Обобщение опыта работы по подготовке к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Богатова Татьяна Михайловна

Материал  помогает  скорректировать работу педагога при подготговке  к ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_obobshchenie_opyta_po_ege.docx70.36 КБ
Файл obobshchenie_opyta_po_ege.pptx106.82 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ

учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории           МОУ СОШ с. Николаевка Богатовой Татьяны Михайловны.

           В течение десятилетия мы вместе с нашими учениками сдаём единый  государственный экзамен.

         ЕГЭ по русскому языку внес значительные изменения в процесс обучения предмету и стал серьезным испытанием для учителей, учащихся и родителей.

Введение  в практику работы школы  сдачи единого государственного экзамена по русскому языку, а теперь ещё и проведение экзамена в 9 классах по новой форме, поставило  непростые  задачи по подготовке к новой форме итоговой аттестации. Уже первые шаги в этом направлении показали, что необходимо менять всю систему работы. Задача усложнялась тем, что, готовя учащихся к работе с тестами, нельзя выпускать из внимания и необходимость отработки навыка грамотного письма.

Те ключевые моменты, на которые в первую очередь обратила внимание в работе,  дали неплохие результаты на экзамене:

      

 Первая проблема, с которой пришлось столкнуться, - это  учебно–методическое обеспечение, позволяющее организовать качественную подготовку к экзамену и вместе с тем изучение нового материала по программе. Помимо учебника русского языка под редакцией А.И.Власенкова пришлось запастись и ещё достаточно большим количеством дополнительной методической литературы, обратиться к справочникам, воспользоваться материалами интернета.  

Единый государственный экзамен – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Тестирование по русскому языку позволяет проверить все виды компетенции и имеет безусловные преимущества по сравнению с другими формами контроля. Назначение экзаменационной работы определяют ее структуру: в нее входят задания различного уровня сложности.

Способы предъявления языкового материала не новы для школьников и постоянно используются в практике преподавания русского языка, так же, как и основные умения:  

  • анализировать языковые факты;
  • оценивать их с точки зрения информативности;
  • оценивать языковые единицы (правильность, уместность употребления);
  • использовать основные приемы информационной переработки текста;
  • оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; вести речевой самоконтроль.

Все эти умения вырабатывались в своё время на уроках, поэтому нет необходимости в специальной подготовке к ЕГЭ. Но есть необходимость обобщить и систематизировать эти знания.

ЕГЭ по русскому языку является обязательным, и поэтому передо мной как учителем стоит важная задача: в старших классах  целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению и т.д.  

Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ  начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами.

Второй этап - это диагностирование учащихся, он дает возможность  ребятам почувствовать всю сложность ситуации, реально посмотреть на вещи.

Вообще, подготовка к ЕГЭ - трудный и ответственный момент. К сожалению, эту ответственность чувствует в большей мере учитель. Ученики пассивны в основном, за небольшим исключением.  А таких учеников готовить очень трудно, просто невозможно. Учитель старается, а результата нет. Лишь единицы переживают и беспокоятся.  Здесь и поможет диагностика. Эту диагностическую таблицу, с  уже имеющимся материалом коллег,  дополнила информацией и после проведения диагностики, мы с учащимися начинаем отрабатывать «западения» в теории. Именно на этом этапе начинается осознание всей серьезности ситуации. Поэтому, теорию, особенно, в части В предлагаю учить наизусть.

«ВХОДНОЙ ТЕСТ»

Уровень А (базовый)

Задания  КИМа

Знания и умения

Знаю

Сомневаюсь

Не знаю

А1

Знать: что такое орфоэпия?

Уметь: расставлять ударения в словах

А2

Знать: что такое лексическая норма, лексическая сочетаемость?

Уметь: определять лексическое значение слова

А3

Знать: морфологические нормы употребления существительных, прилагательных в различных степенях сравнения, наречий, глаголов, предлогов?

Уметь: находить ошибки в словообразовании существительных, прилагательных, числительных

А4

Уметь: находить грамматически правильное продолжение предложения

А5

Знать: нарушение согласования в предложении,   нарушение связи между подлежащим и сказуемым?

А6

Знать: что такое текст? Последовательность предложений в тексте?

А7

Знать: средства связи предложений в тексте?

Уметь: определять средства связи предложений в тексте:

-контекстные синонимы

-местоимения

-частицы

-наречия

-лексические и синтаксические повторы

-однокоренные слова

-антонимы

А8

Знать: грамматическую (предикативную) основу предложения?

Виды сказуемых?

Уметь: находить грамматическую основу предложения?

А9

Знать: простое и сложное предложение, средства связи простых предложений в составе сложного?

Уметь: определять вид сложного предложения.

А10

Знать: самостоятельные и служебные части речи

Уметь: определять часть речи

А11

Уметь: определять лексическое значение слова

А12

Знать: правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи:

  • существительных
  • прилагательных
  • причастий
  • наречий

А13

Знать: правописание безударных гласных в корне слова,

проверяемых  и непроверяемых ударением,

чередующихся гласных в корне слова?

