Урок русского языка в 7 классе "Разряды наречий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Федосеева Светлана Валерьевна

Конспект урока с раздаточным материалом и электронными ресурсами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razryady_narechiy.rar232.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Тема урока: Разряды наречий

Дата проведения 22.11.2012

Учитель Федосеева С.В.

Цели урока:

  1. уточнить знания детей о наречии, их отличие от других частей речи;
  2. отработать умение определять разряды наречий по значению;
  3. грамотно применять наречия в речи;
  4. продолжать развивать устную и письменную речь;
  5. обогащать словарный запас учащихся.

Содержание урока

1.Организационный момент

Давайте поприветствуем, друг друга и подарим  свои улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное - это доброе начало. Проверьте осанку. Помните:  люди с правильной осанкой всегда хорошо выглядят, они подтянуты, стройны, аккуратны.

2.Сообщение темы и цели. Игра «Составь слово»

  1. Четвертая буква в слове кузНец
  2. Эта буква пишется в корне слова прилАгательное
  3. Этой буквы нет в японском языке, поэтому они говорят: «глоза, лис, ладуга, лыба» - Р 
  4. Эта буква пишется в окончании слова  в деревнЕ
  5. Первая мягкая шипящая буква в русском алфавите – Ч
  6. Эта буква пишется в корне слова собИрались  
  7. Эта буква пишется в окончании слова борЕтся

- Какое слово у вас получилось? Правильно, наречие. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой части речи. А для начала небольшая ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ

  • К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие? (к самостоятельным)
  • Что наречие обозначает? (признак действия, признак другого признака)
  • Вопросы? (Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? И др.)
  • Главный морфологический признак? (неизменяемость)
  • Каким словам чаще всего примыкает наречие? (к глаголу)
  • Синтаксическая роль? (обстоятельство)

3.Устная работа

Учитель: Послушайте стихотворение и подсчитайте, сколько наречий употреблено в тексте (13 наречий)

Не заслуга быть белым,

Не достоинство – русым,

Очень трудно быть смелым,

Очень просто быть трусом.

Кто не предал России

Ради собственной славы,

Знает: трудно быть смелым,

Знает: просто быть слабым.

Знает: трудно жить крупно,

Проще – жить осторожно.

Добрым – сложно и трудно,

А недобрым – несложно.

Учитель: Прошу проверить себя (раздаточный материал)

Учитель: Как вы думаете, почему эти предложения записаны попарно?

В дали голубой замелькал парус.

Вдали послышался шум.

В начале лета было жарко.

Вначале разговор не клеился.

С начала весны установилась солнечная  погода.

Сначала надо выучить правило.

 Я шел на встречу с писателем.

Я шел навстречу ветру.

 Учитель: Что нужно знать и о чем помнить, чтобы отличить наречие от похожих на них слов?

Учитель: Как называются слова   одинаково звучащие, но разные по значению?  (омонимы)   

  1. 4. Исследовательская работа. Актуализация нового материала

Учитель: По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас попробуете догадаться сами.

(Учащиеся работают с таблицей. Они самостоятельно формулируют вопросы к наречиям, представленным в третьем столбике, записывают их и пробуют догадаться, к какому разряду могут относиться эти наречия).

Разряд

Вопросы

Примеры

Наречия места

Где? Куда? Откуда?

Внизу, направо, издалека

Наречия времени

Когда? Как долго?

Утром, допоздна, завтра

Наречия причины

Почему? По какой причине? Отчего?

Сгоряча, впопыхах, сослепу

Наречия цели

Зачем? С какой целью? Для чего?

Назло, нарочно, специально

Наречия образа действия

Как? Каким образом?

Громко, быстро, шёпотом

Наречия меры и степени

Насколько? В какой степени? Сколько?

Очень, слишком, чересчур

Результат самостоятельной работы заполненная схема.

Физкультминутка. Игра  “Волшебный мячик”. 

- От глагола бежать один учащийся задаёт вопрос, кидает мячик, другой учащийся ловит мяч и  отвечает на вопрос (ответ-наречие), затем он задаёт следующему учащемуся другой вопрос наречия и т. д.

  • Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.
  • Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.
  • Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.
  • Бежать (откуда?) издалека.
  • Бежать (как?) быстро, медленно.
  • Бежать (зачем?) специально.
  • Бежать (почему?) с перепугу, со страха.

5. Упражнения на закрепление

Учитель: Разряд наречия – это и есть его постоянный морфологический признак. Ученые лингвисты отмечают, что наречий образа действия и меры  и степени примерно 6 тысяч и их количество активно пополняется. А остальные группы включают чуть более 260 слов и их число почти не растет.

А теперь вы самостоятельно попробуете определить разряд наречий, но прежде вы должны заменить фразеологический оборот наречием.

Фразеологизм

Наречие

Разряд

Положа руку на сердце

честно

Образа действия

У чёрта на куличках

далеко

наречие места

Битый час

долго

наречие времени

Бок о бок

рядом

наречие места

Душа в душу

дружно

наречие образа действия

Кот наплакал

мало

наречие меры и степени

Ни свет ни заря

рано

наречие времени

Рукой подать

близко

наречие места

Черепашьим шагом

медленно

наречие образа действия

Учитель: А сейчас пододвиньте к себе ноутбуки и выполните предложенное задание. (учащиеся работают с электронным модулем, учитель проверяет правильность выполнения).

Ещё одно творческое задание поможет вам лучше запомнить разряды наречий. У вас на столах есть карточки с русскими пословицами, но в них не хватает слов. Заполните, пожалуйста, карточки в соответствии с заданными вопросами. (проверка результатов индивидуальная и совместная)

  1. На одного сердит, а на другого (как?) косо глядит.
  2. Радости (как долго?) быстро забываются, а печали никогда.
  3. Не откладывай на завтра то, что можно сделать (когда?) сегодня.
  4.  (где?) Дома и стены помогают.
  5. Едет не скоро, да (как?) споро.
  6. Все (с какой целью?) назло да наперекор, да людям в укор.
  7. На одном полозе (куда?) далеко не уедешь.

Учитель: Что нового мы узнали сегодня про наречие? За работу на уроке получают оценки следующие учащиеся…

Домашнее задание - §14 упр.206


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Наречие"

Урок русского языка по теме "Наречие"...

Урок русского языка по теме: "Наречие", 4 класс.

Конспект урока по русскому языку по теме "Наречие".  УМК "Школа России". учебник  и рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс, часть 1, автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.Целевые устано...

Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка по теме "Наречие"

Упражнения для выявления уровня знаний учащихся по теме "Наречие"....

Урок русского языка "Не с наречиями на о и е"

Тема.  Не с наречиями на о и е.Цель:  показать условия написания не с наречиями на о и е;Сопоставить данное правило с правилами написания не с другими частями речи.Знать: правило напис...

Методическая разработка использования интерактивной доски на уроках русского языка по теме "Наречие" в 7 классе

Материал может быть использован как на отдельно взятом уроке по теме «Наречие», так и на нескольких уроках по данной теме. Он включает в себя три раздела: сведения о наречии как части речи, правописан...

Карточки к урокам русского языка по теме "Наречие"

Индивидуальные задания по теме "Наречие". 7 класс....

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Вашему вниманию предлагается разработка урока русского языка в 7 классе и презентация  по теме "Наречие как часть речи". Форма проведения урока-  лингвистический журнал. Нестандартное решени...