Выразительное чтение как важнейший компонент культуры речи
статья по русскому языку по теме

Федяева Людмила Ивановна

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

     Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения выразительному чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения.

     Навык чтения является синтетическим явлением, состоящим из четырех компонентов: правильности, осознанности, беглости, выразительности. В тоже время выработка навыка выразительного чтения у детей способствует формированию правильного четкого произношения, развитию воображения, расширению словарного запаса, делает их речь ярче и образнее. В результате формирования навыка выразительного чтения у детей активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность, развивается память и навыки общения.

     Являясь эффективным и доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся, воспитания у них художественного вкуса, формирования умений творческой работы, выразительное чтение позволяет решать задачу наиболее полного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержания художественного произведения, превращая этот процесс в сопереживание.

     Развитие навыка выразительного чтения в конечном итоге - результат более качественной социализации учащихся. Учитель на уроке чтения может развивать навык выразительного чтения в качестве составляющей в общей работе по развитию навыка чтения у школьников.

     Актуальность исследования обусловлена с одной стороны тем, что необходимость обучения детей правильному, осознанному, выразительному чтению - одна из главных задач школьного обучения, а с другой стороны выразительное чтение предполагает выработку у учащихся определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

. Выразительное чтение как важнейший компонент культуры речи.

    В последние годы все больше учителей и методистов осознают необходимость обучения детей выразительному чтению.

Но моя задача значительно шире: я хотела не просто научить детей правильно читать, соблюдая все правила чтения пунктуационных знаков, а раскрыть пере ними основы выразительного чтения, приближающегося к художественному.

     Однако недостаточно научить ребят выразительно читать - они должны умет красиво и свободно высказываться по любому вопросу: делать доклад, рассказывать о прочитанном и т.п.

      Разумеется, овладеть мастерством выразительного чтения должен прежде всего сам учитель - без этого настоящая работа словесника невозможна. Это потребует кропотливой систематической работы, но труд оплатится сторицей: учитель получит громадное удовлетворение от занятий с учениками.

      Первое и основное требование к чтецу (о котором ни учитель, ни ученик никогда не должны забывать) - стоять при чтении прямо, не опуская головы, чтоб: плечи были развернуты, грудная клетка не стеснена. И пусть учитель тут же  покажет детям, как меняется голос, как затрудняется дыхание, если низко опустить голову или согнуться над партой.

      Рассказывая о том, как происходит образование звука, учитель должен доказать детям, что умение правильно пользоваться речевым аппаратом - основное условие выразительного чтения. Дети должны усвоить, что дыхание в процессе речи организуется сознательно: вдох делается незаметно через нос и через рот, выдох гораздо продолжительнее, так как речь звучит на выходе.

       Работу над постановкой правильного дыхания при чтении и рассказывании следует продолжать до тех пор, пока у всех учащихся не выработается тверды навык правильного дыхания. У одних учеников во время чтения дыхание то и дело прерывается, и они часто делают неожиданные, неуместные паузы. Другие напротив, не умеют пользоваться речевыми паузами, поэтому на конец фразы и обычно не хватает голоса, и последние слова произносятся невнятно, почти шепотом.

       С такими учениками следует заняться отдельно, может быть, даже после урока

       Особенно нечетко произносят дети слова с большим скоплением согласных. Для понимания практического значения правильной и четкой артикуляции при произнесении согласных мы предлагали детям прочитать в быстром темпе, как это требует текст, отрывок из «Полтавского боя» Пушкина:

В огне, под градом раскаленным,

                                                     Стеной живою отраженным,

        Над павшим строем свежий строй

    Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

 Прах роют и в крови шипят.

               Швед, русский - колет, рубит, режет,

              Бой барабанный, клики, скрежет,

                              Гром пушек, топот, ржанье, стон

                                     И смерть и ад со всех сторон...

Как правило, дети не справляются с этой задачей, и в их «смазанном произношении пропадает сила замечательных аллитераций Пушкина. Тогда учитель сам читает этот текст в стремительном темпе (как этого требует содержание), выразительно, четко произнося все звуки. Без всяких объяснений учащиеся сразу: поймут, что Пушкин подобрал слова с такими согласными, чтобы при их четком быстром произнесении передать чудовищный грохот, тяжкое напряжение боя.

