Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Графика. Алфавит и его использование" (по учебнику С.И.Львовой)
    план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему

    Беликова Елена Николаевна

    Конспект урока русского языка в 5 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon grafika_alfavit.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка в 5 классе.

    Графика. Алфавит и его использование.

    Цель: повторить знания учащихся об алфавите; познакомить с историей возникновения алфавита и понятием «графика»; развивать умение располагать слова в алфавитном порядке; повторить фонетический разбор.  

    Оборудование: учебник русского языка (Львова С.И. Русский язык 5 класс, 2013 год); доска, рабочие тетради.

    Ход урока.

                                                                Письмо – необходимое дополнение языка,

                                     сильнейший рычаг знания.

                                                                                                                        Я.К. Грот.

    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания.
    3. Работа по теме урока.

     - Сегодня мы продолжаем говорить о разделах науки о языке. Давайте вспомним, как называется наука о языке? (лингвистика)

    - С какими разделами лингвистики мы уже познакомились?

    (фонетика, орфоэпия и и.д.)

    - Что изучают эти разделы?

    - Ребята, а что такое алфавит?

    - А для чего нужны буквы?

    (чтобы читать и писать)

    - Алфавит – это совокупность знаков (букв), необходимых нам для того, чтобы мы могли поделиться информацией с другими людьми, причем не только с нашими современниками, но и нашими потомками. С древних времен люди изобретали специальные знаки для передачи информации. Вспомните наскальные рисунки, которые находят археологи. Эти рисунки были оставлены человеком еще  много-много веков назад,  когда люди еще не умели ни читать, ни писать. С изобретением букв появилась письмо. Из них мы складываем слова, из слов - предложения и фразы, что необходимо в нашем общении.

    Работа с эпиграфом.

    - Академик Яков Карлович Грот, живший в 18 веке, писал « Письмо – необходимое дополнение языка, сильнейший рычаг знания». Как вы понимаете слова ученого?

    - Правильно, ребята. В первую очередь, алфавит необходим нам для письма. А для чего еще нам нужно знать алфавит?

    - Буквы в алфавите идут в строго определенном порядке, это во многом упрощает человеку поиск информации. Сегодня, придя в библиотеку, мы видим, что каталог литературы упорядочен по алфавиту. И это очень удобно для посетителей и самих работников библиотеки. Ведь в нужный момент очень просто найти нужную книгу. В наших мобильных телефонах список телефонной книги составлен по алфавиту. Разного рода справочники и словари разработаны по такому же принципу.

    - Приведите еще примеры использования алфавита.

    - Чем лучше мы будем знать алфавит, тем быстрее сможем находить необходимую нам информацию.  

    - В приложении к учебнику дан алфавит. Постарайтесь за 2 минуты повторить его и правильно рассказать. Но сначала повторим его вместе. Рассмотрите алфавит.

    - Сколько букв в русском алфавите?

    (33)

    - Сколько гласных?

    (10)

    - Сколько согласных?

    (21 + ь и ъ)

    - Расскажите алфавит.

    - Обозначение звуков речи буквами изучается в специальном разделе лингвистики – графике.

    Задание. Прочитайте параграф учебника на стр. 24-25.

    Ответьте на вопросы:

    1. Расскажите, для чего и как появился первый русский алфавит?
    2. Как назывался первый алфавит, кто его создал?
    3. Как называется раздел науки о языке, изучающий обозначение звуков речи?
    4. Когда в России и других славянских государствах отмечается День славянской письменности?

    (24 мая)

    Выполнение упражнений. Закрепление.

    Задание. Подберите слова на каждую букву алфавита. На какие буквы не могут начинаться слова?

    Задание (по упр. 50). Сравните современный русский и старославянские алфавиты (стр. 25). Каких букв нет в современном алфавите? Какие буквы остались?

    Задание (по упр. 51).

    Расположите слова в алфавитном порядке, вставьте пропущенные буквы. Проверьте себя по орфографическому словарю.

    - Вспомните, что изучает фонетика?

    (звуки)

    Задание.

    - Выполните фонетический разбор слова «крестьянин» из 51 упражнения.

    - Назовите правильно все буквы в этом слове.

    Итог урока.

    - Какой русского языка мы изучали на уроке?

    - Что такое графика?

    Домашнее задание. Теория - стр 24-25, упр 52.

    Выставление отметок.

    Список литературы.

    Львова С.И. Русский язык. 5 класс в 3-х частях/С.И.Львова, В.В.Львов/М.: Мнемозина, 2013 год.

    Информационные ресурсы.

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F0%EE%F2,_%DF%EA%EE%E2_%CA%E0%F0%EB%EE%E2%E8%F7

    http://elhow.ru/ucheba/russkij-jazyk/raznye-voprosy-po-rja/dlja-chego-nuzhen-alfavit


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложения.

    Урок разработан для учащихся 9 класса с использованием с современных образовательных технологий: дифференцированных, информационно-коммуникационных, тренинговых, здоровьесберегающих....

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Графика. Алфавит"

    Тема урока «Графика. Алфавит».Используемая технология: ТРКМ (технология развития критического мышления).Обоснование выбора технологии: тема «Графика. Алфавит» не является абсолютно новой для пятикласс...

    Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Буквы З и С на конце приставок"

    Конспект урока русского языка разработан в технологии деятельностного метода, тип урока: урок открытия нового знания. К конспекту прилагается презентация....

    Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Алфавит"

    Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Алфавит"...

    Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит"

    Цели урока:1.     уяснить значение понятий: «звук речи», «буква», «алфавит»;2.     развитие умений различать звук речи и бук...