А14

Знать: правописание приставок

  • пре-, при-
  • оканчивающихся на «з» и «с»

И и Ы после приставок на согласный

А15

Знать: спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов?

А16

Знать: правописание суффиксов в различных частях речи:

- существительных

-  прилагательных

-  глаголах

- отглагольных прилагательных

- наречиях;

- причастиях

Правописания Ь в разных частях речи

А17

Знать: правописание не и ни с различными частями речи:

- существительными

- прилагательными

- наречиями

- местоимениями

А18

Знать: слитное, раздельное и дефисное написание сложных существительных, сложных прилагательных, наречий,

производных предлогов; правописание слов с пол- и полу-

А19

Знать: виды сочинительных союзов.

Предложения с однородными членами

А20

Знать: обособление определений, приложений, обстоятельств

А21

Знать: обращение, знаки препинания при нем.

Вводные слова и предложения?

Уметь: обособлять на письме слова «да», «нет», вставные конструкции, уточняющие члены предложения

А22

Знать: отличие сложного предложения от простого с однородными членами, отсутствие или наличие запятой перед союзом И в предложениях с однородными членами

А23

Знать: бессоюзные сложные предложения (БСП), двоеточие в БСП, тире в БСП

Уметь: правильно расставлять знаки препинания в БСП

А24

Знать: сложноподчиненные предложения (СПП)

Уметь: расставлять знаки препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов в СПП

А25

Знать: сложное предложение с различными видами связи

А26

Уметь: преобразовывать придаточную часть в причастный оборот

А27

Уметь: выразительно читать текст и понимать его

А28

Знать: что такое текст

А29

Знать: типы и стили речи

Типы: описание, рассуждение, повествование.

Стили речи: научный, публицистический, официально-деловой, художественный, разговорный

А30

Знать: фразеологизмы,  синонимы, антонимы,  паронимы, омонимы?

Уметь: находить фразеологизмы, антонимы, синонимы, паронимы в тексте

        «ВХОДНОЙ ТЕСТ»

Уровень В (высокий)

В1

Знать: способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ, сложение целых слов, сложение части слова и полного слова, сложение начальных букв - аббревиатура, переход из одной части речи в другую, усечение основы,  бессуфиксный)

Уметь: определять способ образования слова

В2

Знать: морфологические признаки самостоятельных частей речи

Уметь: находить в предложении служебные части речи.

Определять части речи, употребленные в функции существительного

В3

Знать: типы подчинительной связи слов в словосочетании

Уметь: определять тип связи (согласование, управление, примыкание)

В4

Знать: типы односоставных предложений

Уметь: определять типы односоставных предложений (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные, обобщенно-личные).

В5

Знать: чем осложнено простое предложение:

-уточняющие члены

-вводные слова и предложения

-вставные конструкции

-обособленные определения

-сравнительные обороты

В6

Знать: виды сложноподчиненных предложений (СПП) с последовательным, параллельным, однородным подчинением

Уметь:  определять тип подчинения

В7

Знать: средства связи предложений в тексте (синонимы, частицы, союзы, указательные слова, местоимения, лексический и синтаксический повтор)

В8

Знать: языковые средства:

  • эпитет
  • метафора
  • сравнение
  • фразеологизм
  • лексические повторы
  • литота
  • гипербола
  • олицетворение
  • ряды однородных членов
  • экспрессивно-окрашенная лексика
  • парцелляция
  • перифраз
  • бессоюзие
  • многосоюзие
  • риторический вопрос, обращение и т.д.

Уметь:  находить языковые средства в тексте

Условием реализации следующего этапа является  обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно  приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика, копируем тесты, проводим тестирование на компьютере или онлайн-тестирование.

Обязательно изучаю анализ результатов прошлогоднего экзамена. На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников. Работе с орфографическими и пунктуационными правилами посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Традиционным стало проведение в начале каждого урока в старших классах орфографических или пунктуационных пятиминуток. Обязательна работа и по орфоэпии. Отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 7-го класса. Как уже сказала, при подготовке к Единому Государственному Экзамену по русскому языку используется разнообразный дидактический материал, демонстрационные тесты ФИПИ. По наиболее трудному материалу выдаются домашние задания.

        Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков  я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ.  В 6 и 7 классе -подборка тестовых материалов, а в 8 и 9 классе используем готовые тестовые задания под редакцией…, построенные по аналогии с ЕГЭ.

Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет учителю быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Процесс систематизации  будет более эффективным, если выпускники постоянно имеют возможность применять уже полученные знания  и умения, «прокручивая» их каждый раз в новых ситуациях. Эту возможность мы получаем, работая с онлайн-тестами, когда после выполнения теста, ребята здесь же проверяют задания, видят результат. После сброса информации тест выходит в новом варианте.

