Система уроков по теме «Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, зато, чтобы»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Инякина Наталья Анатольевна

Уметь отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза ТАКЖЕ от наречия с частицей; формировать у учащихся навыки слитного написания данных союзов, умение произносить данные союзы в соответствии с нормами литературного  языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок36.01 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 7

Используемый УМК: учебник «Русский язык. Практика» 7 класс под ред. А.Ю.Купаловой издательство Дрофа, 2013; «Русский язык. Теория» 5 – 9 класс под ред. В.В.Бабайцевой издательство Дрофа, 2013

Тема урока: Слитное написание союзов также, тоже, зато, чтобы.

Цель урока:  умение отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза ТАКЖЕ от наречия с частицей; формирование у учащихся навыка слитного написания данных союзов, умение произносить данные союзы в соответствии с нормами литературного  языка. 

Задачи урока: актуализировать уже имеющихся знаний по теме и мотивация к дальнейшему изучению; воспитывать дисциплинированности, ответственности за выполнение заданий, самостоятельности; развивать аналитического мышления, познавательных умений; развитие умений учебного труда.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выборочно излагать содержание прочитанного текста, преобразование текста; содействию развитий мыслительных операций: сравнение, анализ. Развитие творческого воображения, познавательной активности

Личностные УУД: формирование интереса к изучению языка; осознание ответственности за произнесенное и сказанное слово

Регулятивные УУД: формулирование темы, задачи урока, умение рационально организовать самостоятельную деятельность,саморегуляция, планирование действий

Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения; учение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; оценивать и редактировать письменное речевое высказывание

Проектирование плана и хода урока

Этапы урока, время

Цель

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент  (1минута)

Психологический настрой детей на урок

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Быть должны у вас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

-Здравствуйте, ребята! Я рада поработать с вами  и сегодня будет необычный урок

Оценивание готовности к уроку

Самоорганизация на учебную деятельность

Личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные:саморегуляция

Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы.

(7 минут)

Выявление противоречия в написание слов также, тоже, зато, чтобы.

Много поработали, зато все закончили.        Спрячься за то дерево – он тебя не заметит.

Я прошу, чтобы вы посоветовали мне.

Что бы вы мне посоветовали?

Он прилично пишет стихи, рисует также недурно.        Вы все так же молоды, как и десять лет назад.

Все пошли, и я тоже пошел.                То же Вс   Все  пошли, и я тоже пошел.

То кекеагукшпрщшукрпшщршгкерпшщецгггг   То же слово, да не так бы ты молвил.

л.                То же слово, да не так бы ты мо

Создает проблемную ситуацию – противоречия.

- У всех ли одинаково выполнено задание?

 Все ли одинаково написали слова также, тоже, зато, чтобы?

- Почему  не совпадает написание?

- Как нужно писать эти слова?

-Какая тема урока?

 -Что предстоит выяснить?

Ученики записывают предложения (двое у доски), выявляют противоречие и осознают его

Формулируют тему урока. Определяют цели урока.

Познавательные УУД: содействию развитий мыслительных операций: сравнение, анализ

регулятивные:целеполагание

Версии

 (2 минуты)

Определить пути решения проблемы

-Какие у вас версии решения проблемы?

Предлагают версии решения проблемы

Актуализация имеющихся знаний

Планирование деятельности

(7 минут)

Определить изученный материал, который поможет в изучении новой темы

 

- Что мы знаем?

- Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

Вспоминают ранее изученный материал (правила).

Определяют, каких знаний не хватает, что нужно повторить, чтобы решить проблему.

Определяют план действий:

1)задать вопрос, если это самостоятельная часть речи;

2)заменить синонимичным союзом, если это союз.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные: планирование действий

Поиск решения (открытие нового знаний)

(20 минут)

Предложения для 1 группы: Все сдали работу, я (то)же сдал.

 Он пытался сделать (то)же самое. Я так(же) заметил его.

Они так(же), как и сотни лет назад обрабатывают землю.

Предложения для 2 группы:

Он спрятался (за)то дерево.

Ученик не попал в кино, (за)то встретился с друзьями.

 Он нравился себе (за)то, что мог быстро овладеть иностранным языком.

Предложения для 3 группы:

Что(бы) я ни делал, ничего не получалось.

 Что(бы) я делал без помощи друзей?

Он хотел, что(бы) все подчинились командам.

- Как отличить союз тоже от указательного местоимения с частицей?

-Запишите предложения и выводы в таблицу.

Заполняют таблицу «Правописание союзов». Приложение 1.

Первая группа работает с союзом тоже, также.

Вторая группа с союзом зато.

