Интеллектуальная игра "Лирики против техников"
методическая разработка (10 класс)

Куртлацкова Оксана Николаевна

Игра проводится совместно МО учителей - филологов и математиков. В игре участвуют учащиеся 10-11 классов. Игра представляет собою индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности - они развивают теоретическое и аналитическое  мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Правила   интеллектуально-познавательной игры   Приложение №1

                                        (зачитывает   учитель -распорядитель дуэли)

В игре принимают участие 2 команды (команда  учащихся технических групп 10-11 классов  и команда учащихся гуманитарных групп 10-11 классов)

 По правилам  интеллектуальной   дуэли  противники  занимают места(столы) на расстоянии 6 шагов друг от друга.(считает  шаги)

Противники, вооружённые  знаниями, по команде распорядителей  поединка делают шаг к барьеру, то есть к финалу игры.(Представление распорядителей-учителей-предметников).

Игра включает в себя 6 шагов. Каждый шаг-это блок заданий и вопросов, на которые вам нужно ответить.

Болельщикам также будут предложены вопросы. Баллы за правильные ответы  отправятся в арсенал  команд.(зрители делятся на группы: болельщики  каждой команды  и нейтралитет).За нарушение дисциплины и подсказки со стороны болельщиков  будут сниматься баллы с любимой команды.

Строгое  соблюдение изложенных здесь правил  обеспечивают секунданты-посредники во всяком отношении между противниками на месте. Сегодня роль секундантов играют: представление жюри_______________________________________________________

Победителем считается тот. кто дошёл до барьера, то есть финала, с большим количеством баллов.

                                  Ход  игры

            Ведёт распорядитель дуэли   Нечаева Е.В.(учитель рус. яз и литературы)

           -Итак, господа,  делаем шаг первый к барьеру.

Шаг Первый .Это домашнее задание. Противники творчески представляют свою команду в течение 2-х минут. Оценивается в 5 баллов(за соответствие  профилю группы: гуманитарная и техническая, за артистизм, оригинальность или традиционность, тематическое отражение названия игры «дуэль» и т.д.).Слово секундантам.

Шаг Второй . «Таинственные знаки» .Ведёт распорядитель Куртлацкова О.Н.(учитель р.яз и литературы). Противники называют лексическое значение  10 знаков-символов.

 Лирики- термин из русского языка или литературы, техники- из математики.

                           Команды получают по 1 баллу за правильный ответ. Слово секундантам.

Шаг Третий.  « Чёрный ящик».Ведёт распорядитель  Литвинова С.А.(учитель алгебры и геометрии).

                          Противники выбираю конверт с вопросом(один вопрос из области литературы, другой из области математики).В течение 2-х минут обсуждают варианты, затем  в письменном виде  отдают ответ жюри. Возможен досрочный ответ. Это не лишает права другой команды дать ответ на свой вопрос.

                          Оценивается в 5 баллов(быстрота, чёткость ответа, логичность, аргументация,  поведение  при обсуждении).Команда, давшая досрочный ответ  получает дополнительно 1 балл.   Слово секундантам.

                          Вопросы болельщикам (баллы идут командам)

 задаёт Макарова С.И.(учитель математики) Слово секундантам.

Шаг Четвёртый. «Заморочки из бочки».Ведёт распорядитель Нечаева Е.В.(учитель рус. яз и  литер.)

Это блиц-опрос. Команды отвечают на вопросы, связанные с областью литературы   и математики. Команды получают по 1 баллу за правильный ответ.

        Слово секундантам.

                                     

Шаг Пятый. «Скрестим шпаги».Ведёт распорядитель  Макарова С.И.(учитель алгебры и геометрии).

                         Это домашнее задание. Противники по очереди называют фразеологизмы(или  поговорки, пословицы с числительными(цифрами) 1, 3,7. За каждый  ответ  1 балл. (повторяться нельзя) .Слово секундантам.

Шаг Шестой. «Лицедеи».Ведёт распорядитель  Литвинова С.А.(учитель алгебры и геометрии).

             Творческий конкурс. Нужно пантомимой изобразить содержание пословицы. Зрители угадывают.На подготовку 2 минуты. Пословицы  противники выбирают по жребию.

                                                                                                 Большому куску рот радуется.

                                                                                                 Глаза страшатся, а руки делают.

        Оценивается в 5 баллов (угадываемость, артистизм, оригинальность  задумки и т.д.).

          Слово секундантам.

                                         

Задания для болельщиков

 Во время подготовки  противников к Шагу Шестому   зрителям предлагаются две  тематические  презентации: «Золотое сечение»(в математике), «Серебряный век» (в литературе).

