Урок русского языка "Буквы з-с на конце приставок"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_bukvy_z-s_na_kontse_pristavok.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :   Буквы з-с на конце приставок

  • Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;
  • формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок;

 Планируемые результаты:

Личностные:  формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные: определять тему урока,  цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.


Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Оборудование компьютер, проектор, тестовые задания, лингвистический текст « Коварная приставка С», тестовые задания, материал для домашней работы, словари.

Ход урока

I. Организационный  этап.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.   Запишите сегодняшнее число, классная работа.

Девизом нашего урока я  предлагаю взять следующие слова, прочитайте их

( сначала про себя, затем вслух выразительно)

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен  уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке”.

Я желаю вам успеха.

II  Проверка домашнего задания:

1.   Сначала мы  проведём небольшую разминку.

  1. Над каким большим разделом языкознания мы работаем? ( морфемикой)
  2. Что изучает морфемика? ( морфемы, значимые части слова)
  3. Какие морфемы вам  изветсны? ( приставки, корни, суффиксы, окончания.
  4. Что такое корень?
  5. Что такое приставка?
  6. С какими приставками мы познакомились на прошлом уроке?  ( приставками, которые пишутся одинаково, независимо от произношения, приставками пре-, при-)
  7. Назовите неизменяемые приставки.
  8. Когда пишется приставка пре-? При-?

2. Орфографический диктант.

(дома обучающиеся составляли словарный диктант по теме урока)

       3. Взаимопроверка по ключу.                                        

( Оценки выставляются в лист достижений).

Лист достижений

Фамилия, имя

Орфографический диктант


Усвоение нового материала

Первичная проверка понимания изучненного






III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

-   Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.

А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.   Сформулируйте тему урока.  (Для этого прослушайте сказку)

В некотором царстве, орфографическом государстве,

Жили-были согласные, звонкие и глухие.

Дружно жили, не тужили. Но однажды …    

Заспорили звонкий З и глухой С…

Кто главней?

Кому стоять на конце этих приставок?

З кричал, что звучит сильнее,

С убеждал, что без него тоже не обойтись.

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,

 Которые всё на свете знал и даже писали правила

Для жителей государства.

Тема урока «Буквы з и с на конце приставок»

-  Исходя из темы, определите цели урока.

  1. Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с.
  2. Научиться грамотно  писать слова с данными видами орфограмм,
  3. графически обозначать изученную орфограмму).

Мотивация

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий

А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит  разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу.

Тема исследования совпадает с темой урока, цель – с целью урока.

- Определите объект исследования. ( слова с приставками)

- Предмет исследования?   (Буквы  з-с на конце приставок)

1. Запишите слова в два столбика

безграничный                   бескрайний

разбросать                         распустить

известить                           испортить                

вздыхать                            вспомнить

возместить                        восхождение

низвергать                             ниспадать

- Давайте составим план исследования.

- Выделить в словах приставки.

- Подчеркнуть в словах  согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.

- Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

- Какой вывод можно сделать?

Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.

- Давайте познакомимся с правилом, которое предлагают нам авторы учебника  ( материал стр. 30 )

V. Этап первичной проверки понимания изученного

1. Упр 437 фронтально,  

(Самооценка выполнения упражнения вносится в лист достижений)

VI. Физкультминутка

Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с приседают.

Бесшумный

Вздохнуть

Бесчисленный

Возделать

Разжимать

Расщелина

Безвкусный

Изгонять

Расчертить

Расписать

Разгорячиться

Сбежать

(Самооценка вносится в лист достижений)

Подчиняется ли правилу, которое вывели мудрецы, слово сбежать?

2)- Фонетический разбор слова.

- В чём коварство приставки С?

Работа с лингвистическим текстом.

                                           Коварная приставка с-

  Осторожно! Она « ошибкоопасна»! Во- первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во- вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто- нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться – чётко слышится звук з. Но мы – то с вами на эту удочку не попадёмся!

    Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными , будем помнить: это приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь

  Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье.

VI. Этап закрепления знаний и способов действия.

( в ходе закрепления идёт индивидуальная работа с электронным тренажёром, обучающиеся получают отметки, вносят их  в лист достижений)

  1. Упр 440  ( в парах с обсуждением  1 вариант выписать слова с з на конце приставки, 2 вариант – с на конце приставки)

Вздыхать                                            Исправить

Разглядеть                                         расцвет

Разбег                                                  вскарабкаться

Безбрежный                                       беспомощный

Возглас                                                расположиться

Безграничный                                    беспредельный

Изморозь                                              рассмотреть

Чрезмерный                                        рассвет

                                                               расписание

( справиться, сгибать, списать)

Самопроверка по ключу. Результаты заносятся в лист достижений

2.  Тестовые задания.

Тестовые задания

I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется

буква З.

1) ра..жевать,  ра..бушеваться,  бе..донный, бе..заветный;

2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный;

3) бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить.

II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

  1. ра..сечь,  ра..цвёл, во..стать,  ..доровье;
  2. бе..примерный,   в..плеск,  .. беречь,  ..дание;
  3. ..бегать,  ра..щепить,  бе..просветный,  ..делка.

