Главные вкладки

    Урок русского языка по теме "Публицистический стиль
    методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

    Знакомство с публицистическим стилем

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse_po_teme.docx30.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 7 классе по теме «Публицистический стиль»

    Тема урока: «Публицистический стиль»

    Класс:  7

    Тип урока: урок развития речи

    Образовательные технологии: игровые,  технология здоровьесбережения, проблемная, информационно-коммуникативная, дифференцированная, исследовательская  

    Цели урока:

    Образовательные:  дать представление о публицистическом стиле, его признаках; формирование умения определить текст публицистического стиля, его признаки, повторить типы и стили речи.

    Воспитывающие:  привить любовь к родному языку; формирование активной жизненной позиции

    Развивающие: развитие речи обучающихся, кругозора, творческих способностей обучающихся

    Оборудование: конверты с заданиями на каждого обучающегося,  использование мультимедийного проектора

    Задачи:

    1. Вспомнить особенности публицистического стиля.

    2. Уметь определять и обосновывать принадлежность текста к публицистическому стилю.

    3. Обогатить знания о публицистическом стиле.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.  Проверка готовности обучающихся к уроку. Запись в рабочие тетради числа и классной работы.

    2. Речевая разминка.

    -Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. А гости – это радость, порадуем друг друга хорошей работой. На уроке нам придётся много говорить,  поэтому предлагаю начать наш урок с речевой разминки:

    Мы внимательные!

    Мы умные!

    Мы отлично учимся!

    Всё у нас получится!

    -Прочитайте эти строки с разными интонациями: с радостью, с удивлением, с вопроса, с грустью. Эта разминка поможет нам настроиться. Мы вернёмся к ней в конце урока и прочитаем её так как работали (рефлексия)

    3. Определение темы урока.

    -Наш урок я хочу начать с кроссворда, который поможет вам сформулировать тему. (Применение игровых технологий)

    с

    т

    а

    т

    ь

    я

    т

    е

    м

    а

    и

    н

    т

    е

    р

    в

    ь

    ю

    л

    е

    к

    с

    и

    к

    а

    ь

    1.  Текст, посвященный одной конкретной теме, опубликованный в журнале, газете или каком-либо издании. (статья)

    2. Что составляет содержание текста. … - о чём говорится  в тексте.  (тема)

    3. Разновидность разговора, беседы между людьми, при которой используется вопросно-ответная форма.  (интервью)

    4. Словарный состав языка (лексика)

    -Ключевое слово нашего кроссворда – стиль. Значит, сегодня мы будем говорить о каком-то стиле.

    -Сколько стилей речи  в русском языке? (пять)

    -Назовите стили речи? (разговорный, официально-деловой, научный, художественный, публицистический)

    - Название стиля, с которым мы  познакомимся  на уроке буквально с латинского переводится как общественный (publicus).

    -Да, вы уже догадались, что речь на сегодняшнем уроке пойдёт о публицистическом стиле.

    - Запишите тему урока: «Публицистический стиль».

    -Что вы знаете по теме нашего урока?

    4. Постановка целей урока

    -Кто из вас сформулирует цели нашего урока. Чем сегодня мы будем заниматься на уроке?

    5. Словарная работа

    -Кто из вас назовёт писателя, который создаёт публицистические произведения (публицист). Запишите это слово в тетрадь – словарное слово.

    6. Работа с текстом.

    -У вас на столах лежит текст:

            Есть тысячи причин, по которым человек живет или стремится жить в городе. Но, окружая себя камнем и бетоном, асфальтируя улицы, люди все же оставляют участки живой земли, чтобы посадить и вырастить на них деревья. Деревья увлажняют и очищают воздух в городе, обогащают его кислородом, защищают человека от солнечной радиации, ветров и городского шума,   поглощают  выхлопные газы машин и убивают болезнетворные микробы.         Быт, отдых, спорт, детские игры, здоровье – все эти понятия связаны в нашем сознании с понятиями листва, свежесть, трава, земля.

    Беседа:

    - Как живется дереву в городе? Как дышится? Поют ли на его ветвях птицы? И что можем сделать мы, горожане, чтобы шелест листвы и птичьи голоса заглушали все остальные уличные шумы?  (Давайте, пока не поздно, задумаемся над этими вопросами и сделаем все, что в наших силах, чтобы сохранить природу в городе)

    7. Орфографическая работа

    -Запишите предложение, в котором пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы.

