Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, включает различные этапы урока с характеристикой деятельности педагога и обучающихся и видами УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                               

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Класс: 5класс

УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Учебный предмет: русский язык 

Тип урока:  комбинированный урок

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи.» 

Цель деятельности учителя: актуализировать и востановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прилагательных.

Планируемые образовательные результаты:

 Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя  как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

                                 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

-мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

-осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности,

-создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

-Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к работе.

Добрый день, ребята. Посмотрите, какая сегодня прекрасная погода. Солнышко нам посылает приветствие своими лучиками. А я вижу в ваших глазках лучики любознательности. Я надеюсь, что вы готовы поделиться своими знаниями друг с другом,  готовы меня слушать и слышать.

-Ребята, опишите, пожалуйста, своё настроение словами, отвечающими на вопрос какое?

Настроение у нас ( какое?)...

-О какой части речи мы сегодня будем говорить?

(Имя прилагательное). Запишите тему урока.

-Как вы думаете, что о прилагательном мы должны сегодня вспомнить, повторить?

(На какие вопросы отвечает, что обозначает, морфологические признаки, определить синтаксическую роль прилагательных в тексте)

-А ещё мы сегодня узнаем, какова роль прилагательных в тексте, зачем нужны прилагательные.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Метапредметные:

Регулятивные: осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других обучающихся и учителя.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные :осознавать познавательную задачу.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (15 мин.)

Цель:

-актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

           -актуализировать         мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

- Давайте проведём редактирование текста, употребив в нём имена прилагательные.

 (текст проецируется)

Мы идём по ...дорожке к ...озеру.

Над ...лесом встаёт ...солнце.

Под его ...лучами сверкает ...озеро.

Рядом с нами стоят ...сосны.

Здесь тихо и прохладно.

-Записанные предложения мы можем назвать текстом?

Да, так как они объединены общей темой. Предложения связаны по смыслу и грамматически.

-О чём этот текст?

 (о природе, около озера, в лесу).

-Как вы думаете сумел ли автор передать красоту уголка природы?

 (не совсем это удалось автору).

-А что, на ваш взгляд, помогло бы сделать пейзаж более красочным и выразительным?

(имена прилагательные)

- Назовите, какие прилагательные можно подобрать к существительному по дорожке, а я их запишу

(узкой , широкой).

-Какие прилагательные можно подобрать к слову озеру? (чистому, большому);

-Какие прилагательные подберём к слову лесом?

(ближним,  густым);

-Какие прилагательные подходят к слову солнце?

(яркое, ослепительное);

-...к слову лучами?

(весёлыми ,приветливыми);

-...к слову озеро?

(голубое, маленькое);

-...к слову сосны?

(высокие, зелёные);

-Теперь запишите к себе в тетради редактированный текст, употребив в нём те прилагательные, которые вам больше понравились. (по одному прилагательному к существительному).

-Давайте прочтём текст. Стал ли текст более эмоциональным, красочным, выразительным, живописным?

-Да.

 (Это благодаря имени прилагательному).

 - Ребята, нельзя не сказать о  роли  прилагательных в художественной литературе, они  используются при создании портретных характеристик героев, при описании  их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных  в создании впечатляющих картин природы.  Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту.

С. Есенин

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

- Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?

 ( поэт использовал прилагательные).

- Посмотрите, роса бывает жемчужной, а озеро серебряным?  Что значит «озеро серебряное», «роса жемчужная»? Почему автор так говорит?

  (роса похожа на жемчуг, капельки рассыпаны как жемчуг; озеро  похоже  на серебро, блестело, было очень красивым).

- Понравилось вам стихотворение?  

Дети: Да!

- Молодцы, ребята!

- Для чего нужны имена прилагательные в  художественном тексте?

(характеризуют признаки, ярко, красочно описывают предмет, создают образную картину, отражают эмоциональное восприятие, придают выразительность речи).

Можно ли по тому, какие употреблены эпитеты в художественном тексте, понять авторское отношение к предметам, описываемым в тексте?

(да, эпитеты помогают выразить авторское отношение к описываемым предметам).

-Давайте дадим определение этого выразительного средства.

 -А сейчас из стихотворения вы должны будете выписать любое прилагательное и охарактеризовать его по всем пунктам нашего правила:

(текст проецируется)

Имя прилагательное, мы с тобой дружны,

Признаки предметов называешь ты.

Солнечное лето, праздничная ель,

Вкусные конфеты, Машенькин портфель.