Задача зрителей –ответить на вопрос : «Какое  понятие (в математике, литературе)  объединяет  все изображения на слайдах?  За правильный ответ сладкий приз.

                      Последнее выступление противников.(Шаг Шестой «Лицедеи»)

                               

Заключительное  слово  распорядителей интеллектуальной дуэли

-Это был последний шаг к барьеру, то есть к финалу. Просим секундантов  подвести итоги  интеллектуальной  дуэли. Капитаны  приглашаются к барьеру.

-Дуэль завершена,

Подводятся итоги,

У лириков и техников

Здесь сходятся дороги.

Капитаны  Навстречу сделан шаг

                     Пожмём друг другу руки

                     И в творческом союзе познаем все науки.

                                                    (звучит музыка)

            Распорядители  читают стихотворение

Подведение итогов .Награждение.  Слово  секундантам.

                                                 

     

                       

                   

   

 



Предварительный просмотр:

НАЧАЛО  игры    Слова ведущей и участников команд

Ведущий учитель.-В моей руке пистолет. Всем известное оружие. Оружие – холодное. Но именно с помощью него решались многие острые, пылающие в сердце человека проблемы на протяжении нескольких веков. Холодное оружие и горячее сердце. Пожалуй, вот одно из основных правил дуэли.

Видеоклип  «Песенка о дуэли»


-Что такое дуэль? Это единоборство, вызов. Впервые в  России заговорили о дуэли в середине XVII века. В современное время оружием дуэлянтов становится не шпага или пистолет, а интеллект. Техники и гуманитарии, «физики» и «лирики», люди рационального склада и напротив, эмоционального – утихнут ли когда-нибудь споры на эту тему, начатые еще в 60-е г.г. на страницах журналов, на поэтических вечерах в Политехническом музее, на стадионах, где собирались тысячи рантиков послушать Вознесенского, Ахмадулину, Бродского, Рождественского. Но спор не закончен, вопрос открыт.

И сегодня, следуя традициям прошлых веков,  интеллектуальная дуэль состоится между достойными противниками  – «техниками» и «лириками» 10-11 классов.


 Слово  участников  команд

Физики и лирики

Физики и лирики,
На родных просторах,
Барды и сатирики,
Лили воду в спорах!

Кто из них ценнее,
До сих пор решают,
Ярче и мудрее,
Всё ещё не знают!


Крутятся на шарике,
Знания на блюде,
Физики и лирики,
Творческие люди!

Подтвердят историки,
Песни на привале,
Физики и лирики,
Вместе напевали!

Но в истории науки и литературы есть множество фактов счастливого соединения художественного и математического талантов. Например, сказки «Алиса в стране чудес» и «Волшебник Изумрудного города» написали математики Льюис Кэролл и Александр Волков.

Автор «Горя от ума» нес тал математиком, хотя в Московском университете учился на трех факультетах, в том числе на физико-математическом. А гений Ломоносова объединил, казалось бы, несовместимые области – химия, поэзия, математика, медицина, физика. Известный советский математик Александр Хинчин не стал профессиональным поэтом, хотя еще в юности опубликовал четыре книги своих стихов.

И поэтому, если сегодня в ком-то из вас живут одновременно математик м поэт, то поверьте, что это лучшая из компаний, какую можно вам пожелать. И сегодняшняя дуэль лириков и техников должна стать тому замечательным доказательством. Итак, к барьеру, господа.


КАПИТАНЫ

Пока что не окончена дуэль, Мой Друг,
и все еще патроны в барабане,
и секунданты между нами
не встали, размыкая боя круг.

Вы знаете, я Вас почти не знаю...
Мы жали наши руки пару раз.
Однако, знав Вас больше в сотню раз, -
решение свое не поменяю.

Наверняка, никто из нас не сдастся
и до последнего останется стоять,
пока курок он может нажимать
и танцевать в священном бое танце...

<В начале вашего пребывания в нашей Альма Матер,  когда я ещё не отказывал себе в удовольствии беседовать с вами, мне случалось слышать ваши суждения о многих  предметах, в коих вы не разбираетесь,  сударь;


Вы меня оскорбляет, милостивый государь, своим недоверием. Сколько мне помнится, ни между нами, ни в моём присутствии речь никогда не заходила о поединках, о дуэли вообще: Я вызываю вас.  Считаете ли Вы нужным прибегнуть к формальности небольшой ссоры, которая могла бы служить предлогом моему вызову?


