Лингвистический поединок знатоков морфемки и словобразования.
методическая разработка по русскому языку по теме

Золотарева Елена Валерьевна

Методическая разработка урока в форме командной игры. Целесообразно использовать в процесе обобщения материала по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Лингвистический поединок знатоков морфемики и словообразования.

Тип урока: урок – обобщение. (2 часа).

Форма урока: урок – игра для учащихся 8 – 11 классов.

Цели урока:

- обобщить знания по данной теме, приходя к определённым практическим выводам при выполнении типовых заданий на ЕГЭ по русскому; закрепить соответствующие умения и навыки;

- развивать умения работы в группе; работа над развитием грамотной речи при публичных ответах, над умением аргументировать свою точку зрения кратко и грамотно;

- воспитывать толерантность, умение выслушать, работать сообща и приходить к единому мнению.

Оборудование: мультимедиа доска, карточки с заданиями.

Ход урока.

1.Организационный момент. (Приветствие, сообщение темы и совместное формулирование целей урока. Сообщение командами названий, которые должны соотноситься с  изученными разделами).

2. Разминка.

   Каждой команде по очереди предлагается в течение 3 минут ответить на теоретические вопросы по изученным темам. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. Максимальное количество баллов, которое можно получить за разминку – 15. Вопросы озвучиваются учителем, ответы даются командой сразу.

  Примерные вопросы.

  1. Значимая часть слова, которая может быть и формообразующей и словообразующей. (Суффикс)
  2. Способ образования слова БЕСШУМНО. (Суффиксальный).
  3. Часть слова, в которой содержится основное лексическое значение. (Корень).
  4. Способ образования слова НАЧЕРТИТЬ. (Приставочный).
  5. Назовите часть речи, не имеющую окончания. (Наречие).
  6. Способ образования слова ПОБЕРЕЖЬЕ. (Приставочно-суффиксальный).
  7. Часть слова без окончания и формообразующих суффиксов называется….. (Основа).
  8. Способ образования слова ТИШЬ. (Бессуффиксный).
  9. Назовите окончание в слове БУТЫХАЯСЬ. (Окончание отсутствует).
  10.  Назовите количество морфем в слове ПЕРЕХОД. (Четыре).
  11.  Назовите формы глагола, которые не могут иметь окончания. (Инфинитив, деепричастие).
  12.  Часть слова, которая находится в начале слова и служит для образования новых слов. (Приставка).
  13.  Способ образования слова СЕРОВОДОРОДНЫЙ. (Суффиксальный).
  14.  Назовите любую аббревиатуру.
  15.  Часть слова,  которая указывает на форму слова. (Окончание).

3. Изобрази.

(Команды получают задание изобразить пантомимой термин из изученных разделов лингвистики, нужно угадать, о каком термине идёт речь. Каждая команда за показ пантомимы получает- 2 балла, за разгаданную пантомиму – 2 балла).

4. Скоростной тур: Выстраивай-ка.

  Каждая команда получает  слова, которые нужно оформить  в соответствующие словообразовательные цепочки (их должно получиться 4).  Командам выдаётся одинаковое задание. Каждая правильно составленная цепочка приносит команде 5 балла. Команда, которая первая выполняет задание и сдаёт работу, получает за скорость дополнительно 2 балла. Максимальное количество баллов – 22 б.

   Из представленных слов должны быть составлены следующие словообразовательные цепочки:

Старый – стареть - устареть - устарелый - устарелость;

вода - водный – водяной – водянистый – водянистость;

мир – мирить – примирить – примиритель – примирительница;

водить – проводить – проводка;

5.Конкурс капитанов.  Разделаемся с В2.

   (На мультимедиа доске предлагается каждому капитану тренажёр по способам словообразования, нужно слова распределить (учитывается и засекается время и правильность выполнения задания). Капитан, меньше всего работающий с тренажёром по времени,  получает – 5 баллов, и в соответствии с этим, насколько быстрее работают остальные капитаны – настолько идёт распределение меньших баллов. За каждые правильный ответ капитан получает 1 балл, максимальное количество баллов – 15 с учётом меньшего количества потерянного времени.

   Слова для тренажёра и соответствующие способы словообразования для капитана:

ПОДЪЕЗД – бессуффиксный

ПРИБРЕЖНЫЙ – приставочно – суффиксальный

ПРИБЕЖАТЬ – приставочный

БОЛЬНОЙ был наконец-то выписан. – субстантивация

УЧИТЕЛЬ – суффиксальный

СНЕГОХОД – сложение с соединительной гласной

ВОДООЧИСТНОЙ – суффиксальный

ПОДОКОННИК – приставочно – суффиксальный

ЗЕЛЕНЬ – бессуффиксный

ДИВАН-КРОВАТЬ – сложение без соединительной гласной.

6. Вопрос – ответ.

 (Командам по очереди предлагается по два вопроса, правильный ответ на каждый приносит 3 балла.  На размышление команде даётся минута. Если команда затрудняется или не даёт правильного ответа, а другая отвечает верно, значит правильно ответившей команде переходят баллы за вопрос).

Примерные вопросы командам.

  1. Объясните, почему в слове ВЫНУТЬ, по одной из версий лингвистов, не обнаруживается корень слова?
  2. Как можно обосновать проблемный вопрос по поводу морфемы  –ть в инфинитиве. Почему, на ваш взгляд, в одних учебниках это суффикс, а в других окончание?
  3. Правильно ли утверждение о том, что в словах ВЁЗ и НЁС по две морфемы? Обоснуйте.

7.  Проверка домашнего задания.

   (Команды получали заранее домашнее задание, в котором должны были своего рода презентовать изученные разделы лингвистики в свободной форме, но обязательно используя творческий подход). Максимальное кол. баллов – 25, из них: 10 – оригинальность, творчество, 10 – грамотность, в том числе и речевое оформление, 5 – массовость).

8. Подведение итогов, выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический поединок для учащихся 5-6 класса

Проводился в рамках предметной недели русского языка и литературы...

Лингвистический поединок Разработка внеклассного интегрированного мероприятия по английскому и русскому языкам для учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы.

Данное внеклассное мероприятие проводилось учителями русского и английского языков. В занимательной форме дало возможность учащимся узнать об общих и отличительных признаках в русском и английском язы...

Лингвистический поединок

Игра по русскому языку для 5 класса....

Лингвистический поединок

Лингвистическая игра для 7-8 классов. Позволяет проверить знания по лексике и фразеологии, развивает творческие способности. Можно проводить как внеклссное мероприятие на предметной неделе....

"Лингвистический поединок" - игра по русскому языку для 5-7 классов.

"Лингвистический поединок" - игра по русскому языку для 5-7 классов....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистический поединок"

Мероприятие  проводится в рамках  декады русского языка и литературы в форме игры-соревнования между 4 командами, сформированными по 4- 10 человек заранее. Содержание мероприятия соотв...

Лингвистический поединок «Человек через слово всемогущ»

Цель: создание условий для демонстрации учащимися своих знаний и умений по теме «Лексика и фразеология»Задачи:*стимулировать  интерес к изучению русского языка*способствовать развитию речи учащих...