Конкурс "Физики против лириков"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Озорнова Людмила Фёдоровна

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс  «Физики против лириков»

Озорнова  Людмила Фёдоровна, МБОУ- лицей г.Алейска, учитель русского языка и литературы

Цель мероприятия: Создать условия для формирования коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций через обобщение и углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, функционировании, о лингвистике как науке и учёных – лингвистах.

Оборудование:  интерактивная доска

                      Литературный язык, которым мы пользуемся, - это подлинно драгоценнейшее      

                     наследие, полученное нами от предшествующих поколений … Только любящим

                     его, т.е. в совершенстве владеющим им, открывает он свои возможности.

                                                                                                                     Лев Владимирович Щерба

Ведущий. Дорогие друзья! Мы завершаем декаду русского языка и литературы мероприятием, в ходе которого сразятся в честном поединке учащиеся 8-х классов: физико-математического и гуманитарного. «Физики против лириков» - так мы назвали наш конкурс. Эпиграфом мы взяли слова академика Льва Владимировича Щербы, известного русского лингвиста, которые вы видите на интерактивной доске.

Познакомимся с командами.

1 тур «Визитка».

Название команды и стихотворение о русском языке.  Максимальная  оценка-5 баллов.

2 тур «Языковеды»

Русский язык – это наука. Кого из учёных - лингвистов вы знаете, какие труды они написали?

Задача. Установить соответствие: на интерактивной доске портреты лингвистов, список с фамилиями, именами и отчествами, список трудов, ими написанных. Необходимо под каждым портретом поместить ФИО и труд, написанный этим языковедом. За каждый правильный ответ- 1балл. Если команда допускает ошибку, соперники могут исправить, получив за это по 1баллу. К доске выходят по очереди представители от команды.

3 тур «Кто быстрее и больше?»

Задание. Написать название разделов науки о русском языке, объяснить происхождение термина. За каждый верный ответ- 1балл. Учитывается скорость и правильность. Команды пишут на листочках (время-5 минут), сдают жюри. После сдачи работ на доске появляются правильные ответы:

Грамматика (греч. «грамма»- буква, знак)

Морфология  (греч. «морфе»- форма, «логос» -наука, слово)

Орфография (греч. «орфо» - правильный, «графо»- пишу)

Синтаксис (греч. – составление, построение)

Пунктуация ( лат.  «пунктум» - точка)

Фонетика ( греч. «фоне» - звук)

Морфемика ( греч. «морфе» - форма)

Орфоэпия (греч. «орфо» - правильный, «эпос»- слово, речь)

Стилистика  (греч. «стилус» - заострённая палочка, стерженёк для писания на восковых дощечках)

Во время выполнения командами работы - ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

Решите  загадку - шутку « И с той, и с другой стороны».

Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец.  «Здравствуй, отец,» - говорит боец . А старик ему в ответ: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай  - всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь, слева читай, хочешь, наоборот - всё одинаково. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже так, что читай хоть справа, хоть слева - всё одинаково». Вот и разгадайте!

                                  (Дед, Тит, Анна, казак)

4 тур «Прародительница русского алфавита»

Во 2-ой половине 10 века двое учёных родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий , приехали в Великую Моравию (территория современных государств Чехии и Словакии) и стали трудиться над созданием славянской письменности. Они разработали славянскую азбуку, перевели на славянский язык самые важные греческие книги. Какой азбукой они пользовались - точно ответить нельзя: до нас не дошли рукописи того времени. Это были или глаголица, или кириллица.

Задание. Посмотрите на доску и определите, где представлена глаголица, а где - кириллица. И какая из них прародительница русского алфавита? Учитывается скорость. Если ответ неверный, очко присуждается соперникам. За правильный ответ- 1балл.