Это излишне. Я пришлю к вам моих секундантов.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ «ТЕХНИКИ» ПРОТИВ «ЛИРИКОВ»

Слайд 7

Л.Кэролл «Алиса в стране чудес»

Слайд 11

Хинчин А.Я.

Слайд 12

ГОСПОДА!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заморочки из бочки Учись всегда. учись везде!

Слайд 2

Вопрос №1 Лирики Какая русская мера длины дала название сборнику стихов Марины Цветаевой? Техники Кто выше: сказочный россиянин-коротышка Мужичок-с-ноготок или Дюймовочка?

Слайд 3

Вопрос № 2 Лирики Какая «литературная величина» произведения бывает и положительной, и отрицательной? Техники «Математический» детский фольклор - это ... Что?

Слайд 4

Вопрос №3 Лирики Какую линию можно найти в литературном произведении? Техники Какой прозаический жанр является средним арифметическим рассказа и романа?

Слайд 5

Вопрос № 4 для обеих команд Расположите слова в порядке уменьшения в них звуков: А)соль Б) каша В)вечер Г)собака

Слайд 6

Вопрос №5 для лириков Какому русскому поэту принадлежат эти математические строки: «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»? - Крылов - Пушкин -Лермонтов

Слайд 7

Вопрос №5 для техников В семье я рос один на свете, и это правда, до конца. Но сын того ,кто на портрете, Сын моего отца. Кто изображён на портрете? - Дед -Сын -Отец

Слайд 8

Вопрос № 6 для техников Сколько жителей было в деревушке Флорида штата Миссури, в которой родился будущий писатель Марк Твен, если в автобиографии писатель говорит: «Я увеличил население ровно на один процент. Не каждый исторический деятель может похвастаться, что сделал больше для родного города»?

Слайд 9

Вопрос № 6 для лириков Мой первый слог растёт в дубраве, Второй - глубокая канава, Добавьте букву иль предлог. Затем найдите третий слог: Его отлично знает, Кто в бильярд играет. А в целом - повесть это Великого поэта.

Слайд 10

Заморочки из бочки. Вопрос № 7 Лирики Что любят делать «делимым» у неубитого медведя, согласно русской пословице? Техники За что математики очень любят эпиграммы и эпитафии?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Двадцать пятый свадебный юбилей со дня создания семьи

Слайд 7

Единица измерения, равная ста годам

Слайд 10

Радио


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

СКРЕСТИМ ШПАГИ



Предварительный просмотр:

Интеллектуально-познавательная    игра

для  учащихся   10-11  классов

«Литературно-математическая дуэль между лириками и техниками»

                                           

                                           

                                                                         

Москва, 2022

Пояснительная записка

Выбор тематического направления Популяризация научных знаний  обоснован отношением многих подростков к науке как к бесперспективному занятию, сложному и не приносящему доходов. Заниматься наукой сложно, если это скучно и непонятно. Но любое занятие можно превратить в игру, тем самым приблизить его к психологическому периоду развития подростков.   Тогда наука перестает быть чем-то страшным.  В этом отношении школьные годы являются самым подходящим периодом в жизни человека, чтобы познакомиться с различными науками, почувствовать азарт эксперимента и понять, что знание физики, химии, алгебры, лингвистики, литературы мы применяем в нашей жизни ежедневно.

Тема данного мероприятия «Литературно-математическая дуэль между лириками и техниками». Данная тема актуальна, т.к. сегодняшняя система организации среднего общего образования предполагает обучение в старших классах по разным профилям (программам) с преобладанием тех или иных предметов. В профильных классах ученики углубленно изучают предметы, соответствующие заявленному профилю обучения. Но нельзя прививать ученику отношение к остальным предметам, изучаемым на базовом уровне, как к нечто необязательному. Для учителя важно показать взаимосвязь разных научных областей и сформировать понимание того, что личность должна быть всесторонне развита, что является залогом успеха в достижении высоких  карьерных и жизненных результатов.

Таким образом, целевой аудиторией данного воспитательного мероприятия являются учащиеся 10-11 класса (15-17 лет).

Данная игра займет своё место в работе классного руководителя, так как и на этапе подготовки, и во время хода мероприятия она объединяет педагогов и учеников с разными интересами в области науки, чем способствует интеграции наук, развитию умения ребенка пользоваться полученными на уроках знаниями в отличной от урочной системы обстановке.

Исходя из этого, можно сформулировать следующие задачи и цели мероприятия.

Задача  игры: 

показать  учащимся  разных профильных групп (гуманитарной и технической), что  деление на группы не означает, что техникам не нужно знать литературу, а лирикам - математику, ведь такие разные  предметы, как литература, русский язык   и математика   имеют нечто общее.

