Контрольно- измерительные материалы о русскому языку для 6 класса
материал (русский язык, 6 класс) по теме

Контрольно- измерительные материалы по русскому языку для 6 класа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kimy_6.docx105.54 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа № 1(тест)                                Тема: «Повторение изученного в V классе»

Вариант 1                                                                       1. Количество звуков и букв совпадает в слове:                           1) враньё;                                                                2) съехать;                                                                3) честь.

2. В слове сбить правильно определен и охарактеризован звук:           1) [с] – согласный, твердый, глухой;                                2) [б'] – согласный, мягкий, глухой;                                3) [и́] – гласный, ударный;                                          4) [т'] – согласный, мягкий, глухой.

3. Мягкий знак пропущен в слове:                                     1) доч..ка;                                                           2) об..явление;                                                      3) живуч.. .

4. Однокоренные слова объединены в группу:                            1) белый, побелеть, бельё;                                            2) замирать, замереть, отмерить;                               3) бегать, бежать, пробежка.

5. Морфемы правильно выделены в слове:                                 1) --¬  ∩   ^

   при-вет-лив- ;

2) --¬  ∩  ^        ^

   при-кас-а-     -ся;

3) --¬   ∩   ^

   при-гороч-ек.

6. Пропущена буква А в слове:                                          1) отл..жить;                                                          2) отр..стать;                                                      3) пл..тформа.

7. Пропущена буква И в слове:                                          1) сестриц..н;                                                          2) ц..ркуль;                                                           3) реакц..я.

8. Пропущена буква О в слове:                                            1) ш..лковый;

2) больш..го (дома);                                                  3) врач..м.

9. Имя существительное в словосочетании попасть в кабинет:               1) нарицательное;                                                      2) неодушевленное;                                                   3) м.р.;                                                             4) III скл.;                                                       5) Р.П.;                                                              6) ед.ч.

10. Имя прилагательное в предложении В синем небе солнце светит:             1) употреблено в полной форме;                                      2) ж.р.;                                                            3) в ед.ч.;                                                          4) в В.П.;                                                           5) является определением.

11. Глагол в предложении По полям расстилался туман:                    1) совершенного вида;                                                 2) II спряжения;                                                     3) ед.ч.;                                                            4) прошедшего времени;                                                 5) 3.л.;                                                           6) м.р.

12. Пропущена буква И в слове:                                     1) (на) территори..;                                                 2) (без) удач..;                                                     3) (на) матч.. .

13. Пропущена буква Е в слове:                                      1) (на) дальн..м (участке);                                          2) ловк..й (артист);                                                  3) (в) открыт..м (музее).

14. Пропущена буква И в слове:                                      1) обид..л;                                                           2) мечта..те;                                                          3) разгон..шься.

15. Зависимое слово выражено именем существительным в словосочетании:                                                   1) лиловый туман;                                                  2) туман над болотом;                                               3) накрыть туманом.

16. Все члены предложения правильно подчеркнуты в предложении: 1) Маленькая девочка выпила молоко.

2) Маленькая девочка выпила молоко.                             3) Маленькая девочка выпила молоко.

17. Все знаки препинания поставлены в предложении:                      1) От цветов на полях льется  запах кругом и сияет роса на траве серебром. (И.З.Суриков);                                            2). Детство золотое, грустно ты прошло! (С.Д.Дрожжин);             3) «Ну, мертвая!» - крикнул малюточка басом рванул под уздцы и быстрей зашагал. (Н.А.Некрасов)

18. В предложении Вот пробилась из-за тучи синей молнии струя, пламень белый и летучий опалил ее края вторая часть:                  1) является простой;                                                  2) является нераспространенной;                                   3) без однородных членов предложения.

Вариант 2                                                              1. Количество звуков и букв совпадает в слове:                 1) плетешь;                                                    2) листья;                                                           3) ешь.

2. В слове подшить правильно определен и охарактеризован звук: 1) [п] – согласный, твердый, глухой;                                2) [о] – гласный, безударный;                                   3) [д] – согласный, твердый, звонкий;                           4) [ш] – согласный, твердый, глухой;                                  5) [и́]- гласный, ударный;                                           6) [т']- согласный, мягкий, глухой.

3. Мягкий знак пропущен в слове:                                        1) соч..ный; 2) с..ежился; 3) могуч.. .

4. Однокоренные слова объединены в группу:                           1) низкий, снижаться, понижение;                                     2) спор, оспаривать, испариться;                                  3) блеск, блестеть, блещет.

5. Морфемы правильно выделены в слове:

1) -¬   ∩   ^        

   не-точн-ос-       ;

2) --¬   ∩   ^       ^  

   при-каса-л-      -сь;

3) --¬  ∩  ^        

   про-беж-к-       .

6. Пропущена буква О в слове:                                          1) пр..фессия;  2) пол..гаться; 3) р..сток.

7.    Пропущена буква Ы в слове:                                          1) ц..ганский;   2) (у) гостиниц..;  3) иллюминац..я.

8. Пропущена буква О в слове:                                         1) ш..лковистый; 2) ж..лтый;   3) (к) чуж..му (дому).

9. Имя существительное в словосочетании разместиться на площади:     1) собственное; 2) неодушевленное;  3) ср.р.; 4) III скл.;              5) Р.П.;  6) ед.ч.

10. Имя прилагательное в предложении Прекрасна природа России!:     1) употреблено в полной форме; 2) ж.р.; 3) ед.ч.; 4) Им.П.;          5) является определением.

11. Глагол в предложении Журавль улетит осенью:                      1) несовершенного вида; 2) I спряжения; 3) ед.ч.; 4) наст.врем.; 5) 3 л.; 6) м.р.

12. Пропущена буква И в слове:                                      1) (в) жизн..; 2) (на) алле..;  3) (на) станции.. .

13. Пропущена буква Е в слове:                                      1) (над) тих..м (домом);   2) (о) старш..й (сестре);                  3) (со) свеж..ми (новостями).

14. Пропущена буква Е в слове:                                         1) выдерж..т;  2) увид..л; 3) распиш..тся.

15. Зависимое слово выражено именем прилагательным в словосочетании:                                                      1) праздничный концерт;                                              2) день встречи;                                                    3) медведь неуклюж.

16. Все члены предложения правильно подчеркнуты в предложении: 1) Шерсть медведя густая, бурая.                                   2) Шерсть медведя густая, бурая.                                   3) Шерсть медведя густая, бурая.