III. Укажите строчку, где все слова с орфограммой приставки на З и С.

  1. сгребать, бесхитростный, нарисовать, возвещать;
  2. восход, бескозырка, испуг, возрасти;
  3. погрузить, возглавлять, бесплатный, восток.

IV. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.

  1. во..парить, ра..делить, и..пугался, бе..следно;
  2. ра..рослись, бе..звучный, во..нести, ра..жечь;
  3. и..толковать, бе..мерный, ра..жалобить, бе..цветный;

V. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется  С.

    1)  и..следовать,  ..жимать,   бе..покойный,  ..дешний;

    2) ...делать,  ра..сечь,  ..дать,   ра..хватать;

    3)  и..тлеть,  ..гореть,  ра..жать,  и..пугать;

Самопроверка (ответы на интерактивной доске).

1.  1

2.  3

3.  2

4.  2

5.  2

3. Разноуровневые задания

«3»

Прочитайте ряды слов. Спишите,  исключив лишнее слово из каждого ряда.

Объясните свой выбор.

1) Бе…правный, бе…жизненный, бе…численный, бе…платный.

2) …бегать, …дать, …дравствуй, …делать;

3) …десь, …дание, …доровье, ра…бить;

4) бе…брежный, бе…предельный, бе…граничный, бе…радостный.

Правильный ответ (в 1р. Безжизненный, во 2 ряду здравствуй в нём нет приставки, З – часть корня; в 3 ряду разбить, а в остальных словах З-часть корня; в 4ряду беспредельный)

«4»

  К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы попарно, раскрывая скобки,  вставляя пропущенные буквы.

1. Ра…говором сыт (не) будешь.

2. (Не) вырастишь овощей, (не) …варишь и щей.

3. (Не) ра…грызешь ореха, так (не)…ъешь и ядра.

4. Ра…суждениями каши (не) …варишь.

Правильный ответ (к 1 подходит 4, в ней идёт речь о том, что нельзя накормить словами, ко 2 подходит 3, т.к. в них идёт речь о том, что нельзя получить результата, не работая. В каждой пословице есть слова, не работая. В каждой пословице есть слова по теме урока, не с глаголами, глаголы 2 лица ед. числа)

«5»

  Прочитайте текст. Разделите его на 2 части.  Спишите ту часть, которая соответствует теме урока, выделите орфограмму.

        Заклинатель присел около корзины и раскрыл её. В корзине лежала свернувшаяся колечками очковая змея. Заклинатель, легко сжимая дудочку, стал наигрывать печальную мелодию. Змея встрепенулась, расширила свой щит, испуганно и злобно зашипела. Змеи почти не слышат звуков. Музыка на них влиять не может. Кобра всё равно может укусить. Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться. Для этого её заставляют кусать очень горячие предметы.

Правильный ответ (Из этого текста мы узнаем об очень редком виде труда (дрессировка змей). Мы разделили текст на 2 части, списываем первую часть)

VII. Этап информации о домашнем задании

Разноуровневые домашние задания

«3»

1 уровень

Упр 443

«4»

2 уровень. От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.

Образец: без плана – бесплановая работа.

Без заботы – ...,
без крыльев – ...,
без дома – ...,
без края – ...,
без конца – ...,
без руки – …,
без хозяйства – ...,
без цели – ...,
без работы – ...,
без толка – …

«5»

3 уровень

Соединить буквы з и с с согласными, составить слова

 

VII. Этап подведения итогов урока

- Над какой орфограммой  мы  работали сегодня на уроке?

- Когда на конце приставки пишется буква з? Когда с?

 IX. Этап рефлексии

Обратитесь к листку достижений.

Работаем с нашим светофором

зелёный  - я понял материал урока;

жёлтый – у меня остались вопросы;

 красный  – я бы ещё хотел проработать эту тему.

Благодаря чему мы смогли добиться  хороших результатов?

Давайте снова обратимся к  девизу нашего урока

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку Буквы З и С на конце приставок

Цели урока:  Знать условия выбора буквы в приставках на З-С; уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы;воспитывать интерес, любовь к родному слову, к его истории....

Презентация к уроку "Буквы з и с на конце приставок" в 5 классе.

Проверка знаний учащихся по теме "Бувы зи с на конце приставок"...

Открытый урок Тема : Буквы з-с на конце приставок

Конспект урока по русскому  для 5 класса (7 вида)тема "Буквы з-с на конце приставок"Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;форми...

Технологическая карта урока "Буквы з и с на конце приставок "

Урок: русский языкТема урока: Буквы з и с на конце приставок Дата проведения урока: Класс: 5ОУ: ГБОУ школа №469Учитель-предметник: Степанова Н.В., слушатель краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ «Осно...

Технологическая карта урока "Буквы З и С на конце приставок".5 класс.

Цель урокаПознакомить учащихся с орфограммой буквы з и с на конце приставок, формировать умение определять условия выбора букв на конце приставок, обеспечить языковое развитие учащихся через рассужден...

Конспект урока "Буквы З и С на конце приставок"

Данный урок является 14-м в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи». Урок тесно связан с предыдущими и является продолжением в изучении данной темы. При планировании урока были учте...

Урок по русскому языку "з-с на конце приставок"

    Урок составлен в рамках деятельностного подхода с учётом необходимости формирования универсальных учебных действий, обозначенных во ФГОС....