Урок "Роль деепричастий в речи"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

Левшакова Ирина Евгеньевна

Урок построен в форме презентации.

Тип урока: комбинированный

Цель данного урока: рассмотреть выразительные возможности деепричастий.

В ходе урока ребята должны попытаться определить роль деепричастий в поэтическом тексте; используя деепричастия, создать текст по картине; продолжить работу по обнаружению и исправлению грамматических ошибок, связанных с употреблением деепричастий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_deeprichastiy.rar868.91 КБ

Подписи к слайдам:

ТЕМА:
«Употребление деепричастий в тексте».
ЦЕЛИ: 1) рассмотреть выразительные возможности деепричастий;2) попробуем определить роль деепричастий в поэтическом тексте;3) попытаемся использовать деепричастия для создания текста по картине;4) продолжим работу по обнаружению и исправлению грамматических ошибок, связанных с употреблением деепричастий.
Роберт Саути «Лодорский водопад».
Кипя Морщинясь волнуясь катаясьШипя Бросаясь меняясь воркуя шумя Журча Взметаясь и пенясь ликуя гремя Ворча Дрожа разливаясь смеясь и болтая Струясь Катясь извиваясь стремясь вырастая Крутясь Вперёд и вперёд убегая в свободолю-Сливаясь бивом задоре,- Вздымаясь Так падают бурные воды в сверкаю-Вздуваясь щем быстром Лодоре!Мелькая шуршаРезвясь и спешаСкользя обнимаясьДелясь и встречаяЛаскаясь бунтуя летяИграя дробясь шелестяБлистая взлетая шатаясьСплетаясь звеня клокочаВзвиваясь вертясь грохоча
ВОПРОСЫ:
Сколько предложений в тексте?Почему мы называем это предложение текстом?С какой целью используются в этом тексте деепричастия?
Расставьте знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий.
Кипя Морщинясь волнуясь катаясьШипя Бросаясь меняясь воркуя шумя Журча Взметаясь и пенясь ликуя гремя Ворча Дрожа разливаясь смеясь и болтая Струясь Катясь извиваясь стремясь вырастая Крутясь Вперёд и вперёд убегая в свободолю-Сливаясь бивом задоре,- Вздымаясь Так падают бурные воды в сверкаю-Вздуваясь щем быстром Лодоре!Мелькая шуршаРезвясь и спешаСкользя обнимаясьДелясь и встречаяЛаскаясь бунтуя летяИграя дробясь шелестяБлистая взлетая шатаясьСплетаясь звеня клокочаВзвиваясь вертясь грохоча
И. К. Айвазовский «Ниагарский водопад»
ЗАДАНИЕ:
Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты. Можете пользоваться материалом прочитанного стихотворения.
Перед нами картина И. К. Айвазовского «Ниагарский водопад».Мощные потоки воды, _______, устремляются вниз с огромной высоты, ________. Они, ________, неостановимо бегут наперегонки, _______. Вот они, _________, переливаются подЛучами солнца, а вот, _______, сливаются с тёмными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, _______, веками удивляет человека?
Исправьте грамматические ошибки:
Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.Знакомясь с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного.
Работа с разноуровневыми заданиями.
Уровень «3»
Расставьте знаки препинания. Неукротимая стихия бушует и сокрушая всё на своём пути устремляется вдаль. Неукротимая стихия бушуя и сокрушая всё на своём пути устремляется вдаль.Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и сокрушая всё на своём пути устремляется вдаль.Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и устремляется вдаль.
Уровень «4».
Расставить знаки препинания, подчеркнуть деепричастные обороты.
Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и заставляет забыть о проблемах.Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и заставляет забыть о проблемах.Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и заставляя забыть о проблемах.Величие природы покоряет и увлекая непредсказуемостью заставляет забыть о проблемах.
Уровень «5»
Перестройте предложение в соответствии со схемой.
[ , -.-.- и -.-.- ,=].[= и , -.-.- , =].[= , -.-.- , и = ].
Волны играют друг с другом, клокочут, спорят с ветром.
КЛЮЧ:
Волны, играя друг с другом и клокоча, спорят с ветром.2) Волны играют друг с другом и, клокоча,спорят с ветром.3) Волны играют друг с другом, клокоча, испорят с ветром.
Перестройте предложение в соответствии со схемой:
Человек любуется природой, восхищается её великолепием, пытается постичь тайны гармонии, ощущает себя частичкой мира.
КЛЮЧ:
Человек любуется природой, восхищаясь её великолепием, и, пытаясь постичь тайны гармонии, ощущает себя частичкой мира.
В. М. Васнецов. «Богатыри»
Деепричастные обороты:
- всматриваясь в картину;- символизируя смелость и отвагу;- напряжённо вглядываясь;- высоко поднимая сорокапудовую палицу;- готовясь вступить в смертельную схватку;- внушая страх противнику;- спокойно наклонив голову;- почуя врага;- лукаво улыбаясь;- поражая находчивостью;- держа в правой руке гусли;- не боясь вражеских полчищ;- как будто возвышаясь над землёй;- мужественно защищая своё Отечество.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Этот урок я проводила, участвуя в конкурсе  "Учитель года". Класс, которому я давала урок, был мне незнаком ( таково было условие испытания). Но благодаря сценке в начале урока ребята а...

Урок"Употребление деепричастий в речи"

Урок по программе М.М Разумовской...

Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи"7класс

.На данном уроке рассмотриваются выразительные возможности деепричастийУчащиеся узнают морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при ...

Урок по русскому языку "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Обобщающий урок по темам "Причастие" и "Деепричастие" в 6 классе...

план- конспект урока "Употребление деепричастий в речи"

план - конспект урока с применением ЭОР...

Употребление причастий и деепричастий в речи

Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи" и презентация к нему...

Открытый урок «Употребление причастий и деепричастий в речи»

Место в программе: первый урок по теме: «Употребление причастий и деепричастий в речи», один из заключительных по темам «Причастие» и «Деепричастие». Тип урока: урок развития речи.Используемые ме...