        На этом тексте мы анализировали звуковой состав слов и работали над их произношением. На дом мы предложили детям поработать над несколькими скороговорками и добиться быстрого и четкого произношения в них всех звуков «От топота копыт пыль по полю летит»; «На дворе трава, на траве дрова»; «Щетина у чушки, чешуя у щучки»; «У быка бела губа была тупа».

Особое внимание мы уделяли некоторым нормам литературного произношения правильному произношению безударных гласных в предударных и других безударных слогах, сочетания чт в словах что, чтобы; сочетания чн в слов; конечно, скучно, прачечная, скворечник; зч, сч, зж, сш в таких словах, как грузчик, счастье, возчик, позже, дребезжит, бесшумный, счеты, визжать, езжу и т.д.

Начиная с первых дней занятий в пятом классе кончая восьмым, мы систематически работали над правильной расстановкой ударений в словах.

Первое знакомство школьников с ударением в словах относится к работе над темой «Ударение». На вводном уроке, посвященном этой теме, мы предлагаем учащимся вставить в предложенных текст подходящие по смыслу слова и поставить в них ударения:

1. ...была разрешена по три килограмма. 2. Бабушка все твердила: «Чистая ... с этим баловником». 3. Из погреба на меня ... сыростью. 4. Вечером табак под моим окном начинал особенно сильно ... . 5. На отделку костюмов для танца ребята купили ярко-красный ... .6. Географический ... . 7. На острове был старый полуразрушенный .... 8. От нечестного человека ... не спасет. Вдали виднелись высокие ... . 10. Из-за ... поднималось багровое солнце. Слова для вставки: мука, пахнуть, атлас, замок, гора.

Дети читают предложения и расставляют ударения. Они убеждаются, что ударение в русском языке служит и для различения слов по смыслу, и для различения грамматических форм одного итого же слова (особенно при изучении видов глагола и некоторых падежных окончаний).

Следующая наша задача - научить детей правильно и выразительно читать предложение целиком, соблюдая верную интонацию правильно ставя логические ударения. Это работа связывается с повторением и изучением синтаксиса проводится одновременно на уроках русского языка и литературы.

В самом деле, ведь бессоюзные сложные предложения, слова, грамматически связанные с предложением, - все это невозможно по-настоящему усвоить и понять, если не слышать интонацию этих предложений, не чувствовать, какой знак препинания здесь больше подойдет.

Конечно, наша пунктуация построена главным образом на логико-синтаксической основе, и изучение правил пунктуации необходимо. Но интонация предложений тоже всегда логически обоснована, причем эта внутренняя логика

нашей речи гораздо легче и естественнее усваивается учащимися, нежели сухие грамматические правила, в которые бывает подчас довольно трудно уложить в синтаксическое многообразие богатейшей устной речи. Не случайно больше все а.    вопросов вызывает именно постановка знаков препинания.

        Поэтому мы убеждены — это убеждение рождено практикой, - что работа над выразительным чтением каждого предложения способствует настоящей синтаксической грамотности учеников. Когда они, не боясь допустить ошибку, излагают свои мысли свободно, сообразно естественной речевой интонации, их письменные работы насыщаются различными синтаксическими конструкциями разнообразными знаками препинания - от запятой до многоточия и скобок.

Приступая к выразительному чтению, дети должны прежде всего усвоить, как «звучат» знаки препинания, какова их не только грамматическая, но и экспрессией стилистическая роль.

       Пятиклассники, как правило, не умеют читать простейших знаков препинания: на запятых понижают голос, на точке не останавливаются, а тире и многоточие для них вообще не понятны и в их речи в лучшем случае совпадают по интонации запятой. Поэтому начинать приходится с интонационного анализа предложения. Очень хорошо, если эта работа будет вестись параллельно с интонационным анализом на уроках иностранного языка (без такого анализа обучение иностранному языку невозможно). Надо договориться с учителем иностранного языка, чтобы обозначения повышения и понижения интонации были едиными на уроках русского и иностранного языков.

