Урок русского языка по теме "Публицистический стиль
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Знакомство с публицистическим стилем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse_po_teme.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе по теме «Публицистический стиль»

Тема урока: «Публицистический стиль»

Класс:  7

Тип урока: урок развития речи

Образовательные технологии: игровые,  технология здоровьесбережения, проблемная, информационно-коммуникативная, дифференцированная, исследовательская  

Цели урока:

Образовательные:  дать представление о публицистическом стиле, его признаках; формирование умения определить текст публицистического стиля, его признаки, повторить типы и стили речи.

Воспитывающие:  привить любовь к родному языку; формирование активной жизненной позиции

Развивающие: развитие речи обучающихся, кругозора, творческих способностей обучающихся

Оборудование: конверты с заданиями на каждого обучающегося,  использование мультимедийного проектора

Задачи:

1. Вспомнить особенности публицистического стиля.

2. Уметь определять и обосновывать принадлежность текста к публицистическому стилю.

3. Обогатить знания о публицистическом стиле.

Ход урока.

1. Организационный момент.  Проверка готовности обучающихся к уроку. Запись в рабочие тетради числа и классной работы.

2. Речевая разминка.

-Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. А гости – это радость, порадуем друг друга хорошей работой. На уроке нам придётся много говорить,  поэтому предлагаю начать наш урок с речевой разминки:

Мы внимательные!

Мы умные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

-Прочитайте эти строки с разными интонациями: с радостью, с удивлением, с вопроса, с грустью. Эта разминка поможет нам настроиться. Мы вернёмся к ней в конце урока и прочитаем её так как работали (рефлексия)

3. Определение темы урока.

-Наш урок я хочу начать с кроссворда, который поможет вам сформулировать тему. (Применение игровых технологий)

с

т

а

т

ь

я

т

е

м

а

и

н

т

е

р

в

ь

ю

л

е

к

с

и

к

а

ь

1.  Текст, посвященный одной конкретной теме, опубликованный в журнале, газете или каком-либо издании. (статья)

2. Что составляет содержание текста. … - о чём говорится  в тексте.  (тема)

3. Разновидность разговора, беседы между людьми, при которой используется вопросно-ответная форма.  (интервью)

4. Словарный состав языка (лексика)

-Ключевое слово нашего кроссворда – стиль. Значит, сегодня мы будем говорить о каком-то стиле.

-Сколько стилей речи  в русском языке? (пять)

-Назовите стили речи? (разговорный, официально-деловой, научный, художественный, публицистический)

- Название стиля, с которым мы  познакомимся  на уроке буквально с латинского переводится как общественный (publicus).

-Да, вы уже догадались, что речь на сегодняшнем уроке пойдёт о публицистическом стиле.

- Запишите тему урока: «Публицистический стиль».

-Что вы знаете по теме нашего урока?

4. Постановка целей урока

-Кто из вас сформулирует цели нашего урока. Чем сегодня мы будем заниматься на уроке?

5. Словарная работа

-Кто из вас назовёт писателя, который создаёт публицистические произведения (публицист). Запишите это слово в тетрадь – словарное слово.

6. Работа с текстом.

-У вас на столах лежит текст:

        Есть тысячи причин, по которым человек живет или стремится жить в городе. Но, окружая себя камнем и бетоном, асфальтируя улицы, люди все же оставляют участки живой земли, чтобы посадить и вырастить на них деревья. Деревья увлажняют и очищают воздух в городе, обогащают его кислородом, защищают человека от солнечной радиации, ветров и городского шума,   поглощают  выхлопные газы машин и убивают болезнетворные микробы.         Быт, отдых, спорт, детские игры, здоровье – все эти понятия связаны в нашем сознании с понятиями листва, свежесть, трава, земля.

Беседа:

- Как живется дереву в городе? Как дышится? Поют ли на его ветвях птицы? И что можем сделать мы, горожане, чтобы шелест листвы и птичьи голоса заглушали все остальные уличные шумы?  (Давайте, пока не поздно, задумаемся над этими вопросами и сделаем все, что в наших силах, чтобы сохранить природу в городе)

7. Орфографическая работа

-Запишите предложение, в котором пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы.