17. Все знаки препинания поставлены в предложении:               1) Воздух легок и чист и замерзла река. (И.С.Тургенев);              2) Золото золото падает с неба! – дети кричат и бегут за дождем. (А.Н.Майков);                                                       3) Что ты ржешь, мой конь ретивый, что ты шею опустил? (А.С.Пушкин)

18. В предложении Красавица зорька в небе загорелась, из большого леса солнышко выходит первая часть:

1) является простой;

2) является распространенной;

3) без однородных членов предложения.

Тест по теме «Повторение изученного в 5 классе»

Вариант 1

А1. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

  1. виноград
  2. лыжи
  3. музей
  4. калач

А2. В каком ряду записаны только слова с поверяемыми безударными гласными в корне?

  1. под..конник, л.сток
  2. прил..жение, к..рова
  3. ст..дион, приб..жать
  4. прот..реть, к..рзина

 А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

  1. расч..ска, ш..колад
  2. ..жечь, ра..вернуть
  3. об..яснение, зав..южить
  4. милиц..я, бл..стательный

 А4. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

  1. прав..льный, на дальн..м берегу
  2. ф..олетовый, гард..роб
  3. ветер разве..т, трава стел..тся
  4. флаг Росси.., отп..реть дверь

А5. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?

  1. На улице холодно, оденься потеплее.
  2. Помоги одеть сестрёнку, пожалуйста
  3. На урок физкультуры я одеваю футболку и шорты.
  4. Суок одели так же, как куклу наследника Тутти.

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

  1. В наших лесах водятся: волки, медведи, лисицы, лоси.
  2. Спи, моя радость, усни!
  3. В пятом классе мы изучали некоторые части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
  4. Геракл изменил русла рек и направил их через конюшни.

Прочитайте текст и выполните задания В1- В3 и С1

(1)Геракл- любимый герой древних греков.  (2) Его деяниям посвящён популярный цикл мифов (3)Геракл наделён доблестью, храбростью, находчивостью, смекалкой. (4) Эти качества помогли герою совершить двенадцать славных подвигов.

В1.Напишите номер предложения, в котором сказуемое выражено именем существительным.



В2.Напишите, какими членами предложения являются однородные члены в предложении (3).



В3. Выпишите из текста глагол (глаголы) I спряжения.

__________________________________________________________________

С1. Напишите, что вы знаете о подвигах Геракла (на примере одного подвига).



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

А1. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

  1. костюм
  2. мачта
  3. паркет
  4. шоссе

А2. В каком ряду записаны только слова с поверяемыми безударными гласными в корне?

  1. отп..рать, прив..кзальный
  2. г..тара, цв..тной
  3. выр..стить, г..мнаст
  4. нас..ление, ч..рнила

 А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

  1. ц..фра, старц..
  2. ра..цвести, и..чезнуть
  3. защищат..ся, пред..явить
  4. грач..м, щ.тка

 А4. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

  1. в прежн..м режиме, трен..р
  2. б..лкон, к..мпьютер
  3. спряч..мся, каб..нет
  4. две порци.., разд..рёт

А5. В каком предложении вместо слова ОПЛАТИТЬ нужно употребить слово ЗАПЛАТИТЬ?

  1. Билеты на поезд мы заказали заранее и уже оплатили.
  2. Сейчас оплатить счета за коммунальные услуги можно не выходя из дому.
  3. Пассажиры, оплатите за проезд!
  4. Когда оплатишь покупки, сложи всё в большой пакет.

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

  1. Шторм прекратился и вскоре море опять стало спокойным.
  2. Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!
  3. Мы бродили весной по лесу и наблюдали жизнь разных птиц: дятлов, сов, соек.
  4. В Третьяковской галерее можно увидеть картины Айвазовского, Сурикова, Васнецова, Репина, Шишкина и других художников.

Прочитайте текст и выполните задания В1- В3 и С1

(1)Мифы- произведения, которые созданы фантазией народа.  (2) В них передаются представления древних о явлениях природы, о богах, о легендарных героях. (3)Своя мифология есть у каждого народа.(4) Из мифов мы узнаём, как жили наши далёкие предки, во что верили, как объясняли и понимали мир.

В1.Напишите  часть речи, которой выражено сказуемое в предложении (1)


 


В2.Из предложения (2) выпишите имя прилагательное, выступающее в роли имени существительного.


 


В3. Из предложения (4) выпишите предлоги. __________________________________________________________________

С1. Расскажите об одном из героев древнегреческих мифов.



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа № 2

Контрольный диктант по повторению изученного в 5 классе.

Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти невозможно. Теперь через дорожку в ту или в другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершинка стала гнуться. В оттепель падал опять снег и прилипал опять к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примёрзла до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах. Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке и не сгибать спину. Я выламываю себе хорошую, увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склонённому дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. (По М. Пришвину)                                                                

                                Грамматические задания:                                      Вариант 1

  1. Выполнить синтаксический разбор первого предложения.
  2. Сделать фонетический разбор слова «медленно».
  3. Сделать морфологический разбор слова «примёрзла».

Вариант 2

  1. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.
  2. Сделать фонетический разбор слова «деревья».
  3. Сделать морфологический разбор слова «волшебное».

Контрольная работа №3

Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология»

День ясный, прозрачный, слегка морозный. Один из тех осенних дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с сыростью, и с тяжёлыми калошами. Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки, сидящей на самой высокой колонне. Он весь пропитан запахом осени. Выйдите вы на улицу, и ваши щёки покроются здоровым, широким румянцем, напоминающим хорошее крымское яблоко. Давно опавшие жёлтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы. Природа засыпает тихо, смирно. Ни ветра, ни звука. Она, неподвижная и немая, точно утомлённая за весну и лето, нежится под греющими, ласкающими лучами солнца. Глядя на этот начинающийся покой, вам самим хочется успокоиться.       (А.П. Чехов)

                                           Грамматические задания

1.Озаглавить текст.

Вариант 1.

1.Подобрать однокоренные слова к словам: запах, опавшие.

2.Сделать синтаксический разбор предложения

Давно опавшие жёлтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы.

Вариант 2.

1.Подобрать однокоренные слова к словам: морозный, покой.               

2.Сделать синтаксический разбор предложения                                                                       Она, неподвижная и немая, точно утомлённая за весну и лето, нежится под греющими, ласкающими лучами солнца.

Контрольная работа №4

Контрольный диктант по теме «Словообразование и орфография»

   Пирогов говорил негромко, слегка дребезжащим голосом, порою пришептывая от волнения. Он никогда не был оратором в полном значении этого слова и не знал, что такое говорить красиво или трогательно. Говорил он всегда просто, очень коротко и только самое необходимое.

