-продолжать формировать умение ставить запятую между частями сложного предложения;

развивающие:

-развивать умение конструировать предложения, составлять схемы простых и сложных предложений;

 -развивать навыки чтения схем;

воспитательные:

-прививать интерес к русскому языку;

Оборудование:

-рабочие тетради, учебник, карточки, интерактивная доска, толковый словарь.

                     План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания.
  3. Словарная работа.
  4. Актуализация знаний.
  5. Работа с учебником.
  6. Закрепление материала.
  7. Творческая работа.
  8. Подведение итогов урока.
  9. Тест-контроль.
  10. Заключительное слово учителя.
  11. Домашнее задание.
  12. Оценивание.

                                  Ход урока.

I.Организационный момент.

1 слайд.

  Вступительное слово.

 - Прозвенел звонок. Начинается урок русского языка.

Повернитесь лицом к гостям, поздоровайтесь. Садитесь.

2 слайд. 

 Русский язык  для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём.                                  А.С.Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».

  Мы должны знать русский язык, потому что он является языком межнационального общения.

  Итак, начинаем!

II. Минутка чистописания.

Слово учителя.

- Перед тем как начать работать, мы с вами выполним пальчиковую гимнастику.

3 слайд.

   Мы наши пальчики сплели

   И вытянули ручки.

   Ну, а теперь мы от земли

   Отталкиваем тучки.

-Откройте тетради. Запишите  

                     Двадцатое ноября.

                     Классная работа.

4 слайд.

- Помните о правилах письма.

   Тетрадь я правильно кладу,

   Ручку правильно держу.

   За посадкою слежу,

   На «отлично» напишу!

- Послушайте загадку. О какой букве говорится?

5 слайд.

   По белому полю                            

  В туман и снега

  Бредут потихоньку

  Бараньи рога.

- Запишите прописную и строчную букву «з», а также разные сочетания этой буквы с другими буквами алфавита. Их вы видите на слайде.

- На дворе поздняя осень, и слова, с которыми мы будем работать, будут соответствовать этому времени года.

- Запишите

                            Словарная работа.

6 слайд.

-Посмотрите на слайд. Вы должны восстановить данные слова, образовать словосочетания, записать, подчеркнув опасные места, обозначить главное и зависимое слово.

     Моро…, сала…ки, заморо…ки, сколь…ко.

            (ученики по очереди работают у доски).

7 слайд.

- Сегодня мы с вами познакомимся со словом  изморозь.

- Скажите, каково лексическое значение этого слова?

- Давайте проверим, как толкуется значение этого слова в толковом словаре Ожегова.

8 слайд.

  Род инея – рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе, тумане.

- Составьте словосочетание с этим словом. Запишите его. Запомните, что на конце пишется буква «з» и «Ь». Не путайте написание этого слова со словом изморось, которое имеет значение моросящий дождь, на конце этого слова пишется «С» и «Ь».

- Мы с вами справились с этим заданием. За работу у доски оценки получают…

 

 

III. Актуализация знаний.

 Слово учителя.

- Теперь мы с вами перейдем к более сложной синтаксической единице – предложения.  На партах лежат листы. Положите их перед собой. Мы работаем с карточкой №1.

9 слайд.

- Прочитайте предложения.

Шуршат листья под ногами.

Журавли полетели в тёплые края, когда наступили осенние дни.

Осенний вечер близился к концу.

Веют холодные ветры, и качаются ветви берёз, а на землю падают жёлтые  листья.

 Рванул ветер, в воздухе закружилась пыль.

10 слайд

     - Какие это предложения по составу? Докажите.

     - Какие предложения мы называем простыми, сложными?

     - Назовите способы связи простых предложений в составе сложного.

     -Чем разделяются простые предложения в БСП?

     -На какие группы делится сложное союзное предложение?

I  вариант  найдите простые  предложения,  подчеркните  грамматическую основу и  начертите  схемы.

II вариант  -  сложные   предложения , подчеркните  грамматическую основу и  начертите  схемы.

(ученики по очереди работают у доски).

- С какими предложениями по наличию грамматической основы мы с вами работали?

- Определите тему урока.

11 слайд.

- Запишите в тетрадях.

            Простые и сложные предложения.

Постановка цели урока.

Слово учителя.

-Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о структурных различиях простых и сложных предложениях, а также знания о видах сложных предложений по способу связи простых в составе сложных.

IV. Работа с учебником.

12 слайд.

Слово учителя.

- Откройте учебники стр. 90 упр. 212.

- Читаем задание. Ученики работают  устно.

- В последнем предложении дважды встречается союз «И». Что соединяет в первом случае союз «И»? Что – во втором случае?

13 слайд.

                [   ] ,и [   ].

                [      и     ].

