Урок русского языка "Осень в звуках и красках".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Емельянова Надежда Геннадьевна

Подготовка к сочинению «Волшебные краски осени».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok20osen20v20zvukakh20i20kraskakh1.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Осень в звуках и красках. 

           Подготовка к сочинению «Волшебные краски осени».

Класс: 7-б.

Цели и задачи урока:

Обучающая :

 - формирование умения строить речь в определённой композиционной форме;

-  подготовить учащихся к написанию сочинения на тему «Волшебные краски осени».

Развивающая :

  - обогащать лексический запас учащихся новыми словами;

  - развивать связную речь, логическое мышление;

  - формировать коммуникативные умения;

  - совершенствовать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группах.

Воспитательная:

  - способствовать воспитанию индивидуальных творческих способностей учащихся;

  - способствовать созданию ситуации успеха для каждого ученика;

  - познакомить учащихся с репродукциями картин русских художников.

Речевое развитие:

  -  формирование умения анализировать, устанавливать причинно – следственные связи;

  -  развивать умение аргументировать и доказывать своё мнение.

Оборудование урока:

   -  репродукции картин осени русских художников;

  -  стихотворения об осени русских поэтов;

  -  музыка П.И. Чайковского «Времена года».

                     Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. В тетрадях записывается число, тема урока.

В ходе подготовки к сочинению мы познакомимся со стихотворениями русских поэтов; с репродукциями картин русских художников, будем формировать умение строить речь в определённой композиционной форме.

 Вступительное слово учителя:

- Ребята, сегодня у нас не просто урок – у нас урок прощания с осенью.

Представим себе осень. При слове «осень» у каждого возникает свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень – когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя, - когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зелёных до пурпурных. Красный, жёлтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое – где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой.

У многих поэтов осень тоже была любимым временем года.

  -Прослушайте, насколько разнообразной, необычной видели осень русские поэты. (Под музыку Чайковского П.И. учащимися читаются стихи.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы.

И отдалённые седой зимы угрозы.

А.С. Пушкин.

***    ***     ***

Есть в осени первоначальной

Короткая,  но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны  вечера…

Пустеет  воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Ф. Тютчев.

Иван Бунин

Листопад.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над  светлою  поляной.

Берёзы  жёлтою  резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки,  ёлочки темнеют,

А между клёнами  синеют,

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем  свой…

Константин  Бальмонт

Осень.

Поспевает  брусника.

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся

И заплачет спросонья.


- В тех стихах, которые прочитали нам ребята, осень торжественно – печальна и величаво – красива.

- А сейчас давайте обратимся к репродукциям картин Левитана, Васнецова, Яблонской, Осенева.

- какое настроение у вас вызывает ранняя осень (золотая)? (Спокойное, радостное).

- А какое настроение вызывает у вас поздняя осень, когда начинаются дожди, слякоть? (уныние, одиночество, печаль).

Учитель: все мы любим осень. Я думаю, что , наверно, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России.

III. – А сейчас приступил к составлению плана сочинения. Из скольки частей будет состоять план? (из 3-х частей).

1 часть – вступление.

- О чём нужно написать во вступлении?

(о том, что наступила осень…)

- Какой вы видите осень? Подберите определения.

(золотая, красавица, дивная, славная, очаровательная, печальная,  дождливая, хмурая, чародейка).

     2   часть-  основная.

  • О чём мы должны написать в основной части сочинения?

(должны описать красоту осени, осеннюю природу).

  • А когда мы будем описывать осеннюю природу – будем фантазировать? ( Да. Фантазия поможет нам в раскрытии темы).
  • Озаглавьте основную часть сочинения.

(Осенняя фантазия. Осенняя зарисовка. Осенняя сказка.)

-Мы должны представить себе осень так, как мы её видим, чувствуем, понимаем. Передать, как меняется природа осенью.

Какое чудо мы можем наблюдать с приходом осени?

(Как осень без красок и без кисти разукрасила все листья, соткала яркий разноцветный ковёр на земле, укрыла её тёплым лоскутным одеялом).

Какие листья вы видели осенью?

     ( Красные, жёлтые, бурые, золотистые, жёлто – зелёные, пятнистые, пурпурные, пёстрые, оранжевые, багряные, бронзовые, лиловые, пунцовые).

      А как называется такое явление в природе, когда падают листья?

       ( такое явление называется листопадом.)

С чем можно сравнить листопад?

       ( листопад можно сравнить с золотым дождём).

 

    -  Листья падают. А какие ещё слова, называющие действия, мы будем использовать в своей работе?