   Но тут как-то так вышло, что говорил он совсем иначе. Косые глаза его вдруг заблистали. Тонкая кожа покрылась красными пятнами. Бледно лицо приняло выражение одержимости. Щеку дергало. Несколько раз он пустил петуха. Но удивительное дело, это только усилило впечатление от его речи.

   Левую руку держал он за спиною, правой облокачивался на изножье кровати улана и говорил будто бы ему, а не студентам. Только иногда рывком вздергивал голову и обводил горящими глазами лица своих слушателей.

                                                                                                       (110 слов)

Грамматическое задание

1. Определите тип текста и стиль текста.

2. Выпишите фразеологический оборот, подберите к нему синоним.

3. Подберите к выделенному слову однокоренные.

4. Выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).

Контрольная работа №5

Тест по теме «Имя существительное»

А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

  1. в племен.., у деревн..
  2. на плать.., в академии..
  3. кулич..м, камеш..к
  4. совоч..к, сапож..к

А2. В окончании какого имени собственного пишется буква Е?

  1. столица Болгари..
  2. лицо Мари..
  3. позвонил Дарь..
  4. говорил о Васили..

 А3. С каким существительным НЕ пишется раздельно?

  1. (не)вольник
  2. (не)эпитет
  3. (не)известность
  4. (не)равнодушие

 А4. От какого слова образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом –ЩИК-?

  1. резать
  2. разносить
  3. пулемёт
  4. паром

А5. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?

  1. Рейд
  2. шимпанЗе
  3. акаДемик
  4. Сессия

А6. Укажите пример без речевой ошибки.

  1. далёкая Лимпопо.
  2. позвонил капитан Синицына
  3. подпись Леонида Шмидт
  4. справедливые жюри

Прочитайте текст и выполните задания В1- В3 и С1

(1)Служба на многих маяках напоминает жизнь Робинзона Крузо.                         (2) Большую часть времени смотритель маяка проводит в полном уединении. (3)И в быту, и в работе приходится рассчитывать только на свои силы.

В1.Выпишите из текста разносклоняемое имя существительное.



В2.Запишите способ образования слова «служба» из предложения (1).



В3. Выпишите из текста несклоняемое имя существительное.

__________________________________________________________________

С1. Напишите продолжение текста (3-4 предложения)



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2.

А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1)в стремен.., на перепуть..                                                                                        2)к матер.., по алле..                                                                                                            3) плач..м, замоч.. к                                                                                              4) комоч..к, порож..к

А2. В окончании какого имени собственного пишется буква Е?

  1. гора в Армени..
  2. писал об Аркади..
  3. глаза Анастаси..
  4. уверен в Андре..

 А3. С каким существительным НЕ пишется раздельно?

  1. (не)равенство
  2. (не)проницаемость
  3. (не)радивость
  4. (не)приставка

 А4. От какого слова образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом –ЩИК-?

  1. разносить
  2. гонять
  3. автомат
  4. разведывать

А5. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?

  1. инТерьер
  2. Резерв
  3. коФе
  4. агРессия

А6. Укажите пример без речевой ошибки.

  1. отдыхать в Сочах
  2. принял смену диспетчер Чумакова
  3. повесть Сельмы Лагерлёф
  4. нет время

Прочитайте текст и выполните задания В1- В3 и С1

(1)Первые мореплаватели, отправляясь в путь, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звёздам.                     (2)Но с развитием мореходства этих естественных ориентиров становилось недостаточно.(3)И тогда на берегах появились рукотворные путеводные звёзды- маяки.

В1.Выпишите из текста разносклоняемое имя существительное.



В2.Запишите способ образования слова «мореплаватели» из предложения (1).



В3. Выпишите из предложений (2) и (3) имя существительное 1-го склонения (поставьте его в начальную форму)

__________________________________________________________________

С1. Напишите об известных вам значениях слова «маяк» (Ответ должен быть полным)



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа №6

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

                                                   Беляк и куница.                                            Проходили по лесу лоси, нашумели.                                                                   

    Услыхал зайчишка-беляк, как шумят близко лоси, выскочил из-под ёлки, прижал уши к спине и помчался со всех заячьих быстрых ног куда глаза глядят, куда ноги несут. Бежит по лесу зайчишка и не оглядывается, ничего не видит. Кажется ему, вот-вот догонят, затопчут его огромные лоси.                         

      А на сосне злая куница сидит. Нацелилась куница, оскалила острые зубы, хочет прыгнуть вниз – поймать зайчишку.                                                                   

      Не видит зайчишка куницы. Прижал к спине уши, мчится со всех ног мимо сосны. Нет, не поймать кунице быстрого зайчишку. Прыгнет с дерева, промахнётся – и прости-прошай!

    Далеко-далеко умчится от неё на своих быстрых ногах длинноухий заяц.                                                                                        (И. Соколов-Микитов)

Грамматические задания

  1. Подчеркните существительные как члены предложения, определите их склонение, род, число и падеж.
  2. Выполните морфологический разбор (по вариантам) выделенных существительных.

Контрольная работа №7

Контрольное изложение

                                             «Ужасная ночная метель»

Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во тьме мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались; Владимир старался только не потерять настоящено направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал ещё до Жадринской рощи. Прошло ещё около десяти минут; рощи всё было не видать. Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.

Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать, и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа был он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться.

Наконец в стороне что-то стало чернеть. Владимир поворотил туда. Приближаясь, увидел он рощу. Слава Богу, подумал он, теперь близко. Он поехал около рощи, надеясь тотчас попасть на знакомую дорогу или объехать рощу кругом: Жадрино находилось тотчас за нею. Скоро нашёл он дорогу и въехал во мрак дерев, обнажённых зимою. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился.

Контрольная работа №8

Контрольный тест по теме «Имя прилагательное»

А1. В каком словосочетании есть относительное прилагательное?

  1. приморский бульвар
  2. солёный огурец
  3. мамина шаль
  4. точный ответ

А2. В каком предложении НЕ с прилагательным пишется слитно?

  1. Потолок (не)деревянный.
  2. Яичко (не)простое, а золотое.
  3. Список магазинов далеко (не)полный.
  4. Этот рисунок очень (не)плох

 А3. С каком слове на месте пропуска пишется Ь?

  1. белич..я
  2. строч..ная
  3. хорош..
  4. сливоч..ный

 А4. В каком прилагательном пишется одна буква Н?

