Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику Г.Меркина
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_klass.doc | 287.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных
предметов» г. Рубцовска Алтайского края.
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор школы зам.директора по УР на заседании Методсовета
протокол №
« » 20 г. « » 20 г. « » 20 г.
Рабочая учебная программа по литературе
основное общее образование, базовый уровень
(уровень, ступень образования)
5 класс
(срок реализации программы)
Составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования (2004 г.), Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010 г.
Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, Остапенко Г.И.
Рубцовск 2013
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе.
Количество учебных часов в год – 70 ч. (в неделю – 2 часа).
Программа соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы в 5 классе.
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Для достижения поставленных целей необходима реализация следующих задач:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы;
- обогащение духовного мира обучающихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
- формирование умений находить в произведениях темы, проблемы, идеи;
- развитие и совершенствование устной и письменной речи обучающихся.
Осуществляется концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. В связи с насыщенностью курса 9 класса, куда входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины XX века, предлагается начинать изучение соответствующих возрасту и уровню читательских интересов с 5 класса. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе.
Программа решает основную задачу преподавания литературы - развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.
Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания - лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Урок сотворчества – и эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя идёт к литературному произведению, а от него к автору.
Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.
Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развернутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение и т.д.).
Программа позволяет учитывать различный уровень литературной подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу.
С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых и предметных компетенций.
Обеспечивает прочную связь учебного материала 5 класса с начальной школой. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются.
Осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО - МХК.
Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счет информативной стороны произведений, но и за счет воспитательных ресурсов самого языка.
Подбор литературных произведений структурирован: фольклор, произведения русской литературы с древности до 20 века, знакомство с произведениями зарубежной литературы. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию.
Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе.
Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся, помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы:
• "Развитие речи" (практико-ориентированный и деятельностный подходы);
• "Связь с другими искусствами" (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов;
• культуроведческий подход;
• "Возможные виды внеурочной деятельности" (деятельностный, личностно ориентированный дифференцированный подход к обучению).
Реализация программы предполагает достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
• воспитание гражданственности, патриотизма, интереса и любви к слову.
Технологии, используемые в образовательном процессе
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
- Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
- Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
- Технология критического мышления.
- Информационно-коммуникационные технологии.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Формы контроля
| Виды контроля
итоговый |
Обоснование выбора учебно-методического комплекта
Состав УМК:
- Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа 5-11 класс;
- Информационно-методические материалы по использованию УМК;
- Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Планирование и материалы к учебнику 5 класса
- Соловьева Ф.Е. Уроки литературы.
Учебник соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы в 5 классе. Автор сосредоточил основное внимание на проблемах воспитания у школьников любви и уважения к книге, развития творческих способностей и формирования культуры. Учитывая возрастные особенности, автор старается разнообразить приемы и методы работы в классе и предлагает, помимо традиционных вопросов, литературные игры и задания, ориентированные на развитие фантазии.
Методический аппарат программы серьезно продуман, связан с задачами воспитания творческого читателя. Значительное место отведено развитию устной и письменной речи. Учитель может осуществлять уровневую дифференциацию обучения. Задания и вопросы репродуктивного, продуктивного и творческого уровней способствуют росту мотивации учащихся к вдумчивому прочтению произведений, воспитанию квалифицированных читателей. Все задания учебника и рабочей тетради развивают мыслительные, аналитические способности детей, их воображение. Вопросы всегда требует доказательности в ответах. Особый интерес учащихся к произведению вызывают проблемные вопросы. Они дают возможность учителю организовывать мини-дискуссии во время уроков, услышать разные точки зрения учащихся, определить, какая из них совпадает с авторской. В программе Г.С. Меркина прослеживается связь с другими искусствами. Ученики работают с качественно подобранными иллюстрациями, которые несут большую дидактическую и воспитательную нагрузку. На уроках осуществляется связь с живописью, кино, мультипликацией.
Очень высок воспитательный потенциал учебника. Вопросы и задания всех рубрик, к каждой теме позволяют учителю осуществлять непрерывный процесс экологического, нравственного, патриотического воспитания.
Вопросы и задания в УМК Г.С.Меркина помогут учителю организовать различные по форме уроки, которые условно можно назвать диалогическими (беседа, диспут, семинар), монологическими (лекция, конференция), интерактивными (литературно-музыкальная композиция, концерт, ролевая игра, инсценировка, заочная экскурсия, путешествие), соревновательными (литературная игра и викторина) и исследовательскими (урок-практикум).
