Технологическая карта к уроку на тему:«Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
конспект урока
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.68 КБ | |
| 269.18 КБ | |
| 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными»
Цель урока: Ознакомить с правилами слитного и раздельного написания «не» с прилагательными.
Задачи:
1)продолжить изучение темы «Прилагательное как часть речи»; 2)формировать умения у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными; обобщение и систематизация знаний о правописании не с именами существительными.
3)развивать зрительную, ассоциативную память, речемыслительную деятельность;
4)воспитывать мотивацию к учению, любовь к родному языку.
Планируемые
Образовательные результаты:
Предметные:
- знать основные понятия морфологии и правила написания НЕ с прилагательными;
- правильно писать НЕ с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически, сравнивать написание НЕ с прилагательными и существительными.
Уметь:
- различать самостоятельные и служебные части речи;
- составлять предложения;
- применять правило написания НЕ с прилагательными на письме;
- обозначать условия выбора написания;
- подбирать синонимы к словам;
- ставить знаки препинания при письме.
Личностные:
- уважительное отношение к родному языку;
- оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом;
- понимание значения получаемых знаний в дальнейшем.
Метапредметные:
- умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий;
- осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других;
- учиться работать в группе;
- формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения;
- использовать полученные на уроке знания в жизни.
Тип урока: (в основе системно-деятельностный подход)
комбинированный (урок изучения нового материала с элементами повторения).
Форма урока: урок-исследование.
Методические приёмы: повторение, тренировочные упражнения, исследование, формулировка выводов, обобщение, объяснительно-иллюстративный, ИКТ.
Технология:проблемный диалог, здоровьесбережение, индивидуальная, фронтальная работа на уроке.
Ход урока
1Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Прочитайте советы М.В.Ломоносова, раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами.
М.В.Ломоносов о поведении учащихся
1.С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем.
2.Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.
3.(Не) быть гордым и грубым.
4.Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!
-Ребята, как вы думаете, какой главный совет дает нам М.В.Ломоносов?
Запишите число, классная работа.
2 этап : актуализация знаний.
-Чтобы определить тему сегодняшнего урока, нужно сделать несколько заданий.
Определите по лексическому значению слово и запишите его. (к доске выбегает ребенок)
Грубый, невоспитанный человек (невежа)
Человек, которому не сидится на месте (непоседа).
Недоучившийся, мало знающий человек (недоучка)
-Что объединяет все записанные вами существительные? (Они характеризуют человека, все они общего рода)
-Почему все эти слова пишутся с не слитно?
-А что еще о правописании не с именами существительными вы знаете?
3 этап:
Постановка цели и задач урока.(Создание проблемной ситуации) .
Посмотрите внимательно на слова на слайде и объясните правописание слов.
(Не)настье; (не)друг, а враг; (не)брежный; (не)правда; (не)веселый.
Далеко( не) интересный
-Все ли слова смогли объяснить?
-В каких словах вы почувствовали затруднения ?( В словах (не)брежный, (не)веселый, далеко(не) интересный)
- А данные слова являются какой частью речи? (Прилагательными)
-Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?
-Давайте сформулируем тему урока и запишем ее в тетрадь
-Попытайтесь сформулировать цель и задачи, стоящие перед нами на уроке.
Используйте опорные слова на доске.
1) Повторить… .
2) Узнать...
3) Научиться … .
4 этап:
Первичное усвоение новых знаний .
Попробуем это сделать.
Гипотеза( научное предложение, выдвигаемое для объяснения чего-либо)
: Имя прилагательное очень тесно связано с именем существительным, соответственно можно предположить ,что при написание не с прилагательными мы, возможно, можем воспользоваться уже известными правилами?
-Но это только гипотеза, попробуем её проверить.
Перед вами лежат карточки №1 .попробуйте объяснить, как пишется НЕ с именем прилагательным? Парная работа (Распределите слова по колонкам : слитно или раздельно) ( Подготовка к впр 2 задание АНАЛИЗ СЛОВА,РАЗБОР+ задание 12 Лексический анализ слова, подобрать синоним)
Правописание не с прилагательными Не весёлый, а грустный; Ненастный Недобрый (злой), нехороший (плохой) вовсе не глубокая река; Сказка ничуть не страшная. Мальчик (не) уклюж(медлительный, неповоротливый) |
-Представители групп выступают со своими предложениями, объясняют ,как и почему они пришли к таким выводам, проверяем , ставим + там, где верно
-Что общего между написанием не с существительными и прилагательными?
-А какие примеры вызвали затруднение? Почему?
Работа с учебником
- Как вы думаете, где можно найти нужную информацию? Откройте учебник, прочитайте правило.
-Есть ли какая-то новая информация по данной теме? То чего мы не знали?
-С краткими прилагательными НЕ пишется так же, как и с полными прилагательными.
4 Физминутка.
5Первичное закрепление.
Творческая работа. Дифференцированное задание.
Выполняется по вариантам. Для слабоуспевающих учащихся дается образец и правило.