Цели  игры:

   - повышение уровня знаний по русскому языку, литературе и математике;

   - развитие познавательной активности, любознательности и эрудиции;

   - поднятие духа соревнования  между учащимися;

   - приобщение школьников к интеллектуальным играм;

   - введение операции “переноса знаний” в новую ситуацию, способствующую творческому развитию личности подростков.

         Форма мероприятия – интеллектуальная дуэль. Выбор данной формы обоснован тем, что детям свойственен дух соперничества, но дуэль приучает ребенка к действиям в рамках определенных ограничений, условий, одним из которых является уважение личности соперника, наличие умения превращать спор в диалог.

        Успешным приемом, позволяющим решить поставленные задачи и  достичь заявленные цели, является интеллектуальная игра.

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности - они развивают теоретическое и аналитическое  мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций.

Сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании), причем и этот результат быстро теряет ценность сам по себе и цель смещается с результата непосредственно на процесс поиска и принятия решения.

Интеллектуальные игры ведут свою историю с 19 века – новатором в сфере образования стала Мария Монтессори, которая обучала детей по принципу «помоги мне – я сделаю сам». Согласно данному лозунгу, ребенок сам выбирает интересующую его тематику, а учитель лишь помогает ему в обозначенном направлении. Такая методика, новая по тем временам, дала ощутимые результаты, а подобные игры, объединяющие учащихся по интересам, практикуются и поныне.

Интеллектуальная игра  направлена на вовлечение школьников в активную творческую внеурочную  деятельность, поэтому на сегодняшний день  они являются неотъемлемой частью образовательной деятельности.  

Интеллектуальная игра включает  сочетание посильности и определенной трудности - постепенное усложнение заданий; включение операций сравнения, сопоставления, обобщения, ведущих к активизации аналитической деятельности учащихся.

Любой школьный коллектив обладает ресурсами, необходимыми для проведения мероприятия. Кадровые ресурсы включают учителей - филологов и математиков. Материально - технические ресурсы не требуют больших затрат: актовый зал, снабженный экраном, проектором, ноутбуком, микрофонами, колонками – это всё, что необходимо для качественной организации мероприятия.

Данная методическая разработка рекомендована для классных руководителей старших классов, особенно для тех, кто является еще и учителем предметов филологической и математической направленности. Впрочем, любой учитель может воспользоваться сценарием данной разработки, откорректировав ее содержание в рамках своего предмета.

Основная часть.

Этапы  подготовки и проведения  интеллектуальной игры – дуэли.

  1. Набираются 2 команды (команда  учащихся технических групп 10-11 классов  и команда учащихсяся гуманитарных групп 10-11 классов( по 8-10 человек в  команде, 4-5 человек от каждого класса).
  2. Домашнее задание командам:

- придумать название, отражающее профиль обучения (техники или лирики); -

- творчески представить команду (2 минуты);

- подготовить фразеологизмы, пословицы с числительными(цифрами) 1.3.5.7.

      3. Учителям-распорядителям  игры подготовить презентации и задания  к каждому шагу игры.

В  игре   6 конкурсов-шагов  и  2 задания для болельщиков

Шаги игры:    

   1. Название команды. Творческое представление команды (до 2 минут), отражающее  профильное(гуманитарное, техническое) направление. Оценивается в 5 баллов.

   2. «Таинственные знаки». Графические символы, встречающиеся как в лингвистике, так и в математике. Команда получает  по 1 баллу за правильно  объяснённое значение знака-символа.

   3.«Чёрный ящик». По 1 вопросу командам, на размышление 2 минуты. Оценивается в 5 баллов.

   4.«Заморочки из бочки». Перекрёстный блиц-опрос. По 1 баллу за правильный ответ.

   5.«Скрестим шпаги». Домашнее задание: кто больше назовёт  фразеологизмов, пословиц с числительными(цифрами).Отвечают команды  по очереди. По 1 баллу за фразеологизм.

   6. Лицедеи (творческий конкурс-пантомима)

Между шагами  проводится  игра с группами поддержки  команд. Баллы за правильные ответы идут в зачёт  командам.

Ответы оценивает компетентное жюри-секунданты, сравнивая варианты команд  с ответами  на вопросы.

Победа в игре.

Победителем считается команда, набравшая  большее количество  баллов. В случае равного количества правильных ответов  присуждается ничья.