        Для  интонационного  анализа  берем  два  отрывка:   прозаический (Пушкин, «Буран в степи» из «Капитанской дочки»)  и поэтический (Пушкин, «Узник»).Оба эти   отрывка   насыщены   различными   синтаксическими   конструкциями,   в   них представлены почти все знаки препинания, и эти отрывки при чтении всегда вызывают у детей затруднения.

      Отрывок из «Капитанской дочки») мы разбираем на уроке русского языка, сочетая эту работу с повторением правил синтаксиса, изученных в начальной школе. На доске заранее написан текст, все знаки препинания проставлены цветным мелком:

                   ^                                                       ^                                              ^

 «Ямщик поскакал, | но все поглядывал на восток. || Лошади бежали дружно. ||

   ^                                                                        ^        

Ветер между тем | час от часу становился сильнее. || Облачко обратилось в белую ту

 ^                                      ^                   ^                                                   ^                  

чу, | которая тяжело подымалась, | росла | и постепенно облегала небо. || Пошел мел  кий

   ^                                            ^                         ^                                ^                      

снег - || и вдруг повалил хлопьями. || Ветер завыл; || сделалась метель. В одно

                                   ^                                                  ^                      ^                            ^

мгновение темное небо | смешалось с снежным морем. || Все исчезло. || «Ну, барин,            

                                       ^          ^        

- закричал ямщик. | - беда: буран!...»|||

                                ^                              ^           ^                                               ^                  

Я выглянул из кибитки: | все было мрак и вихорь. || Ветер выл с такой свирепой                                   

                                                                       ^                             ^                             ^                              

 выразительностью, | что казался одушевленным; || снег засыпал меня и Савельича; лошади

             ^                                 ^          

шли шагом — || и скоро стали. ||

                       ^                                                               ^                                  ^            

«Что же ты не едешь?» | - спросил я ямщика с нетерпением. || «Да что ехать? | -

        ^                                ^                             ^                  ^                   ^                    ^                        

отвечал он, | слезая с облучка. | - невесть и так, | куда заехали: || дороги нет, | и мгла кругом

Учитель выразительно читает текст и предлагает детям сначала проследить, где он делает перерывы в речи. При повторном чтении один из вызванных учеников нг месте пауз делает черточку (|). Затем учитель объясняет ребятам, что наша речь состоящая из отдельных слов, звучит как единый речевой поток. Но так как мы произносим все на выдохе, нужно где-то набирать воздух в легкие. Для смысла совсем не безразлично, в каком месте сделать паузу: мы должны останавливаться только там, где стоят различные знаки препинания (кстати, необходимо объяснить детям, что абзац — это тоже определенный знак: большая пауза). Если предложение без знаков препинания, но большое (распространенное), мы делаем паузу там, где позволяет смысл предложения, чаще всего между группой подлежащего и группой сказуемого. На этой паузе следует остановиться особо, ибо она (так называемая синтагматическая пауза) и является главной трудностью при обучении правилам пунктуации на основе наблюдения над интонацией. Надо учить детей проверять свою интонацию правилами, иначе учащиеся будут ставить запятые на месте синтагматических пауз.

Итак, мы начинаем с расстановки пауз. Ребята записывают в тетрадь обозначения трех видов пауз: короткая (|) на запятых и на конце синтагм (учащиеся называют их тактами); двойная (||) на точке с запятой, двоеточии, тире, точке; долгая (|||) на многоточии, абзаце, на месте разрыва предложений, содержание которых требует перемена тона, темпа или является неожиданным (психологическая пауза). Затем в соответствие с этими правилами ученики вносят поправки в расстановку пауз в своем отрывке.

После этого учащиеся читают отрывок, соблюдая все паузы. В виде самостоятельной работы на повторение пройденного материала учитель предлагает расставить слоговые ударения во всех словах текста. Когда эта работа будет закончена, учитель предлагает проследить за его чтением: все ли слова в отрывке произносятся с одинаковой силой? Послушав чтение учителя, ребята убеждаются, что некоторые слова звучат с особой силой, выделяемые голосом из группы других рядом стоящих слов. Учитель объясняет, что, кроме ударения в каждом слове, наша речь имеет еще и логические ударения (мы обозначаем их А) на тех словах, которые особенно важны для понимания смысла текста.