Один пятиклассник  работает у доски:

1.        Солнечное (лето)- имя прилагательное, отвечает на вопрос (какое?), обозначает признак предмета.

Н.ф. – солнечный

      2. Морфологические признаки:  полная форма, с.р., ед.ч., И.п.

      3. Лето (какое?) солнечное.

-Ребята, прилагательное говорит о себе так:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

 

Отвечают на вопросы.

Воспринимают на слух информацию.

Коллективная письменная работа – обзорное повторение сведений по теме «Имя прилагательное»,

Регулятивные:

осуществлять контроль правильности ответов обучающихся. Проблемная подача материала. Дополнять, уточнять высказывания по существу задания. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Познавательные:  выделять существенную информацию из прослущенного.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем во время беседы, слушать и понимать речь других.

3. Динамическая пауза (5     мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Отгадайте, кто это?

Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)

Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)

Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)

Хитрая,  рыжая, пушистая. (Лиса)

Вкусная, сочная, синяя. (Слива)

Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)

Умные,  активные,  дружелюбные. (это вы, ребята.)

Учащиеся отгадывают загадки, связанные с темой «Имя прилагательное» и изображают предмет

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (17 мин)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.                          

-Ребята, а как вы понимаете лексическое значение слова «прилагательное»?

( прилагательное к чему-то прилагается, присоединяется)

-Так к какой же части речи чаще всего присоединяется прилагательное?

 (к существительному, это мы увидели в тексте).

Значение существительного для прилагательного велико.

 Именно по нему мы определяем все признаки прилагательных. Давайте из текста выпишем первое словосочетание : прилагательное с существительным.

 (1 ученик у доски)

(По) узкой (дорожке)-

-Посмотрите, какие признаки можно определить у прилагательного узкой? (не забывайте, что поможет нам в этом существительное)

(прилагательное в тексте стоит в ед. числе, в ж.роде, в дат. падеже)

-Все ли из записанных признаков встречаются у каждого прилагательного?

(род встречается только в ед. числе);

(сравните словосочетание узкие дорожки)

-Какой из названных признаков не определяется у прилагательного? (Не определяется род во мн.числе).

-Итак, как изменяются прилагательные?

(по числам, падежам, в ед. числе по родам);

-Ребята, а как можно определить окончание у прилагательных?

(окончание мы определяем по вопросам, которые задаём от существительного к прилагательному).

- Закрепить эту орфограмму мы сможем, выполнив упр.№101.(2-3уч. у доски). В предложениях упражнения мы будем правильно задавать вопросы к прилагательному и подчёркивать его, таким образом мы определим синтксическую роль прилагательных.

 -Итак: Как определить написание окончаний прилагательных?

(нужно задать вопрос от существительного к прилагательному)

-Какова синтаксическая роль прилагательных в тесте?

(прилагательные являются определениями, а также могут выступать в роли сказуемых).

-А теперь я хочу посмотреть, сможете ли вы объяснить, почему в некоторых словосочетаниях по вопросу нельзя определить окончание?

Запишите себе в тетрадь следующее словосочетание: сизый дым.

Задайте вопрос устно от существительного к прилагательному-какой?)

- А почему тогда прилагательное имеет другое окончание -ый-?

(Обучающиеся выводят правило: У прилагательных в мужском роде в именительном и винительном падежах пишется окончание-ый—ий-.

Отвечают на вопросы, высказывают предложения.

Выполняют задания в тетрадях.

Делают выводы. 

регулятивные:

-осуществлять контроль правильности ответов обучающихся;

- дополнять, уточнять высказывания по существу полученного задания;

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

познавательные:

- выделять существенную информацию из прослушанного;

коммуникативные:

- взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме;

- слушать и понимать речь других;

5. Рефлексия (5 мин.)

Цель: - оценить результаты своей деятельности;

-систематизировать знания

Мы повторили сегодня всё, что нам было известно об имени прилагательном. Систематизировать наши знания нам поможет кластер, который мы сейчас и составим.

Назовите основные составляющие этой языковой категории.

Самостоятельная часть речи

   2.

Обозначает признак предмета

    3.

Какой? (-ие- ая- ие-)

    4.

Изменяется по числам, родам и падежам

     5.

В предложении является определениеми и сказуемым

   

Домашнее задание: Параграф 101, упр 577

Для сильных учащихся дополнительно:

 написать  лингвистическую сказку об имени прилагательном

Отвечают на вопросы, анализируют свою работу на уроке

Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

Регулятивные:

Совместно вс учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н.  Цели урока: 1.   Образ...