II. Мотивация учебной деятельности обучающихся. 1. Актуализация имеющихся знаний. 2. Постановка целей урока.
Цель этапа: выявить первоначальные знания обучающихся по теме «Предлоги»; закрепить полученные знания; сформулировать тему урока, определить цели. | (Слайд 1) “Минутка приятных воспоминаний” - Прежде чем начать говорить о теме урока предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться. - Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало. - Откройте тетради, запишите число, кл/работа. - Прослушайте лингвистическую сказку: Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея. Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место. 1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?
2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?
- Мы должны помочь героям этой лингвистической сказки «поставить все на место». Что для этого нам надо знать и уметь?
- Но прежде мы повторим материал, изученный на прошлых уроках. - (Слайд 2)Что называется предлогом?
- Какие отношения выражает?
- На какие две группы по происхождению делятся предлоги?
- Почему непроизводные предлоги так называются?
- Какие предлоги называются производными?
- Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис?
- (Слайд 3)Посмотрите на доску и прочитайте словосочетания: Был в течение дня – находиться в течении реки Находилась в продолжение лета – написано в продолжении книги Сказал в заключение выступления – декабристы находятся в заключении Приобрёл вследствие болезни – обнаружились в следствии об аварии
- Что Вы наблюдаете?
- Исходя из Ваших наблюдений, сформулируйте тему и цели нашего урока (Слайд 4).
| Слушают учителя, делают записи в тетрадях.
- Производный предлог был перепутан с существительным с предлогом.
- В зависимости от контекста мы можем предположить и решить, какая именно часть речи перед нами.
- Уметь правильно писать производные предлоги и отличать их от других омонимичных частей речи.
- Предлог — служебная, часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. - Для выражения различных отношений. - Временные - приехать под вечер; причинные - не приехать из-за болезни; пространственные – приехать в город; целевые – приехать для переговоров и др. - Производные и непроизводные. - Непроизводные предлоги – это предлоги, которые всегда относились к этой части речи. - Без, в, к, за, из. - Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи: существительных, наречий, деепричастий. - Благодаря, в течение, вопреки. - Из-за, из-под, по-над, по-за.
- Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному
- Слитное и раздельное написание производных предлогов. Цели: уметь отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие от существительных; правописание предлогов. | Познавательные: –выделение, формулирование познавательной цели; – постановка и решение проблем; – построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Регулятивные: – контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено; – осознание качества и уровня усвоения. |
III. Открытие нового знания.
Цель этапа: познакомить обучающихся с правилом слитного и раздельного написания производных предлогов. | - Откроем учебник на стр. 144 и зачитаем правило.
- Запишите предложения в тетради и на доске: а) В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов. б) В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие. в) В течение часа необходимо решить контрольную работу. г) В продолжение трех лет он писал книгу. д) В продолжении книги появляются новые герои. - Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите словосочетания, определите падеж, где это возможно.
- Сделайте вывод.
- (Слайд 5) Используйте рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ: Предлоги в течение и в продолжение Нам говорят о движении времени. Спроси: как долго? или когда? В конце пишем е и раздельно всегда. - Запишем предложения: Вследствие снегопада машины не пошли в город. В следствии по делу допущен ряд ошибок. - Вы заметили, что предлог вследствие отличается по написанию от созвучного сочетания существительного с предлогом уже в двух позициях – слитное написание и конечное –е. - Вам следует знать, что существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»: в следствии по делу, в остальных случаях вследствие – производный предлог, его можно заменить предлогом из-за: Вследствие снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город)- вследствие - предлог, пишется слитно с -е на конце слова. Но: В следствии по делу допущен ряд ошибок. (В чем? в (судебном) следствии по делу... В этом предложении в следствии – существительное, а потому пишется раздельно и с -и на конце.
- (Слайд 6) Используйте рифмованный алгоритм: Вследствие – из-за, ясно вполне: слитно напишем, конечная – е.
- Все производные предлоги не имеют лексического значения, к ним нельзя поставить вопрос, они не являются членами предложения и могут иметь синонимичную замену. (Слайд 7) Посмотрите на таблицу: Производные предлоги | Слитно | Раздельно | Ввиду (болезни) = из-за. | в виде (варенья) | вместо (себя) = за | в качестве (сувенира) | впереди (отряда) = перед | в продолжение (отпуска) = около | вроде (помощника) = наподобие | в связи с (болезнью) | вслед (уходящим) = за | в течение (месяца) = около | вследствие (ошибок) = из-за | в целях (самообороны) | навстречу (друзьям) = к | за счет (перегрузки) | наподобие (шляпы) = вроде | по мере (приближения) | напротив (гостиницы) | Не путать! Наречие впоследствии | насчет (отпуска) = о Но: иметь в виду. (сущ.) | посреди (поля) | сверх (меры) несмотря на = хотя не смотря на (дееприч.) = не глядя невзирая на = хотя |
Физминутка - (Слайд 8) Предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть на экран (прием скорочтения «Лесенка»).
| Читают правило.