Сценарий  интеллектуальной  игры-дуэли

(звучит музыкальное вступление, презентация  №1)

Слайд №1

(пистолеты)

Ведущий учитель -В моей руке пистолет. Всем известное оружие. Оружие – холодное. Но именно с помощью него решались многие острые, пылающие в сердце человека проблемы на протяжении нескольких веков.

 Холодное оружие и горячее сердце.  Слайд №2   Пожалуй, вот одно из основных правил дуэли.                        

Слайд №3

Музыкальный клип «Песенка о дуэли»(стихи Л.Филатов,муз.В.Качан)

Не важно то, что вас нечаянно задели,
Не важно то, что вы совсем не из задир,
А важно то, что в мире есть еще дуэли,
На коих держится непрочный этот мир.
Не важно то, что вы в итоге не убиты,
Не важно то, что ваша злость пропала зря,
А важно то, что в мире есть еще обиды,
Прощать которые обидчику нельзя.
Не важно то, что вас мутит от глупой позы,
Не важно то, что вы стреляться не мастак,
А важно то, что в мире есть еще вопросы,
Решать которые возможно только так.
Не важно то, что для дуэли нет причины,
Не важно то, что ссора вышла из за дам,
А важно то, что в мире есть еще мужчины,
Которым совестно таскаться по судам.                

Слайд №4

Ведущий учитель

- Что такое дуэль? Это единоборство, вызов. Впервые в  России заговорили о дуэли в середине XVII века. В современное время оружием дуэлянтов становится не шпага или пистолет, а интеллект.    (Слайд №5)

Техники и гуманитарии, «физики» и «лирики», люди рационального склада и напротив, эмоционального – утихнут ли когда-нибудь споры на эту тему, начатые еще в 60-е г.г. на страницах журналов, на поэтических вечерах в Политехническом музее, на стадионах, где собирались тысячи рантиков послушать Вознесенского, Ахмадулину, Бродского, Рождественского. Но спор не закончен, вопрос открыт.

Слайд №6

(название игры)

И сегодня, следуя традициям прошлых веков,  интеллектуальная дуэль состоится между достойными противниками  – «техниками» и «лириками» 10-11 классов.

(аплодисменты, выходят участники  команд  и   располагаются за  двумя  столами)

Слово участникам

Физики и лирики

Физики и лирики,
На родных просторах,
Барды и сатирики,
Лили воду в спорах!                                                                

Кто из них ценнее,
До сих пор решают,
Ярче и мудрее,
Всё ещё не знают!


Крутятся на шарике,
Знания на блюде,
Физики и лирики,
Творческие люди!


Подтвердят историки,
Песни на привале,
Физики и лирики,
Вместе напевали!

Но в истории науки и литературы есть множество фактов счастливого соединения художественного и математического талантов. Например, сказки «Алиса в стране чудес» (Слайд №7) и «Волшебник Изумрудного города» (Слайд №8) написали математики Льюис Кэролл и Александр Волков.

(Слайд №9) Автор «Горя от ума» не стал математиком, хотя в Московском университете учился на трех факультетах, в том числе на физико-математическом. А гений Ломоносова (Слайд №10) объединил, казалось бы, несовместимые области – химия, поэзия, математика, медицина, физика. Известный советский математик (Слайд №11) Александр Хинчин не стал профессиональным поэтом, хотя еще в юности опубликовал четыре книги своих стихов.

И поэтому, если сегодня в ком-то из вас живут одновременно математик и поэт, то поверьте, что это лучшая из компаний, какую можно вам пожелать. И сегодняшняя дуэль лириков и техников должна стать тому замечательным доказательством. Итак, к барьеру, господа.    

Слайд №12-  звучит увертюра  Дашкевича из фильма о Шерлоке Холмсе

        
 Выходят  КАПИТАНЫ

Пока что не окончена дуэль, Мой Друг,
и все еще патроны в барабане,
и секунданты между нами
не встали, размыкая боя круг.

Вы знаете, я Вас почти не знаю...
Мы жали наши руки пару раз.
Однако, знав Вас больше в сотню раз, -
решение свое не поменяю.

Наверняка, никто из нас не сдастся
и до последнего останется стоять,
пока курок он может нажимать
и танцевать в священном бое танце...

- В начале Вашего пребывания в нашей Альма Матер,  когда я ещё не отказывал себе в удовольствии беседовать с Вами, мне случалось слышать Ваши суждения о многих  предметах, в коих Вы не разбираетесь,  сударь.

- Вы меня оскорбляет, милостивый государь, своим недоверием. Сколько мне помнится, ни между нами, ни в моём присутствии речь никогда не заходила о поединках, о дуэли вообще:

- Я вызываю Вас (бросает белую перчатку).  Считаете ли Вы нужным прибегнуть к формальности небольшой ссоры, которая могла бы служить предлогом моему вызову?

