Лингвистический поединок «Человек через слово всемогущ»
материал по русскому языку (7 класс) на тему

Татаренкова Наталья Викторовна

Цель: создание условий для демонстрации учащимися своих знаний и умений по теме «Лексика и фразеология»

Задачи:

*стимулировать  интерес к изучению русского языка

*способствовать развитию речи учащихся и обогащению их словарного запаса

*формировать умение работать в группе

*воспитывать уважение и любовь к родному языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskiy_poedinok.doc481.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистический поединок «Человек через слово всемогущ»

Цель: создание условий для демонстрации учащимися своих знаний и умений по теме «Лексика и фразеология»

Задачи:

*стимулировать  интерес к изучению русского языка

*способствовать развитию речи учащихся и обогащению их словарного запаса

*формировать умение работать в группе

*воспитывать уважение и любовь к родному языку

Опережающее домашнее задание: изобразить пантомимой любой фразеологизм; сочинить стихотворение (синквейн, акростих) о красоте и чистоте русского языка.

Ход поединка

Слайд 1-2

Учитель:

Я вас рада приветствовать всех,

Вы садитесь, пожалуйста, дети.

Я подумала, сколько же слов

Всяких разных бывает на свете!

    Мы сегодня урок посвятим

    Тем словам, что людей окружают,

    Что удачу и счастье несут

    Иль здоровья и жизни лишают.

Каждый день слово рядом с тобой,

И убить, и спасти готово.

Так умейте беречь и хранить

Его величество Слово!

-Вы поняли, ребята, какова будет тема нашего сегодняшнего состязания? Его величество Слово!

 А эпиграфом к нашей игре станут слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Слово – выражение мысли и может служить соединению и разделению людей; поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним».

Каждая команда состоит из следующих участников:

-капитан команды

-библиограф

-теоретик

-знаток народной мудрости

-знаток фразеологизмов

-лицедей

-поэт

-полиглот

Наши команды называются:

Никакое соревнование не обходится без жюри:

Разрешите вам представить неподкупное жюри

Будет баллы строго ставить, за ошибки вас журить.

Вот Надежда – свет – Петровна,

Школе душу отдает:

Ночью планы и тетради,

Днем уроки все ведет.

Всех детишек она любит,

Но судить вас строго будет.

Это Зоя Владимировна,

В школе годы напролет.

И прошу, друзья, отметить,

Взяток тоже не берет.

Надо очень постараться,

Веру в нас не обмануть.

Ну, команды, вы готовы?

Что ж, желаю в добрый путь!

Слайд 3-4

1 Конкурс – Конкурс капитанов

Вам зачитывается лексическое значение слова. Вы должны отгадать слово. За каждый правильный ответ вы получаете один балл. Отвечать надо сразу. Времени на обдумывание нет.

  • Буквы, выстроенные для переклички
  • Охотница до чужих мехов
  • Канцелярская острячка
  • Домашний иллюминатор
  • Часть лица, которую иногда вешают
  • Яйцо в геометрии
  • Пора, которая в сентябре бывает бабьей
  • Легкий в бане
  • Зеленая, от которой мухи дохнут
  • Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла
  • Непарнокопытный, гнедой или в яблоках, а иногда в пальто
  • Соперник Буратино в сердечных делах
  • Растение, на котором гадают
  • Комплекс средств, при помощи которых из Бабы-Яги можно сделать Василису Прекрасную.

Слайд 5-6

2 Конкурс  - Лексикографический марафон

А сейчас приглашаются знатоки словарей русского языка.

Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Другие книги надо лишь извлечь из него. (А. Франс)

-Так ли необходим словарь нам в жизни, как считал А. Франс?

 Тогда начнем состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

  • Он дает лексическое значение слова (толковый)
  • Он подбирает близкие по значению слова (словарь синонимов)
  • Он подбирает противоположные по лексическому значению слова (словарь антонимов)
  • Он содержит информацию об истории возникновения слова (этимологический)
  • Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении (фразеологический)
  • Он указывает на правильное произношение слов (орфоэпический)
  • В нем дано правильное написание слов (орфографический)
  • Его составлял много лет бывший мичман (словарь Даля)
  • Содержит информацию о морфемном составе слова (словообразовательный)

Слайды 7-8

3 Конкурс – Терминологический

Приглашаем теоретиков на состязание. Вы должны по описанию  определить термин, о котором идет речь.

За каждый балл получаете балл.

