КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК ОПТИМАЛЬНАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ К ГИА-9
материал для подготовки к егэ (гиа, русский язык, 9 класс) по теме

Кустарева Любовь Павловна

 

Подготовить учащегося к экзамену можно разными способами: увеличением объема домашних заданий, дополнительными занятиями, натаскиванием в готовых ответах-образцах и т.д. Каждый учитель находит свой способ подготовки выпускного класса к итоговой аттестации. На мой взгляд, оптимальной формой работы при подготовке учащихся к ГИА является работа с текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК ОПТИМАЛЬНАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ К ГИА-9

Подготовить учащегося к экзамену можно разными способами: увеличением объема домашних заданий, дополнительными занятиями, натаскиванием в готовых ответах-образцах и т.д. Каждый учитель находит свой способ подготовки выпускного класса к итоговой аттестации. На мой взгляд, оптимальной формой работы при подготовке учащихся к ГИА является работа с текстом.

На экзаменах учащиеся должны показать не  только знание отдельных вопросов грамматики, но и продемонстрировать свободное владение своими знаниями: умение сопоставить факты языка, найти в них сходство и различие, вскрыть общее, определить, что объединяет разные группы явлений языка, суметь не только объяснить  языковой факт, но и определить его место в системе языка. Другими словами, для успешной сдачи экзамена по русскому языку нужен осознанный подход ученика к фактам и явлениям этого языка, нужна не столько память, сколько языковое чутье и умение логически мыслить. Поскольку в основе логического мышления лежат операции сравнения, классификации, обобщения, а формами оперирования материалом служат анализ и синтез, нужно последовательно отрабатывать умения проводить эти операции.

Комплексный анализ текста, на мой взгляд, является оптимальной формой работы при подготовке к ГИА. В проверяемых элементах содержания в плане демонстрационного варианта экзаменационной работы само слово «текст» встречается более десяти раз.  Текст как речевое произведение  проверяется не только в части С, но в задании А1; задания по синтаксису и пунктуации тоже требуют работы с текстом, его полного и разностороннего анализа.

«Экзамен по русскому языку в 9 классе – это сосредоточенная, интенсивная работа, связанная с основными видами речевой деятельности. Преодолеть трудности этой работы ученик сможет, если умеет вести диалог с текстом…», - считает Пахнова Т.М.

Планомерная и регулярная комплексная работа с текстом станет самой естественной и результативной формой подготовки  к экзамену в силу свой специфики. Комплексный анализ текста готовит учащегося к выполнению всех частей ГИА.

Комплексный анализ текста включает в себя несколько этапов.

Первый этап анализа. После прочтения текста учащимся предлагаются задания для его осмысления:

- доказать, что это текст, то есть, перечислить основные признаки текста на конкретном материале;

- определить тему;

- определить основную мысли текста, его идею;

- подобрать заголовок по теме и основной мысли текста, проанализировать заголовки, выбрать «свой», аргументировать выбора;

- определить стиль текста с перечислением основных признаков выбранного стиля в качестве доказательства своего мнения;

- определить тип речи и аргументировать выбор.

Особое внимание следует обратить на традиционно трудные задания, такие как лексические и грамматические средства связи предложений в тексте (лексические повторы, синонимы, антонимы, однотематическая лексика, местоимения, наречия и др., а также структурная соотнесенность предложений). В слабых классах можно сделать памятку с примерами-иллюстрациями на каждое средство связи.

Это первый этап работы с текстом. Без подобных навыков разбора текста учащемуся будет непросто профессионально прочитать экзаменационный текст, являющийся материалом для  выполнения заданий группы А, В и С2, а тем более вникнуть в суть услышанного текста.

Первая часть ГИА-9 требует адекватного понимания устной речи и письменного воспроизведения текста с заданной степенью свернутости, а также владение способами сжатия текста. Таким образом, изложение, хоть и является традиционной формой работы, имеет свою специфику, которую должны осознать учащиеся.

Чтобы облегчить работу по восприятию услышанного текста, учащегося необходимо научить анализу видимого текста с точки зрения требований его трансформации. Другими словами, нужно, во-первых, научить видеть и выделять микротемы, понимать смысл абзацного членения; во-вторых, научить разделять главную и второстепенную информацию; в-третьих, помочь овладеть всеми приемами сжатия текста.

Отработка этих навыков может стать продолжением работы с текстом и подготовкой к сжатому изложению. Могут быть предложены следующие задания:

- назвать количество микротем;

- определить тему каждого абзаца и его основную мысль;

- выделить опорные слова и словосочетания;

- аргументировать главную и второстепенную информацию;

- вспомнить приемы сжатия текста;

- аргументированно выбрать наиболее подходящий способ;

- попробовать сжать абзац, используя другие приемы;

- записать свой вариант сжатого текста и прокомментировать его.

Учащемуся необходимо объяснить сущность понятий «главная» и «второстепенная» информация как соответственно наиболее существенная для данного вопроса и вытекающая из первой в виде аргументов, комментариев, замечаний, примеров. Чтобы учащиеся осознали содержательные приемы компрессии текста, важно научить их находить  главное на уровне:

- текста (заголовок, введение, заключение);

- микротемы (первое предложение абзаца);

-предложения (предикативная часть простого, главное – в сложноподчиненном).

Обучение сжатию информации и развертыванию информации небольшого объема должно стать постоянным видом работы при комплексном анализе текста.

Можно в целях экономии времени ограничиться на отдельных уроках анализом только одной микротемы, главное, чтобы этот анализ был осознанным. Сделать его таким поможет четкая алгоритмизация разбора и привычность работы для школьника.