         Понятие о логическом ударении совершенно необходимо в ходе работы по выразительному чтению, поэтому мы знакомим детей с логическим ударением в самом начале пятого класса и постоянно тренируем их в правильном нахождении логического ударения. Важность этой работы для смыслового оформления фразы можно показать хотя бы на таких упражнениях типа грамматико-логических загадок, когда от постановки ударения меняется весь смысл фразы: «Безумный плачет лишь от бедства, а умный ищет средства» (Крылов); «У нее только две дочери»; «Я вечером лучше усну». Подобных примеров много в «Сборнике упражнений по современному русскому языку» А.Н. Гвоздева. Но все эти упражнения мы проводим позднее, как закрепление, а пока на отрывке и «Капитанской дочки» показываем, как изменяется интонация при чтения повествовательных, вопросительных восклицательных предложений, как изменяете интонация внутри предложения на различных знаках препинания.

После тренировки в чтении предложений с правильной интонацией на все знаках препинания, с соблюдением всех пауз и логических ударений дети записывают несколько правил чтения знаков препинания.

1). Запятая требует (почти всегда) повышения тона на ближайшем к не логически ударяемом слове. (В пятом классе мы не говорим об особенностях чтения запятых в бессоюзном сложном предложении и «о нечитаемых» запятых - перед деепричастным и причастным оборотами, после сочинительного союза и при некоторых вводных словах и т.д. Все эти дополнительные сведения мы сообщаем детям в VII и VIII классах. Пока же нам важно научить пятиклассников не понижать голос на запятых.

Самое замечательное в природе запятой то, что она обладает чудодейственным свойством. Ее загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения незаконченной фразы.

2). Мелодия точки с запятой приближается к мелодии точки, т.е. требует некоторого понижения голоса. Пауза на ней почти всегда двойная.

3). На точке всегда происходит глубокое понижение голоса с последующей двойной паузой.

4). Вопросительное предложение читается с значительным повышением тона 1 логически ударяемом слове, чаще всего в конце предложения.

5). Восклицательное предложение всегда требует особенно сильного выделен голосом слов, несущих логическое ударение. Повышение интонации происходит именно на этих словах.

6). На двоеточии всегда происходит понижение интонации.

7). Многоточие может читаться: а) как точка с тройной паузой, если стоит конце предложения; б), как запятая с тройной паузой, если прерывает предложен и обозначает незаконченность фразы, ее разрыв. (Следует отметить, что «интонация запятой» - это не совсем точное выражение. Многоточие имеет свою, особую интонацию. Особенность интонации многоточия дети усвоят впоследствии, в процессе обучения синтаксису.)

8). Слова, которые заключены с обеих сторон в скобки или тире, читают пониженным тоном, а после этих знаков слова читаются с той же интонацией, какой читались перед скобками или тире.

Чаще всего на одиночном тире происходит повышение интонации, а после не обязательная пауза, иногда даже двойная.

Конечно, всю эту работу невозможно провести на одном уроке. На данном уроке следует ограничиться интонационным анализом отрывка и ознакомить учащихся с условными знаками, которыми они будут пользоваться при подготовке текстов для выразительного чтения, и поупражнять их в чтении текста после расстановки всех условных обозначений - пауз, логических ударений и знаков повышения или понижения тона.

На следующем уроке можно будет записать правила «чтения» всех знаков препинания, иллюстрируя их чтением различных отрывков из изучаемых художественных произведений.

Закрепляться весь этот материал будет постепенно на уроках литературы и русского языка. Сначала за учителем, а затем и самостоятельно учащиеся будут расставлять все обозначения, необходимые для подготовки текста к выразительному чтению.

Однако соблюдение всех рассмотренных выше правил (паузы, логические ударения, интонация знаков препинания) еще не гарантирует выразительности чтения.

Подлинной выразительности чтения учащимся удается достичь лишь после того, как они научатся разбираться в изменениях не только высоты тона, но и силы, темпа и экспрессивной окраски читаемого текста.

Анализ художественного текста с точки зрения определения его темпа, силы, с которой он должен звучать, и экспрессивной окраски (грустной, радостной, холодной злой, отчужденной, теплой, сочувствующей и т.д.) тесно связан со смысловым анализом художественного произведения. Поэтому мы знакомим детей с элементами ритмо-мелодического построения речи на уроках литературы.