Это способствует развитию зрительной памяти учащихся. В индивидуальной работе с отдельными учениками можно использовать компакт-диски с программами тренажёрами по русскому языку. Эти программы хороши тем, что подводят итоги работы ученика, подсчитывают  количество сделанных ошибок и выставляют оценку. Вся информация выводится на экран. Результаты сохраняются в файле. Статистику результатов можно просмотреть  на экране или распечатать. Фиксируется число и время, когда ученик приступил к работе, количество орфографических и пунктуационных ошибок, а также правила, на которые допущены ошибки.

    Помощником учителя при проведении уроков, нацеленных на подготовку к ЕГЭ, являются наглядные пособия. Сегодня, при наличии мультимедийных установок и интерактивных досок, которыми мы пока не располагаем, учитель может сам подбирать наглядный материал и активно использовать их на уроке. Компьютер – большой помощник учителя. Он экономит время и значительно упрощает работу с материалом. За урок, при наличии медиа-урока, можно повторить несколько орфограмм, пунктограмм, провести различные разминки. Работа с текстами на экране мобилизирует учащихся, концентрирует их внимание, заставляет рачительнее относиться к своему времени. А это только на пользу.

        Тестовые формы контроля я применяю не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.

Но следует помнить, что полной информации о состоянии практической грамотности учащихся тесты не дают, так как проверяют орфографические и пунктуационные умения, но не навыки.

         Настоящая же грамотность – это письмо почти автоматическое, без раздумий о том, как и почему надо писать то или иное слово. В данном случае более эффективным способом проверки являются традиционные измерители - диктант, изложение, сочинение. Два последних вида работы (изложение и сочинение) позволяют, помимо грамотности, проверить ещё и речевое развитие учащихся, их коммуникативную компетенцию, предполагающую способность свободно владеть речью в разных условиях общения.

В процессе работы стараемся чаще обращаться к словарям, что позволяет развивать навыки работы со справочной литературой. Я сознательно не даю готовых ответов, а подсказываю, где их можно самостоятельно найти, а потом рассказать об этом классу. Таким образом, развивая зрительную память учащихся.

При подготовке к ЕГЭ немалую роль играет то, что принято называть тренировкой. Небольшая работа на 5-7 минут бывает очень полезной. Разрабатываю небольшие тесты в форме ЕГЭ, включающие задания по орфографии, пунктуации, микротексту, фонетике, орфоэпии, культуре речи. Как правило, такие тесты не занимают много времени, зато позволяют на каждом уроке проверять знания.

Одним из основных требований к разработке проверочных заданий в рамках Единого государственного экзамена является обязательное совпадение  с основными целями школьного курса и содержанием образовательного стандарта по предмету. В связи с этим определяется уровень соответствия освоенных учащимися знаний, умений и навыков основным целям курса русского языка.

Уровень подготовки по русскому языку определяю с помощью устного опроса, диктанта, изложения, сочинения, многоаспектного анализа текста, тестирования и др.

Тестовые задания использую, главным образом,  для проверки знаний учащихся, понимания изученного материала, способности опознавать языковые единицы, классифицировать их, выявлять соответствие (или несоответствие языковым нормам)

Подготовка к ЕГЭ требует обобщения и систематизации изученного в школе. Особое внимание обращаю на то, какие пробелы есть в знаниях ученика, продумываю способы их устранения.

Цель подготовки к Единому государственному экзамену – дать возможность старшеклассникам потренироваться в выполнении заданий, которые включены в ЕГЭ, проверить себя по всем темам школьного курса русского языка.

В предлагаемые контрольно-измерительные материалы включаю задания,  проверяющие четыре компетенции: языковую, лингвистическую, коммуникативную, культуроведческую.

В тесты включаю задания по всем содержательным линиям школьного курса. Следовательно, с их помощью выясняю:

- освоил ли выпускник систему знаний о языке и его устройстве;

- овладел ли учащийся основными нормами русского литературного языка, умениями опознавать, анализировать, сопоставлять;

- умеет ли выпускник работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и интерпретировать необходимую информацию;

- обладает ли ребенок  необходимым уровнем развития речевой деятельности, достаточным словарным запасом.

Учитывая специфику контрольно-измерительных материалов, даю комментарий по всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваю наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибок.

Акцентирую внимание на тесты, которые проверяют:

1. знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);

2.речеведческие знания – текст:  основная мысль, средства связи в нём; типы речи; повествование, описание, рассуждение; стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный; использование языковых средств в зависимости от темы текста, стиля и типа речи;

3. специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);

4. орфографическую и пунктуационную грамотность;

5. владение нормами литературного языка: орфографическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими;

6. умение анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста.

Остановлюсь на конкретных заданиях.

А1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1. Солнечный Сочи;
  2. Более высшая форма (тоталитаризма);
  3. Трое юношей;
  4. У четырёхсот пятидесяти человек

В этом задании, как правило, обращаю внимание детей на сравнительную степень прилагательных или чаще на склонение местоимений.

А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Занимаясь изучением языка,

1.                у меня обнаружились способности.

