"Письмо маме" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Мордань Наталья Юрьевна

Урок развития речи (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_pismo_mame.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка

(развитие речи)

5 класс

Письмо маме.

Каким я представляю себе своё будущее

учителя русского языка

и литературы

ГОУ ЦО №879

Мордань Натальи Юрьевны

Тема:  Р/Р Письмо маме. Каким я представляю себе своё будущее

Задачи: - формировать навыки написания письма;

         - совершенствовать умения анализировать текст;

         - развивать устную и письменную речь учащихся;

         - развивать творческие способности учащихся;

        - воспитывать уважительное отношение к маме, к женщине, к родине;

        - воспитывать неприятие чувства неблагодарности, эгоизма

Форма: творческая мастерская

Приёмы: направленное чтение, анализ текста, сознательное творчество

Материалы к уроку: - текст рассказа Ив. Пенькина «Корабль-туча»,    черновики письма, карандаши и фломастеры, альбомные листы, словари, музыка из кинофильма «Мама», на доске нарисован корабль и волны

Ход урока:

  1. Организационный момент

Добрый день, ребята. Я очень рада вас видеть, потому что сегодня вы будете писать самые трогательные, самые нежные письма своим мамам, а я вам в этом постараюсь помочь.

  1. Актуализация темы

Представьте, что вы – это маленькие кораблики, которые бороздят по бескрайнему океану жизни. И у каждого кораблика есть своя цель, своя мечта. Кем вы хотите стать?

На волнах ученики пишут своё имя и будущую профессию

Какие разные, но очень интересные профессии вы выбрали. Научиться уверенно плавать в океане жизни, выходить победителем в борьбе со стихией – сложная задача. Отправляясь в дальнее плавание, всегда нужно помнить свою родину, самых близких вам людей, свою маму…

А хотите узнать историю о мальчике, который хотел стать капитаном, как и его отец, как он готовился к осуществлению своей мечты? Тогда садитесь поудобнее и слушайте…

  1. Аналитическое чтение

Эй, пострел, готов ли ты к далёкому плаванью? Не позабыл оставить частицу своей души в родной стороне? Смотри же, а то придется тебе пересаживаться на корабль-тучу! О-о! Да ты, оказывается, ничего не знаешь о корабле-туче?

- Как вы думаете, о чём будет рассказ?

Так вот, когда-то, очень давно, в одном портовом городишке жила бедная женщина со своим сыном. Ничего не успел оставить ей перед смертью муж, кроме единственной дощечки – осколка от корабля, на котором было выцарапано: «Милая Маша, вот и опять у русских берегов установился покой. Последний пират уходит за горизонт. Если мой корабль придет без меня, ты не пугайся. Я очень тяжело ранен. Расти сына. И как вырастет, не забудь мой мундир надеть не него. Навсегда твой муж, но теперь уже бывший капитан «Доброй надежды». Прощайте».

Сын часто читал эти слова и никак не мог дождаться того дня, когда мать наденет на него отцовский мундир. Мать прекрасно знала, о чём мечтает её сын, но однажды всё-таки подозвала его к себе и спросила: «Кем ты хочешь быть?» Мальчику стало даже смешно. «Конечно, капитаном», - ответил он.

Мальчик хорошо помнил своего отца, и ему очень нравилось, как красиво одевался тот. Как-то раз, в отсутствии матери, надев на себя отцовский мундир, мальчик чуть не захлебнулся от счастья, хотя мундир на нём ещё висел мешком.

«Капитаном», - снова проговорил сын. «Хорошо», - сказала мать и на второй день положила перед ним стопку новеньких книг, а перед собой вывалила из брезентового мешка целую груду грязного офицерского белья. И с тех пор мальчик с книгами занял место у стола. А мать – у корыта.

Пока мальчик учился, он был с матерью очень ласков. Но когда окончил ученье, надел на свои плечи отцовский мундир, стал стесняться выходить с ней на люди. Пока он рос и хорошел, она ведь старела, а непосильная работа стала клонить её к земле. Он не говорил об этом матери открыто, а она не могла не видеть перемены в сыне. Но матери многое прощают детям.

Когда опять началась война, мать последний кусок принесла на корабль, провожая его в море. Ведь как ни хороши харчи на кораблях, материнский кусок всегда бывает слаще.