Деревья увл..жняют и оч..щают воздух в городе, об..гащают его кислородом, защ..щают человека от солнечной радиации, ветров и горо..ского шума, погл..щают выхлопные газы машин и уб..вают болезнетворные микробы (проверка задания)

-Правописание какой части слова мы повторили?

Увлажняют – влага; очищают – чисто; обогащают – словарное слово; защищают – защита; городского – города; поглощают – глотка; убивают – убить.

Беседа:

- Какой важной проблеме посвящён текст? Назовите ее тему.

- Основная мысль? Идея?

-Это проблема частная или общая?

-Действительно, ребята, проблема, поднятая автором текста общественная, важная, актуальная, касается каждого из нас.

-В каком стиле написан текст? (публицистическом)

- Где чаще всего встречаются произведения публицистического стиля? (в средствах массовой информации: телевидение, радио, газеты, журналы)

- Исходя из вышесказанного, попробуйте сформулировать мне определение публицистического стиля  (Публицистический стиль речи  представляет собой разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных выступлениях. Публицистические произведения  посвящёны актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества)

Откройте учебник на странице 27. Прочитайте теоретический материал.

-Каковы задачи публицистического стиля?

Запись в тетради: Назначение публицистического стиля – воздействовать на читателя, слушателя.

5. Словарная работа

-Как вы понимаете выражение «злоба дня»? (то, что привлекает внимание, занимает всех в данное время)

-Почему публицистические произведения называют злободневными?

8. Проверка домашнего задания

- К уроку я просила вас приготовить определения следующих слов: статья, интервью, репортаж, очерк, фельетон

5. Словарная работа

-Дайте определения данным словам.

Запись в тетради: статья, интервью, репортаж, фельетон

Статья – многозначное слово. 2.  Один из основных жанров журналистики, небольшое сочинение на актуальную тему, волнующее общество (газетная, журнальная, критическая) 2. Глава, раздел в каком-н. документе, перечне, справочнике. Статья закона. Расходные и доходные статьи в смете. Словарная статья.

Интервью – жанр журналистики. Разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

Репортаж – информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор.

Фельетон - сатирический жанр художественно-публицистической литературы, высмеивающий порочные явления в общественной жизни

-Все перечисленные определения – жанры журналистики.

-Определите, к какому жанру  относится наш анализируемый текст.

-Ребята, а что такое публицистика? (род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества)

Запись в тетради: публицистика  - словарное слово

9. Физкультурная минутка (применение технологии здоровьесбережения)

- А теперь все тихо встали,

- Дружно руки вверх подняли,

- В стороны, вперёд, назад,

- Повернулись вправо, влево

- Тихо сели, вновь за дело.

или:

-Положите ручки и закройте глаза. Я называю предмет, который есть в нашем классе, а вы показываете на него рукой, когда я скажу открыть глаза, вы увидите, правильно ли показали

10. Проблемный вопрос (проблемная технология)

-Ребята,  мы  говорили о том, что задача публицистического стиля – воздействовать на читателя или слушателя. А какие языковые средства, с помощью которых автор пытается воздействовать на читателя? Сейчас мы проведём небольшое исследование.  Проведём наблюдение.

11. Анализ текста  (использование проектно-исследовательской технологии, поисковый метод, метод наблюдения над языковым материалом))

- У каждого на партах лежит  конвертик. В нём  лежит листок с  текстами, которые мы будем анализировать.

- Прочитайте их.

I.  Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод—ягода; опыляется при помощи насекомых.

Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространен в лесах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветков эфирное масло применяется в парфюмерии.

II.   В лесу под зелеными сводами деревьев разлит чудный аромат — это цветет белый, душистый колокольчик — ландыш. Пойдемте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы — это все ландыш!

(По Д. Кайгородову)

III.   Чтобы выжить, человечеству необходимо усвоить более здоровый образ жизни. Каждый человек должен чувствовать ответственность за собственное здоровье. Здоровье — самый драгоценный дар, как с личной, так и с общественной точки зрения. Существует множество способов укрепить здоровье: систематические физические упражнения, длительный сон, отказ от курения, злоупотребления алкоголем и, наконец, общение с людьми всех возрастов, чтобы не образовался разрыв между поколениями, который наносит ущерб физическому и психическому здоровью людей.

