Урок музыки в 5 классе на тему "Звуки и краски зимы"
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Чуприна Анжелика Николаевна

   Цель данного урока заключается в следующем: представить взаимосвязь двух видов искусства: музыки и живописи посредством воплощения ими одного            и того же жизненного содержания.

   Известно, что красота природы, смена времён года, а каждое из них – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для музыкантов, художников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx30.11 КБ
Файл samoanaliz_otkrytogo_uroka.docx19.91 КБ
Файл list_samokontrolya.docx12.96 КБ
Файл list_samokontrolya_2.docx12.6 КБ
Файл viktoriny.docx13.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

5 класс III четверть

Тема урока: «Звуки и краски зимы».

Цель: Раскрыть взаимосвязь музыки и живописи посредством образного восприятия мира.

Задачи:

  1. Показать учащимся, как музыка и живопись по-своему и независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание.
  2. Развивать у учащихся образное мышление путём активизации воображения; развивать музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку; совершенствовать певческие навыки.
  3. Воспитывать у учащихся музыкальный вкус, любовь к классической музыке; повышать уровень их музыкальной культуры.

Тип урока: интегрированный.

Оборудование: фортепиано, мультимедиа комплекс, музыкальный центр.

Музыкальный репертуар:

П.И. Чайковский. «Святки». Декабрь.

                                     «У камелька». Январь.

                                     «Масленица». Февраль (из цикла «Времена года»).

А. Вивальди. Зима (из цикла «Времена года»).

Г.В. Свиридов. Зимняя дорога (из Музыки к драме "Метель")

Зрительный ряд: презентация.

Ход урока.

                                                           На музыкальном языке живописать –

                                                            значит звуками будить в наше сердце

                                                                               те или иные воспоминания, а в нашем уме                                                                                                                                                  

                        те или иные образы.

                         Оноре де Бальзак

  1. Организационный момент.

Звучит музыка. Учащиеся входят и выбирают жетоны для того, чтобы разделиться                      на 2 группы: знатоки музыки и знатоки живописи.

Учитель: Сегодня мы проведём заседание Клуба знатоков. Займите, пожалуйста, свои места в соответствии с выбранными жетонами.

                                                Слайд 1 «Звуки и краски зимы». Эпиграф.

Учитель: Обратите внимание на тему нашего сегодняшнего заседания «Звуки и краски зимы». Какой смысл заложен в этой фразе?

Ученики: Музыку можно не только услышать, но и увидеть.

Учитель: В ходе нашего занятия мы постараемся убедиться в том, как в двух видах искусства: музыке и живописи средствами, присущими только им, изображена русская зима.

Учитель: Итак, мы начинаем. Заседание Клуба знатоков мы проведём                                  в несколько этапов.

  1. Работа по теме урока.

1 этап. «Разминка».

Слайды 2,3 «Разминка»

Учитель: На этом  этапе команды друг другу задают по 10 вопросов из соответствующей области искусства. Для этого используются листы с вопросами викторины. Вопросы необходимо задавать по порядку. Правильные ответы вы увидите на экране. Фиксировать свои ответы вам нужно на листах самоконтроля знаками «+» или «-»

Вопросы знатокам музыки (Приложение 1)

     Вопросы знатокам живописи (Приложение 2)

                                                           Слайд 4  «Творческий»

  2 этап. «Творческий».

Звучит стихотворение на фоне музыки («У камелька» П.И. Чайковского).

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Учитель: Задание знатокам музыки. Прослушайте 3 музыкальных фрагмента и назовите  музыкальные  произведения и их авторов в том порядке, в котором они прозвучат.

                                            Слайд 5. Звучат фрагменты музыкальной викторины.

        Дети отвечают.

                                             Слайд 6. Правильный ответ.

 Учитель: Что объединяет все эти произведения?                                         

Ученики: Все они посвящены зиме.

