Главные вкладки

    Урок-игра "ЧТО? ГДЕ? КОГДА" по разделу "Лексикология"
    план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему

    Симоненко Ирина Олеговна

    Формирование практических навыков выражения мыслей в устной и письменной форме, воспитание речевой культуры, обогащение словаря учащихся – основные задачи урока русского языка. Однако современный учитель-словесник понимает, что сегодня на уроках важно ещё и научить ребёнка находить ответы на различные лингвистические вопросы в многочисленных источниках информации (справочниках, словарях, материалах сети Интернет). Умение работать со словарём нередко является залогом успеха ученика при подготовке к выпускным экзаменам, олимпиадам, в школьной исследовательской  деятельности.

    Систематическая работа со словарём на уроках русского языка предусмотрена программами С.И. Львовой, М.М. Разумовской, В.В. Бабайцевой. Но словарик-приложение к учебнику не даёт учащимся возможности познакомиться с многообразием лексикографических источников. Школьники часто не знают, в каких словарях можно найти интересующую их информацию; испытывают трудности при поиске данных и при прочтении словарных помет и даже не догадываются, что работа со словарём может быть очень увлекательной.

    В своей педагогической деятельности работе со словарём я уделяю большое внимание. Хочу поделиться опытом проведения урока по «Лексикологии», направленного на формирование поисково-аналитических навыков учащихся.   

    Цель предлагаемого урока: формировать навык работы с разными типами словарей; развивать внимание к слову; воспитывать интерес и любовь к родному языку. 

    Данный урок может быть проведён в рамках изучения лексикологии, при повторении изученного материала в начале или в конце года, на занятиях, посвящённых подготовке к олимпиадам, поскольку вопросы по лексикографии являются традиционными на олимпиадах разных уровней. Материал может лечь в основу системы уроков.

    Оборудование: словари разного типа, компьютерная презентация PowerPoint с интерактивными заданиями и встроенными электронными словарями. Использование на уроке мультимедийных материалов  (разработанных электронных словников, статей редких словарей) и карточек с заданиями для учащихся позволит повысить эффективность обучения, так как фонд словарей в школе характеризуется зачастую небольшим количеством книг.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Формирование поисково-аналитических навыков на уроках русского языка Практическая работа по разделу «Лексикология» Симоненко Ирина Олеговна, учитель русского языка МБОУ г. Мурманска гимназии №2

    Слайд 2

    Знать хорошее важнее, чем знать многое. Ж. Ж. Руссо Всё знать невозможно, но обо всём можно узнать. Китайская пословица

    Слайд 3

    «Современный словарь иностранных слов» А.Н. Булыко; «Школьный орфоэпический словарь русского языка» В.В. Львова; «Школьный фразеологический словарь русского языка» Н.М. Шанского; «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера.

    Слайд 5

    Рябинина Настя г. Мончегорск Смирнова Катя г. Кандалакша Алексеев Дима пос. Умба


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    I РАУНД

    Слайд 2

    Объясните, что такое азбучный принцип расположения материала в словаре?

    Слайд 3

    Дикобраз Песец Лемур Росомаха Шимпанзе Лемминг Дикобраз Лемминг Лемур Песец Росомаха Шимпанзе

    Слайд 4

    Граффити Жалюзи Каталог Ракушка Туфля Украинский Щавель Графф ú ти Жалюз ú Катал ó г Рак ý шка Т ý фля Укра ú нский Щав é ль

    Слайд 5

    II РАУНД

    Слайд 6

    Пользуясь материалами словарей, установите происхождение названий наук и определите значение неизвестных вам слов.

    Слайд 7

    Естествознание Зоология Орнитология Нумизматика Филателия Образец: Антропология (греч.) – наука о происхождении человека


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    III РАУНД

    Слайд 2

    Угадайте, иллюстрациями к каким фразеологизмам могут стать следующие рисунки.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Чёрный ящик

    Слайд 2

    Этот словарь лингвисты называют «жемчужиной русской лексикографии». С появлением этой книги в речевой практике закрепилось определение «толковый словарь». Созданный одним человеком, словарь включает более 200 тысяч слов.

    Слайд 3

    «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля

    Слайд 4

    В чёрном ящике находится словарь-ономастикон. Какую информацию он содержит?

    Слайд 5

    В этом словаре слова «живут» семьями. Обычно слова «связаны» в цепочки и «обитают» в гнёздах.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МОЛОДЦЫ!