    Деревья увл..жняют и оч..щают воздух в городе, об..гащают его кислородом, защ..щают человека от солнечной радиации, ветров и горо..ского шума, погл..щают выхлопные газы машин и уб..вают болезнетворные микробы (проверка задания)

    -Правописание какой части слова мы повторили?

    Увлажняют – влага; очищают – чисто; обогащают – словарное слово; защищают – защита; городского – города; поглощают – глотка; убивают – убить.

    Беседа:

    - Какой важной проблеме посвящён текст? Назовите ее тему.

    - Основная мысль? Идея?

    -Это проблема частная или общая?

    -Действительно, ребята, проблема, поднятая автором текста общественная, важная, актуальная, касается каждого из нас.

    -В каком стиле написан текст? (публицистическом)

    - Где чаще всего встречаются произведения публицистического стиля? (в средствах массовой информации: телевидение, радио, газеты, журналы)

    - Исходя из вышесказанного, попробуйте сформулировать мне определение публицистического стиля  (Публицистический стиль речи  представляет собой разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных выступлениях. Публицистические произведения  посвящёны актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества)

    Откройте учебник на странице 27. Прочитайте теоретический материал.

    -Каковы задачи публицистического стиля?

    Запись в тетради: Назначение публицистического стиля – воздействовать на читателя, слушателя.

    5. Словарная работа

    -Как вы понимаете выражение «злоба дня»? (то, что привлекает внимание, занимает всех в данное время)

    -Почему публицистические произведения называют злободневными?

    8. Проверка домашнего задания

    - К уроку я просила вас приготовить определения следующих слов: статья, интервью, репортаж, очерк, фельетон

    5. Словарная работа

    -Дайте определения данным словам.

    Запись в тетради: статья, интервью, репортаж, фельетон

    Статья – многозначное слово. 2.  Один из основных жанров журналистики, небольшое сочинение на актуальную тему, волнующее общество (газетная, журнальная, критическая) 2. Глава, раздел в каком-н. документе, перечне, справочнике. Статья закона. Расходные и доходные статьи в смете. Словарная статья.

    Интервью – жанр журналистики. Разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

    Репортаж – информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор.

    Фельетон - сатирический жанр художественно-публицистической литературы, высмеивающий порочные явления в общественной жизни

    -Все перечисленные определения – жанры журналистики.

    -Определите, к какому жанру  относится наш анализируемый текст.

    -Ребята, а что такое публицистика? (род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества)

    Запись в тетради: публицистика  - словарное слово

    9. Физкультурная минутка (применение технологии здоровьесбережения)

    - А теперь все тихо встали,

    - Дружно руки вверх подняли,

    - В стороны, вперёд, назад,

    - Повернулись вправо, влево

    - Тихо сели, вновь за дело.

    или:

    -Положите ручки и закройте глаза. Я называю предмет, который есть в нашем классе, а вы показываете на него рукой, когда я скажу открыть глаза, вы увидите, правильно ли показали

    10. Проблемный вопрос (проблемная технология)

    -Ребята,  мы  говорили о том, что задача публицистического стиля – воздействовать на читателя или слушателя. А какие языковые средства, с помощью которых автор пытается воздействовать на читателя? Сейчас мы проведём небольшое исследование.  Проведём наблюдение.

    11. Анализ текста  (использование проектно-исследовательской технологии, поисковый метод, метод наблюдения над языковым материалом))

    - У каждого на партах лежит  конвертик. В нём  лежит листок с  текстами, которые мы будем анализировать.

    - Прочитайте их.

    I.  Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод—ягода; опыляется при помощи насекомых.

    Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространен в лесах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветков эфирное масло применяется в парфюмерии.

    II.   В лесу под зелеными сводами деревьев разлит чудный аромат — это цветет белый, душистый колокольчик — ландыш. Пойдемте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы — это все ландыш!

    (По Д. Кайгородову)

    III.   Чтобы выжить, человечеству необходимо усвоить более здоровый образ жизни. Каждый человек должен чувствовать ответственность за собственное здоровье. Здоровье — самый драгоценный дар, как с личной, так и с общественной точки зрения. Существует множество способов укрепить здоровье: систематические физические упражнения, длительный сон, отказ от курения, злоупотребления алкоголем и, наконец, общение с людьми всех возрастов, чтобы не образовался разрыв между поколениями, который наносит ущерб физическому и психическому здоровью людей.

