Обобщающий урок по теме «Сложноподчиненное предложение»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Лещева Наталья Андреевна

 Обобщающий урок по теме «Сложноподчиненное предложение» (на материале пословиц  народов Северного Кавказа в их соответствии с русскими)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_kultur.docx45.45 КБ
Файл slozhnopodchinennoe_predlozhenie.pptx967.98 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Сложноподчиненное предложение»

 (на материале пословиц  народов Северного Кавказа в их соответствии с русскими)

Цели урока:

  1. повторить и обобщить изученное о сложноподчиненном предложении;
  2. закрепить орфографические и пунктуационные навыки учащихся;
  3. познакомиться с пословицами и поговорками народов Северного Кавказа;
  4. развить логическое и образное мышление;
  5. воспитать нравственные качества.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач урока.

-Ребята, мы закончили изучение сложноподчиненных предложений. Сегодня на уроке мы должны повторить изученное об этом виде сложных предложений. С этой целью мы рассмотрим пословицы и поговорки народов Северного Кавказа, представляющие собой сложноподчиненные предложения.

3. Работа с эпиграфом к уроку.

А) Прочитайте  и запишите эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? «Хочешь узнать о народе – познакомься с его пословицами».

Б) Выступление учеников с докладами на тему «Роль пословиц в жизни народа», «Употребление пословиц в наше речи» (на примере русских пословиц, отражающих общечеловеческие ценности).

4. Повторение теоретического материала.

А) Работа с терминами.

Записать на доске и в тетрадях:

Орфография – это…

Пунктуация – это…

Пословицы – это…

Б) Устный опрос:

- Что такое сложноподчиненное предложение?

-Чем сложноподчиненное предложение отличается от сложносочиненного?

- Как отличить главное предложение от придаточного?

- Чем союзы отличаются от союзных слов?

5. Выполнение практических заданий.

- Соотнесите начало и конец пословиц:

  1. Если лошади паслись на одной горе, то у них,…
  2. Где много слов – там хороших мало, …
  3. Кому от слова не больно, ...
  4. Когда все вместе, ...
  5. Где аул больше, ...

  1. тому от пули не больно (тб.).
  2. тогда и Надир-шах глуп (лз.).
  3. хоть масти разные, да норов один (авар.).
  4. там и ума больше (лз).
  5. молчаливый же – и сам хорош (к.).

(Ответы: 1 – С; 2. – Е; 3. – А; 4. – В; 5. – D.)

- Определите типы придаточных предложений, укажите способ связи главного предложения с придаточным. Какие из союзов (союзных слов) многозначные?

- Найдите и запишите русские аналоги данным пословицам.

(Возможные варианты:

1. Если лошади паслись на одной горе, то у них хоть масти разные, да норов один. – С кем поведешься, от того и наберешься.

2. Где много слов – там хороших мало, молчаливый же – и сам хорош. – Где много слов, там много толку. Молчание – золото.

3. Кому от слова не больно, тому от пули не больно. – Слово пуще стрелы разит.

4. Когда все вместе, тогда и Надир-шах[1] глуп. – Друг за друга держаться – ничего не бояться.

5. Где аул больше, там и ума больше. – Одна голова хорошо, а две –лучше.

6. Графический диктант.

- Представьте следующие предложения графически, т. е. составьте схемы этих предложений.

  1. Чем жить без чести, лучше с честью умереть (лк.).
  2.  С тем, кто сказал правду, и сердце соглашается (авар.).
  3. Если голова поумнеет, и одежда обновится (авар.).
  4. Клади голову там, где найдешь ее целой (авар.).
  5. Прежде чем узнаешь человека, съешь пуд соли и выпьешь речку воды (лк.).

- Какой темой объединены эти пословицы? Какие общечеловеческие ценности они утверждают[2]?

7. Повторение орфографии и пунктуации.

- Перепишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных.

1. Если летом голова (не) кипит зимою котел (не) кипит (д,н.).

2.  (От) куда бы не сорвался камень летит в овраг (лз.).

3. Надо что (бы) врагу было или совестно или страшно (лз.).

4. Как провел на свете жизнь так она и пройдет(д.).

- Как вы понимаете  эти пословицы?

8. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

 - Какие типы подчинения образуются в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

- Составьте графические схемы следующих предложений, расставьте знаки препинания.

1. Если у тебя есть друг следи чтобы тропа к его дому не заросла травой(д.).

параллельное подчинение

2. Не верь кошке если скажет что в Мекке была (лз.).

        

последовательное подчинение

3. Сын родился для того чтобы носить оружье и ездить на коне (авар.).

        

однородное подчинение

9. Обобщение.

- Назовите виды придаточных предложений, типы подчинения.

- Какие из пословиц и поговорок вам запомнились? Чем интересны пословицы и поговорки народов Северного Кавказа? Что их объединяет с русскими пословицами? Какие из рассматриваемых пословиц отражают жизнь горца, а какие утверждают общечеловеческие ценности?

10. Домашнее задание.        

По одной из понравившихся пословиц народов Северного Кавказа напишите сочинение, используя в тексте сложноподчиненные предложения с разными видами подчинения.


[1] Надир-шах – восточный завоеватель. В Дагестане оставил память своими кровавыми походами в горы. Шире всего они отражены в горских исторических песнях.

