Технологическая карта урока по теме "Слитное и раздельное написание производных предлогов" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Курасова Анна Александровна

Технологическая карта урока по теме "Слитное и раздельное написание производных предлогов" 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курасова Анна Александровна

Технологическая карта урока

Класс

7

Предмет

Русский язык  

УМК

Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.1/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.– М.: Просвещение, 2014. – 191с.

Тема урока

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Тип урока

Уро открытия новых знаний (ОНЗ)

Цели урока

  1. Воспитывающие:
  • Воспитание и обогащение художественного вкуса.
  • Воспитание любви к родному языку, интереса к его познанию.
  • Воспитание познавательной активности, интереса и инициативы.
  1. Обучающие:
  • Умение разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи.
  • Умение правильно писать производные предлоги.
  • Формирование навыков устного рассуждения и письменного объяснения условий выбора слитного и раздельного написания предлогов, образованных от существительных.
  • Умение обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
  1. Развивающие:
  •  Развитие орфографической зоркости, зрительной памяти, творческих способностей обучающихся.  
  • Формирование самостоятельной познавательной деятельности.
  • Развитие и совершенствование умения использовать в речи производные предлоги.

Планируемые образовательные результаты

  1. Личностные:
  • умение формулировать и аргументировать собственное мнение;
  • умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
  • адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
  • осознание потребности в развитии и саморазвитии.
  1. Предметные:
  • уметь отличать производные предлоги от омонимичных сочетаний существительных с предлогом;
  • уметь правильно писать производные предлоги;
  • уметь подбирать предлоги – синонимы;
  • уметь составлять предложения с предлогами;
  • уметь правильно употреблять в речи производные предлоги.
  1. Метапредметные:
  • умение слушать и уважать мнение друг друга;
  • формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
  • умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи;
  • рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ.

Методы и формы обучения

Беседа, исследование, наблюдение, упражнение, творческая работа; фронтальная форма работы, в группе,  индивидуальная.

Оборудование

- Мультимедиа;

- вспомогательная таблица с правилом;

- карточки с тестом для каждого ученика.

Основные понятия

Производные предлоги

План урока:

  1. Организационный этап.
  2. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
  3. Открытие нового знания.
  4. Закрепление материала.
  5. Рефлексия учебной деятельности.
  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Характеристика этапов урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный этап.

Цель этапа: настроить обучающихся на работу.

Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.

Обучающиеся готовятся к уроку, приветствуют учителя.

Регулятивные:                        самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;

II. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

1. Актуализация

имеющихся знаний.

2. Постановка целей урока.

Цель этапа: выявить первоначальные знания обучающихся по теме «Предлоги»; закрепить полученные знания; сформулировать тему урока, определить цели.

(Слайд 1) “Минутка приятных воспоминаний”

- Прежде чем начать говорить о теме урока предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться.

- Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

- Откройте тетради, запишите число, кл/работа.

- Прослушайте лингвистическую сказку:

Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий.  Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.

    Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.

1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?

2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?

- Мы должны помочь героям этой лингвистической сказки «поставить все на место».  Что для этого нам надо знать и уметь?

- Но прежде мы повторим материал, изученный на прошлых уроках.

  • (Слайд 2)Что называется предлогом?

  • Для чего служит предлог?

  • Какие отношения выражает?

  • На какие две группы по происхождению делятся предлоги?

  • Почему непроизводные предлоги так называются?

  • Приведите примеры.
  • Какие предлоги называются производными?

  • Приведите примеры.

  • Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис?

- (Слайд 3)Посмотрите на доску и прочитайте словосочетания:
Был в течени
е дня – находиться в течении реки
Находилась в продолжени
е лета – написано в продолжении книги
Сказал в заключени
е выступления – декабристы находятся  в заключении 
Приобрёл вследстви
е болезни – обнаружились в следствии об аварии

- Что Вы наблюдаете?

- Исходя из Ваших наблюдений, сформулируйте тему и цели нашего урока (Слайд 4).

Слушают учителя, делают записи в тетрадях.

- Производный предлог был перепутан с существительным с предлогом.

- В зависимости от контекста мы можем предположить и решить, какая именно часть речи перед нами.

- Уметь правильно писать производные предлоги и отличать их от других омонимичных частей речи.

- Предлог — служебная, часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

- Для выражения различных отношений.

- Временные - приехать под вечер; причинные - не приехать из-за болезни; пространственные – приехать в город; целевые – приехать для переговоров и др.

- Производные и непроизводные.

- Непроизводные предлоги – это предлоги, которые всегда относились к этой части речи.

- Без, в, к, за, из.

- Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи: существительных, наречий, деепричастий.

- Благодаря, в течение, вопреки.

- Из-за, из-под, по-над, по-за.

- Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному

- Слитное и раздельное написание производных предлогов. Цели: уметь отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие от существительных; правописание предлогов.

Познавательные:

–выделение, формулирование познавательной цели;

– постановка и решение проблем;

– построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

– планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные:

– контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено;

– осознание качества и уровня усвоения.

