Урок-путешествие в 5 классе по теме: «В городе существительных».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Сказочное путешествие для ребят и учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gorode_sushchestvitelnykh.doc43 КБ
Office presentation icon v_gorode_sushchestvitelnykh.ppt2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие в 5 классе по теме: «В городе существительных».

Цели и задачи урока: расширить представление учащихся о роли имени существительного речи; закрепить умения определять грамматические признаки имен существительных, их синтаксическую роль в предложении; формировать умения правильного написания окончаний существительных; формировать активную жизненную позицию; воспитывать любовь к Родине, к русскому языку.

Предварительная подготовка: три команды, возможны названия команд, выбран капитан команды, класс оформлен.

 Эпиграф: «Имя существительное- хлеб языка» (Л.Успенский)

Оборудование: раздаточный материал, ИКТ.

Ход урока.

1. Организационный момент. Слово учителя.

 Ребята, посмотрите на доску. Эпиграфом к нашему уроку служат слова Л.Успенского «Имя существительное- хлеб языка».

 Подумайте и в конце урока скажите, почему именно эти слова Успенского мы взяли эпиграфом к нашему уроку.

 К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тени садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

 Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт А. Шибаем в стихотворении «Слова, слова, слова» говорит:

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным- полно.

А безымянных - нету!

И все, что может видеть глаз-

Над нами и под нами-

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

2. Актуализация знаний.

Давайте вспомним, какие же названия предметам дает имя существительное?

На доске заранее написано:

Живые существа: девочка,

Явления природы: гроза,

Действие как предмет: бег,

Признак как предмет: синь,

Задание: продолжить ряды слов.

3. Игра- путешествие по городу существительных.

 Сегодня у нас урок- игра. Посмотрите на карту «Город существительных». Все названия улиц и различных объектов вам знакомы. Нам предстоит с вами пройтись по улицам нашего города и вспомнить то, что вы изучали в 5 классе об имени существительном.

 Станция 1.  Центр города. Кремль, символизирует основное значение существительного, его смысл- обозначение предмета. У этого дома прочный фундамент. Это история происхождения имен существительных в русском языке.

На дом вам было задано: подготовить сообщение о происхождении какого- либо имени существительного. (Ученики зачитывают подготовленные сообщения)

  Станция 2. В городе 2 большие улицы: улица  Постоянных признаков и улица Непостоянных признаков.

Какие признаки постоянные у имени существительных, а какие – непостоянные?

(Ответы учащихся)

  Станция 3. А следующая остановка – это парк. Здесь находятся одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Какие имена существительные мы называем одушевленными, а какие – неодушевленными?

Задание. Выпишите в 2 столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные (картинки).

  Станция 4. Здесь у нас два трехэтажных дома «Род имен существительных и склонение имен существительных».

Назовите род существительных. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

Задание. Определите склонение имен существительных.

Рожь, тополь, брошюра, местность, смелость, шалаш, циркуль, картофель, чувство, аллея, ветка, ветвь, картошка, ель.

  Станция 5. И подошли мы к мосту Нарицательному через реку Собственную. Приведите примеры собственных и нарицательных имен существительных.

А могут ли имена нарицательные стать собственными?(Да).

 Задание.

Превратите имена нарицательные в имена собственные, используя пояснительные слова.

Птица орел- город Орел

Цветок роза- девочка Роза

Плодородная земля- планета Земля

Воздушный шарик- собака Шарик

Парад победителей - проспект Победителей

Симпатичные близнецы - созвездие Близнецы

  Станция 6. Вот большой орфографический лес. Чтобы его пройти, нужно правильно написать слова с изученными орфограммами. (Конкурс капитанов).

   Задание. Спишите, обозначьте орфограмму О/Е в окончаниях имен существительных.

Любоваться чиж..м, суп с перц..м, говорить со сторож..м, салат с огурц..м, быть молодц..м, за лиловой туч..й, с тяжелой нош..й, с опытным врач..м, пять пальц..в, укрыться плащ..м, скрыться за шалаш..м.

  Или выборочный диктант.

Ночь, решение задач, помощь, молодежь, этаж, капли с крыш, мелочь, ключ, дочь, ложь, кирпич, малыш, речь, нож.

Станция 7. А пока ребята работают, мы пойдем по второй большой улице города – улице Непостоянных признаков к Синтаксическому замку. Но чтобы в него попасть нам нужно пройти через три Числовые двери и подняться по шести Падежным ступенькам.

Среди имен существительных есть такие, которые имеют форму только множественного числа, только единственного числа и те, которые могут изменяться по числам.

Задание. Распределить слова.

