Урок-путешествие в 5 классе по теме: «В городе существительных».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Сказочное путешествие для ребят и учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gorode_sushchestvitelnykh.doc | 43 КБ |
v_gorode_sushchestvitelnykh.ppt | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие в 5 классе по теме: «В городе существительных».
Цели и задачи урока: расширить представление учащихся о роли имени существительного речи; закрепить умения определять грамматические признаки имен существительных, их синтаксическую роль в предложении; формировать умения правильного написания окончаний существительных; формировать активную жизненную позицию; воспитывать любовь к Родине, к русскому языку.
Предварительная подготовка: три команды, возможны названия команд, выбран капитан команды, класс оформлен.
Эпиграф: «Имя существительное- хлеб языка» (Л.Успенский)
Оборудование: раздаточный материал, ИКТ.
Ход урока.
1. Организационный момент. Слово учителя.
Ребята, посмотрите на доску. Эпиграфом к нашему уроку служат слова Л.Успенского «Имя существительное- хлеб языка».
Подумайте и в конце урока скажите, почему именно эти слова Успенского мы взяли эпиграфом к нашему уроку.
К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тени садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».
Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт А. Шибаем в стихотворении «Слова, слова, слова» говорит:
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным- полно.
А безымянных - нету!
И все, что может видеть глаз-
Над нами и под нами-
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
2. Актуализация знаний.
Давайте вспомним, какие же названия предметам дает имя существительное?
На доске заранее написано:
Живые существа: девочка,
Явления природы: гроза,
Действие как предмет: бег,
Признак как предмет: синь,
Задание: продолжить ряды слов.
3. Игра- путешествие по городу существительных.
Сегодня у нас урок- игра. Посмотрите на карту «Город существительных». Все названия улиц и различных объектов вам знакомы. Нам предстоит с вами пройтись по улицам нашего города и вспомнить то, что вы изучали в 5 классе об имени существительном.
Станция 1. Центр города. Кремль, символизирует основное значение существительного, его смысл- обозначение предмета. У этого дома прочный фундамент. Это история происхождения имен существительных в русском языке.
На дом вам было задано: подготовить сообщение о происхождении какого- либо имени существительного. (Ученики зачитывают подготовленные сообщения)
Станция 2. В городе 2 большие улицы: улица Постоянных признаков и улица Непостоянных признаков.
Какие признаки постоянные у имени существительных, а какие – непостоянные?
(Ответы учащихся)
Станция 3. А следующая остановка – это парк. Здесь находятся одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Какие имена существительные мы называем одушевленными, а какие – неодушевленными?
Задание. Выпишите в 2 столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные (картинки).
Станция 4. Здесь у нас два трехэтажных дома «Род имен существительных и склонение имен существительных».
Назовите род существительных. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
Задание. Определите склонение имен существительных.
Рожь, тополь, брошюра, местность, смелость, шалаш, циркуль, картофель, чувство, аллея, ветка, ветвь, картошка, ель.
Станция 5. И подошли мы к мосту Нарицательному через реку Собственную. Приведите примеры собственных и нарицательных имен существительных.
А могут ли имена нарицательные стать собственными?(Да).
Задание.
Превратите имена нарицательные в имена собственные, используя пояснительные слова.
Птица орел- город Орел
Цветок роза- девочка Роза
Плодородная земля- планета Земля
Воздушный шарик- собака Шарик
Парад победителей - проспект Победителей
Симпатичные близнецы - созвездие Близнецы
Станция 6. Вот большой орфографический лес. Чтобы его пройти, нужно правильно написать слова с изученными орфограммами. (Конкурс капитанов).
Задание. Спишите, обозначьте орфограмму О/Е в окончаниях имен существительных.
Любоваться чиж..м, суп с перц..м, говорить со сторож..м, салат с огурц..м, быть молодц..м, за лиловой туч..й, с тяжелой нош..й, с опытным врач..м, пять пальц..в, укрыться плащ..м, скрыться за шалаш..м.
Или выборочный диктант.
Ночь, решение задач, помощь, молодежь, этаж, капли с крыш, мелочь, ключ, дочь, ложь, кирпич, малыш, речь, нож.
Станция 7. А пока ребята работают, мы пойдем по второй большой улице города – улице Непостоянных признаков к Синтаксическому замку. Но чтобы в него попасть нам нужно пройти через три Числовые двери и подняться по шести Падежным ступенькам.
Среди имен существительных есть такие, которые имеют форму только множественного числа, только единственного числа и те, которые могут изменяться по числам.
