Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Конспект урока плюс презентация разработаны для проведения урока в 6 классе по учебнику под редакцией М.Т.Баранова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napisanie_otricatelnyh_mestoimeniy_6_klass.rar276.91 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное казенное образовательное учреждение

               «Серпейская средняя общеобразовательная школа»

      Урок русского языка в 6 классе

                                                на тему

 «Слитное и раздельное написание

     НЕ и НИ в отрицательных                

                       местоимениях»

                                                  Учитель русского языка

                                                   и литературы

                                                   Самохина Марина Гавриловна.

                                        2013

                                    Серпейск

           Тема  «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ

                         в отрицательных местоимениях»

 Образовательная цель: формирование умения грамотного употребления отрицательных  местоимений в устной и письменной речи.

Задачи:  - закрепить знания об отрицательных местоимениях;

              - определить условия выбора слитного и раздельного написания

                 НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

Развивающая цель: развитие памяти и устной речи обучающихся,

                 коммуникативных умений.

Задачи:  - развивать умение связывать уже имеющиеся знания с вновь  

                 полученными;

               - развивать умение слушать ответы одноклассников и анализировать

                 их.

Воспитательная цель: воспитание внимательного отношения к слову,

                умения объективно оценивать ответы учащихся.

Задачи:  - прививать навыки культуры общения;

               - воспитывать бережное отношение к нормам литературного языка.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, проблемный.

Прогнозируемый результат: учащиеся должны научиться писать слова с изученной орфограммой и объяснять выбор написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

Оборудование: 1)учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова. Москва. Просвещение. 2009 год.

2) мультимедийная презентация.

3) доска.

                                                Ход урока

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организация начала урока.

(1 мин)

Настраивает на начало работы.

Проверяют готовность к уроку.

  1. Проверка усвоения материала.

(5 мин)

Задает вопросы по материалу, изученному на первом уроке.

Дает письменное выборочное задание на формирование исследовательских умений.

Отвечают на вопросы, следят за ответами одноклассников, по необходимости исправляют их.

Выполняют письменно задание. 1 учащийся у доски.

  1. Подготовка к основному этапу.

(4 мин)

Задает вопросы на основе выполненного задания.

Отвечают на вопросы.

  1. Усвоение новых знаний.

(5 мин)

Предлагает задание на  формирование исследовательских умений, развитие речи.

Рассматривают предложенные примеры, сравнивают, делают выводы, самостоятельно формулируют правило.

  1. Закрепление знаний.

(7 мин)

Предлагает выполнение упражнения из учебника  на проверку усвоения материала.

А также задание творческого характера.

На основе выполненного упражнения задает проблемный вопрос.

 Выполняют упражнение по очереди у доски.

Задание творческого характера сначала проговаривают устно, затем выписывают слово на изучаемую орфограмму, объясняют написание остальных местоимений.

Ищут ответ на поставленный вопрос. В ходе обсуждения приходят к единому мнению.

  1. Обобщение и систематизация.

   (3 мин)

Вопросы по изученному материалу.

Отвечают на вопросы, следя за ответами товарищей.

 

  1. Контроль и самопроверка.

(5 мин)

Предлагает упражнение для самостоятельного выполнения.

Самостоятельно выполняют упражнение с последующей самопроверкой.

  1. Подведение итогов.

(3 мин)

Вопросы на выявление усвоения материала. (Создание кластера)

Отвечают на вопросы.

  1. Выставление оценок.

(1 мин)

Объявляет и комментирует оценки.

  1. Задание на дом.

(1мин)

Дает задание и комментирует его.

Записывают задание в дневники.

   

                               

                                         Конспект урока

  1. Организация начала урока.
  2. Проверка усвоения материала первого урока.
  • На предыдущем уроке вы познакомились  с новым разрядом местоимений.

  - Какие это местоимения?  ( Отрицательные)   1 слайд 

  - Что вы уже знаете об отрицательных местоимениях? ( отрицательные местоимения образованы от вопросительных местоимений при помощи приставок НЕ и НИ; они выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества; приставка НЕ- всегда ударная, НИ- безударная)

  • Задание: выписать из данного текста отрицательные местоимения в два столбика: с НЕ и с НИ. ( 1 учащийся у доски)(Формирование исследовательских умений)     2 слайд

Был зимний морозный день. Павлу нечем было заняться,  и  он отправился на лыжную прогулку один, так как позвать с собой было некого. Вот и лес!

Павел прислушался.  Где-то стучал дятел, но никого не было видно. Мальчик двинулся вглубь леса. Стало тихо. Ничто не нарушало тишину.  Вдруг хрустнула ветка, и уже опять ничего не слышно. Павел посмотрел по сторонам. На снегу не было видно никаких следов.

- По какому признаку вы выписали именно эти слова?

- Объясните написание НЕ- и  НИ- в местоимениях.

3. Подготовка к основному этапу.

- Как изменяются выписанные местоимения? Определите падеж местоимений.

( устно)

4. Усвоение новых знаний.  3 слайд

  • Задание: рассмотрите примеры. Что вы можете сказать о написании местоимений?(Формирование исследовательских умений)

И. ничто

Р.  ничего, ни от чего

Д. ничему, ни к чему

В. ничто, ни на что, ни за что

Т. ничем, ни с чем, ни перед чем

П. ни о чем, ни на чем

  • Сформулируйте тему урока. ( Запись темы в тетрадь)  4 слайд
  • Задача классу: должны научиться правильно писать отрицательные местоимения.
  • Сформулируйте правило о написании НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях.

- Сверим сформулированное правило с правилом в учебнике. Откройте учебники на стр. 179.

5. Закрепление знаний.

  1) Упр.425 ( учащиеся по очереди выходят к доске)

- Как вы думаете, почему местоимения необходимо выписывать вместе с теми словами, к которым они относятся? ( Проблемный вопрос)

 2) Творческое задание. Восстановите стихотворение Б.Заходера. Вставьте на месте пропусков отрицательные местоимения, объясните изученную орфограмму. ( Сначала проговаривают, затем записывают)

Слайд 5

Жил на свете Джонни.

Знаете его?

Не было у Джонни

Ровно (ничего)!

 (нечего) покушать,

   (нечего) надеть,

(не к чему) стремиться,

( не о чем) жалеть.

 (нечего) бояться,

 ( нечего)  терять..

Весело живется,

 (нечего) сказать.

  • Какие местоимения написали раздельно?
  • Какое местоимение написали с приставкой НИ-?

6. Обобщение и систематизация.

- От чего зависит написание приставки НЕ- или НИ- в отрицательных местоимениях?

- В каких случаях приставки в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?

7. Контроль и самопроверка. Слайд 6

Упр. 428.

8. Подведение итогов. Слайд 7

- Что нового вы узнали о местоимениях на этом уроке?

- Что показалось необычном в изученном материале?

9. Выставление оценок.

10 Задание на дом. Слайд 8

Параграф 74, упр.429 или 230.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Конспект урока с презентацией "Слитное и раздельное написание НЕ с наречием"

Материал для урока "Слитное и раздельное написание НЕ  с наречием"...

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы, от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Урок в 8 классе.

Цель урока: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречия и местоимений с частицами то, же, бы,; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато, подгот...

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ. СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ- и НИ-

Технологическая карта урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОСТип урока:  урок изучения нового материала....

Отрицательные местоимения. Слитное и раздельное написание не и ни

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе, проводимого 9.04.2019 года в рамках недели русского языка и литературы в МБОУ Школе № 108 " Взлет" г.о. Самара...