материал для подготовки к части С
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Шаблон для написания части С

Виды проблем : философские, социальные, политические, научные, экологические, нравственно-этические

Формулировка проблемы текста

1.1. Формулировка проблемы текста в виде вопроса.

Какую роль играет театр в воспитании прекрасного?

Что такое «милосердие»?

В чем состоит уникальность земной культуры?

Что приводит к духовной необразованности и черствости?

К чему приводит натиск телевизионной и компьютерной информации?

Что отличает одно явление от другого?

Кто из нас не сталкивался с проблемой.(чего)....?

1.2. Формулировка проблем текста с использованием типовой конструкции, включающей в себя слова «проблема, вопрос» (проблема чего? Вопрос о чем?)

Шаблоны:

- В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания — актуальная проблема... (чего?)

- Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме... (чего?)

- В анализируемом тексте автор рассматривает проблему ... (чего?)

- В предложенном для анализа тексте автор ставит вопрос...

 (о чем?)

- Одним из самых существенных вопросов, думается, является вопрос.... (о чем?)

Проблема (какая?)

Проблема (чего?)

Автор заставляет читателя (что делать?)

Автор (что делает?)

Злободневная

актуальная

острая

важная

серьезная

основная

научная

назревшая

наболевшая

главная

до боли знакомая

общественно значимая

межнациональная

спорная неразрешимая

-Лени

-совести

-экологии

-нравственного выбора

-наследственности и воспитания

-интеллигентности

-назначения искусства

- нравственной прочности человека

- понимания национальных традиций и обычаев

- духовного совершенствования человека

- приобщения людей к чтению

- глубоко задуматься

- серьезнее относиться

- по-иному посмотреть

- оценить общественную позицию

- переосмыслить свое отношение

-лучше понять себя и окружающих

-поделиться мыслями

- с горечью понять, что

-Ставит проблему

-рассматривает

-анализирует

-формулирует

-излагает

-выдвигает

-поднимает

-затрагивает

-касается (чего?)

- подробно останавливается

- мучительно размышляет

2. Формулировка авторской позиции

Автор: рассказывает, подчеркивает, обращает наше внимание, замечает, приводит одно из определений, высказывает интересное предположение, видит причину (чего?) в (чем?), отстаивает (что?), убеждает (кого в чем?), опровергает (что?),особо останавливается (на чем?), приводит примеры (факты, данные), неоднократно возвращается к (чему?), подводит читателя к выводу о том, что открыто заявляет о своей позиции

3.Формулировка собственной позиции

С мнением (доводами, позицией) автора трудно не согласиться.

Позиция автора по данной проблеме вызывает уважение, хочется только добавить, что....

Оценивая авторскую позицию, можно сказать....

Размышляя над позицией автора, хочется отметить,....

Вряд ли кто возразит автору...

Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту позиции автора. Во-первых,..

4. Заключение

В заключение хочу сказать (отметить, обратить внимание)

В заключении сочинения хочется добавить

В заключение важно отметить (необходимо подчеркнуть)

Следует сказать

Обобщая сказанное, можно сделать вывод

Итак, Следовательно, Таким образом, Потому (поэтому)

Шаблон для написания части С

Виды проблем : философские, социальные, политические, научные, экологические, нравственно-этические

Формулировка проблемы текста

1.1. Формулировка проблемы текста в виде вопроса.

Какую роль играет театр в воспитании прекрасного?

Что такое «милосердие»?

В чем состоит уникальность земной культуры?

Что приводит к духовной необразованности и черствости?

К чему приводит натиск телевизионной и компьютерной информации?

Что отличает одно явление от другого?

Кто из нас не сталкивался с проблемой.(чего)....?

1.2. Формулировка проблем текста с использованием типовой конструкции, включающей в себя слова «проблема, вопрос» (проблема чего? Вопрос о чем?)

Шаблоны:

- В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания — актуальная проблема... (чего?)

- Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме... (чего?)

- В анализируемом тексте автор рассматривает проблему ... (чего?)

- В предложенном для анализа тексте автор ставит вопрос...

 (о чем?)

- Одним из самых существенных вопросов, думается, является вопрос.... (о чем?)

Проблема (какая?)

Проблема (чего?)

Автор заставляет читателя (что делать?)

Автор (что делает?)

Злободневная

актуальная

острая

важная

серьезная

основная

научная

назревшая

наболевшая

главная

до боли знакомая

общественно значимая

межнациональная

спорная неразрешимая

-Лени

-совести

-экологии

-нравственного выбора

-наследственности и воспитания

-интеллигентности

-назначения искусства

- нравственной прочности человека

- понимания национальных традиций и обычаев

- духовного совершенствования человека

- приобщения людей к чтению

- глубоко задуматься

- серьезнее относиться

- по-иному посмотреть

- оценить общественную позицию

- переосмыслить свое отношение

-лучше понять себя и окружающих

-поделиться мыслями

- с горечью понять, что

-Ставит проблему

-рассматривает

-анализирует

-формулирует

-излагает

-выдвигает

-поднимает

-затрагивает

-касается (чего?)