Вышел сын в открытое море и пропал. Будто в море канул. Ждёт его мать год. Ждёт десять. Матросские матери не перестают ждать своих детей. Даже погибших… Как только справится мать со своей работой, сейчас же приходит на берег моря и смотрит вдаль до тех пор, пока солнце в её глазах становится чёрным…

- Расскажите о героях, составив устно их краткие характеристики: 1 ряд об отце, 2 ряд о матери, 3 ряд о сыне. (Работа в парах, потом беседа)

Отец: заботливый, отважный, любит, прощает, патриот

Мать: заботливая, любящая, жертвует соей молодостью

Сын: упорный, стремиться к знаниям, самовлюблённый, стыдится матери, неблагодарный

В один прекрасный день в бухту вошел красивый корабль под алыми парусами. На этом корабле все вещи сверкали золотом. Якорные цепи и даже сами якоря были золотыми. Люди ещё никогда не видели такого корабля. Все жители этого городка, от мала до велика, высыпали на берег моря. И вдруг неожиданно для всех с мостика корабля прозвучала команда: «Стереть этот город с лица земли и не оставить здесь ни единой души!»

Ударили корабельные пушки, и били они до тех пор, пока все дома не сровнялись с землёй и не стало слышно человеческого голоса. Тогда корабль причалил к берегу, и седой, с ястребиным носом адмирал повесил на шею капитана большой бриллиантовый крест. А в это время из-под развалин домика, стоявшего у самого берега, вышла сгорбленная старушка и стала карабкаться по трапу на корабль, навстречу капитану с адмиралом, которые собирались сходить на берег.

- Куда тебя несет, старая черепаха? – заорали на неё матросы.

- Я хочу спросить у капитана, есть ли у него мать, - ответила старушка.

Капитан, узнав в старухе свою мать, сначала смутился, а потом, справившись с собой, закричал на матросов:

- Кто вам разрешил подпускать к кораблю всяких старух? Нет у меня никакой матери!

- Воплотил ли мальчик свою мечту в реальность? Кем он стал? (Пиратом, готовым на все, даже на уничтожение своего родного города ради денег, золота, бриллиантового креста)

- Помнит ли он свою родину? (Он предал её)

- Помнит ли он свою мать? (Помнит, но отрекается от неё)

- Хотелось бы вам, чтобы на этом закончился рассказ?

- Что может произойти дальше?

- А если у тебя нет матери, - сказала старуха, - значит у тебя нет родины, а если нет родины, тогда не место тебе не только на земле, но и на море. Блуждающим людям – судьба блуждающих туч.

Только она успела проговорить так, как корабль стал подниматься к небу и превращаться в тучу.

- Мама, мама! – закричал капитан, но уже было поздно. Ветер подхватил тучу и понёс куда-то. 

С тех пор эта туча бродит по свету. Другие тучи хоть дождём выпадают на землю, а эта носится от одного края неба до другого с опущенными якорями, тщетно надеясь зацепиться хоть за что-нибудь на земле.

- Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

- Как мы назовём свой корабль, отправляясь в плавание по океану жизни, «Добрая надежда» или «Золотой»?

- А какие слова напишем девизом на парусах? (Добро, уважение, благодарность, забота, долг, память, любовь, патриотизм...) 

  1. Сознательное творчество (написание письма маме)

А теперь постарайтесь написать письмо своей маме, в котором вы немного поразмышляете о своём будущем. Учитель и словари вам всегда помогут. А ещё поможет вам сосредоточиться умственная гимнастика. (Учитель и ученики выполняют упражнения)

Учащиеся пишут письмо, самостоятельно или с помощью учителя редактируют черновики, переписывают  работы на оформленные альбомные листы, 2-3 творческие работы зачитываются перед одноклассниками

  1. Заключительное слово учителя

Разрешите поблагодарить всех за участие в разговоре, за искренность и столь разнообразные работы! Спасибо за то, что каждый доверительно поделился своей мечтой. Надеюсь, что, представляя себя корабликом, путешествующим по безграничному океану, вы будете помнить, что главное в жизни не кем ты станешь, а каким человеком будешь. Никогда не забывайте маму и родную землю, чтобы не уподобляться судьбе блуждающих туч. Мечтайте, творите, дерзайте, будьте любящими и благодарными! Пусть вам сопутствует удача!

  1. Домашнее задание

А дома сегодня расскажите мамам историю, услышанную на уроке, покажите свои письма и найдите для самого близкого вам человека самые теплые слова любви и благодарности, это и будет вашим домашним заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения урока письма. 8 класс. ТЕМА: «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМА»

Цели урока:1. Вызвать у ребят интерес  к эпистолярному жанру через письма великих  мастеров слова.2. Научить ребят умению правильного написания письма - делового, официального личного.3. Вес...

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

Педагогическая мастерская письма "Мама"

Педагогическая мастерская письма "Мама"...

Проект "Письмо маме"

Предлагаю Вашемц вниманию паспорт проекта социальной направленности "Письмо маме"...

Акция "Письмо маме"

Процесс формирования детско - родительских отношений сложный и многогранный. Поэтому акция "Письмо маме" становится замечательной возможностью для детей сказать добрые слова, выразить свои ч...

Акция "Письмо маме"

Открытое письмо маме         Здравствуй,  _________________________________________________!         В этот особенн...