Покажем это на примере анализа стихотворения А.С. Пушкина «Узник». Тон этого стихотворения, вначале грустный, в последнем четверостишии «светлеет», становится более оптимистичным, радостным.

Дети открывают страничку хрестоматии со стихотворением «Узник», слушают выразительное чтение учителя и осторожно, карандашом расставляют в книге паузы. Затем читает кто-либо из учащихся и объясняет, почему он расставил паузы именно так, а не иначе. После этого дети самостоятельно проставляют знаки повышения или понижения интонации логических ударений. Когда эта работе заканчивается, два вызванных ученика читают стихотворение в соответствии с обозначениями и рассказывают, какими правилами они руководствовались.

И снова учитель просит ребят прислушаться к его чтению, чтобы решить с какой силой и в каком темпе читать стихотворение. После чтения естественно возникают разногласия. Выслушав мнения учеников, учитель должен показать детям, что обе стороны правы лишь отчасти, стихотворение читается с изменяющейся силой и темпом, в зависимости от меняющегося содержания, от перемены настроения.

Дети уже знакомы вкратце с биографией Пушкина и знают, что в царской России он был фактически узником; знают и о свободолюбивой, кипучей натуре Пушкина. Перед чтением стихотворения учитель рассказал эпизод из биографии связанный с южной ссылкой и послуживший толчком к созданию «Узника» Поэтому нет смысла нарушать целостность восприятия стихотворения подробные его анализом и объяснением смысла каждой строки. Пусть дети сердцем почувствую страстную натуру Пушкина, его неукротимое свободолюбие. Это позволяет учителю вместе с детьми найти верный тон, силу и темп чтения стихотворения.

Ученики читают первое четверостишие и вместе с учителем определяют, что оно должно быть прочитано приглушенным тоном (негромко), раздумчиво (медленно), с оттенком грусти.

Вообще вопрос о силе речевого звучания для детей всегда сложен, так как они понимают силу очень примитивно - крик или шепот. Учителю приходится немало потрудиться, прежде чем ученики поймут, что сила речи — это не крик, а подчеркнутая артикуляция звуков, более четкое, эмоциональное выделение голосом логически ударяемых слов. Значительно легче добиться правильного темпа чтения. Дети отлично понимают, что значит быстро и медленно. Нужно только следить, чтобы беглое чтение не превращалось в смазанное, чтобы в погоне за быстротой учащиеся не «проглатывали» звуки, чтобы ясно понимали, где и почему нужен быстрый или медленный темп.

Самое сложное и, по нашему мнению, самое важное для правильного понимания и точной передачи авторской мысли — это умение найти верную экспрессивную окраски читаемого произведения. Именно для того чтобы найти верные краски (теплые тона или холодные, твердые или мягкие, радостные или грустные), необходимо предпосылать знакомству с художественным произведением определенные образные представления, связанные с изучаемым текстом. Таким материалом к «Узнику» служили рассказы учителя о жизни Пушкина, знакомство с его портретами и с портретами его современников.

Дети побывали на экскурсии в Доме-музее А.С. Пушкина (Болдино), познакомились с эпизодом, послужившим непосредственным толчком к созданию «Узника».

И чем ярче эти предшествующие образные представления учащихся, тем легче им будет найти верную тембральную окраску каждого куска текста.

Уже со второй строки второго четверостишия мы ощущаем жажду свободы, стремление вырваться из неволи.

В голосе чтеца появляется твердость, темп становится более напряженным, грустное настроение сменяется радостным предчувствием свободы.

Треть четверостишие звучит уже страстным призывом; сила голоса достигает наивысшего напряжения, в голосе слышится призыв к борьбе, побеждает горячив оптимизм Пушкина.

После разбора стихотворения и чтения по частям дети слушают чтение учителя и расставляют нужные знаки. Конечно, никакими знаками нельзя изобразить все многообразие смены настроений и чувств - мы к этому и не стремимся, а просто при помощи условного обозначения (2) мы указываем место, где должна произойти перемена тона, смена настроения. Другой знак (А) показывает, что здесь необходимо изменить темп.