- подробно останавливается

- мучительно размышляет

2. Формулировка авторской позиции

Автор: рассказывает, подчеркивает, обращает наше внимание, замечает, приводит одно из определений, высказывает интересное предположение, видит причину (чего?) в (чем?), отстаивает (что?), убеждает (кого в чем?), опровергает (что?),особо останавливается (на чем?), приводит примеры (факты, данные), неоднократно возвращается к (чему?), подводит читателя к выводу о том, что открыто заявляет о своей позиции

3.Формулировка собственной позиции

С мнением (доводами, позицией) автора трудно не согласиться.

Позиция автора по данной проблеме вызывает уважение, хочется только добавить, что....

Оценивая авторскую позицию, можно сказать....

Размышляя над позицией автора, хочется отметить,....

Вряд ли кто возразит автору...

Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту позиции автора. Во-первых,..

4. Заключение

В заключение хочу сказать (отметить, обратить внимание)

В заключении сочинения хочется добавить

В заключение важно отметить (необходимо подчеркнуть)

Следует сказать

Обобщая сказанное, можно сделать вывод

Итак, Следовательно, Таким образом, Потому (поэтому)



Предварительный просмотр:

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ.

  1. Вступление .Во вступлении должен прозвучать К1 – формулировка проблемы исходного текста .Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.
  2. Основная часть. а) В основной част должен прозвучать К2 – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого еще раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери главное слово, словосочетание, предложение, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему. б) Четко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже К3. в) далее надо отработать К4 – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй четко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать 2 аргумента – доказательства твоей правоты ( жизненный опыт, статья в газете или журнале, художественная литература, пословицы и поговорки, пример из жизни писателей, поэтов, ученых, политиков, видных государственных деятелей, теле- или радиопередач).

3. Заключение. Опять вернись к проблеме и назови ее, сделай вывод в 1-2 предложениях.

Алгоритм работы над сочинением.

1 абзац. Ищем проблему, прописываем ее. Задаем к ней вопрос.

2 абзац. Комментируем проблему с отрицательной стороны.

        И что в итоге? (Что ждет в будущем?) Мы будем… (=отвечаем на вопросы). Разве этого мы хотим? Разумеется, нет! Поэтому мы должны, как справедливо заметил … , следить… .

3 абзац. Отвечаем на вопрос «Что думает по этому поводу автор?».

Далее личностная позиция, аргументы и вывод.

Шаблон 1.

1. (ФИО автора) ставит очень важную проблему –  проблему…

      Основная проблема, поставленная (ФИО автора в Т. падеже), связана с…. …                                                                                                           Что такое … ? Вот проблема, которую поднимает…   (формулировку проблемы можно найти в задании А29, 30)                                                                                                                                                          

2. Комментарий проблемы (= краткий пересказ, цитирование). (комментарий можно найти в задании В8)

3. Позиция автора  данного текста (позитивная, негативная, нейтральная, двоякая).   Он считает, что…

4.   Я согласен с … ( в том, что…).

1. Во-первых, потому что …

    Во-вторых,…

2. Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

3 В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.        

4. В качестве доказательства могу сказать следующее.                                         5. Доказать это можно так.                                                               6.Краткий вывод.

Шаблон 2.

        Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.

        Автор предстает передо мною умелым писателем. Его речь проста и доступна, рассуждения понятны. … (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о …(=пересказ). Он считает, что мы должны… .

        С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями. …

         В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …

        Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

Шаблон 3.

Проблем в современном мире очень много. Одна из них - ….  .Именно эту проблему, которая не может не волновать современного человека, затрагивает (автор текста) в своём тексте. . (можно найти в задании А28, 29, 30)

Комментарий проблемы

(Ф.И. автора) размышляет о…. Он считает, что (можно цитировать и списывать точку зрения из А28, В8).

С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. (Общеизвестно…, Действительно…) или (Во-первых,…  Во-вторых,…), (Я думаю,…Мне кажется,…) Привести  2 аргумента.

(Ф.И. автора) в своём тексте поднял(а), несомненно , важную проблему - …  .Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим(и) вопросом(амии).

Формулировки проблем.

1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.

2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.

3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то).

4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.

5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).

6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).

7.Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо).

8.Проблема нравственного выбора.

9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.

10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.

11.Проблема нравственного долга.

12.Проблема защиты и сохранения природы.