- Это излишне. Я пришлю к Вам моих секундантов.

                      Звучит  фрагмент  «Что наша жизнь-игра» («Что? Где? Когда?) ария Германа  из оперы «Пиковая дама»  П.И.Чайковского                                                     (капитаны    возвращаются к команде и садятся за столы)

                                                 

Ход игры

 Звучит  музыка из «Что?Где?Когда?»"Так говорил Заратустра"(фрагмент из оперы Р.Штраус  Бостонский симфонический оркестр)


Выходит  ведущий учитель-распорядитель

 - Итак, господа, вызов принят.Но прежде, чем начать  интеллектуальную дуэль, познакомьтесь с правилами.

                                  (зачитывает  правила   интеллектуально-познавательной игры. Приложение №1)    

  1. В игре принимают участие 2 команды (команда  учащихся технических групп 10-11 классов  и команда учащихся гуманитарных групп 10-11 классов)
  2.  По правилам  интеллектуальной   дуэли  противники  занимают места(столы) на расстоянии 6 шагов друг от друга.(считает  шаги)
  3. Противники, вооружённые  знаниями, по команде распорядителей  поединка делают шаг к барьеру, то есть к финалу игры.(Представление распорядителей- учителей-предметников).
  4. Игра включает в себя 6 шагов. Каждый шаг-это блок заданий и вопросов, на которые вам нужно ответить.
  5. Болельщикам также будут предложены вопросы. Баллы за правильные ответы  отправятся в арсенал  команд.(зрители делятся на группы: болельщики  каждой команды  и нейтралитет).За нарушение дисциплины и подсказки со стороны болельщиков  будут сниматься баллы с любимой команды.
  6. Строгое  соблюдение изложенных здесь правил  обеспечивают секунданты-посредники во всяком отношении между противниками на месте. Сегодня роль секундантов играют: представление жюри_______________________________________________________
  7. Победителем считается тот. кто дошёл до барьера, то есть финала, с большим количеством баллов.

                           Условно от барьера-финала (яркий конус) в стороны  отмечены шесть шагов   _______!______

-  Господа, делаем шаг первый к барьеру.(капитаны переставляют свои фишки на шаг к барьеру)

 

          Звучит  фрагмент  «Что наша жизнь-игра» («Что? Где? Когда?» ария Германа  из оперы «Пиковая дама»  П.И.Чайковского)

                         

                           

Шаг первый «Представление команд». Это домашнее задание. Противники творчески представляют свою команду в течение  2-х минут. Оценивается в 5 баллов(за соответствие  профилю группы: гуманитарная и техническая, за артистизм, оригинальность или традиционность, тематическое отражение названия игры «дуэль» и т.д.).

(на сцену приглашаются команды, очерёдность выступления устанавливается по жребию)

 Звучит увертюра Дашкевича  из фильма о Шерлоке Холмсе )

Название команд : техники- «Матрица»   и лирики « 9 литот одна гипербола»

Слово секундантам (жюри подводит итоги первого конкурса).

Выходит второй учитель-распорядитель  (звучит  музыка «Космический ветер» Philips ).

     -Господа,делаем  шаг второй к барьеру(капитаны переставляют фишки  на шаг ближе к барьеру)

     Шаг второй «Таинственные знаки» ( Презентация №2).  Таинственных замыслов смутные знаки

С последним величием гаснут во мраке

Противники называют лексическое значение  10 знаков-символов. Лирики- термин из русского языка или литературы, техники- из математики.Раскройте тайну знаков: [ ]   (  )   <   ∩  =  ---   ,  -   :

Команды получают по 1 баллу за правильный ответ (звучит музыка)    Слайд № 18

Слово секундантам (жюри подводит итоги второго  конкурса).    

                                                         

Слайд № 19

«Чёрный ящик» из презентации №2

 

           Звучит музыка из передачи  «Что?Где?Когда?».

Чёрный ящик (Ra-ta-taChris Juwens / Christian HeilburgJames Last)

Выходит третий учитель-распорядитель  с чёрным ящиком.         

   

-Шаг третий «Чёрный ящик».

У меня  в  руках чёрный ящик. Капитаны  выбирают конверт с вопросом(один вопрос из области литературы, другой из области математики) и в течение 2-х минут обсуждают варианты, затем  в письменном  виде  капитаны  отдают ответ  жюри.

   Вопрос 1.  О каком  поэте  говорит  Ахматова   в своём  стихотворении ?