  1. клюкве..ый
  2. гуси..ый
  3. оловя..ый
  4. Были..ый

А5. В каком прилагательном пишется суффикс –СК-?

  1. казац..ий
  2. вяз..ий
  3. белорус..ий
  4. Немец..ий

А6. Какое прилагательное пишется слитно?

  1. (средне)вековый
  2. (северо)западный
  3. (бледно)жёлтый
  4. (плодово)ягодный

Прочитайте текст и выполните задания В1- В3 и С1

(1)Эрмитаж, безусловно, является наиболее значительным художественным музеем России.  (2) Величественные дворцы XVIII-XIX веков, в которых размещены его коллекции, располагаются на левом берегу Невы.(3)Они представляют собой роскошную «шкатулку», где хранится одно из самых богатых в мире собраний произведений изобразительного и декоративно- прикладного искусства.

В1.Из предложения (1) выпишите прилагательное в форме составной превосходной степени.



В2.Из предложения (3) выпишите прилагательное (прилагательные), образованное (образованные) сложением основ.



В3. Напишите разряд по значению прилагательного «величественные» из предложения (2)

__________________________________________________________________

С1. Напишите небольшое сочинение о посещении вами какого-либо музея.



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2.

А1. В каком словосочетании есть относительное прилагательное?

  1. чёткая речь
  2. дядина шляпа
  3. ровные отношения
  4. греческие мифы

А2. В каком предложении НЕ с прилагательным пишется слитно?

  1. Платок вовсе (не)свеж.
  2. У собаки был (не)счастный вид.
  3. Погода стояла (не)зимняя.
  4. Он (не)внимателен, а рассеян.

 А3. С каком слове на месте пропуска пишется Ь?

  1. муч..ной
  2. жгуч..
  3. собач..я
  4. январ..ский

 А4. В каком прилагательном пишется одна буква Н?

  1. ю..а
  2. карто..ый
  3. соломе..ый
  4. огне..ый

А5. В каком прилагательном пишется суффикс –СК-?

  1. кавказ..ий
  2. низ..ий
  3. ткац..ий
  4. дерз..ий

А6. Какое прилагательное пишется слитно?

  1. (тёмно)синий
  2. (юго)западный
  3. (западно)европейский
  4. (шахматно)шашечный

Прочитайте текст и выполните задания В1- В3 и С1

(1)Великолепный альбом знакомит читателя с самыми красивыми садами мира.  (2) В альбоме представлены 80 наиболее интересных садовых комплексов.(3)Читатель совершит кругосветное путешествие, побывает в императорских садах Китая и Японии, заглянет в классические парки Европы, познакомится с творениями садово- паркового искусства Америки и Индии.

В1.Из предложения (1) выпишите прилагательное в форме составной превосходной степени.



В2.Из предложения (3) выпишите сложное прилагательное (сложные прилагательные).



В3. Из предложения (2)выпишите качественное прилагательное.

__________________________________________________________________

С1. Напишите небольшое сочинение о посещении вами какого- либо парка и т.п..



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа №9

Тест по теме «Имя числительное»

А1. В каком ряду оба слова- числительные?

  1. четырёх, удвоить
  2. тройка, пятнадцатый
  3. второй, двадцать
  4. шестому, пятёрка

А2. В каком числительном на месте пропуска не пишется Ь?

  1. сем..надцать
  2. сем..десят
  3. сед..мой
  4. сем..сот

 А3. Какое числительное написано с ошибкой?

  1. двеннадцать
  2. триста
  3. миллион
  4. двести

 А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. четырёхсот двадцати делегатов
  2. (о) сорока килограммах
  3. семистам восьми номерам
  4. шестистами рублями

А5. Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы)?

  1. к две тысячи десятому году
  2. на обоих сторонах
  3. двое суток
  4. полутора месяцев

А6.Укажите пример, в котором нет грамматической ошибки.

  1. к семнадцатое октября
  2. до трёхсот восьмой квартиры
  3. в полутораста километрах
  4. трое подруг

Прочитайте текст и выполните задания В1- В3 и С1

(1)Третьего ноября тысяча девятьсот пятьдесят седьмого года в нашей стране был запущен второй искусственный спутник Земли.  (2) Его вес- пятьсот восемь килограммов.(3)За две тысячи оборотов спутник прошёл около девяноста миллионов километров.(4) Это составляет три пятых расстояния от Земли до Солнца.

В1.Сколько порядковых числительных в предложении (1)?                                   (Ответ запишите цифрой)



В2.Выпишите из текста дробное числительное.



В3. Напишите, каким членом предложения (2) является числительное.

__________________________________________________________________

С1. Напишите небольшое рассуждение о профессии, которая вас привлекает.



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

А1. В каком ряду оба слова- числительные?

  1. устроили, один
  2. первый, десятка
  3. седьмой, двенадцать
  4. четвёрка, пятьдесят

А2. В каком числительном на месте пропуска не пишется Ь?

  1. восем..сот
  2. вос..мой
  3. восем..десят
  4. восем..надцать

 А3. Какое числительное написано с ошибкой?

  1. миллиард
  2. четыресто
  3. одиннадцать
  4. девяносто

 А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. девятисот десяти банок
  2. пятидесятью восьмью участниками
  3. двумстам тридцати граммам
  4. (о) девяноста книгах

А5. Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы)?

  1. к двум пятым объёма
  2. до двух тысячи десятого года
  3. у обоих берегов
  4. трое котят

А6.Укажите пример, в котором нет грамматической ошибки.

  1. до двадцатое декабря
  2. полтораста тоннами
  3. на шестисот десятом километре
  4. семеро козлят

Прочитайте текст и выполните задания В1- В3 и С1

(1)Царь- пушка отлита литейным мастером Андреем Чоховым в тысяча пятьсот восемьдесят шестом году.(2) Её вес- сорок тонн, длина- пять метров тридцать четыре сантиметра, калибр- восемьдесят девять сантиметров.(3)Пушка должна была защищать Кремль от нашествия татар в конце шестнадцатого века.(4) Неприятель не дошёл до Москвы, и из Царь- пушки стрелять не пришлось.

В1. Из предложения (2) выпишите составные числительные.



В2.Из предложений (2), (3) выпишите порядковое числительное.



В3. Напишите, каким членом предложения (1) является числительное.

__________________________________________________________________

С1. Напишите небольшое рассуждение о профессии, которая вас привлекает.