13.Проблема сохранения и развития русского языка.

14.Проблема чинопочитания и угодливости.

15.Проблема семейных (родственных) отношений.

16.Проблема исторической памяти.

17.Проблема коммерциализации культуры…



Предварительный просмотр:

АгЕнт алфавИт аэропОрты, им.п. мн.ч. балОванный, прич. БаловАть балУясь бАнты, им.п.мн.ч

бОроду, вин.п.ед.ч. БралА бралАсь бухгАлтеров, род.п. мн.н  вЕрба вернА вероисповЕдание

взялА взялАсь включЁн включЁнный включИм включИт  включИшь влилАсь вОвремя

ворвалАсь воспринялА воссоздалА вручИт гналА гналАсь граждАнство давнИшний дефИс диспансЕр

добелА добралА добралАсь довезЁнный дОверху договорЁнность дождалАсь дозвонИтся

 дозвонЯтся  дозИровать докраснА докумЕнт донЕльзя дОнизу досУг дОсуха  еретИк жалюзИ, ждалА

жилОсь  завИдно зАгнутый зАгодя закУпорив закУпорить зАнял занялА  зАняло занятА зАнятый

заселЁн запертА  зАтемно звалА звонИм звонИт  звонИшь знАчимость знАчимый зимОвщик

зАсветло избалОванный Иксы импЕрский инстИнкт исключИт Исстари исчЕрпать каталОг

квартАл киломЕтр клАла клЕить кОнусы,кОнусов кормЯщий корЫсть крАлась крАны красИвее

красИвейший кремЕнь кренИтся кровоточАщий кровоточИть кУхонный лгалА Екторы, лЕкторов род.п.

ЛилА лилАсь ловкА лыжнЯ мЕстностей род.п. мн.ч мозаИчный молЯщий мусоропровОд навЕрх

навралА наделИт надОлго надорвалАсь нажИвший  нажитА назвалАсь накренИт налилА налИвший

 налитА намЕрение нанЯвшийся нарвалА нарОст насорИт нАчал  началА нАчали  начАвначАвший

начАвшись  нАчатый начАть  нЕдруг недУг некролОг нЕнависть ненадОлго низведЁн нОвости,новостЕй нОгтя, род.п ед.ч. ОбеспЕчение обзвонИт облегчИт облегчИть облилАсь

обнялАсь обогналА ободралА ободрИть  ободрЁнный ободрЁн ободренА ободрИшься обострЁнный

обострИть одолжИт озлОбить оклЕить окружИт опломбировАть опОшлят определЁн оптОвый

освЕдомиться, освЕдомишься отбылА отдалА отдАв отключЁнный откУпорил отозвалА отозвалАсь

Отрочество партЕр  перезвонИт перелилА плодоносИть повторЁнный поделЁнный поднЯв

позвалА позвонИт, позвонИшь полилА  положИл положИть понЯв понЯвший пОнял, понялА

портфЕль пОручни послАла прибЫв прИбыл прибылА прИбыло придАное призЫв прИнял

 прИняли принУдить прИнятый приручЁнный прожИвший прозорлИва  процЕнт рвалА свЁкла

сверлИт сверлИшь сирОты слИвовый снялА снятА сОгнутый создалА созданА сорИт срЕдства,им.п.мн.ч. рЕдствами стАтуя столЯр созЫв тамОжня тОрты  тОртов тОтчас убралА

убыстрИть углубИть укрепИт цемЕнт цЕнтнер цепОчка чЕрпать шАрфы шофЁр щавЕль щемИт

АгЕнт алфавИт аэропОрты, им.п. мн.ч. балОванный, прич. БаловАть балУясь бАнты, им.п.мн.ч

бОроду, вин.п.ед.ч. БралА бралАсь бухгАлтеров, род.п. мн.н  вЕрба вернА вероисповЕдание

взялА взялАсь включЁн включЁнный включИм включИт  включИшь влилАсь вОвремя

ворвалАсь воспринялА воссоздалА вручИт гналА гналАсь граждАнство давнИшний дефИс диспансЕр

добелА добралА добралАсь довезЁнный дОверху договорЁнность дождалАсь дозвонИтся

 дозвонЯтся  дозИровать докраснА докумЕнт донЕльзя дОнизу досУг дОсуха  еретИк жалюзИ, ждалА

жилОсь  завИдно зАгнутый зАгодя закУпорив закУпорить зАнял занялА  зАняло занятА зАнятый

заселЁн запертА  зАтемно звалА звонИм звонИт  звонИшь знАчимость знАчимый зимОвщик

зАсветло избалОванный Иксы импЕрский инстИнкт исключИт Исстари исчЕрпать каталОг

квартАл киломЕтр клАла клЕить кОнусы,кОнусов кормЯщий корЫсть крАлась крАны красИвее

красИвейший кремЕнь кренИтся кровоточАщий кровоточИть кУхонный лгалА Екторы, лЕкторов род.п.