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Знать хорошее важнее, чем знать многое. Ж. Ж. Руссо Всё знать невозможно, но обо всём можно узнать. Китайская пословица

    Слайд 2

    «Современный словарь иностранных слов» А.Н. Булыко ; «Школьный орфоэпический словарь русского языка» В.В. Львова; «Школьный фразеологический словарь русского языка» Н.М. Шанского; «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера.

    Слайд 3

    Всё знать невозможно, но обо всём можно узнать. Китайская пословица

    Слайд 4

    А.Н. Булыко. Современный словарь иностранных слов Антропология (от греч. anthropos «человек» и logos «знание») – наука о происхождении человека. Астрономия (гр. astronomia < astron «звезда» + nomos «закон») – наука о строении и развитии небесных тел. Арифметика (греч. arithmetike , от arithmos «число») – область математики, изучающая простые числа и действия с ними. Бонистика (фр. bonistique) – наука, изучающая бумажные денежные знаки.

    Слайд 5

    А.Н. Булыко. Современный словарь иностранных слов Ботаника (гр. botanike (techne)) – наука о растениях. Генетика (англ. genetics , от греч. genetikos – относящийся к происхождению ) – наука о законах наследственности и изменчивости организмов. Зоология (от греч. zoon « человек » и logos «знание») – наука, изучающая животный мир. Инсектология ( от лат. insectum «насекомое») – наука о насекомых. Ихтиология (от греч. ichthys «рыба») – наука о рыбах.

    Слайд 6

    А.Н. Булыко. Современный словарь иностранных слов Лингвистика (фр. linguiste ; от лат. lingua «язык» ) – наука о языке и речи. Нумизматика (от лат. numisma «монета») – наука о монетах, медалях, орденах и значках. Орнитология (от греч. ornis «птица») – наука о птицах. Филателия (фр. philatélie , от греч. phileo «люблю») - изучение марок, конвертов с марками и штампов. Физика (греч. phisis «природа») – наука, изучающая законы материального мира. Химия (от греч. chemeia «умение плавить металл») – наука, изучающая строение и свойства различных веществ.

    Слайд 7

    М.Фасмер. Этимологический словарь русского языка Естествознание. Исконно русское: знание о естестве; о том, что есть, существует. Наука о природе. История. Слово заимствовано через немецкий из лат. historia и долгое время употреблялось в виде гистория. Физика – через польск. fizyka из лат. physica «наука о природе» от греч. φύσις «природа» Химия - через польск. chimia из лат. chymia «химия» от греч. χυμεία «химия», χύμα «литьё металла», Языковедение. Исконно русское. Язык – праславянское: укр. язик , болг. език , чеш. jazyk . Наука о языке и речи.

    Слайд 8

    « Школьный орфоэпический словарь русского языка» В.В. Львова

    Слайд 9

    «Школьный фразеологический словарь русского языка» Дым коромыслом - шум, гам, беспорядок, суматоха. На Руси избы часто топили «по-черному»: дым уходил не через печную трубу (её вообще не было), а через специальное окошко или дверь. По форме дыма предсказывали погоду. Идет дым «столбом», вверх - будет ясно; «волоком», по земле - к туману, дождю; извивается «коромыслом» - к ветру, непогоде, а то и буре. Непутёвый человек - легкомысленный, безалаберный, беспутный. В старину на Руси путем называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь-должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек. Так эта неодобрительная оценка и сохранилась. Подложить свинью - втихомолку подстроить какую-нибудь гадость, напакостить. По всей вероятности, это выражение связано с тем, что некоторые народы по религиозным соображениям не едят свинину. И если такому человеку незаметно подкладывали в пищу свиное мясо, то этим оскверняли его веру.



    Предварительный просмотр:

    УРОК-ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» по разделу «Лексикология»

    Формирование практических навыков выражения мыслей в устной и письменной форме, воспитание речевой культуры, обогащение словаря учащихся – основные задачи урока русского языка. Однако современный учитель-словесник понимает, что сегодня на уроках важно ещё и научить ребёнка находить ответы на различные лингвистические вопросы в многочисленных источниках информации (справочниках, словарях, материалах сети Интернет). Умение работать со словарём нередко является залогом успеха ученика при подготовке к выпускным экзаменам, олимпиадам, в школьной исследовательской  деятельности.

    Систематическая работа со словарём на уроках русского языка предусмотрена программами С.И. Львовой, М.М. Разумовской, В.В. Бабайцевой. Но словарик-приложение к учебнику не даёт учащимся возможности познакомиться с многообразием лексикографических источников. Школьники часто не знают, в каких словарях можно найти интересующую их информацию; испытывают трудности при поиске данных и при прочтении словарных помет и даже не догадываются, что работа со словарём может быть очень увлекательной.