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа №10

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

Новый город России Санкт-Петербург стремительно рос. В первые 15 лет население его увеличивалось за счёт присылаемых на строительство из разных губерний людей. Указом от 18 августа 1710 года предписывалось переселить в Петербург около 4720 мастеровых с жёнами и детьми. В том числе: 1900 каменщиков, 48 пильщиков, 41 бочкаря, 10 слесарей, 1174 подростков для выучки разным ремеслам.

Перенос столицы государства на берега Невы повлиял на рост населения. По данным переписи, в 1717 году в Петербурге имелось до 2553 дворов, а в 1722 году их численность доходила до 4163. И это не считая Васильевского острова, где уже было построено 400 домов.

К концу царствования Петра 1 Петербург был одним из крупнейших городов Российской империи. Он занимал площадь 20 квадратных вёрст, и жило в нём свыше 40000 человек, что составляло одну восьмую часть всего городского населения России.

Грамматические задания.                                                                         1.Обозначить простые и составные числительные.                                       2.Произвести морфологический разбор числительного (по выбору учащихся). 3.Сделать синтаксический разбор предложения

К концу царствования Петра 1  Петербург был одним из крупнейших городов Российской империи.

        

Контрольная работа №11

Тест по теме «Местоимение»

А1. Какое местоимение является личным?

  1. своего
  2. кто
  3. моя
  4. тобой

А2. Какое местоимение не имеет именительного падежа, рода и числа?

  1. отрицательное
  2. вопросительное
  3. возвратное
  4. определительное

 А3.В каком примере написание раздельное?

  1. (не)который
  2. (кто)то
  3. (что)нибудь
  4. (кое)(у)кого

 А4. Какое местоимение является неопределённым.

  1. никто
  2. несколько
  3. нечего
  4. ничего

А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Н(1) каких причин для беспокойства н(2)было, и мы н(3)сколько н(4)волновались.

  1. 1,3
  2. 2,3
  3. 1,2,3,4
  4. 1,3,4

А6.Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы)

  1. их дела
  2. всякому
  3. узнал у ней
  4. никакого

Прочитайте текст и выполните задания В1- В3 и С1

(1)Перед каждой яблоней лежала на белеющей траве её слабая, пёстрая тень.  (2) С одной стороны сада, которую освещала луна, липы липы смутно зеленели.(3)С другой стороны они стояли чёрные и непрозрачные.

В1.Напишите разряд местоимения «её» из предложения (1)



В2.Из предложения (3) выпишите определительное местоимение.



В3. Напишите, каким членом предложения (2) является местоимение «которую».

__________________________________________________________________

С1. Напишите небольшое сочинение- продолжение описания ночного сада.



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2.

А1. Какое местоимение является личным?

  1. меня
  2. кого
  3. твой
  4. тот

А2. Какие местоимения совпадают по форме с вопросительными?

  1. личные
  2. неопределённые
  3. относительные
  4. притяжательные

 А3.В каком примере написание раздельное?

  1. (сколько) нибудь
  2. (что)то
  3. (кое)(с)чем
  4. (не)сколько

 А4. Какое местоимение является неопределённым.

  1. ничей
  2. никакой
  3. некого
  4. некто

А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Н(1) кто н(2)мог меня утешить, и я н(3)которое время н(4) с кем н(5) хотел видеться.

  1. 1,3
  2. 1,4
  3. 2,3,4,5
  4. 1,2,4

А6.Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы)

  1. скучаю по вам
  2. самоё себя
  3. ничей
  4. скольким

Прочитайте текст и выполните задания В1- В3 и С1

(1)Туча надвигалась. (2)Всё притихло, как будто ожидало чего- то небывалого .(3) Куда девались эти птицы, что так резво порхали и пели при солнышке? (4) Где насекомые, которые так разнообразно жужжали в траве?

В1.Из предложения (2) выпишите неопределённое местоимение.



В2. Напишите разряд местоимения «которые» из предложения (4).



В3. Напишите, каким членом предложения (3) является местоимение «эти».

__________________________________________________________________

С1. Напишите небольшое сочинение- продолжение описания грозы.



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа №12

Контрольная работа по теме «Местоимение»

                                                           Диктант

            Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.

Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.  

                                                                                      (По В. Арсеньеву)

                           Грамматические задания                                                                    1.Над каждым местоимением написать его разряд и падеж.

2.Выполнить морфологический разбор выделенных местоимений                         (по вариантам).

Контрольная работа №13

Контрольное изложение  «Старинные названия братьев-месяцев»

       На Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года.                                                                                                                  Так январь в Древней Руси назывался сечень, потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или секли, деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название сухий или сухой. Звали его также и лютым – ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.                                                                          В марте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя березозол.                                                                                                                         В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зелёной листвой, бескрайние степи – сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя цветень, а мая – травень.                                                                                Первый летний месяц – июнь – носил у наших предков название червень, что означало красный, прекрасный. А в некоторых местах июнь называли изюк – кузнечик. В конце июня кузнечики запевают свои первые песенки.               Второй месяц лета – июль – называется липень. В это время на Руси буйно цвели липы, и дикие пчёлы собирали в густых лесах обильные запасы мёда, которым так любили лакомиться наши предки.                                                       В августе наступала пора жатвы. Тяжёлые колосья срезали серпами. Август так и именовался: жнивень или серпень.                                                          Убран богатый урожай. Наступает осень. Деревья одеваются в золотые или багряные уборы, травы на лугах желтеют и сохнут. Это месяц жовтень, или жёлтый.                                                                                                              Октябрь – листопад – или грязник. Ноябрь – грудень. Почему грудень? Потому что ударили уже первые морозы, но снегу ещё мало, а на месте недавней грязи лежат замёрзшие комья земли – грудки.                         Последний месяц года и первый месяц зимы – декабрь – носил, как ему и положено, название студень – студёный или снежень – снежный.                    Вот такие красивые, а главное выразительные и точные имена были в старину на Руси у двенадцати братьев-месяцев.

                                                                                                                                                                                         (И. Орловская)

Контрольная работа №14

Тест по теме «Глагол»

А1. Какой глагол является разноспрягаемым?

  1. поднимутся
  2. бегут
  3. берёт
  4. строит

А2.В каком словосочетании глагол является переходным?

  1. позвонил в дверь
  2. прогуливался по парку
  3. вытянули репку
  4. едут по шоссе

 А3.В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

  1. разве..л, покин..те
  2. выд..рнуть, догон..м
  3. посе..м, отп..реть
  4. побре..т, накуп..м

 А4. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

  1. уставиш..ся, испеч..
  2. борот..ся, мне нездоровит..ся
  3. изучает..ся, показываеш..ся
  4. раздават..ся, продаёт..ся

А5. В каком суффиксе пишется буква Е?