В результате стихотворение получает такое оформление:

Сижу за решеткой в темнице сырой. ||

Вскормленный в неволе орел молодой, |

        

Мой грустный товарищ, | махая крылом, |

               

Кровавую пищу клюет под окном, ||

Клюет | и бросает, - 1 и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно; ||

 Зовет меня взглядом и криком своим |

И вымолвить хочет: | «Давай улетим! ||

Мы вольные | птицы; пора, брат, | пора! ||               

Туда, | где за тучей белеет гора, |

Туда, | где синеют морские края, |        

Туда, | где гуляем лишь ветер || ... да я!..»

Два-три вызванных ученика витают стихотворение в строгом соответствии требованиями силы и тембра, а остальные следят за ними по тексту.

После такой работы учитель вправе требовать, чтобы все учащиеся читал: стихотворение выразительно. Следует предупредить детей, чтобы дома, разучивая стихотворение, они обязательно следовали всем обозначениям.

Так работаем мы над каждым произведением, изучаемым в школе. Дети достаточно быстро овладевают техникой подготовки любого прозаического или поэтического произведения для выразительного чтения. К концу пятого класса он уже начинают самостоятельно разрабатывать небольшие отрывки и делают это большим увлечением. В последующих классах после предварительных бесед, подготавливающих понимание темы и идеи небольшого художественного произведения или отрывка, мы часто даем детям самостоятельно подготовить текс для выразительного чтения.

Следует отметить, что ребята очень любят эту работу, делают ее с увлечением часто приходят к пониманию произведения именно таким путем. И это вполне понятно: ведь при хорошо поставленной работе над выразительным чтением классе начинает звучать настоящая художественная речь, без которой немыслимо искусство слова - литература.

Научив детей выразительно читать, учитель должен следить и за тем, чтоб выразительными были все из высказывания - будь то сообщение, доклад, и: выступление на собрании. Для этого всегда нужно быть внимательным к речи ученика и постоянно напоминать ему, чтобы он говорил живо, ярко, не прерывая свою речь в самых неподходящих местах. За неэмоциональный, сухой, слишком беглый или чрезмерно растянутый рассказ мы снижаем оценку.

Разумеется, нельзя сводить всю работу только к замечаниям. Можно помочь учащимся в организации их речи многими путями, даже при работе с учебником на уроке русского языка. Обратите внимание, как читают дети правила из учебника. Они часто не могут добраться до сути по самой простой причине: не умеют выделить в длинном правиле главное    второстепенное. Попробуйте, например, прочитать на одной ноте (как это обычно делают дети) следующее правило: «Частица  не  пишется   слитно  с  теми   существительными,   прилагательными наречиями на о, которые образуют с ней новые слова... Эти слова обычно можно заменить на похожие по смыслу словами без частицы не». Вряд ли вы сумеете вникнуть в смысл этого правила, а тем более усвоить его.

     Прежде чем задать на дом правило, мы обычно предлагаем дети самостоятельно поставить знаки логического ударения над всеми словами, которые несут основной смысл в данной формулировке. После этого кто-нибудь из учащихся читает правило, выделяя голосом те слова, которые требуют логического ударения. Такая работа помогает детям гораздо быстрее и прочнее усваивать правила. Однако добиться связных и эмоциональных высказываний можно только при условии, что ученик имеет отлично подготовленный материал своего высказывания,  расположенный строго в логическом порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выразительность чтения - важный канал обучения

Выразительность чтения - важный канал обучения...

«Развитие общей выносливости как важного компонента физического здоровья учащихся на уроках физической культуры и внеурочных занятиях»

Из опыта работы..Развитие общей выносливости на уроках физической культуры и внеурочных занятиях. Использование технологии дифференцированного физкультурного образования......

Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

«Как хорошо уметь читать…» (смысловое чтение-важнейший компонент формирования УУД на уроках математики)

Цель выступления: формирование у учащихся навыков смыслового чтения при работе с текстовой информацией на уроках математики.Актуальность проблемы смыслового чтения с одной стороны обусловлена требован...

Программа по развитию речи "Мастерская выразительного чтения"

Ключевые понятия предметного содержания: ПОЗНАНИЕ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕНИЕ, МИРОЛЮБИЕ, ТВОРЧЕСТВО....

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...