1вариант. С данными существительными составить предложения так , чтобы НЕ писалось слитно( предложения должны быть связаны с профессиями людей): повторить синонимы
встреча (нерадостная, невеселая, неожиданная, нечаянная)
почерк (неразборчивый, некрасивый, небрежный, неаккуратный)
работа (нетрудная, небрежная, нелегкая, ненужная, недобросовестная)
Образец.
Встреча нерадостная (можно заменить синонимом «грустная»)
Встреча нечаянная (без НЕ не употребляется)
2вариант. С данными существительными составить предложения так , чтобы НЕ писалось раздельно: повторить антонимы;сложное предложение
задача (нетрудная, а легкая; отнюдь не легкая)
рассказ (не интересный, а скучный; нисколько не занимательный)
погода (не солнечная, а пасмурная; совсем не жаркая)
Образец
погода не солнечная, а пасмурная (есть противопоставление с союзом «а»)
погода совсем не жаркая (есть усиление отрицания «совсем не»).
- Проверяем, ставим + если все верно
Работа с учебником. Выполнение упр 665
6 этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание: пар. 108 ,упр 666
7 этап. Подведение итогов. Рефлексия
Давайте подведем итоги уроки. Все ли цели достигнуты? Что узнали нового и интересного? Что было непонятно?
Выставление отметок
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
(Не)настье; (не)друг, а враг; (не)брежный; (не)правда; (не)веселый. Далеко( не) интересный
Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными
Гипотеза : Имя прилагательное очень тесно связано с именем существительным, соответственно можно предположить ,что при написание не с прилагательными мы, возможно, можем воспользоваться уже известными правилами?
Творческая работа К данными существительным подберите имена прилагательные и составьте предложения (они должны быть связаны с профессиями людей) так , чтобы 1 вариант НЕ писалось слитно : встреча , почерк , работа 2вариант . НЕ писалось раздельно: задача, рассказ, погода
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Дата: 14.02.2025
Класс: 5
В классе 17 учеников, на уроке присутствовало 16 человек. Из них двое детей обучаются по адаптированной программе ( ЗПР)
У детей в классе складываются дружеские отношения. Учащиеся имеют хорошо развитую механическую память, большинство обладает развитыми коммуникативными компетенциями, способны взаимодействовать в группе. Неконфликтны. В классе 4 хорошиста, 1 отличник, который имеет достаточно высокий уровень усвоения знаний и положительную мотивацию к учению. Он хорошо владеют общеучебными умениями и навыками: имеет хороший темп чтения, умеет работать с учебным текстом (легко овладевают работой с разными информационными источниками, включая компьютерные; имеет правильную литературную речь, достаточный для своего возраста лексикон обладают высоким темпом работы).Хорошей познавательной активностью, развитым стремлением к пополнению знаний, обладают ещё 6 учащихся. Данные дети имеют хорошие теоретические знания, готовятся к урокам, старательны, но не всегда могут применять знания на практике. Остальную часть класса (8 человек) представляют дети, которые имеют недостаточную мотивацию к учению, низкий познавательный интерес, мало читают, слабо анализируют. Им необходимо больше времени для выполнения заданий. Они имеют достаточно плохо развитую память и внимание. Дисциплина в классе неплохая. Все дети активно включались в работу на уроке. При планировании урока учитывалась способность членов коллективно слаженно выполнять индивидуальные и групповые задания, активно взаимодействовать друг с другом
Урок на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными» находится под №5 в системе уроков по теме «Имя прилагательное» , который входит в раздел Морфологии. Орфографии. В содержании урока я предусмотрела задания, с помощью которых ученики научатся практически применять знания
Исходя из темы, я поставила цели урока: Ознакомить с правилами слитного и раздельного написания «не» с прилагательными.
Задачи:
1)продолжить изучение темы «Прилагательное как часть речи»; 2)формировать умения у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными; обобщение и систематизация знаний о правописании не с именами существительными.
3)развивать зрительную, ассоциативную память, речемыслительную деятельность;
4)воспитывать мотивацию к учению, любовь к родному языку.
На уроке я планировала сформировать:
Предметные образовательные результаты::
- знать основные понятия морфологии и правила написания НЕ с прилагательными;
- правильно писать НЕ с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически, сравнивать написание НЕ с прилагательными и существительными.
Уметь:
- различать самостоятельные и служебные части речи;
- составлять предложения;
- применять правило написания НЕ с прилагательными на письме;
- обозначать условия выбора написания;
- подбирать синонимы к словам;
- ставить знаки препинания при письме.
Личностные:
- уважительное отношение к родному языку;
- оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом;
- понимание значения получаемых знаний в дальнейшем.
Метапредметные:
- умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий;
- осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других;
- учиться работать в паре;
- формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения;
- использовать полученные на уроке знания в жизни.
Регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии, технологию проблемного обучения, за основу был взят системно-деятельностный подходобучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитывались индивидуальные особенности учеников, давались только положительные характеристики результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. ( при котором ребенок не получает знание в готовом виде, а добывает их сам)
По типу это урок изучения нового материала с элементами повторения.