Учитель: Какие чувства вызывает у вас музыка, посвящённая зиме? Какие образы навевает? Я предлагаю вам охарактеризовать эти музыкальные произведения.                                                       

                                               Работают обе команды.

Учитель: Какие возможности музыкальной речи композиторы использовали для создания этих музыкальных «картин»?

Ученики: Разнообразные музыкальные краски: тембровые, регистровые, ладовые, ритмические, динамические.

Учитель: А теперь задание для знатоков живописи. Обратите внимание на репродукции картин известных русских художников. Вспомните их названия и фамилии художников.

 Слайд 7. Зимние  пейзажи русских художников.

                                                                             Дети отвечают.

                                                  Слайд 8. Правильный ответ.

Учитель: Что объединяет эти полотна? Попробуйте раскрыть те чувства, которые вызывают у вас данные картины.

Ученики: На них изображена зимняя природа?

Учитель: Как каждый художник представил свой зимний пейзаж?

Работают обе команды. Описание репродукций картин.

Учитель: Какими средствами композитор создаёт эти живописные образы?

Ученик: Разнообразием красок, цвета и света.

Учитель: Таким образом, мы убедились в том, что наш русская зима на всех этих полотнах представлена по-разному. И, несомненно, как одно из прекрасных времён года, вдохновляла композиторов и художников на создание своих произведений.

Учитель: В двух разных видах искусства: музыке и живописи мы наблюдаем общие черты, с помощью которых композиторы и художники передают жизненное содержание, выражают определённые чувства. Во-первых, это жанровое сходство. Какой жанр в живописи посвящён изображению природы?

Ученики: Пейзаж.

Учитель: В музыке тоже есть пейзаж. Что же представляет собой «музыкальный пейзаж»? Запишите в тетради толкование этого термина.

М у з ы к а л ь н ы й   п е й з а ж – это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными возможностями музыкального языка.

                                                                                Слайд 9.

Учитель: Это значит, что музыка владеет своеобразными художественными средствами (красками) – тембровыми, регистровыми, ладовыми, ритмическими, динамическими, с помощью которых изображает жизнь.

   Мы также наблюдаем сходство в словесной характеристике музыкальных и художественных произведений. Например: «героические образы живописи и музыки», «картины спокойной, мирной природы и умиротворённый лирический характер музыки».

   А в чём же различие в передаче даже сходных настроений?

Ученики: Композитор и художник раскрывают те или иные чувства средствами, присущими только их виду искусства.

Физкультминутка. 

3 этап. «Практический».

Учитель: На данном этапе вам нужно ответить на вопрос темы III четверти                 «Можем ли мы увидеть музыку?»

Слайд 10.

Для вас прозвучит фрагмент незнакомого музыкального произведения.                            Вам необходимо создать словесную картину прозвучавшего фрагмента. Какие средства выразительности помогли композитору передать настроение «увиденной» вами картины?

Слайд 11. Звучит фрагмент

Ответы детей.

Учитель: Посмотрите на зимние пейзажи современного художника. Созвучны ли настроения этих картин характеру прозвучавшей музыки? Чем именно?

Слайд 12.

Ответы детей.

Я согласна с вами, что настроения этих картин  и сочинения Г.В. Свиридова «Зимняя дорога» очень близки. Это ещё раз подтверждает тот факт, что музыку и живопись объединяет сходство настроений, но воплощённых композиторами и художниками разными средствами.

Слайд 13. Портрет Г.В. Свиридова.

Учитель:  Что же значит «увидеть музыку»?

Слайд 14. Вывод.

Вывод. Музыка может вызывать в нашем представлении живописные образы, картины.  Для этого композитор использует изобразительные средства музыки.

  1. Вокальная работа.

Учитель: Ребята, а для кого из вас зима – любимое время года? Чем же она вас привлекает?

Ответы детей.

А что связывает разученную нами песню «Эх, зима» с темой нашего урока?

Ученики: Это тоже музыкальный пейзаж.

Учитель: Сегодня мы будем работать над выразительностью  исполнения этой песни.

