Подготовка выпускников 9-х классов к итоговой аттестации по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему

Коротченкова Татьяна Николаевна

Что надо сделать, чтобы школьники успешно сдали ГИА? Сколько приходится перепробовать различных приёмов и методов преподавания русского языка, чтобы найти пути достижения цели!                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_gia_iz_opyta_raboty.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Подготовка выпускников 9-х классов к итоговой аттестации по русскому языку

 (Из опыта работы)

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Коротченкова Т. Н.

Железногорск

2012

                           Как подготовить выпускников к сдаче ГИА?

    Единый государственный экзамен - это совершенно новая для российской школы форма проверки знаний, которая заставляет учителей искать новейшие  формы работы на уроке, потому что ни одна из программ для старших классов не ориентирована на аттестацию в новой форме.  Да и  учебники 8-9 классов в полной мере не обеспечивают блочное повторение орфографии и пунктуации, а также формирование навыка анализа текста с последующим написанием сочинения - рассуждения. Что надо сделать, чтобы школьники успешно сдали ГИА? Сколько приходится перепробовать различных приёмов и методов преподавания русского языка, чтобы найти пути достижения цели!                      На протяжении нескольких лет подряд приходится выпускать учеников 9-х классов. Были работы и с отрицательным результатом. Поэтому передо мной встал вопрос: как же подготовить детей к успешной сдаче ЕГЭ? Мои классы сильными не назовёшь, но среди учеников есть талантливые, трудолюбивые дети. И, чтобы каждый ученик “поглощал знания с аппетитом”, стала искать  новые подходы  в преподавании русского языка.

      Для того чтобы удачно сдать ГИА, во-первых, необходимо  владеть       достаточно полными знаниями по предмету, во-вторых, иметь опыт написания аттестационной работы и, в-третьих, быть психологически подготовленным к сдаче экзамена. Просто учить правила – метод абсолютно неэффективный, так как в русском языке исключений не меньше, чем правил, а сами правила понимаются только в процессе практической деятельности. Необходимо было скорректировать содержания календарно-тематического планирования, поурочного планирования в соответствии с актуализацией личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методики обучения русскому языку. В своей работе опиралась на  учебник-практикум для 9 классов под редакцией Н.А.Сениной «Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА » , Т.М Пахновой «Работа с текстом при подготовке к экзаменам по русскому языку» и Т.Ю.Угроватовой «Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации».  Данные пособия оказывают действенную помощь в повторении теоретического материала, в работе с текстами и имеют наборы тестов в формате ГИА.

Главным, на чем построено пособие Т.М.Пахновой, является текст. Тексты, представленные в книге, разнообразны по жанру и тематической направленности, доступны для старшеклассников по содержанию. Имеют  высокую познавательную и воспитательную ценность. Их использование позволяет обеспечить реализацию как внутрипредметных, так и межпредметных  связей, предполагает проверку лингвистических знаний и умений на разных уровнях. Поэтому большинство упражнений учебника-практикума - это комплексная работа с текстом, в ходе которой учащиеся должны определять тему текста, основные мысли, находить ключевые слова, определять тип речи и стиль текста, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю, находить в тексте языковые средства, с помощью которых осуществляется связь между предложениями, между абзацами. Тексты представлены в малых объемах, их можно  проанализировать  в течение урока. К ним  даются  творческие  задания разноуровневого плана, что позволяет успешно осуществлять дифференцированную работу. В процессе комплексной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки учащихся.

Многие упражнения содержат задания, предлагающие определить значение слова, подобрать синонимы, антонимы, определить стилистическую окраску слова, выявить слова необщеупотребительной лексики, архаизмы, историзмы, неологизмы. Задания формируются таким образом, чтобы побудить учащихся к активизации мыслительной деятельности. Например, задачи на подбор доказательств:

    1.Подберите синонимы к  словам: бдительный, талантливый, выразительный, интеллектуальный.  ( Т. М. Пахнова.  2010, стр.17)

         2. Задачи на обоснование автором тех или иных языковых средств:

        С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) осуществляется связь между      предложениями в тексте? (Т. М. Пахнова.  2010, стр.17). В каких значениях употребляются слова дар, буря, жар, лёгкий, новый? Какие слова употребляются в переносном значении? Какова их роль в тексте?  (Т. М. Пахнова.  2010, стр.67). Какие  средства выражения не только мыслей, но и чувств использует автор? (Т. М. Пахнова  2010, стр.102).