Трудностей в использовании программы Г.С. Меркина нет
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
Содержание учебного материала
Введение
Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
Из мифологии
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Из устного народного творчества
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотива сказочных сюжетов.
Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Из древнерусской литературы
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведения древнерусской литературы.
Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литератур.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Басни народов мира
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица»- Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Русская басня
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня
«Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями мультипликации басен И.А. Крылова.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Из литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэт «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесно рисование.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациям портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина
Поэзия XIX века о родной природе
А.А. Фет. «Чудная картина...»
М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды».
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном ».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в
Москве.
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс) чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к события.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Из литературы XX века
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ- пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче основная тематика и нравственная проблематика рассказ (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.А. БЛОК
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)
Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва».
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.
Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника» :тема, система образов.
Развитие речи: пересказ.
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами р бенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.
Родная природа в произведениях писателей XX века
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;
Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).
Из зарубежной литературы
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоя тельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений). Развитие речи: различные виды пересказов, устный письменный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключены Эмиля из Аённеберги » (отрывок).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
Итоговый урок
Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).
Для заучивания наизусть
И.А. Крылов. Басня — на выбор.
А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне о семи богатырях».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).
Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору.
Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века
А.А. Блок. «Летний вечер».
И.А. Бунин. Одно из стихотворений — по выбору.
С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору.
Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века
Для домашнего чтения
Античные мифы
Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.
Сказания русского народа
Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рождение Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.
Детская Библия
Русское народное творчество
Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что».
Загадки, частушки, пословицы, поговорки.
Литературные сказки
В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (1—2 по выбору).
Сказки братьев Гр и мм, Ш. П е р р о, Х.К. А н д е р с е н а (1— 2 по выбору).
Из древнерусской литературы
Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.
Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина.
Из литературы XVIII века
М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...»
Из литературы XIX века
И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз ». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.С.Пушкин. «Кавказ», «Выстрел». М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».
А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай».
Н.В. Гоголь. «Заколдованное место».
Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
И.С. Тургенев. «Бежин луг» из «Записок охотника».
В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе».
А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза».
И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь».
Я.П. Полонский. «Утро».
Требования к уровню подготовки учащихся
Важнейшими умениями в 5 классах являются следующие:
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания с учётом рекомендаций, изложенных в Методическом письме «Направления работы учителей-словесников по исполнению единого орфографического режима на современном этапе развития школы»
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями,
учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка сочинений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 100-150 слов, в VI классе – 150-200, VII – 200-250, VIII – 250-300, для IX – 300-350 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1, в VI классе — 1,0-1,5, в VII классе — 1,5-2,0, в VIII классе — 2,0-3,0, в IX классе — 3,0-4,0 страницы, в X-XI классов – 5,0-7,0.[1]
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок[2].
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Список учебно-методической литературы
- Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. –М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 к УМК для 5-9 классов /Авторы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.
- Планирование и материалы к курсу «Литература. 5 класс»: из опыта работы/Авт.-сост. Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин.- М; ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2007
- Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Авт.-сост. Г.С.Меркин. - М; ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2009
- Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс.-2005 г.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Рубцовска Алтайского края.
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор школы зам.директора по УР на заседании предметной
кафедры
протокол №
« » 20 г. « » 20 г. « » 20 г.
