Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. Тема: "Написание сложных прилагательных".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Трегубова Ольга Викторовна

Цели:

 Образовательные: организация работы  по усвоению правила правописания сложных прилагательных.

  Развивающие: организация деятельности по отработке навыков правописания сложных прилагательных, формирование умения употреблять сложные прилагательные в речи, развивать речь учащихся.

  Воспитательные: формирование потребности в грамотном письме, воспитание любви к родной природе, русскому изобразительному творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

 Ф.И.О.: Трегубова Ольга Викторовна

Предмет: Русский язык

 Класс:  6

 Тип урока: изучение нового материала.

Тема: Написание сложных прилагательных.

Цели:

 Образовательные: организация работы  по усвоению правила правописания сложных прилагательных.

  Развивающие: организация деятельности по отработке навыков правописания сложных прилагательных, формирование умения употреблять сложные прилагательные в речи, развивать речь учащихся.

  Воспитательные: формирование потребности в грамотном письме, воспитание любви к родной природе, русскому изобразительному творчеству.

УУД           Личностные: выражать жизненные позиции в отношении окружающего мира, развивать и совершенствовать свою речь

                   Регулятивные6 ставить цель, планировать, контролировать свои действия, находить выход из проблемной ситуации.

                   Коммуникативные: уметь слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную работу, контролировать действия друг друга, умение учиться, искать решения.

                  Познавательные: использовать текстовую информацию, таблицу для выстраивания алгоритма по применению правила.

Основные понятия: сложные прилагательные, слитное и дефисное написание.

Межпредметные связи: литература, искусство.

Оборудование: таблица «Написание сложных прилагательных», презентация с репродукциями картин русских художников.

Этап урока

Методы, приёмы, формы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Планируемые результаты

  1. Организационный момент

А) приветствие

Б) целеполагание и мотивация

беседа

Приветствует учеников, проверяет их готовность, просит записать дату в тетради

-Сегодня мы отправимся путешествовать по ЖЕЗНО?ДОРОЖНОМУ (записано на доске) полотну на паровозике. Но люди отправляются путешествовать не просто так, а с какой-то целью. Какую цель вы поставите перед собой, исходя из темы урока?

Приветствуют учителя, записывают дату в тетради

-Слушают учителя, пытаются сформулировать цель урока

-Научиться правильно писать сложные прилагательные.

Регулятивные: ставить цель, планировать свои действия.

Учащиеся должны суметь поставить цель урока самостоятельно.

2. Повторение.

Фронтальный опрос, беседа – игра

-Чтобы ехать, нужно купить билет. Билеты получат те, кто будет активно работать, отвечая на вопросы по повторению. Вспомним изученный ранее материал.

 Задаёт вопросы, контролирует ответы, за правильный выдает жетон-билет.

- В каких случаях НЕ с прилагательными пишется слитно?  

- В каких случаях НЕ с прилагательными пишется раздельно?

- Когда в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих пишем букву О?

- Когда в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих пишем букву Е?

- В суффиксах каких прилагательных пишется две буквы Н?

- В суффиксах каких прилагательных пишется одна Н?

- В каких случаях в прилагательных пишется суффикс –К-?          

Отвечают на вопросы, поправляют ребят, дополняют, слушают, проверяют свои знания, получают за правильные ответы жетон-билет.

- Если слово без НЕ не употребляется или его можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

- Если в предложении есть противопоставление с союзом А или если к прилагательному относятся слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ и др.

- Под ударением.

- Без ударения.

- В прилагательных, образованных при помощи суффикса Н от существительных с основой на Н или в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов ОНН, ЕНН.

- В суффиксе ИН, АН, ЯН прилагательных, образованных от существительных.

- В прилагательных, имеющих краткую форму, образованных от существительных с основой на К,Ч,Ц.

Коммуникативные: умение слушать и понимать партнера, контролировать ответы друг друга, правильно выражать свои мысли.

Учащиеся должны вспомнить изученное ранее.

3.Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного

 

 А) конструирование сложных прилагательных, обозначающих оттенок цвета.

Физкультминутка

Б) отработка правописания сложных прилагательных

5.Срезовая работа

Проблемный вопрос

Беседа

Знакомство с таблицей.

Работа в парах

Работа с репродукциями картин художников (Компьютерная презентация)

Объяснительный диктант

Работа с текстом, творческая работа

-Первая остановка.

