Разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме:"Отличие союзов чтобы, зато,тоже, также от местоимений и наречий"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Габидуллина Лейсан Гумаровна

Разработка урока для учащихся 7 класса  где  даны примеры, после разбора которых учащиеся увидят отличие  союзов: чтобы, зато, тоже , также от местоимений и наречий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4

г. Мамадыш»

 

Урок  русского языка  

в 7 классе

на тему «Отличие союзов чтобы, зато, тоже, также от местоимений  и наречий».

Учитель  русского языка и литературы

 1 кв. категории

Габидуллина Лейсан Гумаровна

                                   

       Цели: дать понятие о сходном произношении союзов тоже, также, зато, чтобы с другими частями речи;  научить различать  союзы зато, чтобы, тоже, также от местоимений и наречий; развить умение выделять их в тексте, усвоить их правописание; способствовать воспитанию интереса к спорту, любви к родине.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний.

  1. Продолжите мои слова

- союз- это служебная часть речи, которая…( связывает как однородные члены предложения, так и простые  предложения в составе сложного)

- По своему значению союзы делятся на ......

( сочинительные и подчинительные)

- Сочинительные союзы  связывают….( однородные члены предложения  и простые предложения  в составе ССП).

- Подчинительные союзы связывают…( простые предложения в составе СПП)

2.  Тест по  проверке знаний о союзе.

1 Вариант

1. В этом предложении союз соединяет однородные члены предложения:

А) Костер потух, и даже угли подернулись ртутными капельками  росы.

Б) Сквозь дым  небесный виден месяц  юный,

     И конь все больше замедляет шаг,

     И вожжи  тонкие дрожат, как струны.

В) Волокна серой паутины

     Плывут и тянутся с небес.

Г) С неба не падал, не сеялся, а словно оседал мелкий дождь.

2. Записать номера предложений 1) с сочинительными союзами,

2) с подчинительными союзами.

1) Москва- река дала имя великому городу, но не могла вдоволь напоить его водой.2 ) Пологую возвышенность между Москвой- рекой и Верхней Волгой пересек канал длиной 128 километров. 3) Чтобы поднять искусственную реку на 38 метров, требуется электрическая энергия.4 ) Москва- река на выходе из города  преграждена плотиной, и уровень воды у Кремля поднялся на два с лишним метра.5) Под московскими мостами свободно проплывают трехпалубные суда, потому что река стала многоводной. 6) Мосты перекрыли высокими и пологими арками не только реку, но и набережные, ставшие магистралями.

3.В этом предложении  употреблен противительный союз:

А) Ручей, играя, то сверкал,

     То меж ветвями хоронился,

     Являлся, искры высекал

      И мчался дальше.

Б) Прилетают к нам стрижи еще позднее ласточек, а в конце лета исчезают в один день.

В) Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее.

Г) Ночь побледнела, и месяц садится

     За реку красным серпом.

4.В этом предложении употреблен  разделительный союз:

А ) Овсянников разъезжал либо на беговых дрожжах, либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом.

Б) Лебяжьи крылья на ветру

     То слишком широко раскинутся,

     То сложатся-

      Перо к перу.

В) Кое - где снег не таял, а как бы усыхал, но к вечеру, схваченный морозцем, скрипуче пел под ногами.

Г) Над полями и лесами, над широкими реками и голубыми озерами летят птицы, возвращаясь на родину.

2 вариант

1. В этом предложении союз связывает простые предложения в составе сложного:

А) Заурчал, завизжал мотор, затряслась машина,  и бешено закружились задние колеса, поднимая пыль.

Б) Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли.

В) Из последних сил, перелезая через завалы, изодранные и окровавленные, мы добрались до лесистого бугра и упали на теплую землю, в заросли ландышей.

Г) Весенний дождь хлестал кусты,

    И над землянкой ветер злился.

2. Записать номера предложений 1) с сочинительными союзами,

2) с подчинительными союзами.

1) Москва- река дала имя великому городу, но не могла вдоволь напоить его водой.2) Пологую возвышенность между Москвой- рекой и Верхней Волгой пересек канал длиной 128 киллометров.3) Чтобы поднять искусственную реку на 38 метров, требуется электрическая энергия.4) Москва- река на выходе из города  преграждена плотиной, и уровень воды у Кремля поднялся на два с лишним метра.5) Под московскими мостами свободно проплывают трехпалубные суда, потому что река стала многоводной. 6) Мосты перекрыли высокими и пологими арками не только реку, но и набережные, ставшие магистралями.

3. В этом предложении употреблен соединительный союз:

А) Ни звезд блестящих, ни луны на небе нет.

Б) Река моя

    Меж берегами

    То меркнет, то в лучах горит,

    Она с веселыми стрижами

    О чем - то нежном говорит.

В)  Урал не только край прославленных металлургов, но и земля поэтов.

 Г) Отец Виктора, опустив вожжи, тоже соскочил с телеги.

4.В этом предложении употреблен  разделительный союз:

А ) Овсянников разъезжал либо на беговых дрожжах, либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом.

Б) Лебяжьи крылья на ветру

     То слишком широко раскинутся,

     То сложатся-

      Перо к перу.