5 тур «Быстрее, быстрее…» (по 1 баллу за ответ)

  1. Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (азбука)
  2. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими? (имя)
  3. Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
  4. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? (именительный)
  5. Как с помощью наречий перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
  6. В каком слове 40 гласных? (сорока)
  7. В каких словах 100 согласных? (стог, стол, стон)
  8.  Какой город в своем названии имеет имя одного мальчика и 100 девочек с одним именем? (Севастополь)
  9. Почему в старину говорили: «Аз, буки и веди страшат, как медведи?» ( Обучение грамоте на Руси было очень трудным, давалось зубрёжкой.)  Вот как об этом сказано в книге Н.Кончаловской «Наша древняя столица»:

В старину учили дети-

Их учил церковный дьяк,-

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А  да  Б  как Аз да Буки,

В –  как   Веди, Г – Глагол,

Тот учитель для науки

По субботам их порол.

  1. Из каких букв русского алфавита можно приготовить пищу? (ка-ша)
  2. Названия каких букв составляют целую эпоху? (  э-ра)
  3. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с заострёнными концами? (Коля - колья)
  4. Что стоит посредине земли?  (буква М)
  5. Какую строчку не может прочесть ни один учёный? (шов на поверхности ткани)

6 тур «Фразеологизмы»

Задание. Установи соответствие, составив фразеологизм ( возможно изменение формы слова). За правильный ответ- 1балл. Выходят по очереди представители от команды. Если исправляют ошибку, допущенную соперниками, - дополнительный  1балл.

На доске.

Тянуть                          Камень за пазухой

Бросать слова            в долгий ящик

Войти                            встать дыбом

Волосы                          на ветер

Держать                        во вкус

Откладывать                канитель

( Правильные ответы: тянуть канитель, бросать слова на ветер, войти во вкус, волосы встали дыбом, держать камень за пазухой, откладывать в долгий ящик)

7 тур «Дать толкование фразеологизма».

Кто быстрее? За скорость и правильный ответ- 1балл. Команды пишут на листочках, сдают жюри.

(Для проверки: тянуть канитель - медлить, не выполнять вовремя; бросать слова на ветер- не выполнять обещанное, быть пустословом; войти во вкус- понравится что-либо делать; волосы встали дыбом- испытать ужас; держать камень за пазухой -обидеться, не простить; откладывать в долгий ящик- откладывать на неопределённый срок)

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ.

Разгадывают ребусы, данные на доске.

8 тур «Пословицы»

Ведущий читает краткие описания различных жизненных ситуаций. Задача игроков- назвать подходящие по смыслу пословицы. За правильный ответ- 1балл. Кто быстрее?

1.Игорь проиграл Борису партию в шахматы и  ,вместо того чтобы признать себя побеждённым, стал горячиться, доказывая, что он по ошибке сделал неправильный ход. Какой  пословицей ему ответил Борис? ( После драки кулаками не машут.)

2.Света села готовить уроки, но увидела в окне подруг и попросила у матери разрешения погулять. Какую  пословицу напомнила мать Свете? (  Кончил  дело  -  гуляй смело.   Делу - время,  потехе - час.)

3.Долго не заходили в больницу к Алёше новые приятели. Зато друг, с которым знаком с раннего детства, пришёл навестить в первый же день. Какую  пословицу вспомнил Алёша? ( Старый друг лучше новых двух.)

4.На соревнованиях по бегу Нина, не дождавшись сигнала, бросилась вперёд, споткнулась - ребята засмеялись. Какую  пословицу вспомнила девочка при этом? ( Поспешишь - людей насмешишь.)

5.Решала девочка задачу, никак не могла решить. Прибежала к подруге: « Давай вместе!» Подумали - решили. Какая пословица вспомнилась им? ( Ум - хорошо, а два - лучше. Одна голова  -  хорошо,  а две - лучше.)

6.Удил Коля рыбу двумя удочками. Клюнуло на одной – он подсёк, тащит, вдруг видит – на другой клюёт. Бросил первую удочку – и к  другой.  На  другой сорвалось, а пока подбежал к первой, рыба с крючка ушла. Какую пословицу вспомнил огорчённый мальчик? ( За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.)

9 тур «Заморские гости».

В книге «Судьбы русского слова» писатель Алексей Югов рассказывает интересный случай. Однажды будущих исполнителей русских былин и сказаний наставляли их руководительницы. На вопрос, что и для кого читать, одна ответила:

- Слово к человеку примеряйте!