Конкретные языковые приемы сжатия текста могут быть оформлены, например, в виде памятки.

Языковые приёмы компрессии текста



Я

могу

заменить

- однородные члены обобщающим словом;

- словосочетания словом;

-фрагмент предложения синонимичным предложением;

- предложение/ его часть указательным местоимением;

- предложение /его часть определительным или указательным местоимением;

- сложноподчинённое предложение простым

Я

могу

исключить


- повторы;

- фрагменты предложения;

- синонимы

Я

могу

соединить


несколько предложений в одно

В последнее время появилось множество материалов для подготовки к ГИА. Это и сборники текстов для изложений, и методические рекомендации, и обмен опытом работы преподавателей. Интересна методика воссоздающего воображения, предложенная Борисенко Н.А.,  в котором воображение рассматривается как ступень, необходимая для понимания и запоминания текста, в частности его повествовательных и описательных элементов. Второй этап комплексного анализа – это орфографический и пунктуационный разбор текста. Это трудоемкая, но необходимая часть работы. Ее удобнее давать в качестве предварительного домашнего задания, чтобы на уроке орфограммы и пунктограммы могли не только объясняться, но и вспоминаться, систематизироваться. Нужно добиваться морфемного анализа при объяснении всех орфограмм и схематического объяснения каждой пунктограммы. В идеале подобная работа, на мой взгляд, должна систематически проводиться, начиная с пятого класса. Ученик должен узнавать морфему с орфограммой, понимать, почему он употребляет тот или иной пунктуационный знак. Без осознанного употребления знаков препинания практически невозможно добиться пунктуационной зоркости, без умения видеть морфему – зоркости орфографической. Только осознанное обучение способно стать активным и мотивирующим для школьника. Современному школьнику, привыкшему к интернет-технологиям, можно рекомендовать в качестве самостоятельной подготовки для повышения грамотности интерактивные диктанты, которые исключают возможность списывания, формируют ответственность за результат сделанной работы и, будучи максимально комфортны психологически, создают условия для саморазвития школьника.

Третий этап работы – языковой анализ текста. В эту часть работы должны включаться:

- все виды анализа слов (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический и  синтаксический);

- характеристика средств речевой выразительности.

Работа со словом, с его словарным и контекстуальным значениями – это основа развития речи. Практика показывает, что определение лексического значения слова и выбор лексического средства в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи вызывают затруднения у многих учащихся. Нужно учить стилистическому и функциональному отбору слов и их сочетанию, формировать у учащихся не только представление о грамматических нормах, но и потребность контролировать речь с точки зрения их соблюдения. Диалоговая форма проверки заданий комплексного анализа дает возможность отметить старания и усилия ребенка, рациональность его учебной деятельности, а иногда и мотив, который заставил его выучить учебный материал,

Трудности выполнения заданий по синтаксису связаны с тем, что учащиеся не всегда видят структуру предложения. А это, естественно, затрудняет понимание текста. Поэтому выполнение этих заданий так важно при восприятии речевого произведения.

Каждый из вышеперечисленных этапов работы с текстом готовит учащихся к процессу речетворчества, к созданию собственного речевого произведения в виде сочинения рассуждения.

Сочинение – традиционная форма работы учителя-словесника, и систематическая и планомерная подготовка к нему – необходимое условие успеха учащихся на экзаменах. Несмотря на множество внешних перемен, суть осталась прежней, ведь умение писать сочинение – это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. Это означает, что учитель по-прежнему должен учить:

- правильному пониманию темы;

- четким формулировкам;

- умению последовательно и логично излагать материал;

- умению аргументировать свои высказывания;

- умению делать обобщения и выводы.

Работе над сочинением посвящено наибольшее количество методических рекомендаций последних лет. Интересны рекомендации Кобзаревой Л.А., которая при подготовке учащихся к сочинению ставит на первое место учет их индивидуальных возможностей и уважение к результатам деятельности ребят. Пахнова Т.М. обращает внимание на обучающий, а не контролирующий характер заданий при подготовке к сочинении,  при работе с разными видами текстов. Интересен и дидактический материал, предлагаемый автором для подготовки к ГИА.

Вывод. Комплексный анализ текста является оптимальной формой работы при подготовке учащихся к итоговой аттестации, потому что, во-первых, использование текста в качестве ключевой единицы урока углубляет, расширяет и  систематизирует знания учащихся о языке как системе, во-вторых, создает речевую среду, которая способствует совершенствованию языкового чутья, лежащего в основе развития речи, в основе понимания того, что такое языковая система.

 Комплексный анализ текста формирует все необходимые выпускнику компетенции: коммуникативную – при интерпретации и трансформации текста; лингвистическую – при анализе языкового материала; языковую - в процессе выполнения заданий второй части, связанных с нормами  литературного русского языка.

Таким образом, осознанно анализируемый учащимися текст становится инструментом воспитания языковой личности, владеющей языком и развитой речью, свободной в выборе языковых средств.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»

ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки   к сочинению-рассуждению»...

Комплексный анализ текста как форма подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ

Цель данной статьи – оказать  помощь учителю-предметнику, описав  некоторые способов проведения   комплексного анализа текста, показать различные пути работы с текстом....

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Проект "Комплексный анализ текста как важное условие подготовки к ОГЭ по русскому языку

Данный курсовой проект был защищён в Мордовском Республиканском Институте Образования...

Комплексный анализ текста как основной вид подготовки к итоговым экзаменам

В работе представлен педагогический опыт в подготовке обучающихся к выпускным экзаменам....

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...