Подготовка к ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

 Ольга Николаевна Дьяченко

Данная работа представляет собой сообщение на РМО учителей русского языка и литературы, содержащая материал по подготовке обучающихся 9 класса к успешной сдаче ГИА по русскому языку на основе собственного опыта и опыта других учителей, чьи ФИО озвучены в списке литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_podgotovki_k_gia_v_9_klasse.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с.Кувыка»

Сообщение на РМО

Система подготовки учащихся

к ГИА по русскому языку

Подготовила: Дьяченко О.Н.

учитель русского языка

и литературы

I  кв.категория

Декабрь 2012

      С 2005-2006 учебного года в практике работы общеобразовательных учреждений используется новая форма государственной итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений, позволяющая оценивать достижения учащихся не только в таких видах речевой деятельности, как аудирование (слушание) и письмо (что предусматривается в настоящее время), но и чтение. При этом проверяются умения целевого извлечения информации при чтении, умения её перераспределять и передавать в соответствии с заданными коммуникативными целями.

       Учителя русской словесности  создают свои системы подготовки учащихся к успешному выполнению заданий ГИА, позволяющие учитывать как уровень владения русским языком школьниками конкретного общеобразовательного учреждения, муниципального района в целом, так и индивидуальный уровень каждого.

       В процессе преподавания русского языка в 9 классах у меня также сложилась определённая система подготовки учащихся к ГИА по русскому языку.  Основная цель данной работы – успешная сдача экзамена по русскому языку в новой форме.

      Перед учителем-словесником, работающим в 9 классе встают следующие задачи:
- систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
- совершенствование умения излагать учебный текст;
- совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
     Главные принципы, на которых строится  работа, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
     Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволяют учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов. На занятиях использую:
• Лекции учителя с различными видами заданий;
• Составление обобщающих таблиц и схем
• Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
• Самостоятельный отбор материала 
• Работа в группах;
• Проведение деловых игр и практикумов;
• Работа с пакетами КИМов;
• Написание изложений и сочинений.

 Анализ результатов экзамена позволяет выявить серьёзную проблему, стоящую перед основной школой, – проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства русского языка. Решить эту задачу помогают толковые, фразеологические и иные словари. Однако освоение лексики может быть по-настоящему эффективным только в том случае, если оно проводится на основе текста. Лексическая работа чрезвычайно важна как при обучении восприятию текста, так и при формировании продуктивных умений. Работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, работа по расширению словарного запаса учеников основной школы становится всё более актуальной сегодня, когда дети меньше читают, а Интернетом пользуются как средством для сетевых игр или для общения на принятом в сети сленге.

       В целом решение названных проблем следует искать в использовании новых форм преподавания и методик, связанных с комплексной работой с текстом, а также в увеличении доли работы по обучению сжатому изложению и сочинению на основе текста.

     В настоящее время можно найти немало пособий, предлагающих разные способы подготовки школьников к  ГИА. Так, например, Е.И. Литневская, В.Н. Багрянцева в «Методике преподавания русского языка в средней школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений (М.:Академический проект, 2006) для предупреждения ошибок учащихся рекомендуют следующую памятку.

Памятка

1. Не стремиться воспроизвести текст дословно.

2. Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т.д.).

3.Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.

4.Правильно употреблять личные местоимения.

5.Перечитать готовое изложение и

а) устранить повторы;

б) снять логическое противоречие;

в) исправить неточное употребление слова.

С учащимися  также проводится определённая информационная работа:

1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

- правила поведения на экзамене;

- правила заполнения бланков;

2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА.

3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.

4) Пробные внутришкольные ГИА.

     Методы проведения занятий разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.

 

Изложение – традиционный вид работы по развитию связной речи, который включён в обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Сжатое изложение является одним из самых сложных заданий Государственной итоговой аттестации, которое показывает, насколько эффективны были наши многолетние усилия по обучению детей пониманию текста, умению определять в нём существенное.

Экзамен по русскому языку в IX классе – это сосредоточенная, интенсивная работа в течение 235 минут, связанная с основными видами речевой деятельности. Преодолеть трудности этой работы ученик сможет, если он умеет вести диалог с текстом.

Какие же тексты следует использовать в качестве тренировочных к сдаче ГИА?

Во-первых, лучше, если они будут научно-популярные или публицистические. Художественные тексты сокращать труднее, поскольку слово в них многозначно, стиль при сжатии не сохраняется, а значит, надо придумывать специальные формулировки, отсутствующие в исходном тексте, чтобы передать авторское отношение.

Во-вторых, они должны быть информативны и содержать четыре-пять связанных между собой, но разных мыслей или развёрнутых пояснений, примеров (то, что мы называем микротемами). Это свойство присуще далеко не всем текстам.

