"Имя существительное как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Капитонова Валентина Николаевна

 

Как  сделать урок русского языка интересным, увлекательным? Как привить ученикам любовное, разумное отношение к предмету?

Не отвергая методические приёмы, проверенные временем, ищу свои способы для улучшения качества образования. Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра для ребёнка – это целая жизнь, в которой он развивается физически, духовно и умственно.   Игра воспитывает детей, расширяет кругозор, помогает качественно усваивать знания и навыки, необходимые в дальнейшей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Юманайская средняя общеобразовательная школа»

Шумерлинского района Чувашской Республики

Урок - обобщение  

«Имя существительное как часть речи»

(5 класс)

                   

                                                             

Выполнила:

Капитонова Валентина Николаевна,

учительница русского языка и литературы

МБОУ «Юманайская СОШ»

Шумерлинского района ЧР

                                                                         

429106, Чувашская  Республика, Шумерлинский район, село Юманаи,  улица  Гагарина, д.1. школа, тел.: 8 (83536) 62-7-53,  е-mail: umanai-shumr@edu.cap.ru

Как  сделать урок русского языка интересным, увлекательным? Как привить ученикам любовное, разумное отношение к предмету?

Не отвергая методические приёмы, проверенные временем, ищу свои способы для улучшения качества образования. Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра для ребёнка – это целая жизнь, в которой он развивается физически, духовно и умственно.   Игра воспитывает детей, расширяет кругозор, помогает качественно усваивать знания и навыки, необходимые в дальнейшей жизни.

Предлагаю вашему вниманию  сценарий обобщающего урока  «Имя существительное как часть речи». Этот урок был проведён мной в 5 классе, где 18 учащихся. Количество часов в неделю – 3,5 часа. Пятиклассники занимаются по учебнику «Русский язык» для 5 класса национальных школ /авторы С.Д.Ашурова, Г.Н.Никольская, Х.Х.Сукунов и др./ Санкт – Петербургский филиал, издательство «Просвещение», 2011. Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы средней школы по русскому языку и литературе для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. Санкт – Петербург: Филиал издательства «Просвещение», 2012 (под редакцией Г.Н.Никольской).

Цели:       

                    1) повторение, обобщение и углубление знаний учащихся о          

        существительном  как части речи;

                        2) проверить усвоение изученного материала учащимися в игровой форме;

                        3) активизация познавательной деятельности учащихся;

                        4) вовлечение всего класса в учебный процесс через игру;

                        5) развитие речи учащихся в форме устного ответа;

                        6) совершенствовать межпредметные связи;

                        7) воспитывать чувство  любви и бережное отношение к природе.

 Форма урока:

                            урок – беседа

                            урок – игра

Оборудование:

                          кармашки для игры;

                          иллюстрации с изображением птиц;

                          «Книга природы»;  

                          предметы;

                          плакат с надписью « Охранять природу – значит охранять Родину»;  

                          портрет А.С.Пушкина;

                          сигнальные карточки «Н» и «О».

                               

                                             

                                                 

Ход урока

 

     Вступительное слово учителя. Здравствуйте! Садитесь. Итак, начинаем урок. Все готовы к уроку? Тогда к вам такие вопросы:

                          - Сколько частей речи в русском языке?

                          - Как мы их запоминаем?

                          - Как называется самая первая часть речи?

 - Мы с вами закончили изучение этой части речи, и сегодня будем повторять, обобщать изученное по теме «Имя существительное как часть речи». Книги можно отложить в сторону. Нас сегодня на уроке ждёт много интересного, развлекательного, познавательного, и я думаю, что вам некогда будет скучать. Приступаем? Тогда к вам следующие вопросы:

   - Что такое имя существительное? Ваши примеры. Как будет эта часть речи в переводе на родной язык? Примеры на родном языке. Есть ли существительные в английском языке? Я буду читать существительные на русском языке, вы будете называть их на английском:

                      природа, речка, гора, кошка, собака, дерево, цветок, трава.

  - А теперь пишем выборочный диктант. Я читаю небольшой текст на родном языке, а вы должны выбрать из него имена существительные, перевести на русский язык и записать их в начальной форме. Готовы?

                                                   

                                                          Карăк

     Юнашар ларакан çÿллĕ хырăн сайра турачĕсем хушшипе курăнакан кăвакарнă тÿпе тĕлĕнче пысăк кайăк мĕлки палăрать. Çакă ĕнтĕ вăл тăксĕм мăйлă карăк автанĕ. Епле пысăк вăл, епле илемлĕ! Кăкăрĕнче ялкăшакан вут ăна кайăксен кашни самантрах сыхланма кирли çинчен калакан йăлине мантарнă. Вăл мăйне тăснă, куçĕсене хупнă, хÿрине сарса янă та каçса кайса юрлать. Хăйĕн чаплă юрринче вăл каçхи тĕттĕме çĕнтерсе килекен кун çутине саламлать, хĕл тыткăнĕнчен хăтăлса пыракан çурхи тĕнчене мухтать. Çак мухтав юррине ирхи нÿрĕк сывлăш, тарăн шухăша путнă ватă вăрман тата уяр тÿпе тăрăх хулен ярăнакан шурă пĕлĕтсем хавасланса итлеççĕ.