1 команда                          2 команда                                                    3 команда

Ед. число                           мн. число                                                    ед. и мн. число

 1. Детство

 2. Цемент

 3. Город

 4. Очки

 5. Грабли

 6. Железо

 7. Бензин

 8. Школа

 9. Темнота

 10. Хлопоты

Станция 8. А теперь поднимемся по ступенькам.

Задание. Назовите падежи и вопросы, на которые они отвечают.

Что образуют падежные окончания – однокоренные слова или разные формы одного и того же слова?

Какая форма используется, если существительное выступает в роли подлежащего?

А)  для слабоуспевающих учеников- карточки:

Спишите словосочетания. Объясните графически выбор буквы в окончаниях имен существительных.

Память о солдат…, в школ.., в пустынном безмолви.., спать в сара.., идти по тропинк…, на детской фотографи…, писать в тетрад…, памятник в столиц…, в старой избушк….

Б)  для остальных учащихся - объяснительный диктант

Запишите словосочетания, укажите падеж существительных.

Стоять под окном, выглянуть из окна, висеть на ветке, сидеть вокруг костра, учиться в школе, говорили о дороге, около площади, вокруг елки, пролететь над лесом, гулять у моря, спуститься к реке.

Станция 9. Добрались мы до Синтаксического замка. Какую синтаксическую роль может играть существительное?

Задание. Осуществите синтаксический разбор предложения.

Медведь к зиме строит берлогу и выстилает её мягкой хвоей, корой молодых ёлочек,  сухим мхом

4. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.

 Наше путешествие подошло к концу.

- Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку служат слова Л. Успенского

«Имя существительное- хлеб языка»?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В городе существительных Урок-игра в 5 классе

Слайд 2

Станция 1. Центр города. Кремль

Слайд 3

Станция 2. Улица Постоянных признаков и улица Непостоянных признаков. Какие признаки постоянные у имени существительных, а какие – непостоянные?

Слайд 4

Станция 3. Парк

Слайд 5

Станция 4. «Род имен существительных и склонение имен существительных». Задание. Определите склонение имен существительных. Рожь, тополь, брошюра, местность, смелость, шалаш, циркуль, картофель, чувство, аллея, ветка, ветвь, картошка, ель.

Слайд 6

Станция 5. Мост Нарицательный через реку Собственную Превратите имена нарицательные в имена собственные, используя пояснительные слова. орел роза Земля шарик победителей близнецы

Слайд 7

Станция 6. Большой орфографический лес

Слайд 8

Станция 7. Три Числовые двери Задание. Распределить слова. 1. Детство 2. Цемент 3. Город 4. Очки 5. Грабли 6. Железо 7. Бензин 8. Школа 9. Темнота 10. Хлопоты

Слайд 9

Станция 8. Шесть Падежных ступенек Спишите словосочетания. Объясните графически выбор буквы в окончаниях имен существительных. Память о солдат…, в школ.., в пустынном безмолви.., спать в сара.., идти по тропинк…, на детской фотографи…, писать в тетрад…, памятник в столиц…, в старой избушк….

Слайд 10

Станция 9. Синтаксический замок Задание. Осуществите синтаксический разбор предложения.(Знаки препинания не проставлены). Медведь к зиме строит берлогу и выстилает её мягкой хвоей корой молодых ёлочек сухим мхом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие в 5 классе по теме "Действия с обыкновенными дроби"

Тип урока:-по дидактическим целям: урок комплексного применения знаний, умений и навыков;- по способу проведения: урок с применением ИКТ.Форма урока: урок-путешествие....

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок-путешествие в 7 классе по теме "Движение и взаимодействие тел"

    В седьмом классе трудно за один урок повторить и обобщить большую тему "Движение и взаимодействие тел".       Нетрадиционная игровая форма дает возможность за ...

Урок-путешествие в 9 классе по теме «Звуковые волны»

Урок-путешествие в 9-м классе по теме «Звуковые волны»(Открытый урок для семинара учителей  по теме « Контроль и оценка качества знаний обучающихся по физике»)Учитель физики - Палаева Нина Павлов...

Урок – путешествие в 5 классе по теме:«Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число».

Данный урок последний в теме "Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число". Он составлен для учащихся 5 класса в игровой технологии. Дети совершают космическое путешествие на плонету " ...

План – конспект урока - путешествия в 7 классе по теме «Первоначальные сведения о строении веществ»

Цель урока: обобщить знания учащихся по теме: «первоначальные сведения о строении вещества». Воспитательные: формировать познавательный интерес к физике, воспитывать чувство сопереживания за това...

Урок-путешествие в 5 классе. Цветные страны материка « Имя существительное».

Урок-путешествие в 5 классе. Цветные страны материка  « Имя существительное».Цели: проверить знания теоретического материала о грамматических признаках имен существительных,  совершенст...