      (Они не просто падают, а кружатся, летят, качаются на паутинках, скачут, плывут, шумит на деревьях золотой дождь).

   - А если прислушаться, что можно услышать осенью?

  (как листья скребутся, шелестят,  шуршат под ногами).

-  Гуляя в парке или в лесу, мы наблюдаем и за деревьями. На какие деревья мы обращаем внимание?

Рябина, словно девушка, вся в красных бусах и серьгах.

Осина - превращается в ослепительную красавицу. Листья, как фонарики, малиновые, огненно – красные, лимонно – жёлтые.

Берёзки словно в золоте.

Клён роняет листья, будто оранжевые звёзды.

-Но неизменно зелёными остаются какие деревья?

(Сосна и ель, ничего в их жизни не изменилось. Они по – прежнему зелёные . Но деревья их не забывают, дарят им подарки, осыпая их красивыми листьями).

-Как можно назвать ту часть плана, в которой мы будем рассказывать о листьях, о деревьях?

   * Деревья в осеннем наряде.

  * Осенний ковёр.

 *  Осень – художница.

-Но мы говорим о разной осени. Когда наступает осень, природа грустит, ждёт прихода зимы. Когда нам становится грустно?

(Нам становится грустно, когда прячется солнце, небо покрывается тёмными свинцовыми тучами, идёт дождь; когда меняется погода и нельзя погулять, поиграть в футбол).

- За осенними дождями выпадает первый снег. Похожи ли осенние дожди

на летние? Каковы осенние дожди?

 ( Нет, осенний дождь – моросящий, холодный, нудный : идёт не переставая, становится скучно)

- Да, в такое время под ногами слякоть, небо свинцовое, его заволокли тучи, моросит холодный , нудный дождик, дует сильный ветер).

           

     

     Ветер тучи гонит, ветер в трубах стонет,

    Дождь косой, холодный, по стеклу стучит.

   На дорогах лужи морщатся от стужи,

  Под навесом прячутся грустные грачи.

                                           Г. Ладонщиков.        

-И хорошо , что осень в конце концов пройдёт, наступит зима.

Мы говорим о том, что осенью не всегда светит солнышко. Осенью часто бывают дожди, и нам от этого становится грустно. Грустит и природа в ожидании нового художника. Даже после листопада деревья красивы, тихи, задумчивы, величавы.

-Как можно назвать эту часть плана?

(природа ждёт нового художника).

-Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как вы его закончите? Как осень влияет на ваше настроение?

- За что вы любите это время года?

(* за красоту, необыкновенную прелесть;

* за то, что осень дарит нам много радости;

* за то, как хорошо в осеннем лесу;

* за то, что много грибов.)

-Значит, в заключении мы будем говорить о ваших впечатлениях об осени.

(Это будет 3 часть плана).

- А я люблю осень, когда наступает «бабье лето», когда можно побродить по парку, по лесу, пошуршать листьями, подумать, помечтать.

        Осень. Спокойное время года.

              Листья уносит ветер вдаль.

              Всё замирает в природе,

              Лишь остаётся печаль.

IV. Итоги урока.

      - Итак, подведём итоги урока.

Каждый по – своему видит осень, поэтому сочинения будут разные: каждый будет писать то, что ему самому нравится в осеннем пейзаже. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, нужно добиваться связности в изложении, правильности построения предложений, грамотного написания.

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5 классе на тему "Звуки и краски зимы"

Цель данного урока заключается в следующем: представить взаимосвязь двух видов искусства: музыки и живописи посредством воплощения ими одного...

Урок музыки в 5-ом классе «Небесное и земное в звуках и красках»

Урок разработан по программе Г. П. Сергеевой , Е. Д. Критской, является 2 урокос в разделе II "Музыка и изобразительное искусство"...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (русский язык + литературное чтение + ИЗО + технология). ТЕМА: Весна в словах, красках и звуках.

Волшебные превращения происходят в природе. С большим интересом и любовью наблюдают люди за ними. Эти, поистине волшебные, представления вдохновляли поэтов и художников всех времен. ...

открытый урок Небесное и земное в звуках и красках 5 кл

Вокруг нас издается множество звуков. Этих звуков мы разделяем на две группы. Звуки бывают музыкальные и шумовые....

Урок музыки по теме "Небесное и земное в звуках и красках" и презентация

К  учебнику 5 класса Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской....

урок музыки 5 класс "Небесное и земное в звуках и красках"

Проект урока музыки в 5 классе 3 четверть по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Тема "Небесное и земное в звуках и красках"....

Разработка урока музыки «Небесное и земное в звуках и красках»

           [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15324450","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"173","width":"231"}}]]  Р...