[2] Образовательная программа РФ уделяет огромное внимание духовно-нравственному развитию личности. Воспитание нравственных качеств – главнейшая цель образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок по теме «Сложноподчиненное предложение» (на материале пословиц народов Северного Кавказа в их соответствии с русскими )

Слайд 2

Как вы понимаете эпиграф: « Хочешь узнать о народе – познакомься с его пословицами»? Прочитайте и запишите эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? «Хочешь узнать о народе – познакомься с его пословицами».

Слайд 3

Запишите определения Орфография – это… Пунктуация – это… Пословицы – это…

Слайд 4

Проверим ОРФОГРАФИЯ - система правил правописания . ПУНКТУАЦИЯ - это совокупность знаков препинания и правила их употребления в письменной речи. ПОСЛОВИЦЫ — краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни.

Слайд 5

Ответьте на вопросы: - Что такое сложноподчиненное предложение? -Чем сложноподчиненное предложение отличается от сложносочиненного? - Как отличить главное предложение от придаточного? - Чем союзы отличаются от союзных слов?

Слайд 6

Соотнесите начало и конец пословиц Если лошади паслись на одной горе, то у них,… Где много слов – там хороших мало, … Кому от слова не больно, ... Когда все вместе, ... Где аул больше, ... тому от пули не больно ( тб .). тогда и Надир-шах глуп ( лз .). хоть масти разные, да норов один (авар.). там и ума больше ( лз ). молчаливый же – и сам хорош (к.).

Слайд 7

Проверим Если лошади паслись на одной горе, то у них, хоть и масти разные, да норов один (авар). Где много слов – там хороших мало, молчаливый же – и сам хорош (к). Кому от слова не больно, тому и от пули не больно ( тб ). Когда все вместе , тогда и Надир-шах глуп ( лз ). Где аул больше , там и ума больше ( лз ).

Слайд 8

Найдите русские аналоги получившимся пословицам Если лошади паслись на одной горе, то у них, хоть и масти разные, да норов один (авар ). – С кем поведешься, от того и наберешься. Где много слов – там хороших мало, молчаливый же – и сам хорош (к ).- Где много слов, там много толку. Молчание – золото . Кому от слова не больно, тому от пули не больно. - Слово пуще стрелы разит . Когда все вместе, тогда и Надир-шах глуп. – Друг за друга держаться – ничего не бояться. Где аул больше, там и ума больше – Одна голова хорошо, а две –лучше .

Слайд 9

Запишите схемы предложений Чем жить без чести, лучше с честью умереть ( лк .). С тем, кто сказал правду, и сердце соглашается (авар.). Если голова поумнеет, и одежда обновится (авар.). Клади голову там, где найдешь ее целой (авар.). Прежде чем узнаешь человека, съешь пуд соли и выпьешь речку воды ( лк .). Какой темой объединены эти пословицы? Какие общечеловеческие ценности они утверждают ?

Слайд 10

Перепишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных. 1. Если летом голова (не) кипит зимою котел (не) кипит ( д,н .). 2. (От) куда бы не сорвался камень летит в овраг ( лз .). 3. Надо что (бы) врагу было или совестно или страшно ( лз .). 4. Как провел на свете жизнь так она и пройдет(д.). - Как вы понимаете эти пословицы?

Слайд 11

Какие типы подчинения образуются в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Составьте графические схемы следующих предложений, расставьте знаки препинания. Если у тебя есть друг следи чтобы тропа к его дому не заросла травой(д .). 2. Не верь кошке если скажет что в Мекке была ( лз .). 3 . Сын родился для того чтобы носить оружье и ездить на коне (авар.).

Слайд 12

Обобщение Назовите виды придаточных предложений, типы подчинения. - Какие из пословиц и поговорок вам запомнились? Чем интересны пословицы и поговорки народов Северного Кавказа? Что их объединяет с русскими пословицами? Какие из рассматриваемых пословиц отражают жизнь горца, а какие утверждают общечеловеческие ценности?

Слайд 13

Домашнее задание По одной из понравившихся пословиц народов Северного Кавказа напишите сочинение, используя в тексте сложноподчиненные предложения с разными видами подчинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока на тему:"Сложноподчиненные предложения"

Урок-презентация на тему : "Сложноподчиненные предложения" построен с целью закрепления изученного материала о сложноподчиненных предложениях, навыков пунктуации в сложноподчиненных предложениях, восп...

Интегративный урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Интегративный урок развития – это урок, на котором благодаря  интегрированию русского языка и литературы донского края создаётся речевая  ситуация, способствующая развитию художественного ...

план урока по теме: "Сложноподчиненные предложения"

Тема урока: Сложноподчинённые предложения. Цели:- углубить знания о сложноподчинённом предложении, повторить и закрепить в сознании учащихся главные признаки, по которым выделяется придаточ...

Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными  обстоятельственными...

Урок по теме "Сложноподчиненные предложения. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП".

Углубить знания обучающихся  о строении СПП  и постановке знаков препинания в нем; научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки....

Методические рекомендации к уроку по теме "Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных"

Обобщение и закрепление знаний по теме "Сложноподчиненное предложение"....

Обобщающий урок по теме "Сложноподчиненные предложения" (9 класс)

Данный конспект содержит материал для повторения и закрепления темы "Сложноподчененные предложения"...