В - третьих, предпочтительнее такие тексты, которые хоть в какой-то степени отвечают интересам подростков, имеют отношение к их жизни, не отталкивают навязчивым и унылым дидактизмом или патетикой.

В-четвёртых, тексты для сжатых изложений должны быть такими, чтобы девятиклассник их мог понять на слух, но при этом для понимания требовалось бы умственное напряжение. Невозможно толково пересказать непонятное, но почти столь же трудно пересказать то, что и так всем известно, само собой разумеется. Это, в частности, касается и лексики: она не должна быть слишком простой, примитивной; перегружать текст терминами, трудными, книжными словами недопустимо.

В-пятых, тренировочные тексты должны быть примерно такого же объёма, что и экзаменационные, то есть включать 250-290 слов. При сокращении в хорошей ученической работе окажется чуть больше 90 слов, то есть вдвое - втрое меньше, чем в исходном тексте

При написании сжатого изложения проверяются следующие основные умения:

- умение слушать;

- умение обрабатывать воспринятую информацию, выделять в ней главное;

- умение письменно передать обработанную информацию.

Сжатое изложение-это такая форма обработки информации прослушанного текста, при которой адекватно воспроизводится основное содержание и сохраняются композиционно-логическая структура, стиль и тип речи исходного текста.

Сжатое изложение предполагает краткую, обобщённую передачу исходного текста и, следовательно, требует воспроизведения основного содержания.

Приёмы сжатия исходного текста

  1. I. Содержательные приёмы компрессии текста:

1) разделение информации на главную и второстепенную; исключение несущественной и второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнения, пояснений);

2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

II. Языковые приёмы компрессии исходного текста.

1. Замена:

а) замена однородных членов обобщающим наименованием;

б) замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

в) замена предложения или его части указательным местоимением;

г) замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

д) замена сложноподчинённого предложения простым.

2. Исключения:

а) исключение повторов;

б) исключение фрагмента предложения;

в) исключение одного или нескольких синонимов.

3. Слияние (конструирование синонимичных синтаксических конструкций).

Как помочь девятиклассникам эффективно подготовиться к ГИА? Надо готовиться постепенно, в процессе занятий в классе и дома, выполняя упражнения и задания учебников, дополняя их теми материалами, которые соотносятся с заданиями ГИА. Используя на уроках русского языка комплексную работу с текстом, следует избегать натаскивания; заниматься изучением языка и обучением речи в соответствии с программой и учебниками и в то же время целенаправленно готовить девятиклассников к сдаче экзамена.

Разумеется, мы, учителя, имея возможность всматриваться в текст, обладаем огромным преимуществом перед детьми, которые этот текст только услышат. Мы можем по-разному подчёркивать главное и второстепенное, обдумывать, какие подробности можно оставить, от чего отказаться совсем, что обобщить... Воспринимая на слух, ученики на бумаге сначала создают основу, остов, а потом дополняют его тщательно отобранными пояснениями.

Изучаю с учениками

Алгоритм работы над изложением.

I. При первом чтении ученики ничего не пишут, все их усилия направлены на то, чтобы понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

II. Затем дети записывают план или тезисы (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки), указывают, если нужно, на связь между мыслями с помощью союзов, вводных слов и пр., одним-двумя словами намечают, как можно немного эти тезисы распространить. 

III. При втором чтении уточняют тезисы и заполняют оставленные промежутки дополнениями, объём и степень которых следует обдумать после чтения. 

IV. Потом создаётся черновик, подсчитывается количество слов в нём, и в зависимости от результатов вносятся коррективы - что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить рекомендуемый объём изложения.

V. Черновик нужно проверить, и не один раз: отдельно речь (если беззвучно проговаривать текст, артикуляция может уловить неоправданные повторы), отдельно орфографию (если написание слова вызывает сомнение, лучше это слово исключить или заменить), отдельно - пунктуацию. Третью проверку лучше следует проводить «ершом» - от последнего предложения к первому, чтобы не отвлекаться на содержание, а думать о структуре предложений.

VI. На заключительном этапе работа переписывается на чистовик и ещё раз проверяется.

Особое внимание обращаю на задания в тестовой части КИМа, учу обучающихся видеть подсказки в заданиях. Учу работать методом исключения ( см. КИМ: стр.6,7 – задания; В4, В5, В7, В8,В9).

Особенно действенной считаю работу по составлению КИМов к текстам. При такой работе, на мой взгляд, дети быстрее осознают структуру тестовых заданий, работают с большим интересом, сами видят свои пробелы в знаниях и сами же их ликвидируют и особенно бывают довольны проделанной работой, когда сверяют получившиеся у них тесты с оригиналами.

Использованная литература

1. Яцкина Е.А.,учитель русского языка и литературы «Алгоритм работы над изложением».

2.Н.С. Венглинская, методист МОУДО «ИМЦ» «Методические рекомендации  по подготовке обучающихся к сжатому изложению».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...