    Смуглый отрок бродил по аллеям,
    У озерных грустил берегов,
    И столетие мы лелеем
    Еле слышный шелест шагов.
    Иглы сосен густо и колко
    Устилают низкие пни...
    Здесь лежала его треуголка
    И растрепанный том Парни .          

 Ахматова о Пушкине    

 (после ответа звучит музыкальная заставка "Sing, sing, sing"  L.Prima  Big Band)

   Вопрос 2 .О каком  предмете  идёт  речь ?

   

   Известный писатель Ю.Олеша,автор « Трёх толстяков»,писал : «В бархатном ложе  лежит, плотно сжав  ноги, холодный и сверкающий.      У него  тяжёлая  голова. Я намереваюсь поднять его, он  неожиданно  раскрывается и производит  укол  в  руку».  (Это   циркуль)

(после ответа звучит музыкальная заставка  "Голубая рапсодия"Дж.ГершвинR.P.O (The Royal Philharmonic Orchestra)

 

    Игра со  зрителями. Вопросы  группам  поддержки  команд.  

Слайд №20  

«Болеем за наших»   из  презентации №2

          За каждый  правильный  ответ  выдаётся жетон, который равен 1 баллу и идёт в зачёт команде.

1. Сколько  человек играли на музыкальных инструментах в басне И.Крылова «Квартет»?   ( 0 )                
2. Город,состоящий из ста одного имени? (Севастополь)

3. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его  написании? ( 100 )

4. Что есть у каждого слова, растения, уравнения ?  (корень)

5. Какое  прилагательное  русского языка   в математике  становятся  именами  существительными ?

        (прямая, кривая, ломаная, наклонная, касательная , секущая )

6. Без  чего  не  могут  обойтись  охотники, барабанщики, математики ?   (без   дроби )

7. Люди   какой  профессии  постоянно  смотрят  на  пять  параллельных   линий?  (музыканты, дирижёры)

8. Название  какой  кривой  является в то же  время  литературным  термином ?  (гипербола)

9. Какая цифра  в русском  языке  является  глаголом  повелительного  наклонения  единственного  числа ?  (3-три )

10. Какая   цифра  в  переводе  с  латинского  означает  «никакая» ?

 

            Болельщики поднимают жетоны, подсчитываются  баллы

Шаг   четвёртый  « Заморочки  из  бочки»    ( Презентация № 4)    (музыка из фильма «Обыкновенное чудо»)

Учитель-распорядитель: -Это блиц-опрос. Команды отвечают на вопросы, связанные с областью литературы   и математики. Команды получают по 1 баллу за правильный ответ.

 Вопрос №1.Лирикам

                     Какая русская мера длины дала название  сборнику стихов Марины Цветаевой?   (Верста)

                     Техникам

                     Кто выше: сказочный россиянин-коротышка Мужичок-с-ноготок или Дюймовочка?  (Дюймовочка)

Вопрос №2 Лирикам     Какая «литературная величина» произведения бывает и положительной, и отрицательной ?   (герой)

                    Техникам    «Математический»    детский фольклор - это ...  Что?   (Считалки)

Вопрос №3 Лирикам

                    Какую линию можно найти в литературном произведении? (сюжетную)

                   Техникам

                   Какой прозаический жанр является средним арифметическим рассказа и романа? (повесть)

Вопрос №4 (для обеих команд) Расположите слова в порядке уменьшения

 в них звуков:

А) соль

Б) каша

В) вечер

Г) собака                           (  Собака,вечер,каша,соль)

Вопрос №5 Для лириков  Какому русскому поэту принадлежат эти математические строки:

                                             «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»?

                                             - Крылов

                                             - Пушкин     (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

                                             -Лермонтов

                    Для техников   

В семье я рос один на свете, и это правда, до конца.

Но сын того , кто на портрете, сын моего отца.

Кто изображён на портрете?    (отец)

                                            -Дед

                                            -Сын

                                            -Отец  

Вопрос №6  Для техников    Сколько   жителей было в деревушке Флорида штата Миссури, в которой родился будущий писатель Марк Твен, если в автобиографии писатель говорит: «Я увеличил население ровно на один процент. Не каждый исторический деятель может похвастаться, что сделал больше для родного города»?  (100)

Для  лириков                        Мой первый слог растёт в дубраве,

                                                Второй - глубокая канава,

                                                Добавьте букву иль предлог.

                                                Затем найдите третий слог:

                                                Его отлично знает,

                                                Кто в бильярд играет.

                                                А в целом - повесть это

                                                Великого поэта.