-Как правильно написать словосочетание? (см.словосочетание на доске ЖЕЛЕЗНО?ДОРОЖНОЕ)

-Прочитайте  правило. Подготовьтесь отвечать на вопросы.

- Какие прилагательные называются сложными?

- Какие варианты написания сложных прилагательных есть в нашем языке?

- В каких случаях они пишутся через дефис?

- В каких случаях пишутся слитно?

- Как же пишется прилагательное ЖЕЛЕЗНО?ДОРОЖНОЕ?

Учитель знакомит ребят с таблицей

-Вторая остановка.

Впереди завал. Кто сможет разобрать завал? Образуйте все возможные сложные прилагательные из слов: красный, черный, яркий, белый, светлый, синий, голубой, темный.

-На следующей станции мы выйдем из вагонов и разомнемся.

- Едем дальше.

- А за окном удивительный пейзаж.

-Какие художники нам помогают сегодня?

-Какой изобразили русскую природу эти замечательные художники?

- Исправьте на слайде написание сложных прилагательных.

-Люди в поезде знакомятся , что-то рассказывают друг-другу. Вот одна такая история. Запишем её.

  Учитель диктует: «А у нас растет брусника, кроваво-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом. В глухих местах, где живет глухарь, встречается костяника, темно-фиолетовая ягода».

- Вот наша предпоследняя остановка.

- Подберите к выделенным словам сложные прилагательные, запишите новый вариант текста в тетради.

 (см. на доску)

 Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки. Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах. Кроны сосен темнеют на фоне неба. Со всех сторон слышится пение птиц.

  Учитель контролирует выполнение задания у слабых учеников.

Читают правило, отвечают на вопросы.

- В которых два и более корней.

- Слитно и через дефис.

-Если обозначают оттенок цвета, образованы от существительных, которые пишутся через дефис, если между частями прилагательного можно поставить союз И.

- Если образованы на основе словосочетания.

- Образовано от словосочетания железная дорога. Значит пишется слитно.

Рассматривают таблицу, повторяют по ней правило, выстраивают по ней алгоритм действий

Записывают сложные прилагательные  в тетрадь и объясняют их правописание.

Выполняют упражнения  физкультминутки.

Рассматривают на слайде репродукции картин И.И.Левитана «Березовая роща» и Ф.А.Васильева «Мокрый луг», выражают своё отношение к картинам и изображенной на них природе России.

С одной репродукцией работают коллективно, со следующей – самостоятельно

Пишут под диктовку, комментируя написание сложных прилагательных.

Учащиеся подбирают сложные прилагательные к выделенным существительным, записывают свой вариант текста в тетради. Например: в желто-коричневой прошлогодней траве, свежие ярко-зеленые стебельки, юго-восточный ветер, на белоствольных березах, кроны вечнозеленых сосен, на фоне ярко-голубого неба, разноголосое пение.

- Зачитывают свои тексты (2-3 ученика)

Регулятивные: планировать действия при возникновении проблемной ситуации.

Познавательные: знакомство с необходимой информацией для дальнейших действий по достижению цели урока.

Познавательные: выстраивание алгоритма по таблице по применению правила.

Коммуникативные: согласованно выполнять совместную работу, контролировать действия друг друга.

Личностные: выражать свою позицию в отношении окружающего мира, природы, творчества художников.

Личностные: развивать и совершенствовать свою речь , редактируя текст.

Должны знать правило правописания сложных прилагательных.

Должны научиться правильно писать слитно или через дефис сложные прилагательные.

Знакомство с творчеством русских пейзажистов.

Развитие речи учащихся.

6. Рефлексия

Беседа

- Вот мы и приехали.  Учитель читает стихотворение:

Опять вокзал. Перрон и суета.

Шипенье пара, крики паровозов.

И где-то за пролетами моста

Закат вечерний золотисто-розов.

-Понравилось вам наше сегодняшнее путешествие?

- Ребята, мы выполнили поставленную цель: научились правильно писать сложные прилагательные?

- Давайте повторим изученное правило.

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы, проговаривают правило.

Регулятивные: умение делать выводы.

7. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание: выучить орфограмму №40, выполнить упр.334 (2 часть), тест №19.

Записывают домашнее задание в дневники.

                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.

Класс: 9 «а».Цели урока:Образовательные:- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении;- повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.Разв...

Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н.  Цели урока: 1.   Образ...