                     

                                           

                      - О чём данный текст?

                      - О какой птице говорится здесь? Что мы узнали о ней? Раз мы заговорили о птицах, давайте вспомним некоторых из них. Ведь птицы – наши друзья.

                      - Как будет по – русски курак, чана, чакак, улатакка, уйăп, кăсăя?

                      - Какие из этих птиц прилетают к нам зимой?

                      - Какая современная группа поёт песню «Снегири»?

                      - Кого называют царём птиц?

                      - Какие птицы здесь изображены? (Учитель показывает картины).

                      - У какой из этих птиц самый длинный язык?

 - Ребята, а вы любите природу, заботитесь о ней? Конечно, все мы должны заботиться о природе – матушке. Забота о ней – наш долг, наша обязанность. Не зря Пришвин говорил: «Охранять природу – значит охранять Родину» (Учитель показывает плакат с этой надписью, дети должны прочитать её хором).

 -  Изменяются ли имена существительные по числам? Ваши примеры. А теперь поработаем хором.

          Сосна - … , овраг - … , лес - … , берёза - … , весна - … , листочек - … , красота - … , чудо - … , небо - … , василёк - … , берег - … , яблоня - … , паук - … .

          Червяки - … , птицы - … , крылья - … , бабочка - … , вербы - … , львята - … .

  -  В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только в единственном и множественном числах. Приведите примеры.

   - Изменяются ли имена существительные по падежам? Просклоняем сочетания: степной орёл, суровая зима, зелёное дерево.

                           Физкультминутка (игра на внимательность)

                           Деревья бывают высокие, толстые, низкие…

 

    -    Какие бывают имена существительные? Ваши примеры.

                                             

                                           

                                                   Буквенный диктант.

           Юпитер, Сатурн, солнце, лёд, мороз, буря, луна, мгла, Иртыш, Ока, «Юный натуралист», рыба, озеро, речка, птица, «Природа и человек».

   

   - Какие существительные только что прозвучали?

   - В каком и в чьём стихотворении встречаются существительные «мороз и солнце»? Если вспомнили, хором прочитаем одну строфу.

   - Кто написал повесть «Васюткино озеро»?

   - Специалист, изучающий птиц.  

   - Какие планеты вы знаете?                                                      

  - Какие ещё бывают имена существительные? Ваши примеры. Закрепляем ваш ответ, используя сигнальные карточки.              

         Воробей, ландыш, колокольчик, орешник, комар, осень, собака, сад, муха, червяк, черешня, черепаха, улитка, ива.

   - Какие неодушевлённые существительные прозвучали? А какие одушевлённые? Как будет черепаха по – чувашски? Сколько лет она живёт? Как звали черепаху в сказке «Золотой ключик»?

   - Вспомните пословицу, где имеется слово «воробей». Как вы понимаете смысл данной пословицы?

   - К какому роду относятся имена существительные? Ваши примеры. Есть ли категория рода в чувашском языке? А в английском языке?

                                  Игра «В три колонки».

  -  Я читаю существительные на родном языке, вы должны перевести их на русский язык, определить род и распределить по колонкам.

                     

                        М                                       Ж                                   С

                     юман                                 ката                               хĕвел

                     улатакка                           кайăк                             йăва

                     утмăл турат                      хурăн                            çăмарта

                     çăкалăх                             лăсă                               уй – хир

                     вăрман                             турат                              йывăç                                        

                                         

  -   Сколько склонений у имён существительных? Ваши примеры.

                                         

                                       

1) Цифровой диктант.

         Баран, овца, метель, снег, ольха, ночь, звезда, месяц, рожь,

       роза, глушь, осинник.                                                                                              

                                        2) Игра «Не спутай кармашки».

  - А теперь вам такое задание. Я буду показывать предметы. Они встречались нам в литературных произведениях. Вы должны вспомнить название произведения, его автора, а потом определить род и склонение этого существительного.

                         Яблоко, гриб, орешек, лебедь, ветка черёмухи.

                                        Песня «Улыбка»

  - И на этой радостной ноте мы и завершим свой урок. И пусть каждый ваш урок начинается только с улыбки. Славно мы с вами сегодня потрудились. А теперь настала пора оценить свою работу. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя существительное как часть речи

На уроке в игровой форме можно обобщить знания об имени существительном. Используются разные формы групповой, индивидуальной и фронтальной работы.      ...

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"

Представлен подробный  конспект  вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...

Русские ремесла. Имя существительное как часть речи. 6 класс

"Имя существительное как чать речи".  Урок повторения и обобщения изученного по теме. В ходе урока систематизируюися знание о морфологических особенностях существительных, отрабатываются основные...

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе...

Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....