ЛилА лилАсь ловкА лыжнЯ мЕстностей род.п. мн.ч мозаИчный молЯщий мусоропровОд навЕрх

навралА наделИт надОлго надорвалАсь нажИвший  нажитА назвалАсь накренИт налилА налИвший

 налитА намЕрение нанЯвшийся нарвалА нарОст насорИт нАчал  началА нАчали  начАвначАвший

начАвшись  нАчатый начАть  нЕдруг недУг некролОг нЕнависть ненадОлго низведЁн нОвости,новостЕй нОгтя, род.п ед.ч. ОбеспЕчение обзвонИт облегчИт облегчИть облилАсь

обнялАсь обогналА ободралА ободрИть  ободрЁнный ободрЁн ободренА ободрИшься обострЁнный

обострИть одолжИт озлОбить оклЕить окружИт опломбировАть опОшлят определЁн оптОвый

освЕдомиться, освЕдомишься отбылА отдалА отдАв отключЁнный откУпорил отозвалА отозвалАсь

Отрочество партЕр  перезвонИт перелилА плодоносИть повторЁнный поделЁнный поднЯв

позвалА позвонИт, позвонИшь полилА  положИл положИть понЯв понЯвший пОнял, понялА

портфЕль пОручни послАла прибЫв прИбыл прибылА прИбыло придАное призЫв прИнял

 прИняли принУдить прИнятый приручЁнный прожИвший прозорлИва  процЕнт рвалА свЁкла

сверлИт сверлИшь сирОты слИвовый снялА снятА сОгнутый создалА созданА сорИт срЕдства,им.п.мн.ч. рЕдствами стАтуя столЯр созЫв тамОжня тОрты  тОртов тОтчас убралА

убыстрИть углубИть укрепИт цемЕнт цЕнтнер цепОчка чЕрпать шАрфы шофЁр щавЕль щемИт

АгЕнт алфавИт аэропОрты, им.п. мн.ч. балОванный, прич. БаловАть балУясь бАнты, им.п.мн.ч бОроду, вин.п.ед.ч. БралА бралАсь бухгАлтеров, род.п. мн.н  вЕрба вернА вероисповЕдание взялА взялАсь включЁн включЁнный включИм включИт  включИшь влилАсь вОвремя

ворвалАсь воспринялА воссоздалА вручИт гналА гналАсь граждАнство давнИшний дефИс диспансЕр добелА добралА добралАсь довезЁнный дОверху договорЁнность дождалАсь дозвонИтся

 дозвонЯтся  дозИровать докраснА докумЕнт донЕльзя дОнизу досУг дОсуха  еретИк жалюзИ, ждалА жилОсь  завИдно зАгнутый зАгодя закУпорив закУпорить зАнял занялА  зАняло занятА зАнятый

заселЁн запертА  зАтемно звалА звонИм звонИт  звонИшь знАчимость знАчимый зимОвщик зАсветло избалОванный Иксы импЕрский инстИнкт исключИт Исстари исчЕрпать каталОг квартАл киломЕтр клАла клЕить кОнусы,кОнусов кормЯщий корЫсть крАлась крАны красИвее

красИвейший кремЕнь кренИтся кровоточАщий кровоточИть кУхонный лгалА Екторы, лЕкторов род.п.  ЛилА лилАсь ловкА лыжнЯ мЕстностей род.п. мн.ч мозаИчный молЯщий мусоропровОд навЕрх навралА наделИт надОлго надорвалАсь нажИвший  нажитА назвалАсь накренИт налилА налИвший

 налитА намЕрение нанЯвшийся нарвалА нарОст насорИт нАчал  началА нАчали  начАв начАвший начАвшись  нАчатый начАть  нЕдруг недУг некролОг нЕнависть ненадОлго низведЁн нОвости,новостЕй нОгтя, род.п ед.ч. ОбеспЕчение обзвонИт облегчИт облегчИть облилАсь обнялАсь обогналА ободралА ободрИть  ободрЁнный ободрЁн ободренА ободрИшься обострЁнный обострИть одолжИт озлОбить оклЕить окружИт опломбировАть опОшлят определЁн оптОвый освЕдомиться, освЕдомишься отбылА отдалА отдАв отключЁнный откУпорил отозвалА отозвалАсь Отрочество партЕр  перезвонИт перелилА плодоносИть повторЁнный поделЁнный поднЯв позвалА позвонИт, позвонИшь полилА  положИл положИть понЯв понЯвший пОнял, понялА портфЕль пОручни послАла прибЫв прИбыл прибылА прИбыло придАное призЫв прИнял  прИняли принУдить прИнятый приручЁнный прожИвший прозорлИва  процЕнт рвалА свЁкла сверлИт сверлИшь сирОты слИвовый снялА снятА сОгнутый создалА созданА сорИт срЕдства,им.п.мн.ч. рЕдствами стАтуя столЯр созЫв тамОжня тОрты  тОртов тОтчас убралА убыстрИть углубИть укрепИт цемЕнт цЕнтнер цепОчка чЕрпать шАрфы шофЁр щавЕль щемИт



