Система уроков по теме «Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, зато, чтобы»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Уметь отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза ТАКЖЕ от наречия с частицей; формировать у учащихся навыки слитного написания данных союзов, умение произносить данные союзы в соответствии с нормами литературного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок | 36.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 7
Используемый УМК: учебник «Русский язык. Практика» 7 класс под ред. А.Ю.Купаловой издательство Дрофа, 2013; «Русский язык. Теория» 5 – 9 класс под ред. В.В.Бабайцевой издательство Дрофа, 2013
Тема урока: Слитное написание союзов также, тоже, зато, чтобы.
Цель урока: умение отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза ТАКЖЕ от наречия с частицей; формирование у учащихся навыка слитного написания данных союзов, умение произносить данные союзы в соответствии с нормами литературного языка.
Задачи урока: актуализировать уже имеющихся знаний по теме и мотивация к дальнейшему изучению; воспитывать дисциплинированности, ответственности за выполнение заданий, самостоятельности; развивать аналитического мышления, познавательных умений; развитие умений учебного труда.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выборочно излагать содержание прочитанного текста, преобразование текста; содействию развитий мыслительных операций: сравнение, анализ. Развитие творческого воображения, познавательной активности
Личностные УУД: формирование интереса к изучению языка; осознание ответственности за произнесенное и сказанное слово
Регулятивные УУД: формулирование темы, задачи урока, умение рационально организовать самостоятельную деятельность,саморегуляция, планирование действий
Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения; учение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; оценивать и редактировать письменное речевое высказывание
Проектирование плана и хода урока
Этапы урока, время | Цель | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный момент (1минута) | Психологический настрой детей на урок | Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Быть должны у вас в порядке Ручки, книжки и тетрадки. -Здравствуйте, ребята! Я рада поработать с вами и сегодня будет необычный урок | Оценивание готовности к уроку Самоорганизация на учебную деятельность | Личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные:саморегуляция | |
Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы. (7 минут) | Выявление противоречия в написание слов также, тоже, зато, чтобы. | Много поработали, зато все закончили. Спрячься за то дерево – он тебя не заметит. Я прошу, чтобы вы посоветовали мне. Что бы вы мне посоветовали? Он прилично пишет стихи, рисует также недурно. Вы все так же молоды, как и десять лет назад. Все пошли, и я тоже пошел. То же Вс Все пошли, и я тоже пошел. То кекеагукшпрщшукрпшщршгкерпшщецгггг То же слово, да не так бы ты молвил. л. То же слово, да не так бы ты мо | Создает проблемную ситуацию – противоречия. - У всех ли одинаково выполнено задание? Все ли одинаково написали слова также, тоже, зато, чтобы? - Почему не совпадает написание? - Как нужно писать эти слова? -Какая тема урока? -Что предстоит выяснить? | Ученики записывают предложения (двое у доски), выявляют противоречие и осознают его Формулируют тему урока. Определяют цели урока. | Познавательные УУД: содействию развитий мыслительных операций: сравнение, анализ регулятивные:целеполагание |
Версии (2 минуты) | Определить пути решения проблемы | -Какие у вас версии решения проблемы? | Предлагают версии решения проблемы | ||
Актуализация имеющихся знаний Планирование деятельности (7 минут) | Определить изученный материал, который поможет в изучении новой темы |
| - Что мы знаем? - Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? | Вспоминают ранее изученный материал (правила). Определяют, каких знаний не хватает, что нужно повторить, чтобы решить проблему. Определяют план действий: 1)задать вопрос, если это самостоятельная часть речи; 2)заменить синонимичным союзом, если это союз. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные: планирование действий |
Поиск решения (открытие нового знаний) (20 минут) | Предложения для 1 группы: Все сдали работу, я (то)же сдал. Он пытался сделать (то)же самое. Я так(же) заметил его. Они так(же), как и сотни лет назад обрабатывают землю. Предложения для 2 группы: Он спрятался (за)то дерево. Ученик не попал в кино, (за)то встретился с друзьями. Он нравился себе (за)то, что мог быстро овладеть иностранным языком. Предложения для 3 группы: Что(бы) я ни делал, ничего не получалось. Что(бы) я делал без помощи друзей? Он хотел, что(бы) все подчинились командам. | - Как отличить союз тоже от указательного местоимения с частицей? -Запишите предложения и выводы в таблицу. | Заполняют таблицу «Правописание союзов». Приложение 1. Первая группа работает с союзом тоже, также. Вторая группа с союзом зато. Третья группа с союзом чтобы. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста; анализ, умение доказывать; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата | |
Выражение решения. Применения нового знания. (8 минут) | Подведение итогов, формулирование правила. | - Используя полученные знания на уроке, сформулируйте правило. -Вернемся к предложениям в начале урока. Исправьте ошибки, объясните правописание союзов. | Представляют результаты работы в группах, остальные заполняют таблицу. Проверяют правильность написание предложений в начале предложений, исправляют ошибки, объяснят, формулируют правило. | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме; анализ, умение доказывать; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения; | |
Рефлексия | -Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? -Что узнали новое на уроке? | Высказывание учащихся | Регулятивные: рефлексия; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||
Домашнее задание | Составить тест по теме Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы» |
Предмет: русский язык
Класс: 7
Используемый УМК: учебник «Русский язык. Практика» 7 класс под ред. А.Ю.Купаловой издательство Дрофа, 2013; «Русский язык. Теория» 5 – 9 класс под ред. В.В.Бабайцевой издательство Дрофа, 2013
Тема урока: Правописание союзов и омонимичных с ними частей речи.
Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению правописания союзов, умению отличать их от слов самостоятельных частей речи; формирование у учащихся навыка слитного написания данных союзов.
Задачи урока: актуализировать уже имеющихся знаний по теме и мотивация к дальнейшему изучению; воспитывать дисциплинированности, ответственности за выполнение заданий, самостоятельности; развивать аналитического мышления, познавательных умений; развитие умений учебного труда.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выборочно излагать содержание прочитанного текста; содействию развитий мыслительных операций: сравнение, анализ. Развитие творческого воображения, познавательной активности
Личностные УУД: формирование интереса к изучению языка; осознание ответственности за произнесенное и сказанное слово
Регулятивные УУД: формулирование темы, задачи урока, умение рационально организовать самостоятельную деятельность,саморегуляция, планирование действий
Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения; учение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; оценивать и редактировать письменное речевое высказывание
Проектирование плана и хода урока
Этапы урока, время | Цель | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Мотивация, актуализация знаний | Повторить изученный материал, соотнести его с изучаемым | В течении вечера звучала музыка. (В ТЕЧЕНИЕ) Ввиду болезни я не мог участвовать в соревнованиях. В течении реки много порогов. Сговорившись на счёт завтрашнего дня, они расстались. (НАСЧЁТ) Урожай был невысоким в следствии засухи.(ВСЛЕДСТВИЕ) | -В данных предложениях необходимо найти 3 ошибки и записать предложения в исправленном виде. -Оцените свою работу: за каждое правильно выполненное предложение 1 балл, но не больше 5 баллов | Выполнение задания. Проверка осуществляется по слайду. Оценивают свою работу. | Личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные:саморегуляция |
Формулировка целей и темы урока. | Сопоставить производные предлоги и правописание союзов также, тоже, зато, чтобы, выделить общее. | -Что нужно знать о правописании производных предлогов? -Какую тему мы изучаем? -Что объединяет нашу тему с правописанием производных предлогов? -Определите тему и цели урока. | Ответы на вопросы. Тема: правописание союзов и омонимичных с ними частей речи Цель: уметь отличать союз от самостоятельной части речи; уметь правильно писать союзы и омонимичные им слова. | Познавательные УУД: содействию развитий мыслительных операций: сравнение, анализ регулятивные:целеполагание | |
Актуализация имеющихся знаний | Определить изученный материал, который поможет в изучении новой темы |
| - Используя знания, полученные на прошлом уроке и теоритический материал параграфа 150 в учебнике «Теория» составьте таблицу «Признаки союзов и омонимичных с ними словосочетаний». (Приложение 2). Работа осуществляется в парах. Оцените свою работу: за каждое правильное заполнение графы – 1 балл. Максимальное количество баллов за эту работу – 9. | Вспоминают ранее изученный материал (правила). Определяют, каких знаний не хватает, что нужно повторить, чтобы решить проблему. Работают в парах. Проверка осуществляется при помощи слайда. | Познавательные: осознанное и построение речевого высказывания в устной форме и в письменной; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные: планирование действий |
Первичное закрепление | Отработать применение правила на практике. | Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел (погов.) Из пяти человек бюро трое были за (то), что (бы) Косте вынести выговор и перевести на другую работу. Он не возражал, мы так(же) были согласны. Земля была так(же) прекрасна, как и все вокруг. Я пришел то(же). | -Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются союзами. Докажите. - Оцените свою работу: за каждое выписанное предложение – 1 балл. Максимальное количество баллов за эту работу – 2. | Выполняют задание, объясняют, использую в качестве инструкции таблицу (приложение2). Проверка осуществляется по слайду. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; соблюдать правила общения. Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата |
Самостоятельная работа | Отработать применение правила на практике. | Укажите правильный вариант объяснения написания выделенного слова (выделенных слов). А. «Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать. Инна (то)жемолчала». 1) тоже — всегда пишется слитно; 2) то же — всегда пишется раздельно; 3) тоже — здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно; 4) то же — здесь местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.