В) Кое - где снег не таял, а как бы усыхал, но к вечеру, схваченный морозцем, скрипуче пел под ногами.

Г) Над полями и лесами, над широкими реками и голубыми озерами летят птицы, возвращаясь на родину.

3.  Формирование новых понятий.

   Тема нашего урока  «Отличие  союзов чтобы, зато, тоже, также от местоимений и наречий». Целью урока является умение различать их, т.к. затруднение обычно вызывает правописание  сложных союзов из- за того, что многие из них напоминают  сочетание  местоимений и наречий с частицами.

    Сделаем анализ записанных на доске примеров. Ребята, скажите, какой частью речи  и каким членом предложения  являются выделенные слова. Объясните их правописание.

  1. Незнакомец был невысок ростом, зато плечист-. Мальчик получил награду за то, что спас ребенка.

      Вывод: Союз зато пишется  в  одно слово. Его нужно отличать от  сочетания предлога за с указательным местоимением то. Союз зато можно заменить союзом но.

    Местоимение то заменяет прилагательное или существительное, например: Спрячься за то дерево.- Спрячься за большое дерево. Ругал сына за то, что не выучил урок.- Ругал сына за невыученный урок.

  1. Я тоже хочу стать артистом.- Сегодня мы выполняли  то же задание, что и вчера.
  2.  Наш класс также пойдет в поход-. Мы  так же хорошо работали, как и на прошлом уроке.

  Вывод: Союзы тоже, также пишутся слитно в отличие от сочетаний указательного местоимения то и наречия так с частицей же. Частицу же от местоимения и наречия можно отбросить, к местоимению то можно прибавить слово самое. Например: Он тоже (также) пришел на занятия. – Он пришел  в то же время, что и я. Он пришел так же быстро, как и я . (Он пришел в то время, что и я). Союз тоже по смыслу равен союзу также, и оба равны союзу И; они могут заменять друг друга.

  1. Все  должны заниматься физической культурой, чтобы укрепить свое здоровье-. Что бы ты  посоветовал мне для укрепления здоровья?

  Вывод: Союз чтобы пишется слитно в отличие от местоимения что с частицей бы. Нужно помнить, что частицу БЫ можно отделить от местоимения, перенести в другое место, разделить же союз нельзя , например: Мне хочется, чтобы вы поняли это. ( союз).- Нет ничего в мире, что  бы могло перекрыть Днепр. ( местоимение с частицей). Нет ничего в мире, что могло бы прикрыть Днепр.

  Общий вывод: Анализируя строение  параллельных примеров, видим, что слова тоже, также, зато, чтобы- союзы, т.к. не являются членами предложения и могут быть заменены союзами И, НО, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ.

4.Закрепление        

  1. Работа с текстом.

 Давайте, ребята, прочитаем пожелание известного хоккеиста мальчикам увлеченным хоккеем, и определим основную мысль текста.

 

 Спорт дает  показания жизн.., потому что  познать ее можно лишь в настоящем  творческом коллективе. Хочу, что (бы) ребята были не просто  исполнителями требований трен…ра, а творцами.

     Спорт дисциплинирует, выпрямляет человека. Но случается, что к спортсмену не пр..ходит умение противостоять «шелухе», связанной с первыми,  вскружившими голову успехами. Это большая беда. Нужно сделать все, что(бы) помоч… таким  ребятам разобраться в себе и увидеть настоящие  ценности, которыми  богата  жизнь.

  Задание: Объяснить правописание  пропущенных букв, раскрыть скобки. Переписать предложение с выделенными словами ( переписать). Скажите, какие еще союзы есть в данном тексте? ( потому что, а, но, что, и , союзное слово  которыми).

 

2.Продолжим работу по закреплению изученного. Комментированное письмо.

   1)Песня за домом смолкла, ( зато, за то) над прудом соловей заводил свою.2) (Зато, за то), друзья, мы так  Отчизну  любим, что на земле прекрасней всех она.3) Труд необходим человеку (также, так же), как пища, он должен быть регулярным.( В. Сухомлинский).4)  В песнях народа Тукай подслушал ( тоже, то же) настроение  сердечной печали, которое в свое время подслушал Пушкин.5 Надо верить в возможность счастья, (чтобы, что бы) быть счастливым. (Л. Толстой).

  1. Итог урока.

В чем отличие союзов тоже, также, зато, чтобы от местоимений и наречий? ( повторить вывод)

6. Домашнее задание

(В начале урока учащиеся получили разноцветные кружки. Домашнее задание составлено с учетом  уровня знаний учеников, поэтому класс был разделен на 3 группы: слабоуспевающих, средней подготовки и сильных )

  1.  Выучить правила.
  2. А) Тем, кто получил зеленые кружки,  написать 6 предложений,              используя   союзы зато, чтобы, тоже, также.

Б) Тем, у кого оранжевые кружки, написать  небольшой текст из 8-10 предложений  по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы», используя  союзы зато, чтобы, тоже, также

   В) Те, кто получил красные кружки, написать сочинение «Почему нужно заниматься спортом?», используя союзы зато, тоже, также, чтобы  и сочетания за то, то же, так же, что бы.

7. Оценки за урок (по результатам тестовых заданий  и устным ответам учащихся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Разработка уроков по русскому языку 6 класс.

Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...