3. Задачи на сопоставление, сравнение:

Обратите внимание на слова, которыми начинается и завершается  стихотворение (по небу – песни земли). Что достигается  благодаря использованию в начале и в конце стихотворения слов-антонимов небо-земля?  (Т. М. Пахнова.  2010, стр.73)

         4. Задачи на объяснение лексических норм:

Объясните значение слов и выражений: банальность, цинизм, эффект.  (Т. М. Пахнова  2010, стр.89)

    Хотелось бы отметить еще одну положительную направленность пособия. Здесь рассматриваются различные варианты заданий, способствующих повторению морфологии и синтаксиса, что важно при подготовке учеников к заданиям части «В». Например:

  1. Выпишите глаголы в две колонки: сов. вид  и несов. вид   (Т. М. Пахнова  2010, стр.63).
  2. Образуйте наречия от слов благодатный, святой,живой. Придумайте с этими словами предложения. (Пахнова.  2010, стр.79).
  3. Составьте схемы сложных предложений   (Т. М. Пахнова.  2010, стр.81).

       Одним словом, решается комплекс задач, что позволяет старшеклассникам успешно подготовиться к экзаменам в новой  форме.

       Но еще в УМК под редакцией Т.М. Пахновой (9 класс) обращается внимание на воспитание культуры чтения и восприятия художественного текста, на воспитание внимательного, вдумчивого отношения к слову, на формирование у школьников умений выразительного чтения текста, на заучивание поэтических и прозаических произведений. Практический курс русского языка, направленный не только на интеллектуальное, но и на духовное, эстетическое развитие учащихся, предполагает использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и ученика, атмосфера духовного общения. Опираясь на практические материалы книги, учащиеся реализуют исследовательский подход, внимание к тому, как употребляются языковые средства в речи, в текстах разных стилей, внимательно, вдумчиво относятся к слову при работе над сочинением-рассуждением, устными сообщениями.

          Для обеспечения более качественной подготовки  выпускников  к экзаменам  был выделен 1 час на элективный курс по предмету. Сразу была разработана программа занятий элективного курса.

Цели и задачи курса:

  • обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс (5 -9 кл.)  согласно новым  требованиям экзаменационных тестов;
  •  скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;
  • подготовить  учащихся к успешной сдаче ГИА;  
  •  развивать  познавательную  деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием;
  • выработать  навыки  объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт или литературный материал;
  • целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;
  •  формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;
  • учить любой диалог вести этически корректно.

Умения:

  • Проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
  • проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; 
  • использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка,
  • создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
  • формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;
  • формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором прочитанного текста;
  • аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Программа курса была составлена исходя из структуры экзаменационных тестов. Так, языковой материал используется  из КИМов, в которых задания связаны с текстом. После разбора заданий ребята работают над тренингами, где собран материал по части «А» и «В» ГИА в 9 классе. На учебных занятиях и при проведении контрольных работ учащимся предлагались задания в формате ГИА.

За урок мы успеваем разобрать  задания части «А» и «Б». На втором уроке работаем над анализом текста: находим проблему текста и авторскую позицию, на втором - создаем связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста. Приводим аргументы, опираясь на жизненный и читательский опыт. Так за два урока мы успеваем разобрать один из текстов КИМов. А дома ученики тренируются в написании части «С», используя наработки урока.

Для  уроков контроля  учителям-словесникам  необходимо,   на мой взгляд, рекомендовать учебно-методическое  пособие под редакцией  Сениной Н.А.,  которое содержит 30 вариантов экзаменационной работы для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме в 9-ом классе, структуированных  в соответствии со спецификацией 2009 года, утверждённой Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжённых ответами. В пособие включены методические рекомендации для учителей и учащихся (в том числе дана методика подготовки к написанию сжатого изложения и рекомендации по подготовке к сочинению- рассуждению на лингвистическую тему), а также словарик лингвистических терминов. Тесты апробированы в девятых классах разных школ.

Действенным пособием для учащихся для подготовки к итоговой аттестации служит пособие под редакцией Т.Ю.Угроватовой,   которое содержит обобщающий материал по всему школьному курсу в виде тестов. Работая с книгой, можно определить исходный уровень знаний и значительно повысить его, последовательно выполняя тренировочные задания разной степени сложности. Для проверки и самоконтроля в пособии имеются ключи-ответы ко всем разделам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на РМО учителей русского языка и литературы "Использование ИКТ при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе"

В докладе дан краткий обзор Интернет ресурсов, помогающий учителям качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации....

ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К СДАЧЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Идея единого государственного экзамена возникла в условиях резко возросшего разнообразия средств и методов обучения в школе, использования вариативных учебных планов, программ, учебников и учебных пос...

Применение ИКТ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9 класса

Применение ИКТ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9 класса...

Подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в контексте новых образовательных стандартов

Обобщение опыта работы.  В условиях модернизации системы образования своей главной задача сельских школ -  предоставить каждому ученику возможность  реализовать интеллектуальные и ...

Особенности подготовки учащихся индивидуальной формы обучения к итоговой аттестации по русскому языку и математике.

Методика и практика подготовки учащихся с ОВЗ к итоговой аттестации. Проблемы и пути их решения....