Календарно-тематическое планирование уроков
Предмет Литература
Класс 5
Количество часов всего 68 в неделю 2
Плановых сочинений 4 , уроков внеклассного чтения 4, уроков развития речи 4
Планирование составлено на основе федерального компонента
государственного стандарта общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина и В.А.Чалмаева
Учебник: Меркин Г.С. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях - М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2009
№ п/п | Тема урока | Дата | Ведущие формы,методы, средства обучения на уроке | Планируемые образовательные результаты изучения темы | Виды деятельности учащихся |
Введение | |||||
1 | Книга — твой друг. | Объяснительно-иллюстративный метод. Рассказ, работа с книгой, опорные записи. ИКТ | Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии | Работа с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д) | |
Из мифологии | |||||
2 | Миф —форма мироощущения древнего человека. | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | Знать разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем | Подбор ключевых слов и словосочетаний. | |
3 | Античный миф. | Метод проблемного изложения. | Различные виды пересказа | ||
4 | Гомер. «Одиссея». | Частично-поисковый метод. Фронтальный опрос | Словесное рисование | ||
5 | Внеклассное чтение. Легенды, мифы и предания в регионе. | Исследовательский метод. | Различные виды пересказа, анализ эпизода | ||
Из устного народного творчества | |||||
6 | Основные виды устного народного творчества | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | Знать определение, особенности и композиционные части сказок, уметь видеть «премудрости» сказок, пересказывать сюжет, уметь писать сочинения на литературную и свободную темы | Игровая деятельность | |
7 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». | Частично-поисковый метод. Фронтальный опрос | Словесное рисование | ||
8 | Нравственная проблематика сказки | Метод проблемного изложения. | Составление словарной статьи | ||
9 | Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». | Исследовательский метод. Фронтальный опрос | Определение мотивов поступка героя | ||
10 | Р/р. Сочинение собственной сказки. | Исследовательский метод. Написание сочинения | Написание сочинения | ||
Из древнерусской литературы | |||||
11 | Анализ фрагментов из «Повести временных лет» | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ Индивидуальный опрос | Знать о литературном памятнике «Повесть временных лет», уметь передать содержание летописи | Различные виды пересказа | |
Басни | |||||
12 | Басня «Ворон и Лисица» | Метод проблемного изложения. | Знать определение басни и морали, определение аллегории, сюжет басни, уметь видеть художественные особенности басен, выразительно читать , отвечать на вопросы по сюжету басен, инсценировать их | Различные виды чтения, инсценировка | |
13 | Русские баснописцы XVIII века. | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | Письменный ответ на вопрос учителя «Нравственная проблематика басен, злободневность» | ||
14 | Тематика басен И.А. Крылова. | Метод творческого чтения. Фронтальный опрос | Устные высказывания | ||
15 | С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. | Частично-поисковый метод. ИКТ. Индивидуальный опрос | Различные виды чтения, инсценировка | ||
16 | Внеклассное чтение. Инсценировка басен И.А. Крылова. | Исследовательский метод. Индивидуальный опрос | Чтение по ролям, анализ басни | ||
Из литературы XIX века | |||||
17 | А.С.Пушкин «Няне». | Частично-поисковый метод. | Знать страницы биографии поэта, содержание стихотворения, уметь отвечать на вопросы учебника выразительно читать стихотворения, находить средства выразительности | Работа с иллюстрациями | |
18 | Образы природы в стихотворениях поэта. «Зимняя дорога». | Исследовательский метод Фронтальный опрос. | Выразительное чтение. Выявление роли средств выразительности. | ||
19 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | Частично-поисковый метод. ИКТ. Фронтальный опрос | Знать сюжет сказки, понятие о стихотворной сказке, уметь доказывать закономерность победы добра в сказках | Рассказ о герое | |
20 | Герои и персонажи в «Сказке...». | Частично-поисковый метод. ИКТ. Фронтальный опрос | Словесное рисование | ||
21 | Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. | Метод проблемного изложения. Индивидуальный опрос | Знать о прологе к поэме как о собирательной картине народных сказок, уметь читать наизусть, делать иллюстрацию | Выразительное чтение | |
22 | Поэзия XIX века о родной природе. | Исследовательский метод. Индивидуальный опрос | Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, уметь находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль | Выразительное чтение. Выявление роли средств выразительности. | |
23 | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Стихотворение «Бородино». | Метод проблемного изложения. ИКТ | Знать содержание стихотворения, уметь находить особенности поэтических интонаций стиха | Выразительное чтение. Выявление роли средств выразительности. | |
24 | Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. | Метод творческого чтения. Фронтальный опрос | Работа с иллюстрациями | ||
25 | Н.В. ГОГОЛЬ Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | Знать сюжет повести, понятие «быль», уметь отвечать на вопросы, поделиться мнением о прочитанном | Письменный ответ на вопрос учителя | |