Предварительный просмотр:

Отглагольные прилагательные

Беленый

Валяный

Веяный

Вощёный

Вязаный

Глаженый

Жжёный

Золоченый

Клееный

Кованый

Копаный

Кормленый

Кошеный

Крашеный

Кручёный

Ломаный

Мазаный

Меченый

Мощёный

Паханый

Паяный

Плетёный

Пиленый

Путаный

Рваный

Резаный

Сеяный

Стираный

Стриженый

Струганый

Тканый

Точёный

Вареное яйцо

Вяленая рыба

Жареная утка

Жжёный сахар

Калёный орех

Квашеная капуста

Кипячёная вода

Копчёная колбаса

Лущёный орех

Масленый блин

Мороженые ягоды

Мочёная клюква

Пареная репа

Печёное яблоко

Плавленый сыр

Сеяная мука

Слоёное тесто

Солёные огурцы

Сушёные абрикосы

Топлёное масло

Тушёное мясо

Чищеная морковь

Масленый – намазанный, пропитанный или запачканный маслом (масленая неделя – Масленица)

Масляный – масляные (на масле) краски или картина, написанная ими.

дЕланный смех

желанный момент

жеманный человек

медленный поезд

обещанный подарок

подлинный шедевр

священный долг

чванный характер

Чеканный шаг

Невиданный успех

Нежданный-негаданный гость

Неслыханный случай

Нечаянный промах

конченый человек

назвАный брат

писаный красавец

посажЁный отец

Прощёное воскресенье

Жеманный – образовано от жем – ломание, модничанье (от жаться, жмется – ужимки)

Нечаянный – от чати (замечать, беспокоиться)



Предварительный просмотр:

Первичный балл

Тестовый балл

0

0

1

3

2

5

3

7

4

9

5

11

6

13

7

15

8

17

9

20

10

22

11

24

12

26

13

28

14

30

15

32

16

34

17

36

18

37

19

38

20

39

21

40

22

41

23

42

24

43

25

44

26

45

27

46

28

47

29

48

30

49

31

50

32

51

33

52

34

53

35

54

36

55

37

56

38

57

39

58

40

59

41

60

42

61

43

62

44

63

45

64

46

65

47

66

48

67

49

68

50

69

51

70

52

71

53

72

54

73

55

76

56

79

57

81

58

84

59

87

60

90

61

92

62

95

63

98

64

100

 

 



Предварительный просмотр:

        (1)Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. (2) Это была голубая серебристая ель. (3) Голубое дерево из сказки.

        (4) Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. (5) Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. (6) Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ели, чтобы она чувствовала себя как дома.

        (7) Дерево принялось. (8) На ветках появились свежие, пушистые побеги. (9) Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. (10) Она пышно разрослась, и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

        (11) И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что ёлку кто-то срубил. (12) Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. (13) Изуродо-ванное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему      отрубил голову палач. (14) Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, - смотрели с болью, содроганием, гневом...

      (15) На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. (16) Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами : «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку».

      (17) Ель засохла и умерла. (18) Табличка на мёртвом дереве укреплена до сих пор.

       (19) Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. (20) И каждый день мёртвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

 

 ( По Т.Тесс)

     

 (1)В отрочестве и юности мал ещё жизненный опыт, но особо велика тяга к духовному общению. (2) Зачем человеку друг и как его найти? ….

      (3)  Старинные предания рассказывают нам сколь о трогательной, столь же и суровой дружбе. (4) Многие её черты с течением веков изменились. (5) Но уважение к ней и желание её остались неизменными. (6) В XIX веке Жуковский писал слово «Дружба» с большой  буквы. (7) «Так то поэт...» - скажете вы. (8) Да, поэт... (9) Но реалистически мыслящий Герцен в прозаическом произведении тоже писал это слово с большой буквы и добавил, что именно Дружба дала ему «глубокую душу». …