- Схемы этих предложений выведены на слайде.

- Что общего и в чём различие между этими схемами?

- Итак, скажите, когда перед союзом «И» ставится запятая, а когда -  не ставится.

14 слайд.

Вывод:

   На письме части сложного предложения разделяются запятой.

   Если части сложного предложения соединяет союз «и», запятая ставится перед союзом.

   Если союз «и» соединяет два однородных члена, то запятая не ставится.

(чтение правила учеником).

- Перестройте второе и третье предложения в одно сложносочиненное с союзом «И», дайте характеристику и начертите схему. К доске пойдет работать…  За работу у доски получаешь оценку…

- Чтение правила в учебнике на стр. 90.

V.  Физкультминутка .

Я буду вам читать предложения. Если вы услышите простое предложение  – делаете хлопок. Если же предложение сложное – вы топаете ногами.

 

1 Я вспомнил день, когда впервые выпал снег.

2.И  все ярче сверкали звезды.

3. Мы торопились, потому что начали замерзать.

4. К вечеру наступили заморозки.

5. Я любовался изморозью, которая сверкала солнечными бликами. 

VII. Закрепление материала.

1) Упр. №214.(выполняются первые два предложения)

-Начертите схемы.

2) Упр. №218.(выполняются первые два предложения)

VI. 15 слайд.

                                    Творческая работа.

Слово учителя.

- Мы работали со словосочетаниями,  предложениями. Сейчас нам предстоит работа уже более серьёзная. Мы с вами сказали, что на дворе стоят  последние осенние деньки. Скоро наступит зима. Каждое время года имеет свои прелести. Например, чем вы любите заниматься летом? А что вы будете делать зимой? Зиму любят не только дети, но и взрослые. Многие поэты, художники  восхищались этим временем года. Они писали стихи, рисовали картины. Посмотрите на иллюстрации к репродукциям великих мастеров.

- Напишите рассказ из четырёх-пяти предложений, используя в своей работе простые и сложные предложения. Можете использовать сюжеты картинок, которые вы видите на слайде.

16 слайд.

 - Те ребята, которые затрудняются написать рассказ, можете составить только предложения.

(играет музыка, работа длится пять минут).

- Чтение 1-2 работ. Оценивание.

VII. Подведение итога урока.

Слово учителя.

_ По мере того как мы с вами отвечали, посмотрите, какая выстроилась логико-смысловая таблица.

17 слайд.

По цели высказывания                         По интонации

ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ                                 ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ

 

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ                            НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ

   

ПОБУДИТЕЛЬНОЕ

 

                                    ПРЕДЛОЖЕНИЕ 

                  По наличию грамматических основ

         ПРОСТОЕ                                          СЛОЖНОЕ

  По наличию главных членов 

                                                         По способу связи

  Односоставное                             СОЮЗНОЕ              БЕССОЮЗНОЕ

                                 

  Двусоставное                          Виды предложений

                                         1) СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ (И, А, НО)

 

                                         2) СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ (ЧТО, ЧТОБЫ,

                                         ПОТОМУ ЧТО, ГДЕ, КОГДА, ЕСЛИ)

- Откройте карточку №2, выполните тест-контроль.

VIII. Заключительное слово учителя.

- Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Чтобы владеть им, понимать его красоту, нужно любить его и обязательно учить.

18 слайд.

         Учите русский – годы кряду,

                                С душой, с усердием, с умом!

                                Вас ждёт великая награда,

                                И та награда в нём самом!

X. Домашнее  задание.

19 слайд. Закончить творческую работу, упр.219, &36.

XI.Оценивание.

Слово учителя. - Благодарю за работу. Оценки на уроке получают…

                     

                           Урок русского языка.

Простые и сложные предложения.

                                                                   Разработала и провела

                                                                   учитель русского языка и литературы

                                                                   МОБУ СОШ№6 им. М.А. Киняшова

                                                                   г. Благовещенска

                                                                   Мендеева Д.Р.

                               20 ноября 2009г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения"

На этом уроке применяю информационные, игровые  технологии....

Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"

Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....

Презентация по русскому языку. 5 класс.Простые и сложные предложения.

Данная презентация поможет научиться учащимся различать простые и сложные предложения....

Презентация к уроку русского языка по теме "Простые и сложные предложения" 5 класс

Данный урок поможет:Вспомнить основные изученные термины по разделу «Синтаксис»;Выяснить, в чем же разница между сложным и простым предложениями;Уметь отличать на письме сложное предложени...

Разработка урока по русскому языку 5 класс "Простые и сложные предложения"

Технологическая карта урока русского языка в 5 класса с применением технологии проблемного обучения по теме «Простые и сложные предложения»Тип урока: Урок изучения нового материала.Цель ур...