III. Открытие нового знания.

Цель этапа: познакомить обучающихся с правилом слитного и раздельного написания производных предлогов.

- Откроем учебник на стр. 144 и зачитаем правило.

-  Запишите предложения в тетради и на доске:
а) В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов.
б) В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.
в) В течение часа необходимо решить контрольную работу.

г) В продолжение трех лет он писал книгу.

д) В продолжении книги появляются новые герои.


- Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите словосочетания, определите падеж, где это возможно.



- Сделайте вывод.

- (Слайд 5) Используйте рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ:

Предлоги в течение и в продолжение
Нам говорят о движении времени.
Спроси: как долго? или когда?
В конце пишем е и раздельно всегда.

- Запишем предложения:

Вследствие снегопада машины не пошли в город.

В следствии по делу допущен ряд ошибок.

- Вы заметили, что предлог вследствие отличается по написанию от созвучного сочетания существительного с предлогом уже в двух позициях – слитное написание и конечное –е.

- Вам следует знать, что существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»: в следствии по делу, в остальных случаях вследствие – производный предлог, его можно заменить предлогом из-за:

Вследствие снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город)- вследствие - предлог, пишется слитно с -е на конце слова.

Но: В следствии  по делу допущен ряд ошибок.

(В чем? в (судебном) следствии по делу... В этом предложении в следствии – существительное, а потому пишется раздельно и с -и на конце.

- (Слайд 6) Используйте рифмованный алгоритм:

Вследствие – из-за,
ясно вполне:
слитно напишем,

конечная – е.

- Все производные предлоги не имеют лексического значения, к ним нельзя поставить вопрос, они не являются членами предложения и могут иметь синонимичную замену. (Слайд 7) Посмотрите на таблицу:

Производные предлоги

Слитно

Раздельно

Ввиду (болезни) = из-за.

в виде (варенья)

вместо (себя) = за

в качестве (сувенира)

впереди (отряда) = перед

в продолжение (отпуска) = около

вроде (помощника)  = наподобие

в связи с (болезнью)

вслед (уходящим) = за

в течение (месяца) = около

вследствие (ошибок) = из-за

в целях (самообороны)

навстречу (друзьям) = к

за счет (перегрузки)

наподобие (шляпы)  = вроде

по мере (приближения)

напротив (гостиницы)

Не путать! Наречие впоследствии

насчет (отпуска) = о                                                Но: иметь в виду. (сущ.)

посреди (поля)                                                            

сверх (меры)

несмотря на = хотя                                не смотря на (дееприч.) = не глядя

невзирая на = хотя

 Физминутка

- (Слайд 8) Предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть на экран (прием скорочтения «Лесенка»).


Читают правило.

- Встречается (где? В чем?) в течении (предложный падеж существительного течение). Речь идёт о течении реки.
Ворвалось (куда? Во что?) в течение (винительный падеж существительного течение). Речь идёт о течении жизни.
Решить ( когда? за какое время? в течение чего?) в течение часа. Речь идёт о времени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом за час.

- Вывод: в третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом. (Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. На конце производного предлога пишется –Е.

Написание существительных в 1 –м и 2- м предложениях зависит от падежа.

Аналогично объясняем правописание предлога в продолжение, который по смыслу равен предлогу в течение.

- Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного слитным написанием и конечной –е.

Выполняют упражнение

Познавательные:

– извлечение необходимой информации из текста;

Коммуникативные:

– учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.

Регулятивные:

- контролируют учебные действия;

- осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

IV. Закрепление материала.

Цель этапа: проверить понимание изученного материала.

- (Слайд 9) Пользуясь таблицей, замените производные предлоги непроизводными (устно):

Вследствие положения (из-за); в течение дня (за); спустя несколько лет (через); ввиду приближения каникул (из-за); пробираться сквозь заросли (через); сидеть возле костра (у). послать вместо себя (за), идти навстречу другу (к),играл  в продолжение часа (около).

- Выполняем упражнение №350 учебника (один у доски – остальные в тетради).

- (Слайд 10)Помните, есть такая профессия – корректор. Корректор работает там, где создается печатный текст, газеты, журналы, книги. Его задача – всюду вылавливать ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуйте поработать корректорами.

1) В течении нескольких дней шли проливные дожди. (В течение)

2) В следствие частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов. (Вследствие)

3) В продолжении ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась. (В продолжение)

4) В течение сибирских рек встречаются пороги. (В течении – сущ., предлож. пад.)

5) На встречу солнцу по небу ползла сизая туча. (Навстречу)

- Предлагаю выполнить тест по изученной теме.

Затем взаимопроверка по предлагаемому ответу (Слайд 11) к тесту.