(«Дубровский» А.С.Пушкин)

Вопрос №7   Лирики   Что любят делать «делимым» у неубитого медведя, согласно русской пословице? (  Делить шкуру неубитого медведя)

                      Техники За что математики очень любят эпиграммы и эпитафии?  (за число ПИ)

     

Шаг пятый «Скрестим шпаги»

Презентация №5 (Скрестим шпаги)

Слайд №1

видеофрагмент  «Песенка  Арамиса»

Учитель –распорядитель: - Дуэли были не только на пистолетах, но и на шпагах. Капитаны, сделайте шаг  пятый «Скрестим шпаги» навстречу друг другу.  

Слайд №2

 Каждой команде по очереди предстоит вспомнить как можно больше фразеологизмов с числительными  один, три, семь.

Побеждает команда, которая  последней  произнесёт фразеологизм.

 Один в поле не воин          Один  за всех и все за  одного       Одна нога тут, другая- там          Одна голова хорошо, а две- лучше

   В трёх соснах заблудился    Обещанного  три года ждут      С  три   короба        Бог любит  троицу     Трое с ложкой, один с поварёшкой

  За семью  печатями     Семь бед- один ответ     Семь  пятниц  на неделе     Семеро одного не  ждут      На седьмом небе от счастья

Шаг  шестой  «Лицедеи»  

Слайд №3

из презентации 5      (музыка «В гостях у сказки»)

 Учитель-распорядитель :- Дуэль-это поединок, борьба двух непримиримых сторон. В нашей игре  дуэль-спектакль, лицедейство.

 Капитаны, у меня два конверта. Каждая команда  получает пословицу, через  5 минут  её нужно  изобразить  в  лицах ,пантомимой, а зрители

должны  отгадать  изображённую  пословицу.                    

Большому куску рот радуется.

Глаза страшатся, а руки делают.

На подготовку  2 минуты. Если болельщики отгадывают, то приносят своей команде  5 баллов.

Во время подготовки  противников к Шагу Шестому   зрителям предлагаются две  тематические  презентации: «Золотое сечение» (в математике), «Серебряный век» (в литературе).   Презентации  №7 и № 8  (музыка   скрипка)

Задача зрителей – ответить на вопрос:

«Какое   математическое понятие  объединяет  эти  изображения на слайдах?   (Золотое   сечение)

«Какое  литературное  понятие  объединяет  эти  изображения на слайдах?       (Серебряный   век )

 Заключительное  слово  распорядителей

- Это был последний шаг к барьеру, то есть к финалу. Просим секундантов  подвести итоги  интеллектуальной  дуэли. Капитаны  приглашаются к барьеру.

- Дуэль завершена,

Подводятся итоги,

У лириков и техников

Здесь сходятся дороги.

Капитаны  

Навстречу сделан шаг

Пожмём друг другу руки

И в творческом союзе познаем все науки.

                                                    (звучит музыкальная  композиция)

            Распорядители  читают стихотворение

Подведение итогов. Награждение.  Слово  секундантам.

Объявление победителей  (музыка из игры «Что? Где? Когда?»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по английскому языку Один против всех.9 класс.

.Материал представляет собой презентацию.В ней содержится игра-викторина,построенная по принципу игры "Один против всех ".Цель данного мероприятия: расширить лингвистический кругозор учащихся ; закреп...

Интеллектуальная игра "Один против всех"

Интеллектуальная игра для детей 5-9 класса на основе телевизионной игры "Один против всех"...

Методическая разработка Внеклассного мероприятия Интеллектуальная игра Брей-ринг «Лондон против Вашингтона »

Провести одну из ТВ-игры, которые были чрезвычайно популярны среди выпускников несколько лет назад. Её называют «Брейн ринг». Игра будет посвящена англоговорящим странам, а точнее их столицам Вашингто...

Интеллектуально-познавательная викторина "Студенты против коррупции"

Цели мероприятия:·         Углубление теоретического уровня познания студентами такого явления, как коррупция, причин возникновения, факторов, способствующих ее...

интеллектуальное учебное занятие "ОДИН против ВСЕХ. Имя прилагательное"

учебное занятие по мотивам телевизионной игры. Материал может быть использован на уроках русского языка при закреплении темы "Имя прилагательное" в 6 классе...

Сценарий познавательно - интеллектуального турнира "Юный техник"

Данное мероприятие проводится  среди учащихся объединений технической направленности 2-3 года обучения в форме путешествия по станциям, где участники команд выполняют творческие задания, направле...

Технико – тактические особенности ведения боя против высокого левши.

Технико – тактические особенности ведения боя против высокого левши....