       (10) Характерно, что истинная дружба строго избирательна, что истинных друзей обычно у человека мало. (11) Много друзей только у того, кто пользуется ею из соображения собственной выгоды: чем больше друзей, тем больше выгоды. (12) Такие «друзья» обычно временны. (13) Если мы их ищем не  по душе, а по делу, то с окончанием дела и друг уходит в прошлое. (14) Иначе у настоящих друзей, которые более всего ценят душевные качаства. …

     (15) Всё меньше становится сейчас людей, нашедших друга благодаря тому, что жили на одной улице или в одном дворе. (16) Социологи выяснили, что сейчас люди чаще всего находят себе друзей на работе, в классе, в студенческой группе. …

    (17) Иметь друга — великое благо. (18) А жизнь устроена так, что её блага не сваливаются на нас с неба. Ради них нужно трудиться. (19) Ради дружбы необходимо трудиться душой. …

  1. Есть мудрое старое правило: хочешь иметь друга — будь им. (21) Иначе 6 потрудись душой для рядом находящегося человека! (22) Восприми его  радости и горести как свои и подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. 23) Не пожалей ни времени, ни своих чувств, ни своих сил!

(Е Лосото)

 (1)В отрочестве и юности мал ещё жизненный опыт, но особо велика тяга к духовному общению. (2) Зачем человеку друг и как его найти? ….

      (3)  Старинные предания рассказывают нам сколь о трогательной, столь же и суровой дружбе. (4) Многие её черты с течением веков изменились. (5) Но уважение к ней и желание её остались неизменными. (6) В XIX веке Жуковский писал слово «Дружба» с большой  буквы. (7) «Так то поэт...» - скажете вы. (8) Да, поэт... (9) Но реалистически мыслящий Герцен в прозаическом произведении тоже писал это слово с большой буквы и добавил, что именно Дружба дала ему «глубокую душу». …

       (10) Характерно, что истинная дружба строго избирательна, что истинных друзей обычно у человека мало. (11) Много друзей только у того, кто пользуется ею из соображения собственной выгоды: чем больше друзей, тем больше выгоды. (12) Такие «друзья» обычно временны. (13) Если мы их ищем не  по душе, а по делу, то с окончанием дела и друг уходит в прошлое. (14) Иначе у настоящих друзей, которые более всего ценят душевные качаства. …

     (15) Всё меньше становится сейчас людей, нашедших друга благодаря тому, что жили на одной улице или в одном дворе. (16) Социологи выяснили, что сейчас люди чаще всего находят себе друзей на работе, в классе, в студенческой группе. …

    (17) Иметь друга — великое благо. (18) А жизнь устроена так, что её блага не сваливаются на нас с неба. Ради них нужно трудиться. (19) Ради дружбы необходимо трудиться душой. …

  1. Есть мудрое старое правило: хочешь иметь друга — будь им. (21) Иначе 6 потрудись душой для рядом находящегося человека! (22) Восприми его  радости и горести как свои и подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. 23) Не пожалей ни времени, ни своих чувств, ни своих сил!

(Е Лосото)

        (1)Упражняется ли милосердие в нашей жизни? (2)...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (З)Часто ли мы получаем призыв к нему? (4)В "Памятнике", где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

      (5)Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (б)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (7)От "Пира Петра Первого", от "Капитанской дочки", "Выстрела", "Станционного смотрителя" милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. (8)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (9)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.
      (10)Это не только прямой призыв к милосердию вроде "Муму", но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. (11)Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
      (12)Милость к падшим призывать - воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему - необходимость настоятельная, труднооценимая. (13)Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.
 

(по Д. Гранину)

   (1)Упражняется ли милосердие в нашей жизни? (2)...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (З)Часто ли мы получаем призыв к нему? (4)В "Памятнике", где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

      (5)Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (б)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (7)От "Пира Петра Первого", от "Капитанской дочки", "Выстрела", "Станционного смотрителя" милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. (8)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (9)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.
      (10)Это не только прямой призыв к милосердию вроде "Муму", но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. (11)Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
      (12)Милость к падшим призывать - воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему - необходимость настоятельная, труднооценимая. (13)Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.
 

(по Д. Гранину)