  • слова, которые имеют несколько лексических значений (многозначные)
  • одинаково пишутся и произносятся, но являются разными частями речи (омонимы)
  • слова, употребляемые в той или иной профессии (термины)
  • слова, употребляемые в той или иной местности (диалектные)
  • то, что слово обозначает (лексическое значение)
  • морфологические признаки слова (грамматическое значение)
  • слова, не имеющие лексического значения и загрязняющие нашу речь (слова-паразиты)
  • словарный запас человека (лексикон)

Слайды 9-11

4 Конкурс – для знатоков народной мудрости

-Какая же речь обходится без пословиц и поговорок?! Недаром  в народе говорят: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка». А почему так говорят?

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе не беда.

И наша речь красна пословицей!

Ну что ж приступим, господа!

-Подберите русские эквиваленты английским пословицам:

В Риме делай то, что римляне делают. (Не суйся в чужой монастырь со своим уставом)

В королевстве слепых и одноглазый – король (На безрыбье и рак рыба)

Орлы не ловят мух (Не царское это дело)

Похвала не пудинг (Спасибо сыт не будешь)

В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха)

Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку)

Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было, да и было ли вообще? (На воде вилами написано)

Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?

(За словом в карман не полезет)

Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец – пригодится воды напиться)

О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает сделать больше за день? (Кто рано встает, тому Бог дает)

5 Конкурс – «В погоне за существительными»

-Сейчас в течение одной минуты вам надо будет написать как можно больше имен существительных, обозначающих качества человеческого характера. Нужно, чтобы эти слова заканчивались на «ость». Располагать их нужно в два столбика: качества положительные и отрицательные (храбрость – трусость)

Слайды 12-13

6 Конкурс – Знатоки ударения

Алфавит                        квартал

Портфель                      документ

Магазин                        эксперт

Каталог                         каламбур

Бармен                           свекла

Арахис                          феномен

Баржа                             творог

Звонит                            щавель

Баловать                        откупорить

Сливовый                      августовский

Слайды 14-15

7 Конкурс – «Шифровальщики»

Расшифруйте спрятанное здесь слово

№ п/п

примеры

ДА

НЕТ

!!!

1

5+2+1=8

П

У

2

7-1-3=4

Ц

Р

3

10+5-8=8

Х

Е

4

2+7=7+2

В

Ы

5

6+2+1=1+2+6

О

Ф

6

5-3=10-7

Й

С

7

7+1+1=10-2+1

Х

А

8

8>6+1

О

Я

9

10-5<7

Д

Л

10

1+2+3>9 -2 - 1

М

Н

11

10-5-4<5- 4 -1

Ю

О

Слайды 16-17

8 Конкурс – конкурс полиглотов

-Ребята, как вы думаете, каков словарный запас обычного человека? Важно ли знать много слов? Почему?  Этот конкурс для тех, у кого богатый словарный запас. Я буду называть слово и три варианта лексического значения. Ваша задача – определить правильное.

*Табу – это:

1.сокращенно табуретка

2.порода медведей

3. запрет

*Лорнет – это:

1.очки

2. кабинет

3. предмет врача ЛОРа

*Ассорти – это:

1. вид цветов

2.смесь

3. шорты

Слайд 18

9 Конкурс – для знатоков Фразеологизмов

 В ДВУХ СЛОВАХ

1. На день рождения собрались друзья. Не было одного Коли. Ребята веселились до вечера. Когда стали уже собираться домой и все столпились у вешалки, вбежал запыхавшийся Коля. Какими словами, смеясь, встретили его товарищи? (Явился к шапочному разбору)

2. Последнее время Лера познакомилась с какими-то чужими девочками, престала бывать дома, интересоваться домашними делами. Что с горечью сказала о ней соседям мать? (Отбилась от рук)

3. Некоторые ребята списывали домашнее задание, занимались подсказками, однако лидер класса делал вид, что не замечает этого. Какой фразеологизм напомнил лидеру классный руководитель? (Смотрит сквозь пальцы на это)

4. Работа над моделью самолета уже подходила к концу, когда Вася, пробуя винт на гибкость, сломал лопасть. Все были в отчаянии, а Вася, вместо того чтобы признать вину, стал обвинять Костю, который будто бы недостаточно прочно укрепил лопасти. Что с возмущением ответили ему ребята? (Не сваливай с больной головы на здоровую)

2. Вспомните фразеологизмы

с названиями зверей и птиц:

3. - Вот и настало время продемонстрировать ваши актерские способности. Каждая команда приготовила пантомиму на какой-либо фразеологизм. Задача другой команды – отгадать его.

Слайд 19

10 Конкурс – Черный ящик

У меня приготовлен «черный ящик», в котором лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет.