Третья группа с союзом чтобы.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста; анализ, умение доказывать;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

Выражение решения.

Применения нового знания.

(8 минут)

Подведение итогов, формулирование правила.

- Используя полученные знания на уроке, сформулируйте правило.

-Вернемся к предложениям в начале урока. Исправьте ошибки, объясните правописание союзов.

Представляют результаты работы в группах, остальные заполняют таблицу.

Проверяют правильность написание предложений в начале предложений, исправляют ошибки, объяснят, формулируют правило.

Познавательные:

построение речевого высказывания в устной форме; анализ, умение доказывать;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения;

Рефлексия

-Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча?

 -Что узнали  новое на уроке?

Высказывание учащихся

Регулятивные: рефлексия;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Домашнее задание

Составить тест по теме Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы»

 

Предмет: русский язык

Класс: 7

Используемый УМК: учебник «Русский язык. Практика» 7 класс под ред. А.Ю.Купаловой издательство Дрофа, 2013; «Русский язык. Теория» 5 – 9 класс под ред. В.В.Бабайцевой издательство Дрофа, 2013

Тема урока: Правописание союзов и омонимичных с ними частей речи.

Цель урока:  организация деятельности учащихся по изучению правописания союзов, умению отличать их от слов самостоятельных частей речи; формирование у учащихся навыка слитного написания данных союзов.

Задачи урока: актуализировать уже имеющихся знаний по теме и мотивация к дальнейшему изучению; воспитывать дисциплинированности, ответственности за выполнение заданий, самостоятельности; развивать аналитического мышления, познавательных умений; развитие умений учебного труда.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выборочно излагать содержание прочитанного текста; содействию развитий мыслительных операций: сравнение, анализ. Развитие творческого воображения, познавательной активности

Личностные УУД: формирование интереса к изучению языка; осознание ответственности за произнесенное и сказанное слово

Регулятивные УУД: формулирование темы, задачи урока, умение рационально организовать самостоятельную деятельность,саморегуляция, планирование действий

Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения; учение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; оценивать и редактировать письменное речевое высказывание

Проектирование плана и хода урока

Этапы урока, время

Цель

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Мотивация, актуализация знаний

Повторить изученный материал, соотнести его с изучаемым

В течении  вечера звучала музыка. (В ТЕЧЕНИЕ)

 Ввиду болезни я не мог участвовать в соревнованиях.

 В течении реки много порогов.

Сговорившись на счёт завтрашнего дня, они расстались. (НАСЧЁТ)

Урожай был невысоким в следствии засухи.(ВСЛЕДСТВИЕ)

-В данных предложениях необходимо найти 3 ошибки и записать предложения в исправленном виде.

-Оцените свою работу: за каждое правильно выполненное предложение 1 балл, но не больше  5 баллов

Выполнение задания.

Проверка осуществляется по слайду.

Оценивают свою работу.

Личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные:саморегуляция

Формулировка целей и темы урока.

Сопоставить производные предлоги и правописание союзов также, тоже, зато, чтобы, выделить общее.

-Что нужно знать о правописании производных предлогов?

-Какую тему мы изучаем?

-Что объединяет нашу тему  с правописанием производных предлогов?

-Определите тему и цели урока.

Ответы на вопросы.

Тема: правописание союзов и омонимичных с ними частей речи

Цель:

уметь отличать союз от самостоятельной части речи;

 уметь правильно писать союзы и омонимичные им слова.

Познавательные УУД: содействию развитий мыслительных операций: сравнение, анализ

регулятивные:целеполагание

Актуализация имеющихся знаний

Определить изученный материал, который поможет в изучении новой темы

 

- Используя знания, полученные на прошлом уроке и теоритический материал параграфа 150 в учебнике «Теория» составьте таблицу  «Признаки союзов и омонимичных с ними  словосочетаний». (Приложение 2). Работа осуществляется в парах.

Оцените свою работу: за каждое правильное заполнение графы – 1 балл. Максимальное количество баллов за эту работу – 9.

Вспоминают ранее изученный материал (правила).

Определяют, каких знаний не хватает, что нужно повторить, чтобы решить проблему.

Работают в парах.

Проверка осуществляется при помощи слайда.

Познавательные:

осознанное и построение речевого высказывания в устной форме и в письменной;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные: планирование действий

Первичное закрепление

Отработать применение правила на практике.

Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел (погов.)

Из пяти человек бюро трое были за (то), что (бы) Косте вынести выговор и перевести на другую работу.

Он не возражал, мы так(же) были согласны.

Земля была так(же) прекрасна, как и все вокруг.

 Я пришел то(же). 

-Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются союзами. Докажите.