2.                мама записала меня на курсы.

3.                поможет словарь.

4.                ученик пользовался словарём.

 и т.д.

При выполнении этого задания, акцент делаю на лицо, субъект, который выполняет действие, т.е. лицо должно быть одно, а между глаголом-сказуемым и деепричастием можно поставить союз И. Например, ученик (субъект) занимался и пользовался. А также уместно употребить глагол в неопределенной форме.

 Задание А6 проверяет умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка. Звучит оно так: «В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?»

Задание впервые появилось в КИМах в 2006 году, и практика выполнения подобного рода заданий в школах имеется. Придаточные определительные достаточно легко можно заменить причастным оборотом, но всегда ли?

Вот как отрабатываю с ребятами это задание:

1) необходимо указать номер предложения, в котором придаточное можно заменить определение, выраженным причастным оборотом. Например: Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица. - Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, заставлявшим забывать некрасивость ее лица.

Замена придаточного предложения причастным оборотом

Замена возможна

Замена невозможна

1. Союзное слово который в именительном падеже:

Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов. – Три тополя, росшие на краю поля, превратились в огромных великанов.

1.Союзное слово который в косвенном падеже (кроме винительного падежа без предлога и родительного падежа при глаголе с отрицанием):

Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

2. Союзное слово в винительном падеже без предлога:

Многие животные, которых истребляет человек, постепенно вымирают. - Многие животные, истребляемые человеком. человек, постепенно вымирают.

2. Союзное слово который + глагол в будущем времени:

Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США.

3. Союзное слово который в родительном падеже падеже при глаголе с отрицанием:

Солнце, которого еще не скрыли тучи, казалось ярким. – Солнце, еще не скрытое тучами, казалось большим и ярким.

3. Союзное слово который + глагол в условном наклонении:

Доверься врачу, который приготовил бы  тебе это лекарство.

4. Союзное слово который соотносится с сочетанием ТОТ (ТА, ТЕ, ТО) + существительное:

Дорога привела нас в тот глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной.

Проводя морфологический практикум, использую карточки.

Карточка 1

Подчеркните прилагательное, перешедшее в существительное.

Прошлого не вернуть; взрослые люди не всегда бывают правы, влюблённые в поэзию, столовая посуда,…

Карточка 2

Укажите разряд местоимений.

Каждый (  ), у меня (  ), передо мной (  ).

Правописные умения и навыки лучше всего вырабатываются в систематических упражнениях, объём которых определяется в зависимости от уровня подготовки старшеклассников.

Работаем над наиболее трудными заданиями:

- разбор слова по составу,

- словообразовательный разбор,

- правописание приставок, правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени,

- правописание не и ни с различными частями речи,

- слитное, раздельное и дефисное написание слов,

- орфографические, морфологические и синтаксические нормы,

- осложнённое предложение,

- анализ выразительных средств языка.

При выполнении сложных заданий советую использовать метод исключения, т.е. исключать те задания, в которых не уверен, либо наоборот их оставлять, если в других примерах нет искомого правила.

Задания по лексике предполагают работу со словом, а, следовательно, проверяют знание не только основных понятий, связанных с лексической системой, но и общий уровень развития учащегося, его кругозор, который проявляется, естественно, в активном словарном запасе учащегося. Поэтому я стараюсь расширять словарный запас учащихся, но, прежде всего, прививаю стремление и вырабатываю умение пользоваться справочной литературой, добывать знания самостоятельно. Ученик должен знать, в каком словаре он может получить необходимую справку. Слова-паронимы, которые чаще остальных встречаются демо-версиях, предлагаю выучить наизусть.

Задание по фонетике, несмотря на кажущуюся простоту, предполагает знание как звуков, так и букв, знание тех фонетических процессов, которые происходят со звуками в потоке связной речи, а также владение основными произносительными нормами. Процент ошибок в этом задании бывает велик, поэтому, чтобы избежать их, необходимо иметь четкое представление о соотношении букв и звуков и не смешивать эти понятия.

  Обязательной частью урока считаю орфоэпические разминки. Не секрет, что местный диалект накладывает свой отпечаток на устную речь наших учащихся. Многие слова ребята произносят так, как принято в семье, на улице, нисколько не сомневаясь в правильности их произношения. Поэтому требуется время, чтобы сломать устоявшиеся орфоэпические стереотипы. Орфоразминки можно проводить по-разному. Вначале обращаться к словам из орфоэпического словаря учебника. После 2-3 кратного прочтения можно предложить ребятам орфоэпический диктант. Здесь тоже возможны варианты: записать слова на доске или раздать индивидуальные карточки с разными вариантами слов.

