Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы, от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Урок в 8 классе.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Тихоплав Марина Александровна

Цель урока: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречия и местоимений с частицами то, же, бы,; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато, подготовка к выполнению задания 13 в формате ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otkrytyy.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

Тема урока:

 Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы, от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

Цель урока: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречия и местоимений с частицами то, же, бы,; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато.

Повторение : повторить определения «местоимение», «синоним», а также , что такое союз, разряды союзов.

   

Ход урока

                                                                         

  1. Эмоциональный настрой, мотивация.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами попытаемся выполнить тестовое задание к Единому Государственному Экзамену, которое вы видите на доске, но для этого нам нужно будет научиться различать союзы чтобы, тоже, также, зато и местоимения с частицами и предлогом и наречие с частицей же.

1.  Перед тем как приступим к работе , проверим домашнее задание.

(Обратить внимание на то, что у союзов нет синтаксической роли )

Морфологический разбор союза, правило о союзе, какие бывают союзы ? Обратить внимание на то, что союзы в предложении не подчеркиваются, так как являются служебной частью речи, а не самостоятельной.

    2.  Целеполагание: перед нами два предложения. Обратите внимание на выделенное красным цветом. Вы видите, что в 1-м предложении чтобы - написано слитно, а во втором – раздельно. Наша с вами задача, чтобы в конце урока каждый из вас смог объяснить, почему есть в русском языке чтобы и что бы (показать указкой) и как их различать.

Союзы

О Т Л И Ч А Й !

Чтобы

Что бы

Тоже

То же

Также

Так же

Зато

За то

Спросить о частях речи во 2 графе «Отличай»

    3. Объяснение нового материала.

             Прочитайте предложения.

               Одинаково ли звучит чтобы в 1-м предложении и во 2-м?

               Одинаково.

                                 

Я хочу, чтобы вы больше читали.

Что бы вы рекомендовали в первую очередь прочитать?

А теперь будем учиться различать эти части речи.

Для этого есть определенные способы.

ОБЪЯСНЯЮ

Что такое синонимы ?

Слова разные по написанию, но с одинаковым лексическим значением.

А теперь потренируемся различать союзы от местоимений и наречия.

 Работа   у  доски   - выходит ученик (ца).

Он думал о том что (бы) ему нарисовать. Мы делали всё, чтобы праздник запомнился.

Можем ли мы опустить частицу бы или перенести её в другое место ?

Ответ  -Да.

Он думал о том, что ему бы нарисовать.

Значит это местоимение, какое ?

Местоимение это служебная часть речи или самостоятельная ?

Ответ.

Самостоятельная, значит мы можем подчеркнуть его в предложении.

Во втором предложении мы можем опустить частицу.

Ответ – нет.

Учитель: нет, предложение не может так звучать, это некрасиво, бессмысленно.

Значит это союз, который пишем слитно.

Можем ли мы его заменить другим союзом ?

Ответ.

Мы делали всё, для того чтобы праздник удался – запишем это предложение.

Учитель: ещё раз убеждаемся в том, что это союз.

Примечание: во время объяснения учитель показывает указкой на алгоритм, который всегда находится на доске.

  Закрепление материала

     У доски предложение записывают 4 ученика.

      Записать 4 примера.

  1. Мое расследование тоже не продвигалось.
  2. День выдался пасмурный, зато не было жарко.
  3. Так же, как и вчера, за окном умел дождь.
  4. Дорога была достаточно широка, чтобы на ней могли разъехаться два грузовика.

              (КОММЕНТИРУЕМ по образцу на доске справа)

                                       

    Ещё раз  всё объясняю. Откроем учебник на странице 67, читаем правило.

 Работа с учебником.

     Читаем правило.

     Анализ правила.

     Повторить правило.

     Всё ли мы охватили ?

Он то(же) пришёл и рассказал  то(же) самое.

Он то(же) талантливый ученик.

Так(же) хвастлив, как и брат.

Что(бы) мне почитать, что(бы) не скучать в дороге.

Благодарю вас за(то) что пригласили меня на вечер.