Структура урока соответствует типу урока и его задачам. Основным этапом является этап открытия новых знаний. При изучении новых знаний использованы материалы, активизирующие познавательную деятельность школьников. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался средний темп работы учащихся.
Для решения поставленной цели и задач была выбрана следующая структура урока.
1 этап: Организационный
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.
На данном этапе создан положительный эмоциональный настрой с помощью прочитанных советов М.В.Ломоносова, которые помогли включить детей в деловой ритм урока и настроить на учебную деятельность. Был применен прием смыслового чтения.
2 этап : актуализация знаний.
Цель: организация осознания обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий; подготовить учащихся к восприятию нового материала.
Вопросы, которые были заданы детям помогли стимулировать познавательную мотивацию, что способствовало организации внимания. Использован словесный метод обучения ( объяснение, беседа с учащимися)
3 этап:
Постановка цели и задач урока.
Цель: создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно формируют тему, цель, задачи урока.
На данном этапе за основу было взято одно из направлений функциональной грамотности – это критическое мышление. Объяснительно- иллюстративный и частично- поисковый метод обучения.
(Чтобы заинтересовать учащихся были предложены слова и словосочетания, написание которых они должны были объяснить .Затем определить тему урока и цель.)
4 этап:
Первичное усвоение новых знаний .
Цель: организация усвоения учащимися новых знаний в результате совместной работы.
Данный этап направлен на то, чтобы изучить материал по теме.
Были применены следующие формы работы - парная и фронтальная. По виду источника информации - практическая ( работа по карточкам с таблицей). Отработаны были навыки читательской грамотности, смыслового чтения и критического мышления. Были подобраны задания по подготовке к ВПР( Задание №2 -анализ слова+ разбор и заданиет № 12 –лексический анализ слова, подбор синонимов)
После этого была проведена здоровье сберегающая физминутка.
5 этап:
Первичное закрепление материала.
Цель:закрепить полученные знания с помощью выполнения творческой работы.
На данном этапе было использовано дифференцированное задание с профориентационной направленностью. Так же применены были навыки читательской грамотности, смыслового чтения и креативного мышления. Словесный метод обучения был взят за основу этапа.
6 этап:
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
7 этап.
Подведение итогов. Рефлексия. Выставление отметок.
Урок прошел в оптимальном темпе, части урока логически связаны между собой. Разнообразие видов учебной работы обеспечило стабильность учебно-познавательной атмосферы урока. Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса, ученики готовы к проблемным ситуациям. Разнообразные виды заданий обеспечили занятость всех школьников с учетом их способностей. На уроке созданы условия для эмоциональной открытости и доверия. Учителем и учеником совместно создаются возможности для самореализации личности. Материал урока усвоен учащимися в достаточном объёме.
Контроль ЗУН носил обучающий характер, осуществлялся посредством коррекции ответов в ходе выполнения заданий, составления ответов. Учебная деятельность велась в атмосфере успешно поиска, активного взаимодействия. Ученики проявляли инициативу, принимали рекомендации педагога, помогали друг другу.Мне удалось уложиться по времени. Распределение времени, было определено верно.Темп урока был оптимальным для этого класса.
Мне было комфортно вести урок, ученики быстро и с пониманием задач урока включались в работу.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование цифровых образовательных ресурсов и компьютерных технологий на уроках русского языка значительно увеличивает интенсивность урока, делает более наглядным изучение программного материала, а также повышает эффективность работы школьников, активизирует их внимание. Считаю поставленную цель и задачи решенными и достигнутыми. В целом урок можно считать прошѐл успешно, интересно, плодотворно.
Цель урока была достигнута. Задачи выполнены. Этому способствовало применение различных форм работы. Все учащиеся активно участвовали в процессе обобщения изученного материала. Интерес учащихся проявился в ходе практической работы и в процессе выполнения интерактивного теста на закрепления результатов работы на уроке и на проверку изучения нового материала.
На завершающем этапе мною был подведен итог урока, поставлены оценки, а также прокомментировано домашнее задание.
Для меня важным было участие каждого ребенка в учебной деятельности, а знание реальных возможностей и способностей учеников, помогло им проявить себя, дало возможность самореализоваться.
Считаю, что детям на уроке было комфортно, тем самым было выполнено одно из требований к современному уроку – создание ситуации успеха, ребята ушли с урока удовлетворенные тем, как прошел урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.
Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. Тема: "Написание сложных прилагательных".
Цели: Образовательные: организация работы по усвоению правила правописания сложных прилагательных. Развивающие: организация деятельности по отработке навыков правописания сложных...

Технологическая карта урока по теме: "Слитное и раздельное написание Не с именами существительными".
Цель: Образовательная: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Имя прилагательное"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, включает различные этапы урока с характеристикой деятельности педагога и обучающихся и видами УУД....

Технологическая карта урока по теме "СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ", 7 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩАЯ ЧАСТЬПредмет –русский языкКласс - 7 Тема урока - СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫПланируемые образовательные результатыПредметныеМетапредм...

Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н. Цели урока: 1. Образ...
технологическая карта урока по русскому языку на тему " "Не с именами прилагательными" (6 класс)
урок изучения новой темы с использованием технологии развития критического мышления...