  1. Распевание:
  1. звукоряд до-соль вверх, вниз;
  2. «Звуки музыки».
  1. Работа над песней.

Трудность исполнения песни: быстрый темп, мелкая артикуляция, чёткое проговаривание повторяющихся слов, точное исполнение синкопы в мелодии.

Слайд 15. Текст  песни.

  1. Итог урока.

Учитель: Чем вам запомнился сегодняшний урок? Что вы для себя нового усвоили?

Ученики: Взаимосвязь музыки и живописи передаётся через образное восприятие мира. Таким образом, композитор и художник могут выражать сходные чувства, но разными средствами.

Слайд 16. Итог урока.

Учитель: Каждый человек в душе – художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают свои музыкальные картины и образы, а художники – свои, но они очень близки порой по настроению друг к другу.                                               Поэтому, можно увидеть музыку и услышать живопись. От природы у каждого человека есть внутренний слух и внутреннее зрение, их только нужно развивать.

Домашнее задание. Подумать, какие ещё сходные жанры есть в музыке и живописи и в чём их своеобразие.

Подведение итогов. Оценивание работы детей.



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ   УРОКА   МУЗЫКИ

5 класс III четверть «Звуки и краски зимы»

   Замысел данного урока заключался в следующем: представить взаимосвязь двух видов искусства: музыки и живописи посредством воплощения ими одного и того же жизненного содержания.

   Известно, что красота природы, смена времён года, а каждое из них – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для музыкантов, художников.

Учитывая текущее время года, в музыкальных произведениях и живописных полотнах, использованных на уроке, была представлена именно зима.

   Данный урок является очередным в теме III четверти «Можем ли мы увидеть музыку?» и ведущим в серии уроков, раскрывающим взаимосвязь музыки и живописи.

   Продолжая логику предыдущих уроков, данный урок посвящён закреплению изученного и дальнейшему развитию темы на последующих уроках. Кроме того, этот урок направлен на интеграцию с уроком ИЗО.

    При подготовке материалов к уроку были учтены программные требования, образовательные стандарты, а также стратегия развития школы, один из этапов которой предусматривает  использование ИКТ в образовательном процессе.

   Специфика данного урока отражена в использовании мультимедиа комплекса, как средства активизации познавательной деятельности учащихся.

   Нетрадиционная форма урока – заседание Клуба знатоков даёт возможность использовать систему приёмов, позволяющих включать в работу большинство учащихся.

   При подготовке к уроку мной были учтены особенности учащихся данного класса. Хочется отметить, что эти дети эмоционально отзывчивые, любят искать ответы на непростые вопросы. Иногда настолько увлекаясь, что желание высказать свою точку зрения бывает сильнее, чем необходимость проявлять терпение и выдержку, когда отвечают свои одноклассники.

   По развитию аналитического мышления я бы выделила в классе 9-10 ребят, которые владеют навыками сравнения, обобщения, и 5-6 учащихся, которые могут использовать элементы анализа, обобщённого переноса знаний.

   Главные задачи, решаемые в ходе урока, я сформулировала следующим образом:

  1. Показать учащимся, как музыка и живопись по-своему и независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание.
  2. Развивать у учащихся образное мышление путём активизации воображения; развивать музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку; совершенствовать певческие навыки.
  3. Воспитывать у учащихся музыкальный вкус, любовь к классической музыке; повышать уровень их музыкальной культуры.

   Несмотря на специфику формы урока, была соблюдена структура урока музыки. Причём на каждом этапе урока решались дидактические задачи, направленные на оптимальное усвоение материала.

   Таким образом, чётко организованное начало урока способствовало полной готовности учащихся к быстрому включению в деловой ритм.

   На этапе проверки выполнения домашнего задания (викторины «О живописи», «О музыке») оптимально сочетались методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

   Усвоение нового материала было подкреплено готовностью учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе полученных ранее опорных знаний.