   

Решаем тестовое задание ЕГЭ

Открываем в онлайн режиме сайт ФИПИ, находим задание на слитное и раздельное написание союзов

Возвращаемся в начало урока.

У нескольких детей спросить, что они поняли на уроке.

Домашнее задание:  дифференцированно (А, Б – разный уровень сложности)

Списать, раскрыть скобки, выполнить морфологический разбор 2-х союзов.

Что(бы) он ни делал всё выходило плохо.

Комната то(же) производила странное впечатление.

Море темнело, волны теряли свой блеск, за(то) небо начало светлеть.

Приют был мал, за(то) спокоен.

Нет ничего в мире, что(бы) могло прикрыть Днепр.

Брат советовал мне то(же), что и вы.

 

Остальным составить предложения выполнить морфологический разбор 2-х союзов.

Списать, раскрыть скобки, выполнить морфологический разбор 2-х союзов.

Что(бы) он ни делал всё выходило плохо.

Комната то(же) производила странное впечатление.

Море темнело, волны теряли свой блеск, за(то) небо начало светлеть.

Приют был мал, за(то) спокоен.

Нет ничего в мире, что(бы) могло прикрыть Днепр.

Брат советовал мне то(же), что и вы.

 

Списать, раскрыть скобки, выполнить морфологический разбор 2-х союзов.

Что(бы) он ни делал всё выходило плохо.

Комната то(же) производила странное впечатление.

Море темнело, волны теряли свой блеск, за(то) небо начало светлеть.

Приют был мал, за(то) спокоен.

Нет ничего в мире, что(бы) могло прикрыть Днепр.

Брат советовал мне то(же), что и вы.

Списать, раскрыть скобки, выполнить морфологический разбор 2-х союзов.

Что(бы) он ни делал всё выходило плохо.

Комната то(же) производила странное впечатление.

Море темнело, волны теряли свой блеск, за(то) небо начало светлеть.

Приют был мал, за(то) спокоен.

Нет ничего в мире, что(бы) могло прикрыть Днепр.

Брат советовал мне то(же), что и вы.

 1.Опустить бы

                     можно

нельзя

               

местоимение с частицей бы

                             союз

что бы

                             чтобы      

                         Заменить синонимичным союзом                   

Чтобы = для того чтобы

Чтобы = с тем чтобы

Тоже

               = и

Также

Зато =  но

2. Опустить же

                     можно

нельзя

местоимение с частицей же

то же

                             союз

                             тоже  

наречие с частицей же

так же

                             союз

                             также

Раздельно

Слитно

За то

(местоимение с предлогом)

(можно заменить прилагательным или существительным)

Зато = но

(союз)

1. Промелькнувшая в воздухе белочка спряталась за то дерево.

2. Промелькнувшая в воздухе      белочка спряталась за большое дерево.

  1. Встретиться не удавалось, зато письма писали часто.
  2. Встретиться не удавалось, но письма писали часто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме:"Отличие союзов чтобы, зато,тоже, также от местоимений и наречий"

Разработка урока для учащихся 7 класса  где  даны примеры, после разбора которых учащиеся увидят отличие  союзов: чтобы, зато, тоже , также от местоимений и наречий....

Тест. Союз. 7 класс. "Слитное и раздельное написания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО"

10 вопросов с выбором ответа, проверяющих умение отличать союзы ЗАТО, ТАКЖЕ, ТОЖЕ от омонимичных им честей речи....

Система уроков по теме «Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, зато, чтобы»

Уметь отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза ТАКЖЕ от наречия с частицей; формировать у учащихся навыки слитного написания данных союзов, умение произносить да...

Презентация по теме: «Слитное и раздельное написание частицы НЕ с причастиями»

Презентация адресована учителям, работающим в 6-7 классах (в зависимости от программы). В ней изложена теория, в которой есть раздел: "Отличие отглагольных прилагательных от причастий, оканчивающ...

Проверочная работа по теме "Слитное и раздельное написание частицы НЕ с именами существительными". 6 класс

Проверочная работа по теме "Слитное и раздельное написание частицы НЕ с именами существительными". 6 класс...