И еще это происходит потому, что ударение в русском языке разноместное и подвижное. Поэтому мы стараемся проработать с учащимися ударение в словах, наиболее часто встречающихся  в тестах, а также объяснить основные закономерности постановки ударения в прилагательных, глаголах и причастиях, поскольку именно эти словоформы нередко составляют задание, связанное с постановкой ударения. Для запоминания предлагаю ребятам пары слов по аналогии, в которых ударение запомнить легко, т.е. слова-помощники. (ПРИМЕРЫ) стажеры-договоры

Задания по словообразованию предназначены для проверки знаний по морфемному  и словообразовательному  анализу, который начинается с определения принадлежности слова к той или иной части речи и выделения в нем окончания. Именно этот первый шаг является самым трудным для большинства учащихся. Здесь необходимо усвоить знания об изменяемых и неизменяемых частях речи. Следующий этап морфемного анализа – вычленение морфем в основе. Трудности в выделении корней кроются в исторических чередованиях звуков, их наличие способно до неузнаваемости видоизменить облик корня. Поэтому необходимо дать список основных исторических чередований звуков в русском языке.

Трудности в определении способа словообразования кроются в неумении учащихся строить словообразовательную цепочку. Ведущим принципом здесь является «принцип матрешки», в которой самая маленькая матрешка – это корень, сразу «достать» который невозможно: надо снять с нее последовательно другие матрешки – служебные морфемы. Ещё применяют такой прием, как «раздевание»: говорю о том, что «снимать» надо по одной морфеме, как одежду после школы,  ведь нельзя «скинуть» сразу рубашку и брюки, так и здесь.

В тестах всех предыдущих лет морфология представлена в очень сокращенном виде, основное количество заданий носит орфографическую  направленность. Поэтому материал здесь лучше представить в виде таблиц, поскольку учащиеся уже располагают необходимой теоретической базой в объеме средней школы. Чаще всего ребята ошибаются при определении разрядов местоимений, нахождении частиц, поэтому использую таблицы по морфологии из учебника Александрова, там они даны очень доступно, прошу выучить.

Синтаксису и пунктуации в тестах уделяется гораздо больше внимания, чем морфологии. Здесь при повторении также используется форма таблиц для систематизации имеющихся знаний. Особое внимание уделяется таким «ошибкоопасным» темам, как «Обособленные члены предложения», отграничение сравнительных оборотов от придаточных сравнительных предложений.

Сложными для учащихся считаются  задания, которые предполагают проверку речеведческих знаний. Это означает, что учащиеся должны владеть понятийным и терминологическим аппаратом: хорошо знать стили речи, типы текстов, средства и способы связи предложений в тексте и языковые средства выразительности.

Задание В8 вызывает определенные трудности, поэтому советую ученикам вначале прочитать все данные фигуры и тропы, вспомнить их определения, подобрать примеры, потом проанализировать предложения из задания. Для подготовки к экзамену заводим папки с полным перечнем изобразительно-выразительных средств, закрепляя их примерами. При подготовке к экзамену дети сдают определения наизусть, эту работу начинаем проводить целенаправленно в первом полугодии 9 класса, чтобы дальше они учились только оперировать этими понятиями.

Особое внимание уделяю подготовке к написанию части С. Это сочинение-рассуждение, которое создаётся на основе текста. Ставлю цель урока:

1.  подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;

2.  совершенствование навыков анализа текста;

3.  воспитания уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Проводим лингвистический анализ публицистических, разговорных и художественных текстов, оцениваем высказывание с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, стараемся извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

Учимся применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Особое внимание уделяем специфике рассуждения как типа речи, совершенствуем умение анализировать текст.

С помощью этого задания проверяется речевое развитие учащегося. Нацеливаю учащихся на их способность самостоятельно уточнить тему, определить основную мысль и подчинить ей высказывание, выстраивать композицию текста, выбрать нужный для данного случая стиль и тип речи, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, соблюдать нормы литературного языка. Самостоятельно составленный учащимися текст даёт возможность судить об уровне развития, о его общей культуре, имеет ли личностную позицию и умеет ли её выразить, корректно вступая в диалог с автором текста, особенно, если их позиции не совпадают.

Что же необходимо знать, понимать и уметь выпускнику, чтобы успешно сдать единый государственный экзамен по русскому языку?

При работе над частью С  подробно прорабатываем критерии оценки  этого задания. Именно там кроется план работы над сочинением. Анализируя  текст, учащиеся должны рассматривать его в 4-х аспектах:

1. Проблема, поставленная в исходном тексте.

2. Комментирование проблемы относительно исходного текста                             (комментарий – рассуждение, пояснительные и критические замечания о чем-либо).

3. Авторская позиция.

4. Собственное мнение, подкрепленное двумя развернутыми аргументами.

При выполнении части С учащиеся должны четко помнить составляющие части любого сочинения:  

1. Вступление (Обозначение темы, круга проблем, затронутых в исходном тексте; выражение отношения автора сочинения к данным проблемам, их общественной значимости).