Помните: наше здоровье зависит от нас самих и от нашего поведения! Если каждый приложит определенные усилия, люди забудут о болезнях, сохраняя до конца способность творить и радоваться жизни.

(По материалам журнала «Здоровье».)

Задание: 

  1. Определите стиль и тип текста.
  2. Где используется каждый из предложенных текстов?
  3. Каковы задачи каждого из предложенных текстов?
  4. Соотнесите предложенные языковые особенности с текстами. Какие из них относятся к публицистическому стилю?

Определите стиль, тип текстов.

1 – повествование

2 – описание

3 – рассуждение

1 – научный

2- художественный

3 - публицистический

-Почему вы так решили? Сравним данные тексты по предложенному плану.

1. Где используется?

1 – в учебниках

2 – в художественных книгах

2 – в газетах и журналах

2. Задача текста

1 – обучение наукам

2 -  для создания образа

3 – воздействие на массы, привлечь внимание к важной проблеме

3. Языковые особенности:  распределите на три группы языковые особенности, характерные для каждого стиля. Записать примеры из текста

Терминология – научный стиль (семейство, лилейных, эллипсоидальные, медицина, парфюмерия)

Точность определений – научный стиль (нет описаний)

Образное описание – эпитеты – литературный стиль (душистый колокольчик, нежная зелень)

Эмоциональность  - публицистический стиль («Помните: наше здоровье зависит от нас самих и от нашего поведения»)

Побудительные предложения – публицистическому стилю («Помните: наше здоровье зависит от нас самих и от нашего поведения!»)

Повторы – публицистический стиль (слово здоровье – здоровый  в тексте употребляется 4 раза, тем самым автор акцентирует наше внимание на проблему, волнующую его)

Использование слов в переносном значении – публицистический стиль  (драгоценный дар – здоровье, образ жизни, радоваться жизни)

Яркое, злободневное высказывание – публицистический стиль («Чтобы выжить, человечеству необходимо усвоить более здоровый образ жизни»)

Обращение – публицистический стиль (автор обращается к читателям и слушателям)

12. Поведение итогов

-Назовите характерные черты публицистического стиля; где он используется.

13. Рефлексия:

 14. Домашняя работа (использования дифференцированной технологии)

-У каждого из вас в конвертиках есть домашнее задание:

1. для сильных обучающихся – упражнение 62. Вообразите, что вам предстоит выступить в актовом зале, на школьной площадке, в классе. Ваша задача – убедить слушателей в том, что необходимо прийти в ближайший выходной день для того, чтобы помочь в создании школьного музея. Составьте устное выступление – обращение в публицистическом стиле. Уточните свою тему. Запишите развёрнутый план, рабочие материалы к нему. Потренируйтесь дома в устном выступлении.

2. для средних обучающихся  - из газет или журналов вырежьте тексты, написанные в публицистическом стиле. Укажите в них черты, характерные для данного стиля и записать их в тетрадь.

3. для слабых обучающихся  - систематизировать материал, изученный на уроке заполнить предложенную таблицу. Устно подготовить рассказ о публицистическом стиле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме: "Стили речи"

Повторение, подготовка к ГИА. Урок комплексного применения знаний,умений и навыков....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Книжные стили речи. Научный стиль"

Методическая разработка предназначена для проведения урока развития речи в 5 классе по теме "Книжные стили. Научный стиль"....

Стили. Взаимопроникновение стилей. Урок русского языка в 10 классе

Концепция урока-погружения в рамках обобщающих занятий. Требует подготовки. Этот урок - своеобразный итог длительной работы учащихся: исследования принципов взаимопроникновения стилей. На этапе презен...

Презентация к уроку русского языка "Стили речи. Официально-деловой стиль"

Презентация содержит образцы и шаблоны официально-деловых бумаг, а также теоретический материал по теме урока...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Урок русского языка "Официально-деловой стиль" 6 класс

Урок русского языка "Официальн деловой стиль" 6 класс...

Конспект урока русского языка «Характеристика художественного стиля речи»

Цели: развитие творческого мышления и речи школьников, культурного кругозора и эрудиции.;повторение понятия «художественный стиль речи»;отработка умений и навыков практического примен...