   Закрепление знаний основывалось на самостоятельной деятельности учащихся, требующей применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

   Обобщение и систематизация знаний было подчинено выявлению межпредметных связей.

   И, наконец, при подведении итогов урока был дан анализ и оценка успешности достижения цели, а также намечена перспектива последующей работы.

   В ходе урока были использованы общепедагогические методы обучения и воспитания, но с учётом специфики предмета. Основу составили методы формирования познавательного интереса, которые обеспечили возникновение положительных эмоций учащихся по отношению к содержанию деятельности на уроке.

   Метод сравнения был представлен в виде:         

1)    выявления сходства и различия музыкального материала;         

2)    соотнесения музыкального материала с конкретными жизненными

явлениями;

3)    сопоставления содержания двух видов искусства: музыки и живописи.

   Метод наглядно-слухового показа применялся через демонстрацию музыкальных произведений, а словесный метод посредством перевода художественно-образного содержания музыки в словесную форму.

   Для проведения урока были созданы социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные и эстетические условия с целью реализации развивающих возможностей урока в плане формирования активной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов учащихся.

   Считаю, что в ходе урока удалось:

  1. решить на необходимом уровне поставленные задачи и соответствующие им результаты обучения;
  2. избежать перегрузки и переутомления учащихся;
  3. сохранить и развить мотивацию учения, настроения и самочувствия детей.

   Общая оценка урока положительная. Но наряду с успехами проведённого урока, я хотела бы отметить, что не полностью удалось использовать его резервные возможности. Считаю, что можно было бы расширить зрительный ряд большим количеством представленных репродукций картин, увеличить количество музыкальных фрагментов для прослушивания с тем, чтобы расширить кругозор детей, показать насколько разнообразен спектр чувств и настроений, переданных композиторами и художниками.

   В будущем необходима систематическая работа по формированию                             у учащихся умения вычленять ведущие идеи в материале урока, а также применять знания в различных ситуациях и приобретать  с помощью имеющихся новые знания.



Предварительный просмотр:

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Разминка

Номер вопроса

Отметка правильности

выбора ответа («+» или «-»)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Творческий

Номер картины

Фамилия художника

Название картины

1

2

3

  1. Практический

Словесная «картина» музыкального фрагмента («+»)

    1          2          3          4          5        6        7           8        9          10



Предварительный просмотр:

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Разминка

Номер вопроса

Отметка правильности

выбора ответа («+» или «-»)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Творческий

Номер фрагмента

Фамилия композитора

Название музыкального произведения

1

2

3

  1. Практический

Словесная «картина» музыкального фрагмента («+»)

        1           2            3                4         5            6               7                  8            9         10  



Предварительный просмотр:

Викторина «О музыке»

  1. Как называется музыка, которую исполняют только                на инструментах без участия голоса.
  2. Какую музыку называют вокальной.
  3. Как называется большой коллектив музыкантов – инструменталистов.
  4. Какое слово по-итальянски означает «труд», «сочинение»?
  5. Как называлась первая опера? Кто её автор?
  6. Что является основой балета?
  7. Как называется ансамбль из четырёх музыкантов?
  8. Как называется небольшой переносной орган                                        с механизированным звукоизвлечением?
  9. Какой музыкальный жанр является древнейшим?
  10. Какую, известную во многих странах мира, симфоническую сказку для детей сочинил                                С.С. Прокофьев?

Викторина «О живописи»

  1. Назовите известные вам жанры живописи.
  2. Что такое автопортрет?
  3. Как называется небольшая доска, на которой художник смешивает краски?
  4. Какие три цвета в живописи называются основными?
  5. Название какого, необходимого в живописи предмета, переводится как «чёрный камень»?
  6. Собрание произведений искусства, место для их экспонирования?
  7. Кто является автором известной картины «Богатыри»?
  8. Как называется подготовительный набросок более крупной живописной работы?
  9. Какие цвета называют тёплыми?
  10. Название какого жанра живописи переводится                    с французского как «мёртвая натура»?