    (1)- Наденька, так вы меня любите? - спросил я.
      (2)- Люблю, конечно, люблю, - ответила Надя.
      (3)От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто вроде "Танца с саблями". (4)Потом подпрыгнул до потолка, задев люстру, выскочил на лестничную площадку и с разбегу налетел на уборщицу с ведром в руках. (5)Вода разлилась, уборщица чуть не упала с лестницы. (6)"Ты что, ослеп?" - крикнула она, но я пронёсся мимо неё, как на крыльях. (7)Грубая женщина. (8)Подумаешь, лужа!.. (9)3нала бы она, что меня любит Наденька!
      (10)Во дворе малыши строили замок из песка. (11)Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. (12)"Дяденька, что вы делаете?" - зачирикали мальчишки. (13)Я даже не повернул головы. (14)Глупые дети, что значит их замок на песке по сравнению с любовью моей Наденьки! (15)Любит, любит!..
      (16)На автобусной остановке мне под ноги попалась кошёлка с овощами. (17)Я с ходу пнул её ногой, и по асфальту весело заскакали зелёные огурцы, жёлтые яблоки и красные помидоры. (18)"Бандит!.." - раздалось мне вдогонку. (19)Но я не удостоил хозяйку кошёлки даже взглядом, все мои мысли были о Наденьке.
      (20)3адыхаясь от восторга, я стремительно летел в сторону берёзовой рощи. (21)Под желтеющими осенними деревьями на скамейке сидели несколько пенсионеров. (22)Я пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля: та-та-та-та-та-тинь-тинь. (23)"Держи хулигана!" (24)Эгоисты эти пенсионеры. (25)Разве трудно понять, что чувствует человек, которого любят!..
      (26)Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зелёную душистую траву. (27)Ах, какое это счастье - любить и быть любимым, какое счастье!
      (28)Вдруг я почувствовал, что по мне пробежал некто в ботинках с железными набойками, раздавив часы на моей руке. (29)Я мгновенно вскочил и тут же полетел в пруд, сшибленный ещё кем-то, проносившимся мимо. (30)Как только я выбрался из воды, чьи-то пальцы стиснули мой нос так, что из глаз брызнули слёзы. (31)Вырвавшись, я схватил с земли здоровую палку. (32)"Ну, сейчас я покажу этим кретинам!"
     (33)Но что я мог сделать! (34)Вокруг меня, обезумевшие от счастья, скакали стада румяных молодых людей, выкрикивая разные женские имена и на разные лады повторяя: "Любит! Любит!.." (35)Оказывается, я был не одинок... (3б)Любили и других.

(Ю. Котлярс

    (1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:
– (3)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание. (5)Главное – сознание. (6)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги  какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?
(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.
– (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.
– (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.
(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках.
(22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире.
(24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.
– (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.
(27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать.
(29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою.
(30)Как много во всём этом ума и чувства красоты!


(По Л. Андрееву*)

  1. (1)Образование... (2) Это слово имеет великое множество определений. (3) Существует мнение, что образование — погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры. (4) Прошлое — это те основы,  нравственные ценности, уклад жизни, который постепенно складывается в течение многих веков у того или иного народа, нации. (5) Настоящее — это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни.  (6) Будущее- это надежды, выраженные разными способами. (7) В основании такой мечты — образцы культуры. (8) Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества,- момент освоения им культуры. (9) И этот момент должен быть красив, как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но и не может быть без образа». (10) Может быть, в само слово «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, которые создает сам человек. (11) Образ отношений, образ предметно-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов взаимодействия с этим миром.

         (12) Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? (13) Каждый решает для себя. (14) Но мне кажется, очень точно об этом сказал психолог Лэндрет ? « Образование — это то, что остается, когда все выученное забывается».

                                                                                                                             ( По С. Кокориной)

  1. (1)Образование... (2) Это слово имеет великое множество определений. (3) Существует мнение, что образование — погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры. (4) Прошлое — это те основы,  нравственные ценности, уклад жизни, который постепенно складывается в течение многих веков у того или иного народа, нации. (5) Настоящее — это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни.  (6) Будущее- это надежды, выраженные разными способами. (7) В основании такой мечты — образцы культуры. (8) Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества,- момент освоения им культуры. (9) И этот момент должен быть красив, как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но и не может быть без образа». (10) Может быть, в само слово «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, которые создает сам человек. (11) Образ отношений, образ предметно-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов взаимодействия с этим миром.

         (12) Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? (13) Каждый решает для себя. (14) Но мне кажется, очень точно об этом сказал психолог Лэндрет ? « Образование — это то, что остается, когда все выученное забывается».

                                                                                                                             ( По С. Кокориной)

  1. (1)Чистое, золотое дело - пэзия. (2)Отчего она вызывает такое ожесточение?(3) Смеялись над Дельвигом, Майковым. (4)Но больше всех русских поэтов доставалось Фету. (5)  Было в нем что-то вызывающее особое раздражение окружающих, да и многих потомков тоже.

       (6) Едва ли найдется другой пример подобного несоответствия человеческой сути и поэтического дарования (7) Воздушный, эльфический поэт был деловитым, крайне  бытовым, заземленным по всем своим привычкам человеком. (8) Сама внешность Фета, особенно в старые годы, когда человек приобретает некое сглаживающее благообразие, была вызывающе антипатична: грузный, тяжелый, с грубым, прихмуренным, часто брюзгливым лицом. (9) В лучшую свою пору он был среднеарифметическим гусаром, без печати индивидуальности. (10) А ведь он уже тогда писал замечательные и ни на кого не опирающиеся стихи.