    В своей педагогической деятельности работе со словарём я уделяю большое внимание. Хочу поделиться опытом проведения урока по «Лексикологии», направленного на формирование поисково-аналитических навыков учащихся.  

    Цель предлагаемого урока: формировать навык работы с разными типами словарей; развивать внимание к слову; воспитывать интерес и любовь к родному языку.  

    Данный урок может быть проведён в рамках изучения лексикологии, при повторении изученного материала в начале или в конце года, на занятиях, посвящённых подготовке к олимпиадам, поскольку вопросы по лексикографии являются традиционными на олимпиадах разных уровней. Материал может лечь в основу системы уроков.

    Оборудование: словари, компьютерная презентация PowerPoint с интерактивными заданиями и встроенными электронными словарями. Использование на уроке мультимедийных материалов  (разработанных электронных словников, статей редких словарей) и карточек с заданиями для учащихся позволит повысить эффективность обучения, так как фонд словарей в школе характеризуется зачастую небольшим количеством книг.

    Для блицтурнира необходимо приготовить «чёрный ящик», в который поместятся словари.

    ХОД УРОКА

    Слово учителя (СЛАЙД 1): Здравствуйте, ребята!

    Мудрецы прошлого говорили: «Знать хорошее важнее, чем знать многое», «Всё знать невозможно, но обо всём можно узнать» (СЛАЙД 2 презентации учителя; СЛАЙД 1 презентации для учеников).

    В наше время эрудит – не просто начитанный, образованный человек, а человек, умеющий учиться и получать новые знания, способный работать со справочной литературой. Верными друзьями любого любознательного человека, конечно же, являются словари. Мы неоднократно работали со словарями-книгами. А сегодня я предлагаю поработать с электронной версией словарей. ПЕРЕЙДИТЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД ЩЕЛЧКОМ МЫШИ (СЛАЙД 3 презентации учителя; СЛАЙД 2 презентации для учеников).

    Перед вами книжная полка электронных словарей.

    • «Современный словарь иностранных слов» А.Н. Булыко;
    • «Школьный орфоэпический словарь русского языка» В.В. Львова;
    • «Школьный фразеологический словарь русского языка» Н.М. Шанского;
    • «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера.

    Посмотреть материал любого словаря вы сможете, наведя курсор на название книги.  Вернуться на «книжную полку» можно нажатием кнопки  с изображением домика.

    Справочный материал будет нам полезен, поскольку сегодня у нам не обычный урок, а урок-интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (СЛАЙД 4 презентации учителя).

            Против команды знатоков 5 класса играют телезрители Смирнова Катя, Алексеев Дима, Рябинина Настя (СЛАЙД  5 презентации учителя). Внимание на экран.

    Первый раунд (СЛАЙД 6 презентации учителя).

    Слово учителя: Против вас играет Дима Алексеев (СЛАЙД 7 презентации учителя).

    Уважаемые знатоки, безусловно, вы не раз работали со справочной литературой. Объясните, что такое «азбучный принцип» расположения материала в словаре.

    Ответ: Азбучный принцип сводится к тому, что материал в словаре (словарные статьи) располагается в алфавитном порядке.

    Слово учителя: Проведём разминку (СЛАЙД 8 презентации учителя).

    Задание: представьте, что вы пишите доклад и ищите информацию о животных. В какой последовательности будут располагаться статьи о следующих животных в энциклопедическом словаре:

    • Дикобраз
    • Песец
    • Лемур
    • Росомаха
    • Шимпанзе
    • Лемминг

    (Ответ: Дикобраз, лемминг, лемур, песец, росомаха, шимпанзе).

    Слово учителя: Вижу, вы хорошо ориентируетесь в материале словарей.

            Внимание! Задание (СЛАЙД 9 презентации учителя). На карточках вам предложены слова. Многие сомневаются в том, как правильно произносить эти существительные. В каком словаре мы можем уточнить произношение слова?

    Ответ: В орфоэпическом словаре.

    Слово учителя: Откройте электронный орфоэпический словарь щелчком мыши. Расставьте в словах ударение, проверяя себя по словарю.

    РЕБЯТА РАБОТАЮТ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ ДЛЯ УЧЕНИКОВ, АКТИВИЗИРОВАВ ССЫЛКУ «ШКОЛЬНЫЙ ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА» В.В. ЛЬВОВА.


    Карточка 1. Расставьте в словах ударение, проверяя себя по словарю.