  1. присва..вать
  2. удва..вать
  3. накач..вать
  4. гор..вать

А6.Укажите пример с нарушением речевой нормы.

  1. облегчить
  2. езжай
  3. положи
  4. бегайте

Прочитайте текст и выполните задания В1- В3 и С1

(1)Моржа Малышку доставили в зоопарк поздней осенью. (2) Ночью, когда подмораживает и лёд покрывает всю поверхность водоёма, она проделывает в нескольких местах проруби.(3)Изредка в них появляется её голова- Малышка захватывает воздух, а затем снова погружается под лёд.

В1.Напишите, в каком наклонении употреблён глагол в  предложении (1)



В2.Из предложения (2) выпишите  безличный глагол (безличные глаголы).



В3. Из предложения (3) выпишите возвратный глагол (возвратные глаголы)

__________________________________________________________________

С1. Напишите о том, как животные приспосабливаются к зиме.



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2.

А1. Какой глагол является разноспрягаемым?

  1. старается
  2. считает
  3. рисуем
  4. захотим

А2.В каком словосочетании глагол является переходным?

  1. надел ботинки
  2. улети на небо
  3. готовимся к встрече
  4. устала от забот

 А3.В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

  1. откро..те, пове..ло
  2. отп..реть, задерж..м
  3. выж..г, раста..т
  4. выгор..т, расскаж..т

 А4. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

  1. слышиш.., сочетает..ся
  2. колет..ся, любоват..ся
  3. изучает..ся, поздравиш..
  4. привлеч.., пытат..ся

А5. В каком суффиксе пишется буква Е?

  1. изнаш..вать
  2. заноч..вать
  3. пристра..вать
  4. усва..вать

А6.Укажите пример с нарушением речевой нормы.

  1. прилягте
  2. ехайте
  3. повторим
  4. хотите

Прочитайте текст и выполните задания В1- В3 и С1

(1)Пришла зима, и мы устроили для птиц кормушки. (2) Когда птицы захотят есть, они подлетают к кормушке и клюют зёрна и сухие ягоды.(3)Мы стараемся, чтобы синицы, воробьи, снегири не знали голода.

В1.Напишите, в каком наклонении употреблены глаголы в  предложении (1)



В2.Из предложения (2) выпишите разноспрягаемый глагол (разноспрягаемые глаголы).



В3. Из предложения (3) выпишите возвратный глагол (возвратные глаголы)

__________________________________________________________________

С1. Напишите о том, как птицы приспосабливаются к зиме.



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа №15

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Страшила

Элли шла уже несколько часов и устала. Она присела отдохнуть у голубой изгороди, за которой расстилалось поле спелой пшеницы.

Около изгороди стоял длинный шест, на нём торчало соломенное чучело. Голова чучела была сделана из мешочка с соломой, на котором были нарисованы глаза и рот. Получилось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потёртая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах – старые голубые ботфорты, какие носили мужчины в этой стране. Чучело имело забавный и добродушный вид.

Элли внимательно разглядывала смешное разрисованное лицо чучела и удивилась, потому что оно вдруг подмигнуло ей правым глазом. Она решила, что ей почудилось. В Канзасе, откуда она родом, чучела никогда не мигают. Но фигура закивала головой с самым дружеским видом.

                                                                                 (По А. Волкову)

                                               Грамматические задания

               1.Произвести морфологический разбор глагола устала.

               2.Во втором абзаце определить спряжение глаголов.

3.В третьем абзаце указать вид глаголов.

Контрольная работа (итоговая) №16

Часть 1

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1 – А4

А. Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца.                                                                            Б. В пути мы пересекаем двенадцать месяцев, словно двенадцать разных стран.                       В. Мы летим на нашей Земле, как на огромной ракете.                                                                   Г. Проплывают мимо зелёное лето, золотая осень, белая зима, и лазоревая весна.

А1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

  1. А, Г, Б, В
  2. А, В, Б, Г
  3. А, Г, Б, В

А2. Найдите предложение, соответствующее характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, с однородными членами.

  1. А
  2. Б
  3. В
  4. Г

А3. У какого слова неправильно определены морфологические признаки?

1)Земле – существительное, собственное, 1-го склонения.

2) Летим – глагол, несовершенного вида, 1-го спряжения.

3) Мы – личное местоимение, 1-го лица, множественного числа.

4) (На) огромной – прилагательное, в полной форме, относительное.

А4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. А
  2. Б
  3. В
  4. Г

А5. В каком ряду во всех словах пишется буква о?

  1. к…саться, на…р, Р…стов
  2. неприк…сновенность, сг…ранние, р…стовщик
  3. разг…реться, подр…стающий. к…сательная
  4. дог…рать, к…снуться, р…стение

А6. Найдите слово с орфографической ошибкой.

  1. благословить
  2. безоблачный
  3. предистория
  4. исчезнуть

А7. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

  1. пр…балтика, пр…тензия, пр…чуда
  2. пр…лестный, пр…града, пр…одолевать
  3. пр…вычка, пр…рода, пр…людия
  4. пр…кратить, пр…вязать, пр…готовить

А8. В каком слове пишется буква е?

  1. посв…щение
  2. неув…дающий
  3. увл…кательный
  4. вы…снять

А9. Выберите фразеологизм, имеющий значение «человек с очень плохой памятью».

  1. ветреная голова
  2. голова садовая
  3. дырявая голова
  4. голова соломой набита

А10. Укажите слово с нулевым окончанием.

  1. всегда
  2. дисциплина
  3. байдарка
  4. учился

А11. В каком ряду все слова профессионализмы?

  1. художник, пилотирование, ангар
  2. кризис, финансы, декларация
  3. ландшафт, рельеф, равнина
  4. этимология, лингвистика. Слово

А12. В каком ряду все слова однокоренные?

  1. беседа, бес, беседовать
  2. гора, горевать, гористый
  3. вода, водяной, водянистый
  4. знаменитый, знамя, знаменитость

А13. В каком слове пишется непроизносимая согласная буква?

  1. древес…ный
  2. словес…ный
  3. извес…ный
  4. телес…ный

А14. В каком словосочетании слово употреблено в прямом значении?

  1. широкий кругозор
  2. широкая общественность
  3. широкая улица
  4. широкая известность

А15. В какой строчке во всех словах пишется буква е?

