Использование занимательного материала на уроках русского языка - залог его успешного усвоения
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Равдугина Ольга Алексеевна­

В данной работе рассматриваются вопросы использования занимательного материала на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_zanimatelnogo_materiala_na_urokakh.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация Республика Саха (Якутия)

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

г. Нерюнгри

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 24

Статья:

Использование занимательного материала на уроках русского языка – залог его успешного усвоения.

Автор: Равдугина Ольга Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА - ЗАЛОГ ЕГО УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ

Воспитание любви к русскому языку - серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, ибо «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни». (К. Г. Паустовский)

Постоянное совершенствование учебного процесса, поиски новых приемов обучения языку и использование их в сочетании с традиционными - вот чем характеризуется деятельность учителя.

Каждый урок должен быть результативным. И достичь этого можно только при условии, если привить учащимся интерес к изучению русского языка, стремление к активной творческой деятельности.

Но чтобы пробудить интерес к изучению русского языка у учащихся, нужно подобрать такой материал, который был бы доступен, интересен, легок в понимании. С этой целью я в своей практике применяю занимательный материал, чаще всего из передачи «Радионяня», стихотворения известных поэтов, песенки - напоминалки, загадки.

Начиная изучение темы урока, обращаю внимание учащихся на такое четверостишие:

Заголовок - окошко для взгляда вперед.

Посмотри и подумай: что тебя ждет?

Заголовок - это не просто слова:

Это слова - всему голова.

А чтобы добиться результата в своей работе, учу ребят внимательно осознанно пересказывать, находить главную мысль, проверять выполненное задание, используя данные песенки - напоминалки.

Нельзя кое-как,

положась на удачу,

Усвоить тему, решить задачу,

Правильно сшить костюм без примерки –

Каждое дело «просит» проверки.

Очень часто пересказ

Вы твердите много раз.

Это трудно - много раз,

Это нудно - много раз,

И поэтому у нас

Есть другой совет для вас.

Вы обдумывайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о нем:

Что рассказано? О чем?

Что за чем произошло

И к чему все привело?

Прочитайте еще раз –

И запомниться рассказ.

В каждом параграфе,

в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся,

только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой –

Ты только вдумайся,

только всмотрись –

Откроется самая главная мысль.

Ведь ни для кого не секрет, что чаще всего учащиеся допускают ошибки в словах не по тому, что не знают правила, а потому, что не могут различить сильную и слабую позицию звуков. Вот здесь нам помогает рифмование строчки.

В жизни трудящихся звуков

Разное может случиться:

Могут они оказаться

В слабой и сильной позиции.

Гласные и согласные

Бывают такие опасные!

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется

Проникнув в тайны фонемы,

Осилим мы эти проблемы.

При изучении непроизносимых согласных используем эти строчки

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву т писать напрасно.

Интересно!

Слова - исключение на цы запоминаются легче в таком порядке

Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул цыц.

А для запоминания правописания слов с приставками з- - с- помогает песенка из передачи «Радионяня»:

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой с.

Глухие звуки - это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

При изучении темы «Одна или две буквы н в суффиксах прилагательных» пригодилась такая загадка.

Поля стеклянные,

Межи деревянные,

Ручки оловянные (Оконная рама).

Эта рифмовка помогает различию двух часто смешиваемых правописаний.

Преступник ночью дом поджег,

Но, совершив такой поджог,

Он и лицо себе обжег.

Так, получив большой ожог,

Он был наказан за поджог.

У В. Шефнера есть прекрасное стихотворение:

Не привыкайте к чудесам, -

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам.

Прислушивайтесь к родникам,

Ничто не повторится.

Оно не только способствует воспитательной цели для воздействия на учащихся, но и является прекрасным материалом при изучении темы «Гласные в приставках пре и при». Эти строчки из передачи «Радионяня»:

1) Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной –

В словах придет. Прилетит, приплывет

Пишется при-, несомненно.

2) Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело –

Пишем мы при -, говоря обо всем,

Что добрые руки приделали.

3) В прекрасном замке на горе

Жила- была приставка пре-

Особа преотважная,

Важная - преважная.

Гордая - прегордая,

Добрая - предобрая.

Её считали очень мудрой,

И называли все премудрой.

Был у нее прелестный пудель.

Прехрабрый пес по кличке Дудель.

Он преспокойно спал у двери,

Когда вошла приставка Пере-.

Она сказала: «На заре

Я уезжаю. Друг мой, Пре-,

Меня не будет два - три дня,

Ты поработай за меня.

Позаменяй меня, прошу,

Спокойной ночи. Я спешу» (А. Каютина).

4) Язык прикусил- не совсем откусил

Пригорело - не значит сгорит,

Помни - что сделано, но не совсем,

Пишем с приставкой при-.

5) При- или пре-? Пре- или при-?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри –

Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Если «очень такой» или «очень сякой» -

Пре- мы напишем при этом.

6) Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь - не преграда.

Где очень похожи пере- и при-,

Писать только пре- там надо.

Использование на уроках занимательного материала не только дает возможность учащимся легко запоминать изученное, но и побуждает у них интерес к усвоению русского языка. Как сказал Сафрон Данилов: Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком - Это потому, что я владею Русским всеохватным языком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Граник, Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г Гранин, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Ушаков, Н. Н. Внеклассное занятие по русскому языку / Н. Н. Ушаков. -М. : Просвещение, 1971.
  3. Орг, А. О. Олимпиады по русскому языку / А. О. Орг. - М. : Просвещение, 1994.
  4. Чуковский, Корней. Живой как жизнь / Корней Чуковский. - М. : Детская литература, 1982.
  5. Иванова, В. А. Занимательно о русском языке, / В. А. Иванова, 3. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. - Ленинград : Просвещение, 1990.
  6. Панов, Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку / Б. Т. Панов. - М. : Просвещение, 1980.
  7. Александрович, Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку/ Н. Ф. Александрович. - Минск : Народная асвета, 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы

В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. в век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный ч...

Использование краеведческого материала на уроках русского языка

На своих уроках я использую краеведческий материал. Считаю, что работа с краеведческим материалом актуальна в наше время.  Активное использование краеведческого материала в процессе школьного обу...

Использование краеведческого материала на уроках русского языка

На своих уроках я использую краеведческий материал. Считаю, что работа с краеведческим материалом актуальна в наше время.  Активное использование краеведческого материала в процессе школьного обу...

Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы

Материал по краеведению очень удобен для анализа и полезен при записи различного рода примеров, заставляет обучающихся осознавать и задумываться над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гра...

Презентация "Использование краеведческого материала на уроках русского языка"

Этот  материал способен повысить интерес к предмету. Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни, важно видеть себя как продолжателя дела своего поколения, ...

Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы

Использование краеведческого материала для повышения речевой культуры школьников...