Задание. Распределить слова.
1 команда 2 команда 3 команда
Ед. число мн. число ед. и мн. число
1. Детство
2. Цемент
3. Город
4. Очки
5. Грабли
6. Железо
7. Бензин
8. Школа
9. Темнота
10. Хлопоты
Станция 8. А теперь поднимемся по ступенькам.
Задание. Назовите падежи и вопросы, на которые они отвечают.
Что образуют падежные окончания – однокоренные слова или разные формы одного и того же слова?
Какая форма используется, если существительное выступает в роли подлежащего?
А) для слабоуспевающих учеников- карточки:
Спишите словосочетания. Объясните графически выбор буквы в окончаниях имен существительных.
Память о солдат…, в школ.., в пустынном безмолви.., спать в сара.., идти по тропинк…, на детской фотографи…, писать в тетрад…, памятник в столиц…, в старой избушк….
Б) для остальных учащихся - объяснительный диктант
Запишите словосочетания, укажите падеж существительных.
Стоять под окном, выглянуть из окна, висеть на ветке, сидеть вокруг костра, учиться в школе, говорили о дороге, около площади, вокруг елки, пролететь над лесом, гулять у моря, спуститься к реке.
Станция 9. Добрались мы до Синтаксического замка. Какую синтаксическую роль может играть существительное?
Задание. Осуществите синтаксический разбор предложения.
Медведь к зиме строит берлогу и выстилает её мягкой хвоей, корой молодых ёлочек, сухим мхом
4. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.
Наше путешествие подошло к концу.
- Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку служат слова Л. Успенского
«Имя существительное- хлеб языка»?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Станция 1. Центр города. Кремль
Станция 2. Улица Постоянных признаков и улица Непостоянных признаков. Какие признаки постоянные у имени существительных, а какие – непостоянные?
Станция 3. Парк
Станция 4. «Род имен существительных и склонение имен существительных». Задание. Определите склонение имен существительных. Рожь, тополь, брошюра, местность, смелость, шалаш, циркуль, картофель, чувство, аллея, ветка, ветвь, картошка, ель.
Станция 5. Мост Нарицательный через реку Собственную Превратите имена нарицательные в имена собственные, используя пояснительные слова. орел роза Земля шарик победителей близнецы
Станция 6. Большой орфографический лес
Станция 7. Три Числовые двери Задание. Распределить слова. 1. Детство 2. Цемент 3. Город 4. Очки 5. Грабли 6. Железо 7. Бензин 8. Школа 9. Темнота 10. Хлопоты
Станция 8. Шесть Падежных ступенек Спишите словосочетания. Объясните графически выбор буквы в окончаниях имен существительных. Память о солдат…, в школ.., в пустынном безмолви.., спать в сара.., идти по тропинк…, на детской фотографи…, писать в тетрад…, памятник в столиц…, в старой избушк….
Станция 9. Синтаксический замок Задание. Осуществите синтаксический разбор предложения.(Знаки препинания не проставлены). Медведь к зиме строит берлогу и выстилает её мягкой хвоей корой молодых ёлочек сухим мхом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие в 5 классе по теме "Действия с обыкновенными дроби"
Тип урока:-по дидактическим целям: урок комплексного применения знаний, умений и навыков;- по способу проведения: урок с применением ИКТ.Форма урока: урок-путешествие....
Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».
Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...
Урок-путешествие в 7 классе по теме "Движение и взаимодействие тел"
В седьмом классе трудно за один урок повторить и обобщить большую тему "Движение и взаимодействие тел". Нетрадиционная игровая форма дает возможность за ...
Урок-путешествие в 9 классе по теме «Звуковые волны»
Урок-путешествие в 9-м классе по теме «Звуковые волны»(Открытый урок для семинара учителей по теме « Контроль и оценка качества знаний обучающихся по физике»)Учитель физики - Палаева Нина Павлов...
Урок – путешествие в 5 классе по теме:«Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число».
Данный урок последний в теме "Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число". Он составлен для учащихся 5 класса в игровой технологии. Дети совершают космическое путешествие на плонету " ...
План – конспект урока - путешествия в 7 классе по теме «Первоначальные сведения о строении веществ»
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме: «первоначальные сведения о строении вещества». Воспитательные: формировать познавательный интерес к физике, воспитывать чувство сопереживания за това...
Урок-путешествие в 5 классе. Цветные страны материка « Имя существительное».
Урок-путешествие в 5 классе. Цветные страны материка « Имя существительное».Цели: проверить знания теоретического материала о грамматических признаках имен существительных, совершенст...