    Помните: наше здоровье зависит от нас самих и от нашего поведения! Если каждый приложит определенные усилия, люди забудут о болезнях, сохраняя до конца способность творить и радоваться жизни.

    (По материалам журнала «Здоровье».)

    Задание: 

    1. Определите стиль и тип текста.
    2. Где используется каждый из предложенных текстов?
    3. Каковы задачи каждого из предложенных текстов?
    4. Соотнесите предложенные языковые особенности с текстами. Какие из них относятся к публицистическому стилю?

    Определите стиль, тип текстов.

    1 – повествование

    2 – описание

    3 – рассуждение

    1 – научный

    2- художественный

    3 - публицистический

    -Почему вы так решили? Сравним данные тексты по предложенному плану.

    1. Где используется?

    1 – в учебниках

    2 – в художественных книгах

    2 – в газетах и журналах

    2. Задача текста

    1 – обучение наукам

    2 -  для создания образа

    3 – воздействие на массы, привлечь внимание к важной проблеме

    3. Языковые особенности:  распределите на три группы языковые особенности, характерные для каждого стиля. Записать примеры из текста

    Терминология – научный стиль (семейство, лилейных, эллипсоидальные, медицина, парфюмерия)

    Точность определений – научный стиль (нет описаний)

    Образное описание – эпитеты – литературный стиль (душистый колокольчик, нежная зелень)

    Эмоциональность  - публицистический стиль («Помните: наше здоровье зависит от нас самих и от нашего поведения»)

    Побудительные предложения – публицистическому стилю («Помните: наше здоровье зависит от нас самих и от нашего поведения!»)

    Повторы – публицистический стиль (слово здоровье – здоровый  в тексте употребляется 4 раза, тем самым автор акцентирует наше внимание на проблему, волнующую его)

    Использование слов в переносном значении – публицистический стиль  (драгоценный дар – здоровье, образ жизни, радоваться жизни)

    Яркое, злободневное высказывание – публицистический стиль («Чтобы выжить, человечеству необходимо усвоить более здоровый образ жизни»)

    Обращение – публицистический стиль (автор обращается к читателям и слушателям)

    12. Поведение итогов

    -Назовите характерные черты публицистического стиля; где он используется.

    13. Рефлексия:

     14. Домашняя работа (использования дифференцированной технологии)

    -У каждого из вас в конвертиках есть домашнее задание:

    1. для сильных обучающихся – упражнение 62. Вообразите, что вам предстоит выступить в актовом зале, на школьной площадке, в классе. Ваша задача – убедить слушателей в том, что необходимо прийти в ближайший выходной день для того, чтобы помочь в создании школьного музея. Составьте устное выступление – обращение в публицистическом стиле. Уточните свою тему. Запишите развёрнутый план, рабочие материалы к нему. Потренируйтесь дома в устном выступлении.

    2. для средних обучающихся  - из газет или журналов вырежьте тексты, написанные в публицистическом стиле. Укажите в них черты, характерные для данного стиля и записать их в тетрадь.

    3. для слабых обучающихся  - систематизировать материал, изученный на уроке заполнить предложенную таблицу. Устно подготовить рассказ о публицистическом стиле.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень», «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 кл

    Программа для средней (полной) школы (базовый уровень)подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никамВласенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы.Базовый уровен...

    урок русского языка по теме: "Стили речи"

    Повторение, подготовка к ГИА. Урок комплексного применения знаний,умений и навыков....

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Книжные стили речи. Научный стиль"

    Методическая разработка предназначена для проведения урока развития речи в 5 классе по теме "Книжные стили. Научный стиль"....

    Стили. Взаимопроникновение стилей. Урок русского языка в 10 классе

    Концепция урока-погружения в рамках обобщающих занятий. Требует подготовки. Этот урок - своеобразный итог длительной работы учащихся: исследования принципов взаимопроникновения стилей. На этапе презен...

    Презентация к уроку русского языка "Стили речи. Официально-деловой стиль"

    Презентация содержит образцы и шаблоны официально-деловых бумаг, а также теоретический материал по теме урока...

    Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

    Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

    Урок русского языка "Официально-деловой стиль" 6 класс

    Урок русского языка "Официальн деловой стиль" 6 класс...