Другая же, кандидат наук, сказала:

- Ориентируйтесь на интеллектуальный горизонт, на сферу интересов аудитории.

Мысль та же, но ведь ни одного русского слова! Как это прозвучало сухо, казённо! Использование заимствованных слов не всегда уместно. Однако и без них не обойтись.

Задание. На доске даны предложения с заимствованными словами. Заменить эти слова русскими синонимами. Каждый синоним – 1 балл. По очереди говорят, в случае ошибки – соперники имеют право на ответ, тогда им 1 балл.

1. Завод  ГАРАНТИРУЕТ бесперебойную работу двигателя. ( Обеспечивает, обещает.)

2. Недавно  РЕКОНСТРУИРОВАЛИ  завод. (Перестроили, переоборудовали.)

3. АВАРИЯ  поезда произошла сегодня. ( Крушение.)

4. Детали  ИМПОРТИРОВАЛИСЬ  из – за границы.( Ввозились)

5. КОЛЛЕКТИВ  работал  дружно. ( Несколько человек.)

6. Главным  ИНИЦИАТОРОМ  этого дела был я. ( Зачинщиком, застрельщиком.)

7. Своё  выступление он подкрепил вескими  АРГУМЕНТАМИ. ( Доводами,  доказательствами.)

8. Мы  вынуждены  АННУЛИРОВАТЬ своё  распоряжение. ( Отменить.)

10 тур « Головоломка».

Задание. На доске без деления на слова (как в древней Руси) даны предложения. В том, что предложений несколько, можно убедиться, разбив на отдельные слова и расставив знаки препинания. Команды выполняют задание на листочках. За каждое предложение – 1 балл.

Зрители тоже пишут и передают команде, за которую болеют.

                          ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ

Ответ.

  1. Те перья поднимите тоже.
  2. Те перья подними, те тоже.
  3. Те перья под ним, и те тоже.
  4. Те перья под ними, те тоже.
  5. Теперь я под ним, и те тоже.
  6. Теперь я под ними, те тоже.
  7. Теперь я, подними те тоже.
  8. Теперь я, поднимите тоже.
  9. Теперь я, под ними те тоже.

11 тур «Проверка домашнего задания. Высказывания классиков о русском языке.»

Команды по очереди читают высказывания, не повторяя уже прозвучавшее. Кто больше?  За  каждое высказывание 1 балл.

Ведущий.  Хочется верить, что все вы проникнитесь ещё большей любовью к русскому языку, в совершенстве овладеете им, и тогда русский язык, как считал Лев Владимирович Щерба, чьи слова мы взяли эпиграфом мероприятия, откроет вам свои возможности.  

Жюри подводит итоги, объявляет победителя. Награждение.

Литература

1. Г.Г. Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. Секреты орфографии. М.,Просвещение,1994

2. Г.Я. Солганик. Русский язык.10-11 класс. М.,Дрофа,1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Лирики против техников"

Игра проводится совместно МО учителей - филологов и математиков. В игре участвуют учащиеся 10-11 классов. Игра представляет собою индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих п...

Проект. Сценарий внеклассного мероприятия "Протест против курения". Методическая разработка Акции "Протест против курения"

В разработке проекта принимали участие несколько педагогов с учащимися по параллелям 7 - х классов. В проекте мы хотим показать значимость здорового образа жизни и вред наносимый курением организму, м...

Тактические командные взаимодействия в нападении против зонной защиты, против личного и зонного прессинга, для обучающихся в группе ТГ-4

Тема данной работы была выбрана не случайно, так как она актуальна в современном юношеском, да и в мужском баскетболе.  Современный юношеский баскетбол предъявляет высокие требования к двиг...

Урок по теме:« Красота любовной и пейзажной лирики А. К. Толстого». («Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Средь шумного бала, случайно...», «Против течения...» и другие)

На данном уроке ребята познакомятся с жизнью и творчеством, любовной и пейзажной лирикой А.К.Толстого; закрепят умения работать с учебной литературой, будут совершенствоваться в анализе стихотворений...