  1. На месте точек пишется и:
    А. идти в течени… дня
    Б. вследстви… невнимания
    В. в течени… реки пороги

    Г. занимался в продолжени… года
  2. На месте точек пишется е:
    А. эти герои действуют в продолжени… романа
    Б. трудно отыскать ошибку в следстви…
    В. вспомнили об этом впоследстви…
    Г. смотрел на него в течени… минуты
  3. Пишется слитно:
    А. (в) течение получаса
    Б. (в) продолжение дня
    В. (в)следствие засухи

    Г. (в)следствии допущена ошибка
  4. Пишется слитно:
    А. обнаружить (в)последствии недочет

    Б. включить (в)следствие
    В. (в)течение многих лет
    Г. (в)продолжении романа

- Поставьте оценку: 0 ошибок – “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”.

- Поднимите руки, у кого – 5, 4, 3?

Выполняют предложенные упражнения.

- 1-В, 2-Г, 3-В, 4-А.

Познавательные:  выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

V. Рефлексия учебной деятельности.

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка своих результатов деятельности.

А теперь вернемся в начало урока и вспомним героев сказки и ответим на поставленные вопросы:

 1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?

2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?

- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

- (Слайд 12) Выберете любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия)

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

        Я смог…        

Выставление оценок.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности,

понимать личную ответственность за результаты деятельности

Самооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения. Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности,

понимать личную ответственность за результаты деятельности

Самооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать  мнения одноклассников при выработке коллективного решения.

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(Слайд 13) Подготовить связный ответ на вопрос: Как доказать, что слово является предлогом, а не омонимичной ему частью речи.

На выбор:

  • упр. 351.
  • Составить текст на тему «Учеба в моей жизни», используя следующие производные предлоги: благодаря, вследствие, ввиду, вокруг, в продолжение, путем, в связи (с), в течение, около.

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.

Приложения

Приложение 1

  • Рифмованные алгоритмы, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ:

Предлоги в течение и в продолжение 
Нам говорят о движении времени.
Спроси: как долго? или когда?
В конце пишем е и раздельно всегда.

Вследствие – из-за,
ясно вполне:
слитно напишем,
конечная – е.

  • Вспомогательная таблица:

Производные предлоги

Слитно

Раздельно

Ввиду (болезни) = из-за.

в виде (варенья)

вместо (себя) = за

в качестве (сувенира)

впереди (отряда) = перед

в продолжение (отпуска) = около

вроде (помощника)  = наподобие

в связи с (болезнью)

вслед (уходящим) = за

в течение (месяца) = около

вследствие (ошибок) = из-за

в целях (самообороны)

навстречу (друзьям) = к

за счет (перегрузки)

наподобие (шляпы)  = вроде

по мере (приближения)

напротив (гостиницы)

Не путать! Наречие впоследствии

насчет (отпуска) = о                                                Но: иметь в виду. (сущ.)

посреди (поля)                                                            

сверх (меры)

несмотря на = хотя                                не смотря на (дееприч.) = не глядя

невзирая на = хотя

        Приложение 2

  1. На месте точек пишется и:
    А. идти в течени… дня
    Б. вследстви… невнимания
    В. в течени… реки пороги

    Г. занимался в продолжени… года
  2. На месте точек пишется е:
    А. эти герои действуют в продолжени… романа
    Б. трудно отыскать ошибку в следстви…
    В. вспомнили об этом впоследстви…
    Г. смотрел на него в течени… минуты
  3. Пишется слитно:
    А. (в) течение получаса
    Б. (в) продолжение дня
    В. (в)следствие засухи

    Г. (в)следствии допущена ошибка
  4. Пишется слитно:
    А. обнаружить (в)последствии недочет

    Б. включить (в)следствие
    В. (в)течение многих лет
    Г. (в)продолжении романа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Моделирование и формализация. Логические модели", информатика 11 класс, профильный

Информатика и ИКТ ( профильный курс) 11класс Тема урока: Моделирование и формализация. Логические модели. Тип урока: изучение нового материала Материал к уроку: флипчарт с опорными сигналами действ...

Технологическая карта урока математики по теме "Угол. Обозначение углов." 5 класс

Данный урок проведен в 5 классе с учетом требований ФГОС....

Технологическая карта урока. Сравнение десятичных дробей. УМК И.Зубарева 5 класс.ФГОС.

Технологическая карта урока по теме Сравнение десятичных дробей. УМК И.Зубарева 5,позволяет организоватьэффективный учебный процесс,обеспечить реализацию предметных,метапредметных и личностных умений....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Не с причастиями». 7 класс

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.УМК: Русский язык. Под ред. Разумовская М. М. и др.Учебный предмет: русский языкТип урока: урок закрепленияТема урока: Не с причастиями...

Технологическая карта урока английского языка в рамках ФГОС в 5 классе на тему: "Christmas"

Разработка урока английского языка в рамках ФГОС в пятом классе на тему: "Рождество"...

Технологическая карта урока ТЕМА «Слитное и раздельное написание производных предлогов».7 класс.

ЦЕЛЬ УРОКА: научить учащихся правильному написанию производных предлогов; отличать производные предлоги от синонимичных частей речи; правильно употреблять в речи производные предлоги.Тип урока:...

Технологическая карта урока немецкого языка "Рождество в Германии" в 3 классе и самоанализ урока

Технологическая карта урока немецкого языка "Рождество в Германии" в 3 классе с самоанализом...