  1. в ярост…, о времен…, завис…шь, узна…шь
  2. в инее…, к свобод…, тян…т, расцвета…т
  3. по тревог…, на машин…, гуля…т, пен…тся
  4. о нежност…, в семен…, обгон…шь, тревож…т

А16. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

  1. Около санатория есть озеро, и из него вытекает ручей.
  2. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна.
  3. Сплеча, да сгоряча ничего не делай.
  4. Солнце тёплое ходит высоко и душистого ландыша ждёт.

А17. Укажите предложение, в котором нужно поставить тире (знаки препинания не расставлены).

  1. Ночь тиха и безлунна.
  2. Хороший вкус это прежде всего чувство меры.
  3. Правда в огне не горит и в воде не тонет.
  4. Кузнец Архип сказал теперь всё ладно, хорошо горит.

А18. Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

  1. Я говорил вам что нынче будет непогода.
  2. Вы переведены сюда из города.
  3. Казбич нетерпеливо прервал его где тебе ездить на моём коне.
  4. Паустовский утверждал что в русском языке есть великое множество хороших слов.

Прочитайте текст и выполните задания А19-А21, В1 – В5

(1)Я сидел на террасе и смотрел вниз на голубое море, расстилавшееся до горизонта живой пеленой.

(2) Пышное летнее солнце садилось за горами, но тени ложились только внизу.

(3) Безлюдное море, на котором только изредка медленно проходил чёрный морской пароход, казалось мне безжизненным и пустынным, вечные вздохи прибоя отзывались в сердце надрывной, тоскливой болью.

(4) Над головой высились скалистые, серые, лишённые растительности горы, давили душу каменной тяжестью своей.                                                                                                                 (5) Мне казалось, что судьба загнала меня на край земли, на котором сижу я, свесив ноги в море, и вот-вот брошусь туда в необъяснимой тоске.                                                                    

(6) Блёкло золото солнечных красок.

 (7) Быстрее расползались тени под горой, падая на мерно вздыхающее, опечаленное море, темнела его яркая лазурь. (8) Весь берег охватила мягкими объятиями своими предвечерняя тонкая печаль.

А19. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

  1. Море казалось безжизненным.
  2. Над головой высились чёрные уступы.
  3. Золото красок меркло.
  4. Море мерно вздыхало.

А20. Укажите, чем является словосочетание тонкая печаль (предложение 8).

  1. олицетворение
  2. гипербола
  3. метафора
  4. эпитет

Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словом (-ами)

А21. Определите стиль и тип речи.

  1. публицистический, рассуждение
  2. художественный, рассуждение
  3. художественный, описание
  4. публицистический, описание

Часть 2

Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словом (-ами)

В1. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово блёкло                (предложение 6).

В2. Из предложения 5 выпишите относительное местоимение.

В3. Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.

Ответы к заданиям В4 – В5 запишите цифрами

В4. Укажите номера простых предложений с однородными сказуемыми

В5. Сколько грамматических основ в предложении

Вариант 1

1. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) августовский;                                        

2) агент;

3) прибыла;                                                

4) плато.

2. В каком ряду все несклоняемые существительные относятся к женскому роду?

1) кенгуру, шимпанзе;                                

2) леди, мадам;

3) кольраби, пианино;                                

4) авеню, кино.

3. Укажите ошибку в образовании степени сравнения прилагательного:

1) выше;                                                

2) высочайший;

3) более высокий;                                        

4) самый высочайший

4. Найдите правильный вариант склонения числительного в следующем предложении Высота Александрийской колонны равна 47 м.

1) сорок семь метров;                                

2) сорока семи метров;

3) сорока семи метрам;                                

4) сорокам семи метров.

5. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1) атм…сфера, к…мандир, пре..долеть;

2) би…графия, п…ркет, пре…бразить;

3) б…гатырь, пор…жение, приг…диться;

4) к…ллекция, пр…фессия, с…лфетка.

6. В каком ряду все слова пишутся с приставкой при-?

1) пр…красный, пр…шить, пр…морский;

2) пр…скучный, пр…близительно, пр…открыть;

3) пр…клеить, пр…городный, пр…ехать;

4) пр…ступник, пр…мудрый, пр…ключение.

7. В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?

1) под…грать, без…нтересный, раз…скать;

2) под…тожить, пред…стория, сверх…мпульсивный;

3) пред…дущий, без…сходный, за…нтересовать;

4) без…скусный, сверх…зысканный, пред…нфарктный.

8. В каком ряду даны слова, которые без НЕ не употребляются?

1) невозможный, недруг, неправильно;

2) неряха, нельзя, несчастный;

3) неуютно, нечетный, неправда;

4) неприятель, ненастье, невысоко.

9. В каком ряду во всех существительных на месте пропуска пишется буква И?

1) дом…к, ключ…к;

2) стол…к, кусоч…к;

3) комоч…к, нож…к;

4) носоч…к, замоч…к.

10. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) боч…нок, камыш…вый;

2) медвеж…нок, свинц…вый;

3) плюш…вый, пунц…вый;

4) беж…вый, бараш…к.

11. В каком ряду во всех прилагательных на месте пропуска пишется буква Н?

1) пчели…ый, ками…ый, голуби…ый;

2) оловя…ый, стекля…ый, деревя…ый;

3) песча…ый, шерстя…ой, серебря…ый;

4) ветре…ый, безветре…ый, каме…ый.

12. Укажите, в каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (русско)английский словарь, (сельско)хозяйственный район;

2) (вагоно)ремонтное депо, (плодово)ягодное желе;

3) (юго)восточный ветер, (темно)синее небо;

4) (кисло)сладкий вкус, (южно)американский город.

13. В каком ряду во всех глаголах на месте пропуска пишется буква О?

1) команд…вать, завед…вать, ухаж…вать;

2) навед…ваться, исслед…вать, завид…вать;

3) обслед…вать, обрад…вать, проповед…вать;

4) танц…вать, бесед…вать, предугад…вать.

Прочитайте текст и выполните задания А23 - А27, В1 - В6

(1)Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. (2)В городах приметы не нужны. (З)Огненную рябину заменяет эмалированная синяя табличка с названием улицы. (4)Время узнаётся не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. (5)Предсказания погоды передаются по радио. (6)В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. (7)Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние.

(8)Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного света.

(9)В приметах заключено много точного знания и поэзии. (10) Есть приметы простые и сложные. (И)Самая простая примета — это дым костра. (12)То он поднимается столбом к небу, спокойно струится вверх, выше самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. (13)И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды.