2. Основная часть (Отражение и комментирование основных суждений автора исходного текста; приведение аргументов, подкрепляющих эти суждения и связанные с ними собственные соображения автора сочинения; анализ средств выразительности, которые помогли автору исходного текста сделать свою позицию более убедительной. Приведение возможных возражений оппонентов автора и аргументированный ответ на эти возражения, в котором могут быть использованы как аргументы автора исходного текста, так и собственные доводы экзаменуемого. Выражение мнения, не совпадающего с мнением автора (в отношении того или иного конкретного вопроса или нескольких вопросов, затронутых в тексте) или уточняющего, развивающего его мысль).

3. Заключение (Итог рассуждения с выражением личного мнения о тексте и проблеме).

Из опыта.

Проходим основными этапами, готовящими к написанию сочинения-рассуждения части С.

Начинаю  с разминки. Ответьте на вопросы:

  • Что такое сочинение-рассуждение? (Это тип текста, в котором выдвигается и доказывается тезис)
  • Из каких частей всегда состоит сочинение-рассуждение? (Тезис, доказательства, иллюстрации и вывод)
  • Что такое тезис? (Это положение, мысль, которую требуется доказать)
  • Сколько доказательств должно быть в рассуждении? (два и более)

Не путайте доказательства с иллюстрациями. Доказательства – это ответ на вопрос, почему. Например, ваш тезис «Надо читать книги». Доказательства отвечают на вопрос «зачем?»

  • Так зачем же надо читать книги? (Чтобы быть образованным, эрудированным, много знать; чтобы речь была развита; читая книги, мы становимся более грамотными, так как зрительно запоминаем, как пишутся слова)
  • Откуда у вас могут быть иллюстрации, что является источником их? (личный опыт, материалы СМИ, из художественной литературы, из истории)

Первое – надо сформулировать проблему.

  • Что такое проблема? (Это вопрос, который решает автор)

Проблем может быть несколько. Найдите их в данном тексте и сформулируйте. Кто больше найдёт и точнее сформулирует? Вам даётся 3 минуты. Запишите проблемы на листок.

Например:

Основные проблемы:

1) проблема взаимоотношения «отцов» и «детей» (какова взаимная ответственность старшего и молодого поколений?)

2) готовность к жизни современной молодёжи (готова ли к жизни современная молодёжь?)

3) проблема достижения поставленных целей (как добиваться своей мечты?)

При подготовке использую речевые клише, которые помогают детям  на экзамене.

Основная проблема - это та,

- которая стала объектом раздумий автора;

- над которой автор в основном размышляет;

- к которой он неоднократно возвращается;

- по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

Автором проблема:

- поставлена

- изложена

- рассмотрена

- выдвинута

- затронута

- поднята

- сформулирована

Следующий этап – формулировка позиции автора по поставленной проблеме, то есть, как он отвечает на поставленный вопрос. Ответ может содержаться в самом тексте, вы его можете процитировать, а можете сформулировать самостоятельно. Причём по каждой проблеме в тексте есть позиция автора. Соотнесите их: вот проблема-вопрос, а вот позиция автора, то есть ответ на этот вопрос.

Итак, первая проблема – взаимоотношения «отцов» и «детей». Сформулируйте авторскую позицию по этой проблеме. (Старшее поколение несёт ответственность за судьбу своих детей)

Вторая проблема - готова ли к жизни современная молодёжь? Сформулируйте авторскую позицию по этой проблеме. (У современной молодёжи наблюдается разрыв между умозрительными представлениями и практической деятельностью, что мешает осуществлению намеченных целей)

Третья проблема - проблема достижения поставленных целей. Сформулируйте авторскую позицию по данной проблеме. (Надо развивать свои душевные качества, надо учиться терпеть и трудиться, чтобы добиться исполнения своей мечты.)

Из всех проблем надо выбрать ту одну,  на которой вы и сосредоточите своё внимание. Запомните: писать надо только по одной проблеме! И позиция должна быть только по этой проблеме, а не по другой.  Желательно, чтобы проблема была сформулирована в форме вопроса. Помочь сформулировать вопрос поможет пункт А-29. Найти проблему можно, отталкиваясь от позиции автора. Найди абзац, в котором сформулирована основная мысль текста (основной тезис). Задай вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Это и есть проблема.

Без ОЦЕНОЧНЫХ слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной!

- с удовольствием прочитал…

- нельзя остаться равнодушным…

- к сожалению…

- интересно то, как автор…

- разделяя негодование (мнение) автора, хочу сказать, что…

- к немалому удивлению узнал, что…

- автор считает, что…

- автор убеждён, что…

- автор подводит читателя к мысли о том, что…

- решая проблему, автор приходит к следующему выводу...

- вот основная идея (мысль) текста…

- всё это позволило автору выразить мысль о том, что…

- вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы…

- нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что…

 Как надо выбирать проблему? Конечно, надо выбирать ту проблему, которая больше «зацепила». Во-вторых, надо выбирать ту проблему, по которой вы можете подобрать 2 аргумента.

Теперь ваша задача – подобрать аргументы (доказательства) и иллюстрации (примеры), накидайте себе в виде плана доказательства и примеры.