- Встречается (где? В чем?) в течении (предложный падеж существительного течение). Речь идёт о течении реки. Ворвалось (куда? Во что?) в течение (винительный падеж существительного течение). Речь идёт о течении жизни. Решить ( когда? за какое время? в течение чего?) в течение часа. Речь идёт о времени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом за час.
- Вывод: в третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом. (Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. На конце производного предлога пишется –Е. Написание существительных в 1 –м и 2- м предложениях зависит от падежа. Аналогично объясняем правописание предлога в продолжение, который по смыслу равен предлогу в течение.
- Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного слитным написанием и конечной –е.
Выполняют упражнение | Познавательные: – извлечение необходимой информации из текста; Коммуникативные: – учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; – оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание. Регулятивные: - контролируют учебные действия; - осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. |
IV. Закрепление материала. Цель этапа: проверить понимание изученного материала.
| - (Слайд 9) Пользуясь таблицей, замените производные предлоги непроизводными (устно):
Вследствие положения (из-за); в течение дня (за); спустя несколько лет (через); ввиду приближения каникул (из-за); пробираться сквозь заросли (через); сидеть возле костра (у). послать вместо себя (за), идти навстречу другу (к),играл в продолжение часа (около).
- Выполняем упражнение №350 учебника (один у доски – остальные в тетради).
- (Слайд 10)Помните, есть такая профессия – корректор. Корректор работает там, где создается печатный текст, газеты, журналы, книги. Его задача – всюду вылавливать ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуйте поработать корректорами. 1) В течении нескольких дней шли проливные дожди. (В течение) 2) В следствие частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов. (Вследствие) 3) В продолжении ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась. (В продолжение) 4) В течение сибирских рек встречаются пороги. (В течении – сущ., предлож. пад.) 5) На встречу солнцу по небу ползла сизая туча. (Навстречу) - Предлагаю выполнить тест по изученной теме. Затем взаимопроверка по предлагаемому ответу (Слайд 11) к тесту. - На месте точек пишется и:
А. идти в течени… дня Б. вследстви… невнимания В. в течени… реки пороги Г. занимался в продолжени… года - На месте точек пишется е:
А. эти герои действуют в продолжени… романа Б. трудно отыскать ошибку в следстви… В. вспомнили об этом впоследстви… Г. смотрел на него в течени… минуты - Пишется слитно:
А. (в) течение получаса Б. (в) продолжение дня В. (в)следствие засухи Г. (в)следствии допущена ошибка - Пишется слитно:
А. обнаружить (в)последствии недочет Б. включить (в)следствие В. (в)течение многих лет Г. (в)продолжении романа
- Поставьте оценку: 0 ошибок – “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”. - Поднимите руки, у кого – 5, 4, 3? | Выполняют предложенные упражнения.
- 1-В, 2-Г, 3-В, 4-А.
| Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
V. Рефлексия учебной деятельности. Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка своих результатов деятельности. | А теперь вернемся в начало урока и вспомним героев сказки и ответим на поставленные вопросы: 1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков? 2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?
- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока? - Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? - (Слайд 12) Выберете любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия) Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я смог…
Выставление оценок. | Отвечают на вопросы учителя.
| Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, понимать личную ответственность за результаты деятельности Самооценка на основе критерия успешности. Регулятивные: рефлексия способов и условий действия. Оценивать свою деятельность на уроке. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения. Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, понимать личную ответственность за результаты деятельности Самооценка на основе критерия успешности. Регулятивные: рефлексия способов и условий действия. Оценивать свою деятельность на уроке. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения. |
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | (Слайд 13) Подготовить связный ответ на вопрос: Как доказать, что слово является предлогом, а не омонимичной ему частью речи. На выбор: - упр. 351.
- Составить текст на тему «Учеба в моей жизни», используя следующие производные предлоги: благодаря, вследствие, ввиду, вокруг, в продолжение, путем, в связи (с), в течение, около.
| Записывают домашнее задание. | Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками. |