(К.Г. Паустовский. Мещёрская сторона)

14. В каком предложении говорится о значении примет?

1) 1;

2) 2;

3) 9;    

4) 10.

15. Укажите верную морфологическую характеристику слова выше, использованного в (12) предложении:

  1. простая сравнительная степень прилагательного высокий;
  2. составная (сложная) сравнительная степень прилагательного высокий;
  3. простая сравнительная степень наречия высоко;
  4. составная (сложная) сравнительная степень наречия высоко.

Ответы к заданиям В1 — В2 запишите словами

В1. Из предложений 3-4 выпишите притяжательное прилагательное.

В2. Из предложения 8 выпишите слово с непроизносимой согласной.

Ответы к заданиям В4 - В6 запишите цифрами

В3.Среди предложений 9-13 найдите то, в котором используются антонимы.

В4.Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение.

В5.Среди предложений 9-13 найдите простое предложение с однородными сказуемыми.

С1.    Опираясь на текст К.Г. Паустовского, напишите небольшое сочинение о значении примет. Расскажите об одной из примет погоды.

Опорные вопросы:

Где могут пригодиться приметы?

Согласны ли вы с тем, что «в приметах заключено много точного знания и поэзии»?

Наблюдали ли вы за изменениями в природе перед сменой погоды? Какие приметы погоды вам известны?

Вариант 2

1. В каком слове ударение падает не на последний слог?

1) звонит;                                        

2) баловать;

3) газопровод;                                        

4) красивее.

2. В каком ряду все несклоняемые существительные относятся к мужскому роду?

1) кофе, какаду;                                

2) буржуа, кафе;

3) шоссе, метро;                                

4) жюри, Осло.

3. Укажите ошибку в образовании степени сравнения наречия:

1) легче;                                        

2) мягче;

3) дешевше;                                        

4) слаще.

4. Найдите неправильно построенное словосочетание:

1) двое мужчин;                                

2) три женщины;

3) четверо учениц;                                

4) пятеро мальчиков.

5. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) б…гряный, б…рдовый, к…нвейер;

2) б…ссейн, вел…сипед, …рнамент;

3) б…хрома, г…раж, к..рниз;

4) девяност…, з…главие, р…кета.

6. В каком ряду все слова пишутся с приставкой ПРЕ-?

1) пр…рвать, пр…остановить, пр…касаться;

2) пр…бытие, пр…чуда, пр…казать;

3) пр…брежный, пр…неприятный, пр…уральский;

4) пр…одолеть, пр…образователь, пр...длинный.

7. В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?

1) под…грать, без…нтересный, раз…скать;

2) под…тожить, пред…стория, сверх…мпульсивный;

3) пред…дущий, без…сходный, за…нтересовать;

4) без…скусный, сверх…зысканный, пред…нфарктный.

8. В каком ряду все слова пишутся с НЕ слитно?

1) голубые (не)забудки; (не)правда, а ложь;

2) (не)громкий, а тихий голос; дом (не)высок;

3) (не)дорогое, но красивое платье; (не)веселый человек;

4) (не)уклюжая походка; далеко (не)умный человек.

9. В каком ряду во всех существительных на месте пропуска пишется буква Е?

1) человеч…к, карандаш…к;

2) цветоч…к, листоч…к;

3) дружоч…к, пакет…к;

4) платоч…к, мяч…к.

10. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква О?

1) лягуш…нок, ремеш…к;

2) зайч…нок, глаж…ный;

3) книж…нка, ситц…вый;

4) нович…к, платоч…к.

11. В каком ряду во всех прилагательных на месте пропуска пишется буква НН?

1) кожа…ый, тума…ый, бараба…ый;

2) пламе…ый, име…ой, племе…ой;

3) нефтя…ой, торфя…ой, костя…ой;

4) обществе…ый, обеде…ый, глиня…ый.

12. Укажите, в каком ряду все местоимения пишутся раздельно?

1) кто(нибудь), ни(у)кого;

2) что(то), кое(кто);

3) не(с)кем, кто(либо);

4) кое(у)кого, кое(о)чем.

13. В каком ряду во всех глаголах на месте пропуска пишется буква О?

1) команд…вать, завед…вать, ухаж…вать;

2) навед…ваться, исслед…вать, завид…вать;

3) обслед…вать, обрад…вать, проповед…вать;

4) танц…вать, бесед…вать, предугад…вать.

Прочитайте текст и выполните задания А23 - А27, В1 - В6

(1)Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. (2)В городах приметы не нужны. (З)Огненную рябину заменяет эмалированная синяя табличка с названием улицы. (4)Время узнаётся не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. (5)Предсказания погоды передаются по радио. (6)В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. (7)Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние.

(8)Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного света.

(9)В приметах заключено много точного знания и поэзии. (10) Есть приметы простые и сложные. (И)Самая простая примета — это дым костра. (12)То он поднимается столбом к небу, спокойно струится вверх, выше самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. (13)И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды.

(К.Г. Паустовский. Мещёрская сторона)

14. В каком предложении говорится о значении примет?

1) 1;

2) 2;

3) 9;    

4) 10.

15. Укажите, от чего зависит написание гласной в корне глагола стелется.

  1. от места ударения;
  2. от наличия/отсутствия суффикса -А- после корня слова;
  3. от спряжения глагола;
  4. от проверочного слова.

Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словами

В1. Из предложения 4 выпишите существительное, образованное бессуффиксным способом.

В2. Из предложения 8 выпишите слово с непроизносимой согласной.

Ответы к заданиям В4 - В6 запишите цифрами

В3.Среди предложений 9-13 найдите то, в котором используются антонимы.

В4.Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение.

В5.    Среди предложений 9-13 найдите простое предложение с однородными сказуемыми.

С1.    Опираясь на текст К.Г. Паустовского, напишите небольшое сочинение о значении примет. Расскажите об одной из примет погоды.

Опорные вопросы:

Где могут пригодиться приметы?

Согласны ли вы с тем, что «в приметах заключено много точного знания и поэзии»?

Наблюдали ли вы за изменениями в природе перед сменой погоды? Какие приметы погоды вам известны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 6 класс.

Предлагаемый материал поможет сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части. охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средство...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс.

Предлагаемые материалы поомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средст...

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 9 класс.

Предлагаемые материалыпомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффектным средством ...

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку.10 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 11 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового маиериала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 5 класс

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса ориентированы на учащихся, которые занимаются по УМК по русскому языку под ред. М.М.Разумовской, но могут быть использованы для ...