Аргументами могут быть:

- ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильм

- ссылки на признанные авторитеты и их произведения

- свидетельства очевидцев

- даты

- собственные наблюдения

- положения официальных документов

- народная мудрость (пословицы, приметы, поговорки и т.д.)

- различные общественные законы

- статистические данные

- научные данные

- примеры из художественной литературы, научно-популярной, исторической

- примеры из жизни окружающих.

.

Есть ещё одна сложность в сочинении – это комментарий к проблеме. Когда он пишется? (После формулировки проблемы) То есть во втором абзаце, до позиции автора, до аргументов.

Что же такое комментарий? Это пояснения, разъяснения, как бы расшифровка. Здесь вы должны сказать, насколько эта проблема актуальна, современна. Подумать, каков тип проблемы: социальная она, философская, морально-нравственная, этическая, эстетическая. Также здесь надо чуть-чуть проанализировать текст, то есть проследить, как развивается мысль автора, с чего он начинает, какие примеры приводит, к какому выводу приходит. Вывод – это и есть позиция автора.

Комментарий должен содержать рассуждение, пояснительные замечания, толкование проблемы. Самое главное - чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным.

Следующий этап - попробуйте написать комментарий к проблеме. Буквально несколько предложений 3-5.

Итак, мы прошли основными этапами написания черновика сочинения: сформулировали проблемы, позиции автора по поставленным проблемам, прокомментировали проблему, подобрали аргументы. Вам надо только собрать это всё воедино и написать своё сочинение.

Одной из важнейших задач обучения школьников в условиях текстового подхода становится формирование умений сворачивать текст до ключевых слов и разворачивать текст на базе ключевых слов. Ключевые слова, выступая в качестве единиц внутренней речи, обеспечивают информационный поиск. Заголовок, содержащий ключевое слово, становится пусковым механизмом восприятия текста.

Работа с текстом может проходить в следующих формах:

1. Речеведческий анализ текста, связанный с развитием речи учащихся и способствующий повышению их коммуникативной компетенции.

2. Лингвистический анализ текста, основанный на знаниях и умениях учащихся в различных областях родного языка и способствующий повышению их лингвистической и языковой компетенции.

3. Творческие упражнения на развитие языкового чутья, интерпретация текста изложения, написание своего сочинения.

Диапазон приемов, связанных с использованием текста, достаточно широк. В первую очередь он предполагает беседу с учащимися. Вопросы по тексту могут задаваться не только учителем, но и самими учащимися.

Неотъемлемой частью на каждом уроке должна стать словарная работа. Следует продумать работу по анализу лексики, характерной для языка и стиля того или иного писателя. Особое место в данном случае будут занимать вопросы типа:

В каком предложении все слова употреблены  в прямом значении?

Укажите предложения, где употреблены контекстуальные синонимы?

В каком из перечисленных предложений есть фразеологизм? и т.п.

На уроках русского языка больше внимания следует уделять использованию и характеристике изобразительных ресурсов языка: языковых средств художественной изобразительности, фигур речи – помогающих охарактеризовать эстетическую ценность текста, наиболее важных для раскрытия темы и основной мысли высказывания, свойственных тому или иному типу речи. Традиционными на уроке должны стать задания типа:

В каком предложении используется метафора?

В каком из данных предложений обратный порядок слов служит средством выразительности, актуализации значения того или иного слова?

Какое средство выразительности является ведущим в этом тексте? и т.п.

Систематическое проведение на уроках тренингов следующего типа поможет учащимся красочно и выразительно сформулировать свою точку зрения по данному тексту:

Прочитайте текст и пример сочинения к нему. Отметьте в сочинении удачные, с вашей точки зрения, приемы краткого пересказа и анализа предложенного текста. Оцените степень глубины и точности анализа средств выразительности, логику изложения материала, уместность вступления и заключения. Напишите свое сочинение по предложенному тексту.        

Очень хороши такие задания, как «Составляем план», «Записываем свои мысли», «Дописываем текст».

В основе методики лежит принцип «от простого к сложному», разнообразные задания и упражнения рассчитаны на последовательную, поэтапную подготовку к написанию Части С: от анализа исходных текстов – к успешному ответу на задания Частей А и В, где присутствует такой анализ, от записи своих размышлений – к сочинению-рассуждению.

Чтобы подготовиться к написанию сочинения-рассуждения, нужно решить следующие задачи:

  • вспомнить, что такое сочинение-рассуждение и в чем его особенности,
  • определить последовательность анализа исходного текста,
  • представить, какие требования предъявляются к сочинению-рассуждению на основе исходного текста,
  • познакомиться с основными темами и проблемами, которые рассматривают авторы текстов,
  • пополнить свой словарный запас словами и выражениями, необходимыми для успешного написания сочинения-рассуждения,
  • научиться анализировать исходные тексты и писать собственные сочинения
  • познакомиться с основными видами ошибок, которые допускают выпускники в сочинениях, и узнать способы их исправления

Первая памятка о требованиях к сочинению-рассуждению находится в КИМах по русскому языку, которую надо тщательно проработать.

Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый педагог сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.

Большую помощь оказывают элективные занятия, консультации  с учащимися.

Занятия позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с теми, которые им придётся решать во время прохождения экзамена. Таким образом, складывается четкое и ясное представление о том, как им подходить к каждому типу заданий ЕГЭ. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.

Для учеников  готовлю папки-памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании.

Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.

  Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.

Литература:

1.В.Н. Александров ЕГЭ Русский язык. Челябинск. Взгляд, 2006г.

2. И.В. Пасичник  «Готовимся к экзамену по русскому языку». 11 класс, 9 класс.

2. А.И.Власенков

2. Сайт ФИПИ

  • 3. Материалы сайта Фестиваль педагогических идей

http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из опыта работы. Подготовка к Единому Государственному Экзамену учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МОУ СОШ с. Николаевка Богатова Татьяна Михайловна.

Слайд 2

Результаты ЕГЭ 48 50 52 54 56 58 60 62 2005-2006 уч. год 2006-2007 уч год 2008-2009 уч.год 2009-2010уч.год Средний балл

Слайд 3

Результаты ГИА 0 10 20 30 40 2006-2007 уч.год 2007-2008 уч. год 2008-2009 2009-2010 Средний балл

Слайд 4

Остановлюсь на конкретных заданиях . А1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова Солнечный Сочи; Более высшая форма (тоталитаризма); Трое юношей; У четырёхсот пятидесяти человек В этом задании, как правило, обращаю внимание детей на сравнительную степень прилагательных или чаще на склонение местоимений.

Слайд 5

А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Занимаясь изучением языка, 1. у меня обнаружились способности. 2. мама записала меня на курсы. 3. поможет словарь. 4. ученик пользовался словарём. и т.д. При выполнении этого задания, акцент делаю на лицо, субъект, который выполняет действие, т.е. лицо должно быть одно, а между глаголом-сказуемым и деепричастием можно поставить союз И. Например, ученик (субъект) занимался и пользовался. А также уместно употребить глагол в неопределенной форме .

Слайд 6

Карточка 1 Подчеркните прилагательное, перешедшее в существительное. Прошлого не вернуть; взрослые люди не всегда бывают правы, влюблённые в поэзию, столовая посуда,… Карточка 2 Укажите разряд местоимений. Каждый ( ), у меня ( ), передо мной ( ).

Слайд 7

Замена придаточного предложения причастным оборотом 1. Союзное слово который в именительном падеже: Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов. – Три тополя, росшие на краю поля, превратились в огромных великанов. 2. Союзное слово в винительном падеже без предлога: Многие животные, которых истребляет человек, постепенно вымирают. - Многие животные, истребляемые человеком. человек, постепенно вымирают. 3. Союзное слово который в родительном падеже падеже при глаголе с отрицанием: Солнце, которого еще не скрыли тучи, казалось ярким. – Солнце, еще не скрытое тучами, казалось большим и ярким. 1.Союзное слово который в косвенном падеже (кроме винительного падежа без предлога и родительного падежа при глаголе с отрицанием): Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой. 2. Союзное слово который + глагол в будущем времени: Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США. 3. Союзное слово который + глагол в условном наклонении: Доверься врачу, который приготовил бы тебе это лекарство. 4. Союзное слово который соотносится с сочетанием ТОТ (ТА, ТЕ, ТО) + существительное: Дорога привела нас в тот глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной. Замена возможна Замена невозможна

Слайд 8

Работа с текстом может проходить в следующих формах: 1 . Речеведческий анализ текста, связанный с развитием речи учащихся и способствующий повышению их коммуникативной компетенции. 2. Лингвистический анализ текста, основанный на знаниях и умениях учащихся в различных областях родного языка и способствующий повышению их лингвистической и языковой компетенции. 3. Творческие упражнения на развитие языкового чутья, интерпретация текста изложения, написание своего сочинения.

Слайд 9

Литература: 1.В.Н . Александров ЕГЭ Русский язык. Челябинск. Взгляд, 2006г. 2. А.И.Власенков 2. Сайт ФИПИ 3. Материалы сайта Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 И.В. Пасичник «Готовимся к экзамену по русскому языку». 11 класс, 9 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по подготовке и проведению выставки

описание опыта работы по подготовке и проведению выставки...

Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию

Как учитель, работающий сравнительно недолгое время, но ежегодно сдающий ГИА и ЕГЭ, делюсь опытом работы. Надеюсь, что система подготовки, действующая в нашем ОУ, даст новые направления для деятельнос...

Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА по математике

Семинар "Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА"....

Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ

Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ....

«Обобщение опыта работы учителей математики по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»

Часть 1.  Вступительное слово.             Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высок...

Обобщение опыта работы «Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике в рамках внедрения ФГОС ОО»

В результате модернизации системы образования и введения ОГЭ и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее сле...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...


 

Комментарии