        (11) Но в дальнейшей жизни Фета иные заботы постоянно теснили поэзию: то лямка армейской службы, то помещичьи, хозяйственные хлопоты.(12) Нередко он записывал стихотворение на случайно подвернувшемся под руку клочке бумаги. (13) Однажды он послал Толстому записку, набросанную на какой-то  квитанции вместе с новым стихотворением.

        (14) Толстой безоговорочно любил стихи Фета за их музыкальность, лиризм и отсутствие тенденции, чего Лев Николаевич органически не переваривал. (15) А затем ему полюбился и сам Фет — деловитый, озабоченный, серьезно и правильно живущий. (16) Когда Толстой увлекся сапожным делом и стачал две пары сапог, одна из них досталась его зятю Сухотину, другую, после долгой торговли, примерок, жалоб на тесноту в подъеме, сомнений в качестве кожи и крепости дратвы, одарив Толстого всеми переживаниями и страхами ремесленника, всучивающего свою продукцию, купил Фет. (17) Сухотин поставил сапоги  великого тестя на видное место в гостиной и поклонялся им, как реликвии, за что Толстой окончательно его возненавидел. (18) Фет использовал свою пару по назначению, особенно не хвалил, хотя и не ругал, когда же она сносилась, хотел заказать Льву Николаевичу новые. (19) То был счастливейший момент в жизни создателя «Войны и мира».

        (20) Но даже нежного и снисходительного к другу Толстого огорчало фетовское разбазаривание времени на мирскую суету, когда есть поэзия. (21) Но можно ли поверить, что Фет не написал необходимых ему внутренне стихов из лености, занятости, рассеянности? (22) Фет сказал все, что должен был сказать; он не мог бы сказать больше, даже если б не тратил времени на установку бильярдного стола, запашку под яровые нового клина и утепление оранжереи. (23) Сделанного Фетом хватило, чтобы занять опустевший после смерти Тютчева трон русской лирики.

        (24) Твердость в главном сочеталась у Фета с удивительной, противоречащей его характеру покладистостью в частностях, хотя их не бывает в поэзии. (25) Он писал стихи без помарок и черновиков, они у него выпевались из груди, как песня из птицы. (26) Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой. (27) А ведь в бытовой жизни он отнюдь не был ни слабым, ни даже покладистым человеком. (28) Он всегда знал, чего хочет, и твердо шел к намеченной цели, не гнушаясь советами, но всякий раз поступал по собственному разумению. (29) В этом суть двойственной природы Фета.

        (30) В одной грубоватой оболочке уживались два разных человека: поэт Фет, слышавший музыку сфер, овлеченный, доверчивый, мягкий, и помещик Шеншин, предпочитавший всем звукам небес ржание породного Закраса, расчетливый, прижимистый хозяин, опытный землевладелец, барин.

       (31) Фету не подавали «соху-с» к подъезду, он занимался сельским хозяйством с хмурой и жесткой повадкой профессионала. (32) Было ли в Фете два несоединимых человека или один, в котором все кажущиеся противоречия крепко и органично связаны? (33) Кто знает?

       (34) Сограждане, родные! (35) Давайте бросим ныть, бездельничать и злобствовать!

       (36) Будем, как Фет, деловиты.

 (37) Будем, как Фет, поэтичны.

  (38) Будем, как Фет, зажиточны.

   (39) Будем, как Фет, вечны.

                             (Ю Нагибин)                                                                                                                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для подготовки к части С ЕГЭ

Материал для подготовки к части С ЕГЭ.притча для аргументации по проблеме: РОЛИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА....

Служебные части речи (материал для подготовки к ЕГЭ, задание В 2)

Марериал может быть использован для повторения темы "Служебные части речи" в 11 классе, для отработки навыка распознавания служебных частей речи или для контроля по теме....

Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. часть С "Формулировка проблемы"

Очень часто дети затрудняются  при формулировке проблемы в части С . По-моему , эта презентация может помочь...

Материал для подготовки к устной части ЕГЭ-2015

Стратегии выполнения заданий по говорению ЕГЭ английский язык...

Материал для подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку

В данном документе представлена пробная версия устной части ЕГЭ по английскому языку. Документ найдут полезным учителя, работающие с 11 классами. Как вы все знаете, в 2015 году вводится устная часть э...

Тренировочный материал для подготовки устная части экзамена по английскому языку в 11 классе

Данный материал может быть полезен как учителям английского языка так и обуччающимся 11 классе при подготовке к устной части экзамена  по английскому языку в 11 классе....