Б. Девочки в рёв требовали, ЧТО(БЫ) их посадили рядом с Сашей. 1) ЧТО(БЫ) – всегда пишется слитно; 2) ЧТО(БЫ) – всегда пишется раздельно; 3) ЧТО(БЫ) – здесь это подчинительный союз, поэтому пишется слитно; 4) ЧТО(БЫ) – здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно.
В. В комнату едва проникал свет, ЗА(ТО) за ставнями было знойно. 1) ЗА(ТО) – всегда пишется слитно; 2) ЗА(ТО) – всегда пишется раздельно; 3) ЗА(ТО) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно; 4) ЗА(ТО) – здесь это местоимение ТО с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно.
Г. ТАК(ЖЕ) говорят и мужики в особые и важные минуты: негромко, сурово, покачивая головой. 1) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется слитно; 2) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется раздельно; 3) ТАК(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно; 4) ТАК(ЖЕ) – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно. | -Выполните тестовую работу самостоятельно. -Оцените себя: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов за эту работу – 4. | Выполняют тестовую работу. Проверка осуществляется по слайду | Познавательные: анализ, умение доказывать; |
Включение нового знания в систему знаний и повторений | Отработать применение правила на практике. | http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test284.xml http://metodsovet.su/load/russ_yaz/did_mater/test_pravopisanie_sojuzov/66-1-0-7643 | Решить онлайн- тест по теме «Правописание союзов» Свою работу можете проверить сразу: первый тест- 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное количество 10 баллов. Подведение итогов за урок: 30 баллов – оценка «5»; от 23 до 29 – оценка «4»; от 16 до 22 баллов – оценка «3»; менее 16 баллов –оценка «2». | Выполнение теста. Выставление оценок. | Познавательные: содействию развитий мыслительных операций: сравнение, анализ |
Рефлексия | Продолжите предложения:
| Отвечают на вопрос | |||
Домашнее задание | Знать отличительные особенности союзов и омонимичных с ними частей речи. 2).Подготовить тест из 10-15 заданий «Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато». | Регулятивные: рефлексия; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Приложение 1
Союз | Проверка | Примеры |
Тоже | ||
Также | ||
Зато | ||
Чтобы | ||
Потому что |
Приложение 2
Союзы. | Омонимичные словосочетания. |
Нельзя убрать или переместить часть на другое место. | Можно переместить часть на другое место. |
Нельзя поставить вопрос. | Можно поставить вопрос. |
Не является членом предложения. | Является членом предложения. |
Играет связующую роль. | Заменяем синонимом (самостоятельной частью речи). |
Заменяем союзами: тоже, также=и, чтобы= для того чтобы, зато= но. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест. Союз. 7 класс. "Слитное и раздельное написания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО"
10 вопросов с выбором ответа, проверяющих умение отличать союзы ЗАТО, ТАКЖЕ, ТОЖЕ от омонимичных им честей речи....
Технологическая карта урока по теме: "Слитное и раздельное написание Не с именами существительными".
Цель: Образовательная: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически....
План-конспект урока русского языка на тему "Слитное написание союзов тоже, также, зато"
Урок повторения и совершенствования знаний учащихся по теме "Союз", с использованием современных развивающих технологий. Формирование навыков слитного написания союзов, развитие творческой, речевой и ...
Самоанализ урока по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». 7 класс
Самоанализ урока по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями», проведённого в 7 классе...
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы, от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Урок в 8 классе.
Цель урока: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречия и местоимений с частицами то, же, бы,; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато, подгот...
Презентация к уроку по теме" Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями".
Презентация содержит теоретические и практические метериалы к указанной теме....
Технологическая карта урока по теме "Слитное и раздельное написание производных предлогов" 7 класс
Технологическая карта урока по теме "Слитное и раздельное написание производных предлогов" 7 класс...