    • Граффити


    • Жалюзи


    • Каталог


    • Ракушка


    • Туфля


    • Украинский


    • Щавель

    (Ответ: граффúти, жалюзú, каталóг, ракýшка, тýфля, украúнский, щавéль).

    Слово учителя: Верно. Счёт 1:0 в пользу знатоков.

    Раунд второй (СЛАЙД 10 презентации учителя).

    Слово учителя: Внимание на экран. Против вас играет Смирнова Катя (СЛАЙД 11 презентации учителя).

    Слово учителя: Какие слова мы называем заимствованными?

    Ответ: Слова, которые пришли в русский язык из других языков, называются заимствованными.

    Слово учителя: В каких словарях можно найти информацию об истории заимствованных и исконно русских слов?

    Ответ: Существуют этимологические словари и словари иностранных слов.

    Слово учителя: На вашей книжной полке электронных словаре есть эти словари.

    Задание (СЛАЙД 12 презентации учителя). Даны слова – названия наук. Пользуясь материалами словарей, выясните и укажите особенности происхождения каждого слова, уточните, что изучают названные науки. Сделайте краткие записи на карточках.

    РЕБЯТА РАБОТАЮТ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ ДЛЯ УЧЕНИКОВ, АКТИВИЗИРОВАВ ССЫЛКИ «СОВРЕМЕННЫЙ СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ» А.Н. БУЛЫКО И «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА» М. ФАСМЕРА.


    Карточка 2.



    Естествознание



    Зоология



    Орнитология



    Нумизматика



    Филателия


    Оформите краткую запись по образцу: Антропология (греч.) – наука о происхождении человека.

    Слово учителя: Счёт 2:0.

    Третий раунд (СЛАЙД 13 презентации учителя).

    Слово учителя: Против знатоков играет Рябинина Настя (СЛАЙД 14 презентации учителя).

    Слово учителя: Что такое фразеологизмы?

    Ответ: Фразеологизм – это устойчивый оборот, имеющий переносное значение.

    Слово учителя: Откройте электронный фразеологический словарик.

    РЕБЯТА РАБОТАЮТ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ ДЛЯ УЧЕНИКОВ, АКТИВИЗИРОВАВ ССЫЛКУ «ШКОЛЬНЫЙ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА» Н.М. ШАНСКОГО

    Слово учителя: Просмотрите предложенные словарные статьи. Какие фразеологизмы могут быть проиллюстрированы следующими картинками? (СЛАЙД 15 презентации учителя) Какова история происхождения предложенных устойчивых оборотов?

    Слово учителя: Счёт 3:0.

    Чёрный ящик.(СЛАЙД 16)

    Слово учителя: В нашем Чёрном ящике, конечно, находятся словари. Угадайте, о каких именно  книгах идёт речь. За каждый правильный ответ команда получит один балл.

    БЛИЦТУРНИР.

    1. Этот словарь лингвисты называют «жемчужиной русской лексикографии». С появлением этой книги в речевой практике закрепилось определение «толковый словарь».

    Созданный одним человеком, словарь включает более 200 тысяч слов (СЛАЙД 17 презентации учителя).

    («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля) (СЛАЙД 18 презентации учителя).

    1. В чёрном ящике находится словарь-ономастикон. Какую информацию он содержит? (СЛАЙД 19 презентации учителя)

    (Ономастика – лингвистическая дисциплина, которая изучает имена собственные. Словари-ономастиконы содержат информацию об истории имён, фамилий, рассказывают о том, почему то или иное название получили различные географические объекты, космические тела и т.д.)

    1. В этом словаре слова «живут» семьями. Обычно слова «связаны» в цепочки и «обитают» в гнёздах (СЛАЙД 20 презентации учителя)

    (Словообразовательный словарь)

            Слово учителя: Подведём итог (СЛАЙД 21 презентации учителя). Сегодня в нашей игре со счётом ___ победила команда знатоков.

    Хочу отметить работу на уроке следующих учеников:____________________ - и вручить Сертификат на «5».

    Спасибо за работу!

    Список литературы:

    «Современный словарь иностранных слов» А.Н. Булыко;

    «Школьный орфоэпический словарь русского языка» В.В. Львова;

    «Школьный фразеологический словарь русского языка» Н.М. Шанского;

    «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"

    Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики.  игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...


     

    Комментарии

    Симоненко Ирина Олеговна

    Необходимо части презентации объединить. В этом случае нумерация слайдов в плане-конспекте урока совпадёт с последовательность слайдов в презентации учителя.
    Ученики и учитель работают с разными презентациями.

    Кудрявцева Татьяна Аркадьевна

    Отличный урок!