1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)

2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)

3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)

4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)

5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)

6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки.(Колесо)

7. Молодожены очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый месяц. Вредители могут испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих. (Мёд)

8. Это может быть мокрым, а может сухим. Иногда это можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Это может бить, а может открывать дверь (Ключ)

Слайд 20

Обсуждение практической ситуации.

Ребята  в группах  обсуждают нравственные проблемы ситуации, которые напечатаны на листочках в конвертах:

Магомет и Али встретили человека, который считал Али своим обидчиком, человек начал ругать его. Али переносил это с терпением и в молчании долго, но потом не удержался и стал отвечать ругательствами на ругательства. Тогда Магомет отошёл от них.

Когда Али подошёл опять к Магомету, он с обидой сказал ему: «Зачем ты оставил меня одного переносить ругательства этого дерзкого человека?»

- Когда этот человек бранил тебя, а ты молчал, - сказал Магомет, - я видел вокруг тебя десять ангелов, и ангелы отвечали ему. Но когда ты начал отвечать ему бранью, ангелы оставили тебя, - отошёл и я».

-Обсудите смысл этого предания (5 минут)

-Какая русская пословица помогла бы Али в том, чтобы слово не становилось врагом. (Слово – серебро, а молчание – золото)

Слайд 21

11 Конкурс – Поэтический

Я просила каждую команду написать стихотворение о чистоте и красоте русского языка. Поэты – вам слово.  Данный конкурс  будет оцениваться по пятибалльной системе.  

-Вот и закончились наши состязания. Пока наше строгое жюри будет подводить итоги и определять победителя, мы послушаем музыку

(Жюри объявляет победителя)

-Я поздравляю вас, ребята! Большое спасибо вам за работу! Подведем итоги. Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего?

Что запомнилось?

Я по-прежнему, считаю, что лучший подарок – это слово, и хочу вручить вам главный приз (торт с надписью – СЛОВО)

Магомет и Али встретили человека, который считал Али своим обидчиком, человек начал ругать его. Али переносил это с терпением и в молчании долго, но потом не удержался и стал отвечать ругательствами на ругательства. Тогда Магомет отошёл от них.

Когда Али подошёл опять к Магомету, он с обидой сказал ему: «Зачем ты оставил меня одного переносить ругательства этого дерзкого человека?»

- Когда этот человек бранил тебя, а ты молчал, - сказал Магомет, - я видел вокруг тебя десять ангелов, и ангелы отвечали ему. Но когда ты начал отвечать ему бранью, ангелы оставили тебя, - отошёл и я».

-Обсудите смысл этого предания (5 минут)

-Какая русская пословица помогла бы Али в том, чтобы слово не становилось врагом.

Магомет и Али встретили человека, который считал Али своим обидчиком, человек начал ругать его. Али переносил это с терпением и в молчании долго, но потом не удержался и стал отвечать ругательствами на ругательства. Тогда Магомет отошёл от них.

Когда Али подошёл опять к Магомету, он с обидой сказал ему: «Зачем ты оставил меня одного переносить ругательства этого дерзкого человека?»

- Когда этот человек бранил тебя, а ты молчал, - сказал Магомет, - я видел вокруг тебя десять ангелов, и ангелы отвечали ему. Но когда ты начал отвечать ему бранью, ангелы оставили тебя, - отошёл и я».

-Обсудите смысл этого предания (5 минут)

-Какая русская пословица помогла бы Али в том, чтобы слово не становилось врагом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический поединок для учащихся 5-6 класса

Проводился в рамках предметной недели русского языка и литературы...

Лингвистический поединок Разработка внеклассного интегрированного мероприятия по английскому и русскому языкам для учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы.

Данное внеклассное мероприятие проводилось учителями русского и английского языков. В занимательной форме дало возможность учащимся узнать об общих и отличительных признаках в русском и английском язы...

Лингвистический поединок

Игра по русскому языку для 5 класса....

Человек через слово всемогущ

Урок систематизации знаний о причастии содержит разнообразные формы работы, воспитывает бережное отношение к родному языку....

Лингвистический поединок знатоков морфемки и словобразования.

Методическая разработка урока в форме командной игры. Целесообразно использовать в процесе обобщения материала по данной теме....

Лингвистический поединок "Его величество слово"

Внеклассное мероприяие по русскому языку в рамках предметной недели для 5-9 классов....

Лингвистический поединок «Человек через слово всемогущ»

Лингвистический поединок «Человек через слово всемогущ»...