26 | Повесть «Ночь перед Рождеством». Образы и события повести. | Частично-поисковый метод. Фронтальный опрос | Краткий выборочный пересказ, словесное рисование, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы | ||
27 | Зло и добро в повести. | Частично-поисковый метод. Индивидуальный опрос | Работа с иллюстрациями | ||
28 | И.С. ТУРГЕНЕВ Спасское-Лутовинов в творческой биографии писателя | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | Знать творческую биографию писателя, сюжет рассказа, уметь характеризовать героев рассказа | Работа с иллюстрациями, выразительное чтение, страницы устного журнала о Н.А. Некрасове («Грешнево-Карабиха») | |
29 | Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». | Метод проблемного изложения. | Краткий выборочный пересказ, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование | ||
30 | Тематика и социальная проблематика рассказа. | Частично-поисковый метод. Фронтальный опрос | Знать о проблеме крепостничества на Руси, понятие «сравнение», «гипербола», сюжет рассказа; уметь описывать героев рассказа, составлять связный текст | Устные высказывания | |
31 | Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие в рассказе. | Частично-поисковый метод. Индивидуальный опрос | Краткий выборочный пересказ | ||
32 | Стихотворение в прозе «Русский язык». | Метод проблемного изложения. | Знать: своеобразие стихотворений в прозе. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику стихотворений в прозе, самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия стихотворений в прозе | Выразительное чтение. Выявление роли средств выразительности. | |
33 | Н.А. НЕКРАСОВ Стихотворение «Крестьянские дети». | Частично-поисковый метод ИКТ. Фронтальный опрос | Знать содержание стихотворения, уметь выразительно читать его | Выразительное чтение. Выявление роли средств выразительности. | |
34 | Стихотворение «Тройка». | Частично-поисковый метод. | Знать о поэте, мотивах его стихов, уметь выразительно их читать и отвечать на вопросы | Цитатный план | |
35 | Л.Н. ТОЛСТОЙ Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | Знать о судьбе писателя, историю создания рассказа, историю жизни героев, уметь составлять рассказ о героях произведения, анализировать поступки героев, уметь писать сочинение на литературную тему. | Работа с иллюстрациями | |
36 | Рассказ «Кавказский пленник». | Метод проблемного изложения. ИКТ. Фронтальный опрос | Письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, различные виды чтения, дискуссия | ||
37 38 | Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). | Исследовательский метод. ИКТ. Индивидуальный опрос | Письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, различные виды чтения, дискуссия | ||
39 | Развитие речи. Классное сочинение по рассказу «Кавказский пленник» | Исследовательский метод. Написание сочинения | Написание сочинения | ||
40 | А.П. ЧЕХОВ Детские и юношеские годы писателя. | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | Знать о писателе, сюжет рассказов, методику составления сценария, уметь давать определение юмору | Чтение по ролям, отзыв на эпизод, пересказ | |
41 | Рассказ «Злоумышленник» | Метод творческого чтения. Фронтальный опрос | Инсценировка отрывков из рассказов А.П.Чехова | ||
42 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А.П.Чехова | Исследовательский метод. Индивидуальный опрос | Работа с иллюстрациями, отзыв о рассказе | ||
43 | И.А. БУНИН Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...» | Метод творческого чтения. | Знать содержание стихотворения, уметь находить особенности поэтических интонаций стиха | Работа с иллюстрациями, заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел». Составление цитатного плана, чтение наизусть | |
44 | И.Бунин. Рассказ «В деревне». | Частично-поисковый метод. Фронтальный опрос | Знать о писателе, сюжет рассказа, уметь составлять рассказ по репродукции картины и делать иллюстрации по содержанию рассказа | Работа с иллюстрациями, различные виды чтения, цитатный план | |
45 | Л.Н. АНДРЕЕВ Рассказ «Петька на даче». Нравственная проблематика рассказа | Частично-поисковый ИКТ метод. | Знать о портрете как средстве изображения героев, уметь составлять рассказ о литературном герое, подтвер ждая мысли чтением эпизодов | Работа с иллюстрациями, различные виды пересказа, письменный ответ на вопрос, составление вопросов | |
46 | Роль эпизода в создании образа героя. | Метод проблемного изложения. Индивидуальный опрос | Цитатный план | ||
47 | А.И. КУПРИН Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа. | Частично-поисковый метод. Фронтальный опрос | Знать сюжет рассказа и смысл названия, уметь рассказать случай из жиз ни о каком-либо животном | Работа с иллюстрациями, пересказ от другого лица | |
48 | Р/р. Классное сочинение по теме «Нравственные проблемы в творчестве писателей XX века». | Исследовательский метод. Написание сочинения | Уметь писать сочинения на литературную и свободную темы | Написание сочинения | |
49. | А.А. БЛОК Стихотворение «Летний вечер». | Частично-поисковый метод. | Знать содержание стихотворения, уметь находить особенности поэтических интонаций стиха | Работа с иллюстрациями. Выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение | |
50 | С.А. ЕСЕНИН. Стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде..», «Поет зима — аукает... ». | Частично-поисковый метод. Фронтальный опрос | Знать содержание стихотворения, уметь находить особенности поэтических интонаций стиха | Пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений | |
51 | А.П. ПЛАТОНОВ Рассказ «Никита». Тема рассказа. | Метод проблемного изложения. | Знать о жизни и творчестве писателя, восприятии окружающего мира героем произведения, уметь оценивать поступки героев | Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде | |
52 | Мир глазами ребенка | Исследовательский метод. Индивидуальный опрос | Инсценированное чтение, письменный ответ на вопрос, различные виды пересказа | ||
53 | П.П. БАЖОВ Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова | Исследовательский метод. ИКТ. Индивидуальный опрос | Знать о писателе, содержание сказа, уметь составлять план к рассказу о писателе | Чтение по ролям, наблюдение за особенностями речи персонажей | |
54 | Приемы создания художественного образа. | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | Выразительное чтение, чтение наизусть | ||
55 | Н.Н. НОСОВ Рассказ «Три охотника» : тема, система образов. | Частично-поисковый метод. Фронтальный опрос | Знать сюжет произведения, уметь оценивать поступки главного героя | Выразительное чтение, чтение наизусть | |
56 | Е.И. НОСОВ Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта | Метод проблемного изложения. | Уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам. | Составление аннотации | |
57 | Внеклассное чтение: В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?» | Метод творческого чтения. Индивидуальный опрос | Знать сюжет произведения, уметь оценивать поступки главного героя | Цитатный план | |
Родная природа в произведениях писателей XX века | |||||
58 | Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе» | Исследовательский метод. Индивидуальный опрос | Знать о стихотворном ритме как о средстве передачи чувств и настроений, уметь выразительно читать стихи, рассказывать об авторе | Выразительное чтение, чтение наизусть, анализ средств выразительности | |
Из зарубежной литературы | |||||
59 | Д. ДЕФО Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок) | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ Фронтальный опрос | Знать о писателе, сюжет одного из отрывков, уметь отвечать на вопросы учебника, давать характеристику персонажу. | Работа с иллюстрациями. Пересказ. Анализ эпизодов. | |
60 | Сюжетные линии, характеристика персонажей, характеристика жанра. | Частично-поисковый метод. Индивидуальный опрос | Изложение с элементами сочинения, различные виды пересказа | ||
61 | Х.К. АНДЕРСЕН Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота. | Метод творческого чтения. Фронтальный опрос | Знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки | Работа с иллюстрациями. Составление плана, письменная и устная характеристика героя. | |
62 | М. ТВЕН Автобиография и автобиографические мотивы | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | Иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; уметь составлять словесный портрет героев,оценивать и анализировать поступки героев. | Различные виды чтения и пересказа | |
63 | Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. | Метод проблемного изложения. | Письменный отзыв об эпизоде, различные виды пересказов | ||
64 | Ж. РОНИ-СТАРШИЙ Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). | Метод творческого чтения. Фронтальный опрос | Иметь представление о личности и творческой деятельности Ж.Рони -Старшего; уметь составлять словесный портрет героев, оценивать и анализировать поступки героев | Составление плана, письменная и устная характеристика героя. | |
65 | ДЖ. ЛОНДОН Детские впечатления. | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | Знать биографию Д. Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, уметь охарактеризовать образ героя | Работа со статьёй учебника. Составление плана. | |
66 | «Сказание о Кише». Добро и зло в рассказе | Частично-поисковый метод. Индивидуальный опрос | Различные виды пересказа, письменная и устная характеристика героя | ||
67 | А. ЛИНДГРЕН. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок). | Метод творческого чтения. Фронтальный опрос | Иметь представление о личности и творческой деятельности А. Линдгрен; уметь составлять словесный портрет герое,в оценивать и анализировать поступки героев | Различные виды пересказа | |
68 | Р/р. Классное сочинение «Мир детства и мир взрослых в творчестве зарубежных писателей» | Исследовательский метод. Написание сочинения | Уметь писать сочинения на литературную и свободную темы | Написание сочинения |
[1] Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития, почерка.
[2] Примечание.
1. При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: «4» ставится при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной
полная рабочая программа по литературе 9класс...
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
Рабочая программа по литературе (ФГОС). К учебнику Г.С. Меркина (5 класс)
Рабочая программа 5 класса по литературе к учебнику Г.С. Меркина составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, включает развернутое календарно-тематическе планирова...
Рабочая программа по литературе 5-9 кл. Г. Меркин
Рабочая программа 5-9 классы составлена на основе учебников по литературе Г.Меркина...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...