- Оцените свою работу: за каждое выписанное предложение  – 1 балл. Максимальное количество баллов за эту работу – 2.

Выполняют задание, объясняют, использую в качестве инструкции таблицу

(приложение2).

Проверка осуществляется по слайду.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; соблюдать правила общения.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

Самостоятельная работа

Отработать применение правила на практике.

Укажите правильный вариант объяснения написания выделенного слова (выделенных слов).

 А. «Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать. Инна (то)жемолчала».

1)  тоже — всегда пишется слитно;

2) то же — всегда пишется раздельно;

3)  тоже — здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4)  то же — здесь местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.

 

Б. Девочки в рёв требовали, ЧТО(БЫ) их посадили рядом с Сашей.

1) ЧТО(БЫ) – всегда пишется слитно;

2) ЧТО(БЫ) – всегда пишется раздельно;

3) ЧТО(БЫ) – здесь это подчинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ЧТО(БЫ) – здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно.

 

В. В комнату едва проникал свет, ЗА(ТО) за ставнями было знойно.

1) ЗА(ТО) – всегда пишется слитно;

2) ЗА(ТО) – всегда пишется раздельно;

3) ЗА(ТО) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ЗА(ТО) – здесь это местоимение ТО с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно.

 

  Г. ТАК(ЖЕ) говорят и мужики в особые и важные минуты: негромко, сурово, покачивая головой.

1) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется слитно;

2) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется раздельно;

3) ТАК(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ТАК(ЖЕ) – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

-Выполните тестовую работу самостоятельно.

-Оцените себя: за каждый правильный ответ  – 1 балл. Максимальное количество баллов за эту работу – 4.

Выполняют тестовую работу.

Проверка осуществляется по слайду

Познавательные:

анализ, умение доказывать;

Включение нового знания в систему знаний и повторений

Отработать применение правила на практике.

http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test284.xml 

http://metodsovet.su/load/russ_yaz/did_mater/test_pravopisanie_sojuzov/66-1-0-7643 

Решить онлайн- тест по теме «Правописание союзов»

Свою работу можете проверить сразу: первый тест- 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное количество 10 баллов.

Подведение итогов за урок: 30 баллов – оценка «5»; от 23 до 29 – оценка «4»; от 16 до 22 баллов – оценка «3»; менее 16 баллов –оценка «2».

Выполнение теста.

Выставление оценок.

Познавательные: содействию развитий мыслительных операций: сравнение, анализ

Рефлексия  

Продолжите предложения:

  • Сегодня я узнал(а)
  • Было трудно…
  • Я выполнял(а) задание…
  • Я понял(а), что…
  • Я научился(ась)…

Отвечают на вопрос

Домашнее задание

Знать отличительные особенности союзов и омонимичных с ними частей речи.

2).Подготовить тест из 10-15 заданий «Правописание  союзов  тоже, также, чтобы, зато».

Регулятивные: рефлексия;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Приложение 1

Союз

Проверка

Примеры

Тоже

Также

Зато

Чтобы

Потому что

Приложение 2

Союзы.

Омонимичные словосочетания.

Нельзя убрать или переместить часть на другое место.

Можно переместить часть на другое место.

Нельзя поставить вопрос.

Можно поставить вопрос.

Не является членом предложения.

 Является членом предложения.

Играет связующую роль.

Заменяем синонимом (самостоятельной частью речи).

Заменяем  союзами: тоже, также=и, чтобы= для того чтобы, зато= но.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест. Союз. 7 класс. "Слитное и раздельное написания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО"

10 вопросов с выбором ответа, проверяющих умение отличать союзы ЗАТО, ТАКЖЕ, ТОЖЕ от омонимичных им честей речи....

Технологическая карта урока по теме: "Слитное и раздельное написание Не с именами существительными".

Цель: Образовательная: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически....

План-конспект урока русского языка на тему "Слитное написание союзов тоже, также, зато"

Урок повторения и совершенствования знаний учащихся по теме "Союз", с использованием современных развивающих технологий. Формирование навыков слитного написания союзов, развитие творческой, речевой и ...

Самоанализ урока по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». 7 класс

Самоанализ урока  по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями», проведённого в 7  классе...

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы, от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Урок в 8 классе.

Цель урока: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречия и местоимений с частицами то, же, бы,; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато, подгот...

Презентация к уроку по теме" Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями".

Презентация содержит теоретические и практические метериалы к указанной теме....

Технологическая карта урока по теме "Слитное и раздельное написание производных предлогов" 7 класс

Технологическая карта урока по теме "Слитное и раздельное написание производных предлогов" 7 класс...